Развитие интереса к чтению младших школьников как педагогическая проблема.

Автор: Габрийчук Светлана Николаевна

Все в мире начинается с любви…
Любви к людям, природе, красоте…книге…

И. И. Тихомирова

 

Сегодня роль чтения детей (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением) в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков  нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большое значение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры.

Наблюдается ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек школьников. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Изучением педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения сегодня занимаются немногие специалисты. Огромный вклад в разработку вопросов  в области детского чтения внесли такие исследователи,  как Л. О. Береснева, Н. И. Бочкарева, Е. С. Гобова, С. А. Денисова, Н. С. Егорова, Г. А. Иванова, Т. Д. Полозова, Т. И. Полякова, Н. Н. Светловская, Тихомирова, Л. В., Чернышева, В. П. Чудинова, С. Янина. На страницах печати,  в журналах «Домашнее воспитание»,  «Школьная библиотека», «Детская библиотека», «Родительское собрание по детскому чтению», «Начальная школа», «Начальное образование»,  «Первое сентября»,  «Школа», «Школа: день за днём»  выносятся на обсуждение вопросы, связанные с состоянием детского чтения в России. Но проблема не решена, скорее всего, она углубляется: по данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян вообще не читает. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать? Ежегодно школьный порог переступает многотысячная «армия» первоклассников. В их глазах горит огонёк пытливости, любознательности. Все они хотят учиться. Многие гордятся тем, что уже знают все буквы, умеют складывать слоги, а некоторые даже читать. Возвращаясь, домой, наперебой рассказывают, что было в школе, о чём их спрашивал учитель. Но проходит неделя, другая, месяц, второй, и от бурной радости ничего не остаётся. От родителей всё чаще можно услышать, что дети после уроков говорят: «Я устал!», «Не хочу читать!», «Можно сегодня я не пойду в школу!» Почему же это происходит? Ведь программа начального образования постоянно совершенствуется, обновляется. Концепция образования направлена на гуманизацию школы. Каждый учитель стремится повышать своё педагогическое мастерство и уровень самообразования. Выпускаются новые, современные, красочно иллюстрированные учебники. Почему же дети так быстро теряют интерес к школе, и, если не сразу на начальной ступени образования, то при переходе в старшее звено? Этот вопрос задают себе ни один год десятки учителей. Задалась этим вопросом и я, когда пришла пора набирать свой очередной первый класс. Проанализировав  научные и методические статьи В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н.Светловской, В.Н.Зайцева, Ш.А. Амонашвили, журнальные статьи других учителей начальной школы, занимающихся данной проблемой, я выяснила первопричину нежелания учиться у детей. Это – трудности, которые испытывают многие учении в период обучения  чтению. Современные дети порой не хотят, а, главное, не умеют работать с книгой.

         У школьников, как отмечает Д. Чаликова в своей статье «Что и как мы читаем»,  уровень знаний падает.  Она провела мини-исследование «Проблемы детского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее» и выявила, что дети стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:

- слишком много отвлекающих моментов (интернет, телевидение, компьютерные игры);

- не хватает свободного времени;

- нет хорошего учителя.

При этом так отвечали дети читающие, которые действительно интересуются литературой.

Еще одна проблема детского чтения в России - воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами этого не делают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку? Естественно,  такой ребёнок не читает.

О проблемах, существующих в области детского чтения, говорит и

Л. В. Чернышева в своей статье «Кризис детского чтения - общемировая проблема». Л. В. Чернышева отмечает, что педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе.  Сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

Всё вышепредставленное доказывает, что сегодня действительно существуют проблемы в области детского чтения, однако, по мнению Л. В. Чернышевой,  В. П. Чудиновой, дело не в том, какое средство будет  выбираться - книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.

        Как говорит известный критик и философ И. Ф. Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока он в чужом не узнает своё,.,  пока не обожжётся этим открытием — до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нём». 

         Формировать  интерес к чтению начинаю в период обучения грамоте. По утверждению  М. М. Безруких,  нужно  объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя»,  набраться терпения и какое-то время с ним заниматься.  Чтение «про себя», молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением «про себя». Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно еще не сложилось. Обучение элементам молчаливого чтения я начинаю с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а затем даю упражнения по чтению «глазами» отдельных слов и предложений уже по «Азбуке». В усвоении чтения «молча», которое я вводила во втором классе, учащиеся упражнялись, осуществляя первичную ориентировку в теме и содержании произведения при самостоятельном первичном восприятии текста, а также в процессе извлечения информации из газет, журналов и детских книг. Известно, что изучающее чтение «вслух» и «молча» должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время “погоня” за скоростью чтения неоправданна. Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.

      Поэтому я уделяю особое внимание чтению «молча». Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

            При чтении «молча» психофизиологический механизм упрощается, т.к. процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза! «Молчаливое» чтение обеспечивает развитие интереса к  чтению книг. При этом я делаю замеры чтения вслух и «про себя». Каждый ребенок анализирует свой результат и приходит к выводу, что чтение «молча» более эффективно. И разница в количестве прочтенных слов стимулирует ребенка к чтению.

      Мною были пересмотрены подходы к обучению чтению. Определяющим стало совершенствование урока, его содержания, структуры. Уроки должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. Для этого  я создала атмосферу, которая способствовала тому, чтобы дети чувствовали себя творцами, соавторами с учителем в проведении урока, не боялись высказывать своё мнение. В своей работе  использую  различные методы и приёмы. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает интерес к чтению, который потом не угасает у них и впоследствии. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: сказки, путешествия, аукцион, инсценирование, викторина, игра.  Задачи моего урока обучения чтению следующие:

- создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором, усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;

 - больше уделять внимания словарной работе и речевому развитию вообще;

-  чаще использовать творческие задания;

-   сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке;

- учить умению самостоятельно работать с полученной из книги информацией.

Учу грамоте первоклассников с помощью игр, понятного детям юмора, простых, но интересных заданий, учитывающих возрастные особенности детей и формирующих их познавательную активность. А, главное, делаю это ненавязчиво. При этом дети учились слушать и слышать, к ноябрю у них исчезла речевая напряжённость. В первую очередь   я использовала игры   и занимательный материал. С той же целью применяю частично - поисковый метод и создание проблемных ситуаций на различных этапах урока обучения чтению; приём интеграции; включала задания на развитие творческой фантазии и совершенствование речевого развития; практиковала работу по инсценированию и театрализации.

Особое внимание уделяю построению работы с иллюстрациями учебника и использованию дополнительной наглядности.  По ним я провожу следующие виды работы: «Подпиши картинку»; «Придумай историю»;  «Назови одним словом»;  «Озвучь картинку»; «Оживи картинку» или «Покажи сказку» (пантомимы). При работе над иллюстрациями к сказкам, прошу вспомнить начало или, наоборот, окончание сказки.  Для обучения рассказыванию по представлению и из личного опыта использую задание: составить рассказ с опорой на образец, данный учителем, и имеющий определённую модель построения. Например: «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Если бы я оказался на Северном полюсе (в Африке)» и т.п.

Материал учебника позволил использовать для развития творческой фантазии приём словесного рисования, который, в свою очередь, помог разнообразить работу по формированию навыка осознанного  чтения. Для развития интереса к работе по совершенствованию навыка чтения в своей работе я использовала и дифференцированный подход. В школу все дети приходят с разноуровневой подготовкой. Есть дети, которые едва знают все буквы, а другие, наоборот, бегло читают. Значит, моя задача - организовать работу по обучению так, чтобы было интересно и тем и другим. Дифференцированный подход при отработке читательского навыка я осуществляла в подготовке  заданий  разного уровня сложности. При этом  я успешно использовала приём, обеспечивающий развитие навыка чтения, - многократное обращение к одному и тому же тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Для отработки способа и темпа чтения, а также совершенствования дикции и артикуляции я широко использовала скороговорки  и чистоговорки.

Повысить интерес к работе с литературным произведением помогают знакомые сказочные персонажиотрывки из стихотворных и известных литературных произведений. Особую роль отвела подбору и использованию физкультминуток в стихах и играх-забавах. (Главный критерий подбора: чтобы их содержание соответствовало основной теме урока и являлось связующим звеном основных этапов урока).

         Внеклассную деятельность я рассматриваю как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.   Я выделяю следующие ее компоненты:

  • внеклассные занятия;
  • работа с учреждениями культуры;
  • работа с родителями.

           Разработанная мною система обеспечивает не только взаимодействие, но и взаимосодействие данных компонентов, что можно рассматривать как одно из главных условий приобщения ребенка к книге, введение его в многогранный мир художественной литературы.  Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности я подразумеваю выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

          Таким образом, выделяются следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:

·         разнообразие форм организации внеклассной деятельности.

·         взаимодействие всех компонентов системы;

            Я практикую следующие формы внеклассных занятий:

  • дискуссия;
  • коллективное чтение;
  • беседа;
  • реклама книги;
  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • театральный фестиваль;
  • час «тихого чтения».

          Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры — игры, построенные на словесном материале (В.  А. Мануйлов). Взяв за основу это определение, я разделила литературные игры следующим образом:

  • игры и упражнения по развитию речи;
  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
  • литературные викторины;
  • «стилизованные» игры;

          Литературные игры, внеклассные занятия интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев,  фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

           В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение. По окончании этого срока провожу литературную  игру. Ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.  С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и творческие способности детей.

            Каждый ученик в классе имеет свое «дерево достижений». Все успехи детей отражены на «деревьях достижений». Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются ордена. «Дерево» растет вместе с ребенком от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.

        Так же организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

  • библиотечные часы;
  • экскурсии в музей, посещение выставок;
  • конкурсы: театральный, чтецов;
  • посещение театра, киноцентра.

           Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения центральной детской библиотеки. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Я показываю детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. С этой целью я со своими учениками посещаю занятия в библиотеке по программе информационной культуры «Школа книжных наук».

  В результате большинство учащихся в 3-м, 4-м классах являются абонентами библиотек.

          Сесиль Лупан сказала:  «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем  ему сделать».  Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Но компьютер стал моим помощником в развитии у детей интереса к чтению. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, да и общества в целом.  Использование  ИКТ позволило в значительной степени оптимизировать процесс обучения.  Использование Интернет ресурсов, включение в процесс обучения аудио и видео средств, дало возможность реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысило  интерес к учёбе. В системе  использую  презентации к урокам, в том числе к урокам литературного чтения. Анкетирование показало, что моим ученикам гораздо интереснее на уроке, когда используется ИКТ.

          Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении  детей. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места  и т.д.,  даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать  и прочитать больше.

       Дети часто не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению. Предлагаю учащимся познакомиться с различными интерпретациями литературного произведения: фотоальбом «Литературное произведение в иллюстрациях художников», литературные экранизации, звукозаписи музыкальных произведений (как интерпретирующих литературное произведение, так и тех, о которых идет речь в художественных текстах). Сравнить их с оригиналом.  Так  по книге Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино» и сравнить с главами «Телёнок» и «Посылка» из книги. Дети замечают несоответствие между экранизацией и литературным произведением:

- в мультфильме нет фрагмента, как дядя Фёдор, Шарик и Матроскин придумывали кличку телёнку;

- фраза, которую произносит кот Матроскин: «Я с моей Муркой  теперь ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану» - это находка сценариста, а в книге так: «Я с моей Муркой  теперь ни за что не расстанусь, - говорит кот. – Я её обязательно насовсем куплю. Это я просто так спорил. Потому что дядя Федор не прав».

- в мультфильме Шарик занимается дрессировкой телёнка, а по книге это делает кот Матроскин. «Шарик по лесам с фотоаппаратом бегал. Дядя Фёдор кормушки для птиц и лесных зверей мастерил. А Матроскин Гаврюшу обучал. Учил его всему. Палку в воду бросит, а телёнок принесёт. Скажет ему: «Лежать!» - и Гаврюша лежит. Прикажет ему Матроскин: «Взять! Куси!» - тот сразу бежит и бодаться начинает.»

          Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем, развивает интерес к чтению.

             В этом направлении  большое внимание уделяю организации работы с родителями.

Семья - это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые - их родители. Семья - это оптимальная среда эмоционального и нравственного формирования личности ребенка, она обладает рядом характеристик, необходимых для этого. К ним отнесены тип семьи, ее структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Для решения задач воспитания и приобщения ребенка к чтению в семье все вышеперечисленные факторы необходимо рассматривать в совокупности.

Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного.  Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей. Для того  чтобы определить роль семьи в чтении современных детей, я приглашаю библиотекаря на родительские собрания, запускаю анкеты с вопросами о детском чтении.

       Обработка анкет в моем классе показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Анкетный опрос свидетельствует, что  в немногих семьях практикуется семейное чтение вслух.  И основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве.  Из анкет так же видно, что лишь несколько родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок. И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге.

      Проект «Талантливые читатели» реализовывался в тесном контакте с родителями, что позволило  обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

Данный проект был реализован в 4 классе, совместная деятельность детей, родителей, учителя помогла сплочению коллектива, и как следствие закрепился интерес учащихся к чтению. Пять учеников, не посещающих библиотеку, по окончании проекта стали её абонентами. Вот высказывания детей о проведенных мероприятиях: «Мне понравилась игра по сказкам Александра Пушкина, теперь я знаю все сказки этого автора и рассказываю их своему младшему брату Игорю» (Ира К.), «Я классно сыграл роль Тома Сойера. Все ребята мне завидовали. Я и книгу всю прочитал. Здорово!» (Иван Ш.). Родители также были удовлетворены совместной работой: «Пришлось самой прочитать «Старика Хоттабыча», иначе мы с дочерью не смогли бы победить в конкурсе» (Ирина Леонидовна К.), «Я благодарна всем за дружную работу, наши дети читают, умеют работать с книгой. А это сегодня очень важно» (Валентина Викторовна Е.)

Совместно с родителями мы вели свою «Книгу рекордов Гиннеса класса»:

Выявили                                 - знатока русской поэзии,

-книжного полиглота,

-самого внимательного читателя,

-знатока программных произведений,

-знатока сказок,

-знатока литературных жанров и т. д.

       По итогам года мы:

-записываем самых-самых в нашу книгу рекордов,

-из родительского фонда награждаем их грамотами и призами

        Своя система сложилась и в проведении  тематических родительских собраний, которые проводились совместно с детьми.

 Например,  «Приобщение  детей к чтению».
Цель: разобраться, как ненавязчиво приучать школьников к чтению,

А) мы проанализировали читательские умения, запросы учеников, результат проверки техники чтения,

Б) родителям было предложено раскрыть одну из тем: «Книга в нашей семье», «Традиции в нашей семье», «Моя настольная книга», «Книга моего детства» и др., что позволило выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся,

В) я разъяснила родителям содержание курса внеклассного чтения на текущий год, познакомила их с кругом книг, доступных детям данного возраста. Совместно мы пришли к ряду выводов в руководстве детским чтением.

Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки…  И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка - добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. Из этого следует, что важный фактор, влияющий на развитие детского чтения в нашей стране - это, безусловно, семья. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.

Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле, психико - генетическими процессами развития ребёнка. Дети как бы «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения, шкалой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляют интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев. Считаю необходимым знать, что читают мои дети. Эти знания помогают определить тему беседы с ребенком, выявить его интересы, а порой и личностные проблемы. Для этого провожу анкетирование, опрос, веду наблюдение. После анализа полученных данных делаю выводы и предлагаю детям читать ту или иную книгу.

Чтение – одна из самых важных компетенций, которой мои ученики овладели на хорошем уровне.

 Так как чтение является ведущей компетенцией, то умение читать влияет на успеваемость и по другим предметам

          Третий год  ученики являются членами школьного научного общества, совместно с учителем они создали  свои первые проекты, выступили с презентацией своих работ, получили одобрение членов жюри.

      В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. У них развивается интерес к чтению, эта работа соединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели.

Показателем эффективности данной работы стала положительная оценка преподавателей  среднего  звена.  Выпускники  в 5 классе показали  по литературе (и другим предметам устного цикла) высокий познавательный потенциал именно по чтению не только программной, но и дополнительной литературы, участвовали в разработке кроссвордов и проведении и интеллектуальных конкурсов для детей 4-х классов по программе школы, связанной с осуществлением преемственности начального и среднего звена школы.

В своей работе над развитием интереса к чтению вижу перспективы:

1.Создание совместных проектов с родителями и учениками по чтению в каждом классе, так как вижу хороший результат.

2.Привлечение учащихся к созданию презентаций по литературному произведению.

3.Продолжить совместную работу с библиотеками.

4.В 3 и 4 классах разработать с мотивированными учениками мини-исследования по литературным произведениям и представить их на школьной научной конференции.

       Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной. Убеждена - моя роль, роль учителя, в развитии интереса детей к чтению главная.  

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x