Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие речи детей раннего возраста в процессе использования упражнений для развития мелкой моторики рук" | Савельева Екатерина Николаевна. Работа №207343

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Савельева Екатерина Николаевна
Особый интерес для нас представляет выявление влияния развития мелкой пальцевой моторики на уровень сформированности речи ребенка.

 

Актуальность проблемы состоит в том, что в дошкольных учреждениях работа по развитию мелкой моторики ведется нерегулярно и многие дети, подходя к школьному возрасту, слабо владеют речью, картавят, не могут словесно выразить свои мысли.

Введение

 

С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, а с помощью слов мы выражаем свои мысли.

Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Эту роль речи очень образно охарактеризовал М.В. Ломоносов: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не токмо лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням!»

Речь помогает нам и в познании окружающего мира. В общественной практике, благодаря слову возникли общие понятия времени, пространства, причинности и т.д. Это дало возможность человеку понять сущность явлений природы, разобраться в событиях общественной жизни, позволило создать науку, а это уже означает, что человек может влиять на окружающий мир, управлять им. Именно это, имел в виду И.П. Павлов, когда писал о том, что речь, слово сделали человека «господином действительности».

Совершенно исключительное значение имеет речь в приспособлении ребенка к требованиям человеческого общества, установлении контакта с другими детьми. Дети, которые владеют речью, легко вступают в контакт.

Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми.

Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же, в первые три года, речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

У детей раннего возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи? Считалось, что главное, отчего зависит развитие речи – это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Над этим вопросом работали многие ученые-исследователи: И.П.Павлов, И.М.Сеченов, П.Брока, К.Вернике, М.И.Звонарева, М.М.Кольцова, М.Монтессори и другие.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

Особый интерес для нас представляет выявление влияния развития мелкой пальцевой моторики на уровень сформированности речи ребенка.

Актуальность проблемы состоит в том, что в дошкольных учреждениях работа по развитию мелкой моторики ведется нерегулярно и многие дети, подходя к школьному возрасту, слабо владеют речью, картавят, не могут словесно выразить свои мысли.

 

1.1.Анатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи

моторики рук и процесса развития речи

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у современного человека: в раннем возрасте ребенок чаще пользуется жестами для обозначения своих желаний).

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.

Джордано Бруно писал – «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти происходит не только отставание в развитии речи, но и сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Своевременная диагностика кистевой моторики и педагогическая коррекция, не только оградят ребенка от дополнительных трудностей обучения, но и сохранят его физическое и психическое здоровье.

Выдающийся педагог М. Монтессори, утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу, перед тем как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений, укрепляющих мелкие мышцы кисти. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Дети, которым удается повторять изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений.

Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

Академик И.П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде. Это очень точное определение. Есть органы, которые удовлетворяют нужды самого организма: легкие обеспечивают газообмен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществляют выделительную функцию и т.д. Мозг же обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды. Поэтому мозг с полным основанием можно назвать органом приспособления.

Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 350 – 400 грамм, но уже к году он утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к весу мозга взрослого человека.

Головной мозг человека по своему внешнему виду напоминает гриб: «корень» - это так называемый ствол мозга, в его состав входят продолговатый мозг, Варолиев мост и зрительные бугры; «шляпку» гриба образуют большие полушария – правое и левое. К ним прилегает малый мозг, или мозжечок.

Особый интерес имеет развитие больших полушарий, так как в них совершается работа сознания, возникают мысли, чувства человека.

В коре мозга человека – 17 миллиардов нервных клеток. Нервные клетки - самые драгоценные элементы организма. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается и далее, на протяжении всей жизни человека, не прибавляется ни одной клетки. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются и не замещаются.

В коре больших полушарий выделяется 6 слоев, каждый слой имеет свое особое клеточное строение. Клетки связаны друг с другом отростками, кроме того, вся кора пронизана сетью нервных волокон. В разных отделах мозга строение коры сильно отличается по характеру нервных клеток, толщине слоев и их распределению – это зависит от того, какую работу выполняет тот или другой участок коры.

Чувствительно-двигательная зона расположена в извилинах впереди и позади центральной борозды. Сюда по центростремительным нервам и восходящим путям спинного и головного мозга поступает возбуждение, возникающее в рецепторах кожи, мышц, суставных сумок. Отсюда возбуждение передается по нисходящим путям мозга и центробежным нервам в мышцы, вызывая или прекращая их деятельность, ослабляя или усиливая ее. Эта зона коры является высшим центром согласования всех движений.

В левом полушарии (у левшей, в большинстве случаев – в правом) лежат центры речи, свойственные только человеку. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие - зрительное, звуковое, осязательное – обязательно вызывает повышение возбудимости двигательной области головного мозга.

И.М. Сеченов предполагал, что всякое ощущение по своей природе смешанное - к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. Поэтому, когда ребенок трогает предмет, видит его, слышит, в его мозге возникает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые вспыхивают в проекциях мышц глаз, шеи и рук.

В 1861 году французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин человек теряет способность к членораздельной речи, издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока.

Немного позже – в 1874 году – другим ученым, К. Вернике, было установлено, что имеется и зона сенсорной речи: поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать – утрачивая связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону назвали зоной Вернике.

Последние десятилетия очень большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он называл передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а играет вспомогательную роль. Ему удалось также показать тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм.

Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции не случайно. В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.Н. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Так как у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии. Важно отметить, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук.

Сопоставляя все факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

 

1.2. Проблема взаимосвязи мелкой моторики рук и процесса развития речи в психолого-педагогической литературе

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные - левши и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. Уже упоминалось, что у ребенка - правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы "пишет" слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом - оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.
Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М. М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 - 2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда).

Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.[13, 52]
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с ее дном). Слово - название предмета становится словом - понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия "книга" и не будет считать книгами те, которые ему еще не показывали. Напротив, если ребенку не только показывать, но и давать трогать книги, он очень скоро вырабатывает обобщенное понятие, и любая книга для него затем будет "книга".
Чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.

  Как же связано развитие тонкой моторики руки с развитием речи малыша?
В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По закону иррадиации возбуждение переходит на соседний центр - речедвигательный (центр Брокка), то есть активизируется речь ребенка. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

 

1.3.Методические основы развития мелкой моторики рук детей раннего возраста

 

Работу по развитию пальцев и кистей рук можно начинать с первых дней жизни ребенка.

До 4-х месяцев проводят расслабляющий или укрепляющий массаж. Сжатые кулачки ребенка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью.

Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой - по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой - по подушечкам пальцев.

  С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев).
         С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы один пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев. Надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.
        С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукой ногу, для привлечения внимания ребенка к собственной ноге можно подвесить яркий помпончик.

Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и, на основе этого, пальцевого осязания.

С 4-х месяцев вкладывают в руки ребенка игрушки разной фактуры:

- колючие мячи;

- мелкие шарики, сделанные из ткани различной фактуры (велюр, кожа, мех, шелк, драп, ткань-букле);

- жесткие холодные (металлические) или теплые (пластмассовые) игрушки;

- звучащие резиновые игрушки.

Учат сжимать игрушки, ощупывать, отпускать. Развитие кожно-кинестетического анализатора является важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи, так как ребенок лучше запоминает название тех предметов, с которыми активно манипулирует.

С 7 месяцев полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С 10-ти месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы, и требуется значительное усилие), рвать на мелкие кусочки любую бумагу – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы и движения энергичны. Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой). Нанизывание колец пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами.

Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так важны силовые отношения).

Это застегивание пуговиц.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Можно также использовать следующие виды деятельности:

- наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);

- наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.);

- мозаика по возрастающей сложности;

- нанизывание бус, пуговиц, бисера;

- наборы веревочек разной толщины для завязывания и развязывания узелков;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (указывание предметов на ощупь);

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

- вязание, шитье, вышивание;

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

- лепка из глины или пластилина;

- игра «Театр пальчиков» .

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Наиболее распространенной игрой для детей раннего возраста является игра «Сорока – белобока»: Сорока-белобока (взрослый чертит пальцем круги по ладони ребенка), кушу варила (слегка щекочет ее), деток кормила: этому дала (загибает мизинец ребенка), этому дала (загибает безымянный палец), этому дала (загибает средний палец), этому дала (загибает указательный палец), а этому не дала (вертит большой палец). Зачем дров не рубил? Воды не носил? Знай наперед: здесь водичка холодненька (поглаживает запястье ребенка), здесь тёпленька (поглаживает плечо), а здесь - кипяток, кипяток (взрослый щекочет ребенка).

Народные игры мудры – они вбирают в себя именно то, что так необходимо ребенку – близость взрослого, простейший стишок, легкий массаж, гимнастика пальчиков – отличный стимул для развивающейся речи.

В двадцатые годы русский этнограф М.С. Андреев, путешествуя по разным странам, писал, что младенческие игры – потешки, очень похожие на русскую «Сороку - Белобоку», встречаются у многих других народов. Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде игра обращена к годовалому ребенку и везде повторяются одни и те же «магические» движения:

- круги пальцем по ладони ребенка,

- поочередное загибание пальчиков,

- движение вверх по руке по подмышки,

- щекотка.

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи. Каждый комплекс состоит из 5 упражнений и одной потешки .

По всему видно, что движения пальцев благотворно отображаются на развитии речи и других психических процессах детей.

В работе, способствующей развитию мелкой моторики рук, существуют пассивные и активные элементы.

К пассивным относятся действия, которые производит взрослый с рукой ребенка, без участия последнего, а именно – массаж.

Массаж включает в себя:

- поглаживание одноименной рукой в направлении от кисти к плечу и к подмышечной складке. Для лучшего расслабления рук ребенка поглаживание производится в основном по внутренней (сгибательной) поверхности.

- надавливание на массируемую ручку должно плавно и ритмично изменяться. В начале движения оно должно быть слабым, но по мере продвижения к локтевому суставу увеличивается, а затем снова снижается.

Движения повторяются по 6-8 раз для каждой руки.

Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток, прищепок, логопедической щетки «Ежик». При этом используют методики М.М. Кольцовой, Т.В, Головановой, М.А. Васильева, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и других. Очень эффективно использование криомассажа – использование льда и горячей воды (авторы И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков). Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – кишечника, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

Главным во время массажа, является эмоциональное общение ребенка со взрослым. Младенец еще не понимает слов, поведения взрослого, но радуется ему, готов подолгу смотреть на взрослого, откликаться на обращенные к нему слова, улыбку.

Активные виды деятельности – это действия, проводимые совместно ребенка со взрослым или ребенком самостоятельно.

К ним относятся: пальчиковая гимнастика, игры с предметами различной фактуры и величины, упражнения с ритмичным текстом, цель которых – особое стимулирующее воздействие на пальцы и кисти рук, а так же положительное воздействие на речевые функции ребенка .

Пальчиковые игры проводятся с учетом основных требований дидактики:

- при проведении пальчиковых игр важна последовательность (от простого к сложному), так как при неудачах можно вызвать негативизм у ребенка, который на данный момент еще не может справиться со сложным заданием;

- не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация достигается путем многократных повторений;

- занятия должны проводиться на положительном эмоциональном фоне;

- не допустимо переутомление ребенка.

Активные виды деятельности состоят из трех подвидов:

- совместная деятельность,

- разделенная (подражание),

- самостоятельная деятельность.

Рассмотрим процесс становления активных действий ребенка. По мере взросления у ребенка возникает необходимость в манипулятивных действиях, но он может освоить их только в совместной деятельности со взрослым, не через показ, не через инструкцию, а именно через совместное действие.

Затем взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Здесь и возникает возможность его показа – ребенок прослеживает действие взрослого, подражает ему. Благодаря этому происходит отрыв ориентировочной части действия от его исполнительной части. К этому времени общественная функция предмета, то есть цель предметного действия, ребенком уже определена. Постепенно предметные действия превращаются у ребенка в своеобразные жесты, в акты общения. В это время взрослый может давать ребенку указания в виде речевой инструкции, таким образом, возникает ситуация общения.

Общую схему становления активных действий в раннем возрасте можно представить следующим образом. Развитие самого активного предметного действия происходит путем превращения совместного действия в действие разделенное (или частичное), а затем в самостоятельное. Содержание общения при выполнении этих действий меняется от контроля взрослого за разделенным действием до оценки им самостоятельного действия ребенка. При этом взрослый может осуществлять показ ребенку разделенного действия (а ребенок прослеживать и подражать), а затем давать речевые указания для самостоятельного выполнения.

При овладении этими действиями у ребенка, по мнению психологов, возникают внешние ориентировочные действия, которые и составляют базу дальнейшего сенсорного развития ребенка.

Кроме этого развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук стимулирует речевое развитие. Научившись делать разнообразные движения пальцами рук, дети легче выполняют артикуляционные упражнения, требующие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Итак, мы выяснили, что связь ребенка со взрослым – неразделима и только в совместной деятельности можно добиться положительных результатов обучения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×