Работа с текстом ,как с источником информации

Автор: Kислицына Татьяна Геннадьевн

Методы работы с текстом, как с источником информации

К сожалению, наши учащиеся часто не воспринимают информацию, которую несет текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Работа с текстом позволяет: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания,  выделять существенную информацию,  устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков,  строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта,  сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям.

Рассмотрим некоторые методы работы с текстом:

Упражнение 1. «Самое главное»  

Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте этот текст одним словом (словосочетанием), характеризующим тему текста. Затем охарактеризуйте данный материал одной фразой (предложением). И, наконец, найдите в тексте «секрет», особенность, то, без чего он был бы лишен смысла.

    Эффекты, полученные при реализации упражнения:

1.                 Понимание текста

2.                 Выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку

3.                 Выделение главного и второстепенного

4.                 Умение переформулировать текст

5.                 Развитие речи

6.                 Умение аргументировать.

Например, текст по теме «Виды электромагнитных излучений»:

Мобильный, или сотовый, телефон - это миниатюрная  комбинация телефона, радиоприемника и радиопередатчика, ставшая возможной только благодаря достижениям современной физики.

Главное преимущество такого телефона состоит в том, что он  поддерживает постоянную радиотелефонную связь при перемещении абонента в пределах так называемой «зоны покрытия».

Вся зона покрытия разделена на ячейки, называемые также  «сотами»  (отсюда и название телефона). В каждой ячейке имеется свои приемник-передатчик (их антенны устанавливают на телебашнях, высоких зданиях и на специально построенных вышках). Включенный сотовый телефон автоматически через определенный промежуток времени посылает сигналы поддерживая радиосвязь с ближайшим приемником-передатчиком, который предоставляет ему один из свободных каналов

При перемещении мобильного телефона из одной ячейки в другую он автоматически переключается на свободный канал ближайшего приемника-передатчика.

Итоги выполнения упражнения: (см. табл. 2)

                                                                                                            Таблица  2

№ п/п

Задание

Результат выполнения задания

1

Озаглавьте текст

 Сотовый телефон

2

Охарактеризуйте материал текста

Данный текст раскрывает принцип работы мобильного (сотового) телефона.

3

«секрет» текста

Главное преимущество такого телефона состоит в том, что он  поддерживает постоянную радиотелефонную связь при перемещении абонента в пределах так называемой «зоны покрытия».

 

Упражнение  2.  «Смысловой анализ абзаца»

Даю возможность учащимся составлять план к тексту, а также задавать вопросы к отдельным абзацам.  На уроке по теме «Ультразвук и его использование в медицине» учащимся предлагаю следующие задания:

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите информативные центры в абзацах. Сформулируйте и запишите вопросы к ним.

Звуки, которые мы не слышим

Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим. Хорошо известен пример летучих мышей, имеющих ультразвуковой локатор: посылая и ловя отраженные от стен и веток деревьев ультразвуковые волны, летучие мыши легко огибают препятствия в кромешной мгле.

Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами. Многие слышали о четырехглазых рыбах, но, наверное, менее известно, что, например, у кузнечика уши расположены…на его широко расставленных ногах.

Инженеры и изобретатели наших дней нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение. Инфразвук оказался очень удобен для дальней подводной связи, для быстрого обнаружения препятствий под водой. Ультразвук очень хорошо очищает поверхность любых кристаллов от мельчайших загрязнений, дробит руду, видит скрытые раковины и дефекты в кристаллах и сплавах, проникает сквозь ткани человеческого тела, помогает получать объемное изображение внутренних органов человека. Ультразвуку в этом идет навстречу само строение человеческого организма – границы между сосудами и кровью, между опухолью и нормальной тканью по –разному отражают ультразвук, позволяя заметить тонкие изменения в структуре и расположении внутренних органов. При этом ультразвук совершенно безвреден для человеческого организма.

У всевидящего рентгеновского излучения, которым злоупотреблять нельзя, появился друг – соперник. Ультразвуковые анализы врач может делать без всяких последствий для здоровья больного несколько раз в день.

После окончания работы с текстом учащимся предлагаю еще одно задание.

Задание 2. Составленные вами вопросы являются вопросным планом к данному тексту. Сравните ваш план  с предлагаемым ниже:

1)      Какими звуками пользуются многие животные и птицы?

2)      Какими приборами наделяет свои создания природа?

3)      Какое применение ультразвуку и инфразвуку нашли инженеры и изобретатели в наши дни?

4)      Какой друг – соперник появился у рентгеновского излучения?

Я считаю, что форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей.

Составление плана – трудный процесс. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

Задание 3. Сравните назывной и тезисный план к тексту

Назывной план

Тезисный план

1. Использование животными и птицами неслышимых звуков

1.Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим

2.Приборы, созданные природой

2.Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами

3.Применение ультразвука и инфразвука в наши дни

Инженеры и изобретатели нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение

4.Друг – соперник рентгеновского излучения

4.У рентгеновского излучения появился друг - соперник

Задание 4. Попытайтесь преобразовать составленный вами вопросный план в назывной.

План  помогает определить также избыточную или недостающую информацию. Он может стать основой перераспределения нескольких текстов.

Упражнение  3.  «Работа с текстом и выбор варианта возможного ответа»

Такую работу с текстом я использую при закреплении материала. Приведу пример по теме «Электродинамика», «Постоянный электрический ток».

Текст №1

Для того, чтобы поддерживать постоянный электрический ток в цепи,  необходим источник сторонних сил, который бы поддерживал в цепи постоянное напряжение. Если во внешней цепи заряды перемещаются под действием электрического поля, то внутри источника заряды должны перемещаться против сил поля. Поэтому эти силы должны иметь неэлектростатическую природу. Они могут быть механическими, как в электрофорной машине, химическими, как в гальваническом элементе, магнитными, как генератор тока.

Дайте определение сторонних сил.

1)      это химические силы

2)      это силы, имеющие электростатическую природу

3)      это электрические силы

4)      это химические, механические и магнитные силы

Текст №2

Предположение о том, что за электрический ток в металлах ответственны электроны, возникло значительно раньше опытов Толмена и Стюарта. Еще в 1900 году немецкий ученый Д. Друде на основе гипотезы о существовании свободных электронов в металлах создал электронную теорию проводимости металлов.

Эта теория получила развитие в работах голландского физика Х. Лоренца и носит название классической электронной теории. Согласно этой теории, электроны в металлах ведут себя как электронный газ, во многом похожий на идеальный газ. Электронный газ заполняет пространство между ионами, образующими кристаллическую решетку металла.

Как вы думаете, чем электронный газ похож на обычный?

1)      электроны участвуют в тепловом движении

2)      электронный газ разряжен

3)      электроны движутся хаотично

4)      электроны не взаимодействуют между собой

Упражнение  4.  «Вопрос – ответ»

Перед вами текст. Внимательно прочитайте его. Заполните таблицу.

Эффекты, полученные при реализации упражнения:

1.Понимание текста

 2.Выделение главного и второстепенного

 3.Умение переформулировать текст

 4.Построение речевого высказывания в  письменной форме

 5.Установление  причинно-следственных связей                                                                    

 

Приемы с текстом разнообразны и одним из методов является работа с деформированным текстом, где  части   или предложения текста переставлены местами. Работая с таким текстом, учащиеся прочитывают его несколько раз, чтобы уловить мысль  и последовательность изложения материала, логику рассуждений.

Так же разновидностью деформированного  текста является текст с пропущенными словами . Например: Восстановите определение

Механическим движением называется движение, при котором тело______________ свое положение в пространстве относительно___________________ с течением______________.

Работу с текстом считаю не отъемлемой  часть образовательного процесса, т. к  они готовят учащихся к экзаменм.

 



comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x