Статья Развитие исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования. Автор: Хасанов Ильшат Зуфарович

Автор: Хасанов Ильшат Зуфарович
В работе описываются и разрабатываются основные моменты для более полноценного развития исполнительской культуры гитаристов в современных условиях.


Автор: Хасанов Ильшат Зуфарович
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа №2 им. В.А. Коха
Методический реферат на тему Развитие исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования
Выполнил: преподаватель по классу гитары МБУ ДО ДМШ№ 2 им. В.А. Коха Хасанов Ильшат Зуфарович
Ноябрьск 2018
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Повсеместное стремление к повышению качества образования может быть достигнуто, по мнению ЮНЕСКО (резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН), путем диверсификации его содержания и методов, а также содействия распространению универсальных ценностей Музыкально-исполнительское искусство является одной из таких ценностей Приобщение к нему как важнейшей составляющей музыкальной культуры является необходимым условием полноценного развития личности школьников, их творческого, эстетического и художественного потенциала
Реализация этих задач во многом обеспечивается системой дополнительного образования В контексте его развития одним из самых востребованных сегодня музыкальных инструментов является гитара Обучение школьников игре на классической гитаре в системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения молодежи к музыкально-исполнительскому искусству
В России издано большое количество различных школ и самоучителей для гитары Однако с научно-методической точки зрения они содержат весьма скудные, а иногда и противоречивые рекомендации, минимум сведений по теории музыки и исполнительского искусства Их содержание в основном составляют упражнения для развития технических навыков и учебный репертуар различной сложности
Наиболее ценные в методическом отношении работы зарубежных авторов издавались в нашей стране со значительными сокращениями, что обесценивало издания Кроме того, долгое время отечественное гитарное исполнительство заметно отставало от мирового уровня по причине изоляции от развитых в этом отношении стран Западной Европы и Латинской Америки Только на пороге третьего тысячелетия в России появились молодые исполнители-гитаристы (А В Дервоед, Д В Илларионов, Д Ю Родичев и др), уровень исполнительского мастерства которых по всем параметрам не уступает искусству зарубежных музыкантов
Что же касается научно-методического осмысления процесса обучения игре на гитаре, то эта область отечественной музыкальной педагогики и методики осталась практически не разработанной Лишь в последние годы в нашей стране стали проходить научно-практические конференции по вопросам гитарного искусства, появились серьезные научные работы, посвященные исполнительству и методике обучения игре на гитаре В В Домогатского, В А Кузнецова, Н П Михайленко, Н Н Дмитриевой, М А Самохиной, А А Скрынникова и др
Особый интерес для нас представляют работы выдающихся зарубежных гитаристов Э Пухоля, Д Рассела, П Роча, А Сеговии и др
Истории гитарного исполнительства посвящены искусствоведческие исследования М А Вайсборда, Ь Л Вольмана, М Касха, А А Петропавловского, Э Шарнассе, А В Ширялина, М С Яблокова и др
Большое значение для углубления теории и методики воспитания исполнительской культуры имеют работы отечественных психологов Л С Выготского, П Я Гальперина, В В Давыдова, А А Мелик-Пашаева, Б М Теплова, Д Б Эльконина и др , а также современных педагогов-музыкантов и теоретиков исполнительского искусства А Д Алексеева, Б В Асафьева, Л В Горюновой, Д Б Кабалевского, Г Г Нейгауза, Г М Цыпина, Л В Школяр и др
В связи с огромной популярностью гитары и необходимостью упорядочения содержания и совершенствования методов обучения назрела необходимость научного исследования проблемы развития исполнительской культуры учащегося-гитариста как составляющей части музыкального образования
Проблема исследования заключается в преодолении противоречий между а) высоким мировым уровнем развигия исполнительства на классической гитаре и устаревшими взглядами на гитару как примитивный инструмент, предназначенный только для простого аккордового аккомпанемента пению, б) большим числом желающих обучаться на этом инструменте и недостаточным уровнем развития исполнительской культуры учащихся в системе дополнительного образования, в) необходимостью многочасовых занятий на классической гитаре для развития исполнительской культуры и потребностью оптимизации обучения в связи с увеличением учебной нагрузки в общеобразовательной школе и дефицитом у школьников свободного времени
Необходимость научно-теоретического и методического анализа проблемы, ее неразработанность в специальной литературе, а также названные противоречия обусловили основное направление исследования и определили его тему Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования
Объект исследования: обучение по классу гитары в системе дополнительного образования
Предмет исследования: процесс развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования
Цель исследования: научно обосновать, теоретически разработать и экспериментально проверить содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования
Задачи исследования: 1 Проанализировать философско-эстетическую, историческую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Раскрыть сущность исполнительской культуры учащихся-гитаристов, выявить ее специфику в системе дополнительного образования
3 Разработать методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в процессе обучения
4 Экспериментально проверить и обобщить результаты исследовательской деятельности по развитию исполнительской культуры учащихся
Гипотеза исследования: развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования будет эффективным, если
• процесс обучения на классической гитаре будет опираться на идеи развивающего обучения в сфере музыкального образования и достижения в области современного исполнительского искусства,
• будет разработано оптимальное содержание образовательного процесса с учетом личностно-развивающих задач, реализующихся в системе дополнительного образования,
• будут разработаны соответствующие методы обучения, учитывающие природу исполнительства на гитаре как музыкальном инструменте неповторимого звучания и специфику ее освоения учащимися
Методологической основой исследования являются:
- философские концепции развития науки, культуры и образования, позволяющие рассматривать творческое развитие личности в контексте научных представлений о мире (Аристотель, Ф Бэкон, Н Бор, Р Декарт, И Кант, М С Каган, А Пуанкаре идр),
- взгляды педагогов-гуманистов на фундаментальные проблемы обучения, воспитания и развития личности учащихся (Я А Коменский, Ж -Ж Руссо, В А Сухомлинский, К Д Ушинский, Б П Юсов и др ),
- исследования в области психологии и психоанализа, посвященные проблемам развития памяти, мышления, анализу ошибочных действий (Л С Выготский, 11Я Гальперин, Д К Кирнарская, Б М Теплов. 3 Фрейд и др ),
педагогические исследования в области художественно-эстетического воспитания (Е А. Бодина, Л.В Горюнова, Д Б Кабалевский, А А Мелик-Пашаев, В А Школяр, и др)
- теория развивающего обучения (В В Давыдов, И Г Песталоцци, Л В Школяр Д Б Эльконин и др),
- психолого-педагогические исследования, посвященные сущности и специфике музыкальной деятельности, в том числе методике работы над музыкальным произведением (Л С Гинзбург, Г М Км ан, Е Я Либерман, Я И Мильштейн, Г М Цыпин и др), проблемам музыкального исполнительства (А Д Алексеев, Б В Асафьев, Г Г Нейгауз, А И Ямпольский и др), гитарному искусству (М Каркасси, Э Пухоль, Д Рассел, Ф Сор и т д)
Методы исследования: теоретические изучение философско-эстетической, психолого-педагогической, музыкально-теоретической,
музыковедческой и методической литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение материала, эмпирические педагогическое наблюдение, изучение опыта преподавания гитары в различных учебных заведениях, анализ и обобщение собственного практического опыта работы с учащимися-гитаристами в системе дополнительного образования, диагностические тестирование, анкетирование учащихся, устные беседы с ними и их родителями, опытно -
экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, математическая обработка полученных результатов, их интерпретация и обобщение
Научная новизна исследования заключается в следующем Определено содержание исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования, дано ее определение, предполагающее развитие общей культуры личности, музыкальных способностей, специфических исполнительских умений, в частности культуры звукоизвлечения, фразировки и т.д
Научно обоснована, разработана и экспериментально проверена авторская методика развития исполнительской культуры гитаристов, включающая в себя систему методов интонационно-технологический, импровизации и творческой интерпретации, анализа и устранения ошибочных действий
Эффективность их применения обеспечивается формированием обобщенного эмоционального представления о художественном исполнительском результате, собственными образовательными возможностями на пути его достижения и педагогическим стимулированием творческой деятельности учащихся
Теоретическая значимость исследования.
Доказано, что развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов происходит по принципу соответствия (Н Бор), согласно которому старая теория не становится бессмысленной и ложной, а лишь корректируется Это приводит к расстановке новых акцентов, углублению связей с сопредельными областями науки, а само знание носит эволюционный характер
Проведен исторический анализ и рассмотрены современные тенденции развития исполнительских навыков на гитаре, определено их значение для развития исполнительской культуры учащихся
Разработаны методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов, обеспечивающие процессуальную целостность путем поэтапного и фрагментарного изучения музыкального материала при соблюдении важнейших методических принципов приоритета правой руки и логики движений
Сформулированы основные положения методики обучения на гитаре особенности посадки, постановки, звукоизвлечения и формирования звуко-двигательных навыков, а также подбора репертуара по принципам художественной ценности, природосообразности и цикличности изучения Практическая значимость исследования.
Проведенное научное исследование позволяет восполнить дефицит научно-методических знаний в области обучения исполнительству на гитаре Основные положения диссертации могут быть применимы при разработке, апробации и внедрении энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в музыкальном образовании Разработанная методика развития исполнительской культуры
учащихся-гитаристов позволяет повысить эффективность процесса обучения по другим исполнительским специальностям
Результаты данного исследования могут быть использованы также при разработке Государственных стандартов, составлении учебных программ и пособий по предмету Музыкальный инструмент (гитара) в системе дополнительного образования, а также в процессе кружковой работы в общеобразовательной школе
Материалы исследования могут использоваться в профессиональных средних и высших музыкально-педагогических учебных заведениях для подготовки специалистов по обучению игре на гитаре, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей специального инструмента в системе дополнительного образования
Достоверность исследования обеспечена прочной методологической основой, включающей в себя отечественные и зарубежные фундаментальные научные разработки в области философии, психологии, психоанализа, общей и музыкальной педагогики, искусствоведения, применением разнообразных и адекватных исследовательских методов, опытно-экспериментальной работой с учетом многолетней педагогической практики автора в общеобразовательных и детских музыкальных школах Этапы исследования.
Первый этап (1990-2002 гг) - накопление педагогического опыта в качестве преподавателя классической гитары в системе дополнительного образования, изучение литературы по проблемам исполнительства, осмысление основных методических принципов работы с учащимися
Второй этап (2003-2005 гг) - анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования, проведение опытно-экспериментальной работы; формулировка концепции исследования, уточнение ее теоретических и методических положений и оценка их практической эффективности
Третий этап (2006-2008 гг) - математическая обработка полученных результатов, их педагогическая интерпретация, написание текста диссертации и его литературная обработка
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической работы диссертанта, на семинарах и заседаниях лаборатории музыкального искусства ИХО РАО Основные положения диссертации опубликованы в статьях и излагались на семинаре журнала Гитарист в рамках XI международной специализированной выставки Музыка -Москва 2005 в Сокольниках, Международной научно-практической конференции-съезда Современное музыкальное и художественное образование опыт, проблемы, перспективы (МГПУ, Музыкальный культурно-образовательный центр им ДБ Кабалевского, 2006 г), научно-практической конференции Современные проблемы и перспективы развития педагогики
искусства и художественного образования в столице (МГПУ, 2006), I, II и III международных научно-практических конференциях Классическая гитара современное исполнительство и преподавание (ТГМПИ им. С В Рахманинова, г Тамбов, 2005, 2007, 2008 гг), I международной научной сессии Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания (ИХО РАО, 2007) База исследования.
Государственные образовательные учреждения г Москвы Детская музыкальная школа №60 им Б А Чайковского и Детская музыкальная школа им ЭГ Гилельса
Различными формами эксперимента и творческого сотрудничества было охвачено 72 учащихся-гитариста (40 учащихся младших классов и 32 учащихся старших классов), 15 педагогов классической гитары, 7 концертирующих гитаристов, в том числе бывших учеников автора
На защиту выносятся следующие положения:
1 Развитие исполнительской культуры учащихся является необходимым условием полноценного развития личности, ее творческого, эстетического и художественного потенциала Популярность гитары в современном социуме способствует массовому приобщению школьников к серьезной музыке и воспитанию их общей культуры
2 Исполнительская культура учащихся - это диалектическое единство процесса и результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием технических навыков, развитием творческого характера обучения как учения развивающего Ее развитие должно опираться на глубинный интегративный подход учителя и учащихся к познанию Поэтому данную проблематику следует рассматривать не только в логико-историческом контексте с учетом достижений современной исполнительской школы, но и в рамках концепции развивающего обучения
3. Разработанные методы развития исполнительской культуры учитывают закономерности и природу исполнительства на гитаре и обеспечивают творческий подход к ее освоению, сопровождающийся совершенствованием технических навыков, развитием комплекса основных музыкальных способностей, формированием художественно-образного мышления, углублением мотивации к учению
4 Ведущими Mei одами развития исполнительской культуры становятся интонационно-технологический метод, предполагающий, процессуальную целостность, в сочетании с эскизным и поэтапным изучением репертуара с применением анализа ошибочных действий, метод импровизации и творческой интерпретации, обеспечивающий развитие чувства исполнительской свободы и дополнительных выразительных возможностей
5 Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования представляет собой движение от обобщенного эмоционального представления о художественном образе в процессе исполнения музыки через рациональную дифференциацию исполнительских задач на каждом из этапов работы к осмыслению и оценке оптимальных способов достижения выразительных исполнительских результатов, практической их реализации на занятиях с педагогом и в процессе самостоятельной работы учащихся дома
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

В заключении представлены основные выводы работы, обобщающие теоретическое и опытно-экспериментальное исследование
1 Исследование теоретических аспектов развития исполнительской культуры учащихся показало, что оно должно опираться на глубинный подход к познанию, процессу обучения и осуществляться по принципу соответствия Опора на этот принцип позволяет рассматривать развитие исполнительской культуры учащихся в логико-историческом контексте, а также в рамках теории развивающего обучения через осуществление творческой деятельности учащихся, организацию их мышления в процессе обучения
2 Исполнительская культура учащихся - это диалектическое единство процесса и результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием технических навыков, развитием творческого характера обучения как учения развивающего Основными механизмами ее формирования становятся самостоятельное осознание технологических трудностей в связи с представлением о положительном художественном результате, их последовательное и поэтапное преодоление, оптимизация способов решения возникающих проблем
3 Для представления художественного результата характерны целостность, эмоциональная выразительность, рациональная дифференцированность, технологическая конкретность Ведущим методом исполнительского освоения музыкального материала становится интонационно-технологический метод, предполагающий процессуальную целостность, а также поэтапное и фрагментарное изучение репертуара с применением анализа ошибочных действий Это способствует проникновению в художественно-образную природу музыки, выявлению ее сущности и закономерностей в процессе обучения
4 В результате образовательный процесс получает дополнительную педагогическую мотивацию, обусловленную самостоятельностью и стабильной успешностью учебной деятельности Положительная самооценка, в свою очередь,
становится стимулом и основой для дальнейшего развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов, их общей культуры Таким образом, разработанная система методов способствует решению приоритетной воспитательной задачи - творческому развитию личности, ее самовыражению, саморазвитию и самореализации
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:
1 Борисевич В Г Особенности музыкального развития учащихся в процессе обучения игре на классической гитаре // Современное музыкальное и художественное образование (опыт, проблемы, перспективы) Материалы международной научно-практической конференции-съезда, состоявшейся в декабре2005 г -М МГЛУ,2006 -С 215-217
2 Борисевич В Г Проблемы обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования // Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию Московского городского педагогического университета - М МГПУ, 2006 -С 127-130
3 Борисевич В Г Формирование исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования // Современные проблемы педагогики искусства Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в октябре 2006 г, посвященной памяти педагога и ученого Л В Горюновой -М МГПУ, 2007 - С 130-134
4 Борисевич В Г Особенности формирования исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования // Классическая гитара современное исполнительство и преподавание Тезисы II международной научно-практической конференции 12-13 апреля 2007 г - Тамбов ТГМПИ им С В Рахманинова, 2007 -С 83-85
5 Борисевич В Г Исполнительская культура учащихся в свете концепций развивающего обучения // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания Часть III -М ИХО РАО, 2007 - С 25-30
6 Борисевич В Г Анализ и устранение ошибочных действий // Классическая гитара современное исполнительство и преподавание Тезисы III международной научно-практической конференции 12-13 апреля 2008 г - Тамбов ТГМПИ им С В Рахманинова, 2008 - С 27-30
7. Борисевич В.Г. Принципы и методы развития исполнительской культуры учащихся в классе гитары // Искусство в школе. — 2008. - №2. — С. 78-80 (0,4 п.л.)
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x