Развитие ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования | Белоусова Светлана Александровна. Работа №210116
Автор: Белоусова Светлана Александровна
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Следовательно, что и педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях должен строиться, в основном, на наглядных и практических методах. Для того, чтобы экологическое образование в детском саду осуществлялось эффективно, в работе с дошкольниками необходимо уделять внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Содержание
Введение.
Глава1. Теоретические основы проблемы детской опытно- экспериментальной деятельности.
Сущность понятий
Исторический анализ проблемы детского экспериментирования
Экспериментирование детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
2.1. Особенности экспериментирования в старшей группе.
2.2. Основные методы и формы работы, с детьми использованные в проведении экспериментальной деятельности.
2.3. Анализ и результаты исследования.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Следовательно, что и педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях должен строиться, в основном, на наглядных и практических методах. Для того, чтобы экологическое образование в детском саду осуществлялось эффективно, в работе с дошкольниками необходимо уделять внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В дошкольный период ребенок начинает отделять себя от всего окружающего мира, начинает понимать свое место в ближайшем окружении, осознанно ориентироваться в природе.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, представления различных формах жизни.
Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так называют подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере. Попытки построить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались и ранее.
Однако, недостаточная теоретическая проработанность данного вопроса, нехватка методической литературы и отсутствие направленности педагогов а данный вид деятельности приводит к медленному внедрению в практику работы детского сада детского экспериментирования.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который бы не говорил о преимуществах исследовательской деятельности. И несмотря на многие позитивные стороны, данный метод не получил широкого распространении.
Эффективным методом познания окружающего мира является метод экспериментирования. Этот метод широко используется в школах и высших учебных заведениях, однако долгое время он не учитывался системой дошкольного образования, хотя в работах отечественных и зарубежных ученых именно дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания детей. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с наукой, это требуется каждому человеку.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как следует организовать опытно-экспериментальную деятельность старшего дошкольного возраста, чтобы она стала эффективным средством экологического образования дошкольников?
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние целенаправленной и систематически организованной опытно-экспериментальной деятельности на уровень знаний детей о природе.
Объект исследования – организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с природой.
Предмет исследования - особенности опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу по исследуемой теме.
- рассмотреть понятия эксперимент и опыт.
- изучить особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом дошкольников.
- выявить условия организации опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
- разработать критерии и показатели уровня усвоения экспериментальной деятельности старшими дошкольниками в природе.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы.
– изучение практики организации опытно-экспериментальной деятельности детей.
– наблюдение.
–беседа.
– тестирование.
- специально организованная деятельность.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Сущность понятий
Эксперимент (греческого слова – опыт)
1) Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо. Такую трактовку данного понятия дает «Современный словарь иностранных слов».
В Советском энциклопедическом словаре» мы находим: «Эксперимент…чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.». Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами.
В науке эксперимент используют для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных конкретному человеку. Как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно может выступать как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
И как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. А также экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Экспериментальная деятельность - это непосредственно действия ребёнка возникающие в процессе экспериментирования. Эти действия можно контролировать, организовывать, корректировать. Не маловажным фактом является то, что этим действиям можно обучать. То есть с раннего возраста можно обучить детей выполнять технику безопасности, экономить материалы и беречь инструмент.
1.2 Исторический анализ проблемы детского экспериментирования
В настоящее время отдельные аспекты опытно-экспериментальной деятельности дошкольников получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой. Исследованы своеобразие и виды этой деятельности (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская).
Эффективным методом познания окружающего мира является метод экспериментирования. Этот метод широко используется в школах и высших учебных заведениях, однако долгое время он не учитывался системой дошкольного образования, хотя в работах отечественных и зарубежных ученых именно дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания детей.
По словам Н.Н. Поддьякова, ребенок по своей природе пытливый исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
За использование опытно- экспериметальной деятельности выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями. И.Г. Песталоцци говорил : «…созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом или абстракцией, от этого чувственного восприятия».
Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно представлено в виде игры или практической деятельности.
В 90-е годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти.
Тест на сохранение объема жидкости.
Этапы проведения:
1. Сначала ребенку показывают два стакана, наполненные водой или соком до одинаковой отметки. Ребенка спрашивают, одинаковое ли количество жидкости в обоих стаканах. Важно, чтобы ребенок признал, что «воды одинаково». Констатация исходного равенства обязательна. Исходное равенство оцениваемое свойства обязательно сопровождается перцептивным сходством — уровни воды в двух стаканах выровнены.
2. Затем взрослый переливает воду из одного стакана в стакан другой формы, более широкий и низкий. Как правило, экспериментатор обращает внимание ребенка на эти преобразования: «Посмотри, что я делаю». Производится трансформация, при которой перцептивное сходство нарушается, хотя это никак не влияет на оцениваемое свойство.
3. После переливания повторяют вопрос: «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?», причем обязательно в той же форме, что и в начале.
Это самые достоверные факты в детской психологии, они могут быть воспроизведены у любого ребенка-дошкольника. Как правило, ребенок говорит, что воды в одном из стаканов теперь меньше (или больше), т.е. у него отсутствует понимание сохранения свойств предмета при его перцептивном преобразовании.
В том случае, когда на повторный вопрос «Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах? ребенок подтверждает равенство свойства, говорят, что он сохраняет признак.
Социальное и культурное окружение может ускорить или замедлить скорость прохождения стадии развития в первую очередь за счет того, предоставляет ли оно ему подходящие материалы для занятий, задачи для разрешения и т.д. Передача готового знания (заучивание правильных ответов) неэффективна; развитие происходит, когда совершается собственная активность человека, активное конструирование и саморегуляция познавательных процессов. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Также Н.Н. Поддьяков отмечает, что «в течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели».
Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.
Академик Н.Н. Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: «Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»
.
Л.С.Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.Н.Поддьякова, педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Н.Н. Поддъяков доказал, что дошкольники способны к исследовательской деятельности со сложными многофакторными объектами, поэтому, на наш взгляд, можно рекомендовать экспериментирование для широкого использования в практике дошкольных учреждений.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольников: Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности свои интересы, свою волю. Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.
1.3. Экспериментирование детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность детей в природе относится к локальным педагогическим технологиям дошкольного образования. Эта деятельность представляет собой единство интеллектуальной и практической деятельности личности, которая направлена на ее развитие через познание свойств объектов окружающего мира. В своем развитии экспериментальная деятельность детей проходит ряд этапов.
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.
Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и пополнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, консервирование и т.д.) Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности.
Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента. Формирование активного познавательного отношения к окружающему, умение ориентироваться в разнообразии явлений и объектов – результат опытно-экспериментальной деятельности.
Детское экспериментирование не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано с разными видами деятельности. Связи эти двухсторонние. В первую очередь, экспериментирование связано с наблюдениями и трудовой деятельностью.
Наблюдение является неотъемлемой частью эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов. Без выполнения трудовых действий не возможно проведение эксперимента. В то же время экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связано экспериментирование и развитие речи. Это хорошо отслеживается на этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при анализе полученных результатов и словесном отчете об увиденном.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации, но и новых способов познания.
Глава2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Особенности
экспериментирования в старшей группе.
Дошкольникам присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Оно позволяет обобщать представления о предметах и явлениях, устанавливать связи между ними.
В каждом экспериментировании можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
1.Осознание того, что хочешь узнать.
2.Формулирование задачи исследования.
3.Продумывание методики эксперимента.
4.Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5.Прогнозирование результатов.
6.Выполнение работы.
7.Соблюдение правил безопасности.
8.Наблюдение результатов.
9.Фиксирование результатов.
10.Анализ полученных данных.
11.Словесный отчет об увиденном.
12.Формулирование выводов.
Старшая группа.
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.
Нами были разработаны таблицы в которых описаны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ проведённых с детьми старшего возраста.
Также были разработаны карты- схемы( по некоторым опытам).
Педагогическое планирование детского экспериментирования в старшей группе.
Опыт№1
Прозрачность воды.
Цель: Подвести детей к выводу, о том что «чистая вода- прозрачная», «грязная- непрозрачная»
Задачи: Выяснить,как усвоено понятие «прозрачный» и «мутный» грязный.
Опыт№2.
Вода-растворитель.
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи: Показать, что вода имеет свойство растворят некоторые вещества.
Опыт№3.
Можно ли склеить бумагу водой?
Цель: Показать детям что вода обладает склеивающим действием.
Задачи: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.
Опыт№4.
Нырки.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды и воздуха.
Задачи: Развивать любознательность, воспитывать самостоятельность.
1 неделя.
Опыт№1.
Органы чувств.
Узнай вкус.
Цель: Познакомить детей с особенностями человеческого организма.
Задачи: Развивать любознательность. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Опыт№2. Свойства мокрого песка.
Задача: Ознакомить детей со свойствами мокрого песка. Карта-схема 2.
Опыт№3.
Ушки на макушке.
Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма.
Задачи: Развивать интерес к своему организму, воспитывать интерес к своему организму.
Опыт№4.
Для чего нужны глаза?
Цель: Показать и доказать детям что наши глаза помогают нам увидеть цвет, форму, величину окружающих предметов.
Задачи: Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, воспитывать культурно-гигиенические навыки.
2 неделя.
Опыт№1.
Животворное свойство воды.
Цель: Показать важное своёство воды- давать жизньживому.
Наблюдение за проращиванием луковицы в пустой банке с водой. Вывод:Вода даёт жизнь всему живому.
Опыт№2. Водяная мельница.
Цель: Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Материалы: игрушечная водяная мельница.таз, кувшин с водой.тряпка, фартуки по количеству детей.
Может ли вода заставить работать другие предметы?
Вывод: Вода может заставить работать мельницу.
Опыт№3.
Есть ли запах у воздуха?
Цель: Показать,что воздух не имеет запаха, но способен передать запахи.
Материалы: Духи, апельсин,чеснок,стакан с водой,соль. Предложить детям понюхать воздух- запаха нет. Теперь обрызгаем комнату духами или разрежем чеснок.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но способен передавать его.
Опыт№4.
Звенящая вода
Цель: Показать детям.что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Материалы: Поднос, на котором стоят стаканы, вода в лейке, ковшик, палочка с ниткой. На конце которой закреплен пластмассовый шарик.
Перед детьми стоят два стакана, наполненные водой.Как заставить стаканы звучать?
Предлагается палочка с шариком на конце.Все слушают как звенят стаканы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим?
Вывод: На силу звучания влияет количество воды,звуки получаются разные.
3 неделя.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Актуальность опытно-экспериментальной деятельности очевидна: такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений дошкольника, получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
В результате этого:
Расширяется кругозор об объектах неживой природы и их свойствах.
Формируются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
В процессе экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и пополнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Ребятам старшей группы становятся доступными и двух, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления.
Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство.
2 .2. Основные методы и формы работы с детьми используемые в проведении экспериментальной деятельности.
Предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента. Формирование активного познавательного отношения к окружающему, умение ориентироваться в разнообразии явлений и объектов – результат опытно-экспериментальной деятельности.
По характеру объектов, используемых в опытно-экспериментальной деятельности различают:
1.
1) опыты с растениями;
2) опыты с объектами неживой природы;
3) опыты, объектом которых является человек.
2.
1. По месту проведения опытов:
1)в группе;
2)на участке;
3)в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
1)индивидуальные (1 – 4 ребенка);
2) групповые (5 – 10 детей);
3)коллективные (вся группа).
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию.
Окружающий мир, природа наиболее доступны и понятны ребенку, В процессе исследования, знание об окружающем мире знания обогащаются и систематизируются. В эксперименте ребенок приобретает возможность вызвать или прекратить какое-либо явление, изменить его, получить информацию, установить практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира.
Эксперимент стимулирует к поискам новых действий, способствует развитию смелости и гибкости мышления. Воспитатель, организуя исследовательскую деятельность ребенка должен, прежде всего, помнить, что опыт исследовательской деятельности приобретается постепенно и последовательно.
2.3.Анализ и результаты исследования.
На основе проведенного анализа литературы, педагогического опыта по экспериментальной деятельности дошкольников, были сделаны следующие выводы .
1. Из приведенных высказываний выдающихся педагогов и психологов, видно, что опытно-экспериментальная деятельность всегда считалась эффективным способом познания окружающего мира у детей; эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
2. У детей заложена потребность в новых знаниях: реакция на новизну , то есть на новые объекты, которые можно обследовать, у них развита сильнее, чем на любой другой раздражитель.
3. Результаты экспериментальной деятельности дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ, так как в дошкольном возрасте мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, а не словесно-логическое. Именно экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует данным возрастным особенностям дошкольников.
4. Опытно-экспериментальную деятельность можно рассматривать как один из ведущих видов деятельности дошкольников, так как оно пронизывает все сферы детской жизни.
5. Лишение возможности экспериментирования приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии детей, которые сохраняются на всю жизнь. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовить к экспериментальной деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях умственного развития и не поднимается на более высокий уровень.
6. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментальной деятельности.
В реальной жизни у ребенка возникает множество возможностей проводить опыты и экспериментировать. Почувствовать радость первооткрывателя-экспериментатора, для ребенка намного важнее, чем репродуктивно усвоить информацию от взрослого. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Ученые установили, что 78% информации дети усваивают через непосредственную деятельность в природе, в окружающей его обстановке. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Именно поэтому нами была выбрана тема «Формирование основ экологических знаний детей дошкольного возраста через опытно- экспериментальную деятельность».
По результатам наших проведенных опытов мы пришли к выводам: что вода даёт жизнь всему живому, вода может заставить работать мельницу; что воздух не имеет запаха, но может передать его, также что на мокром песке хорошо видны следы и тд.
Дошкольникам очень интересна опытно-экспериментальная деятельность, они каждый раз открывают для себя что-то новое и интересное, делятся впечатлениями дома с родителями.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы ни вопросы «как?» и «почему?». Обычный песок в песочнице может быть не только игровым материалом, но и материалом для экспериментов: сухой – мокрый; их свойства, способность песка пропускать воду; создать простейшие песочные часы, т.е. в практической деятельности ребенок различает форму, вес, закладывается понятие время.
Просто неохватный материал для эксперимента предоставляет нам природа как живая так и неживая: опыты, наблюдения, разрешение проблемной ситуации, продумывание решений, выбор оптимального направления работы, прогноз ожидаемого результата.
- Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
- Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).
-Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно. В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
На занятиях в старшей группе дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать как в словесной форме, так и избирая другие способы. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – убрать оборудование, мусор, протереть столы и вымыть руки с мылом.
Мы изучили теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомились с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявили необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении.
А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, нами были выделены следующие цели и задачи, призванные решить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.
Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Так же, ранее, вызывали затруднения и ситуация связанная с задаванием вопросов. В свободной беседе дети так же свободно задавали вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что они хотят узнать.
Однако в ситуации, требующей от них задавание вопросов (при выполнении предлагаемого задания), испытывали затруднение вместо вопросов описывали ситуации, после проведения формирующего эксперимента в данном направлении так же были выявлены положительные улучшения. Стали появляться вопросы разного типа, большинство со сложной структурой, направленные на поиск причин того или иного явления, процесса. При обсуждениях в группах, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций дети научились определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения. Экспериментируя с объектами живой и неживой природы, дети узнали о свойствах веществ и материалов, о преобразовании предметов.
Эти различия дают нам основания сделать необходимый вывод о том, что педагогические условия, разработанные нами, позволяют эффективно развивать исследовательскую активность детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема формирования и развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста рассматривалась и изучалась многими исследователями.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже в XIX в. признаются способности ребенка. Но в XXв. педагоги и психологи обращаются к личностным особенностям ребенка, выделяют этапы его развития и накопление индивидуального опыта в их деятельности. Ребенок способен к саморазвитию, обладает естественными задатками и врожденным любопытством. От богатства впечатлений, позитивных взаимоотношений личности ребенка с социальным окружением зависит переход от потенциальных возможностей личности в разносторонние творческие способности.
В нашей работе мы придерживаемся понятия «опытно- экспериментальная активность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования».
Опытно-экспериментальная деятельность стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного процесса.
Ребенок учится делать выводы, самостоятельно овладевает представлениями о том или ином явлении. Результатом реализации работы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Развитие опытно-экспериментальной деятельности дошкольника идет по цепочки: любопытство –любознательность, связанная с исследовательской деятельностью –исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.
В своей работе мы использовали опытно- экспериментальную структуру исследовательской деятельности.
Цель данной структуры заключается в развитии способностей ребенка работатьс исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира.
Список литературы.
Бутузова. В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно- экспериментальной деятельности . Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
Выготский Л.С. Собрание сочинений.
Дмитриева.Е.А., Зайцева.О.Ю. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками.
Попова.О.В. рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
Ни колаева С.Н. Доронова. Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Приложение.
Таблицы. Карты схемы. Фотоотчет.
Интернет ресурсы.