Статья Развитие творческих и интеллектуальных спсобностей дошкольников посредством логико-математических игр. Автор: Москвина Ольга Ильинична

Автор: Москвина Ольга Ильинична
1.                Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями.

2.      Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Затем с величиной, количеством, ориентировкой в пространстве.

3.      Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность.

4.      Навыки, умения, приобретённые в дошкольный  период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. В результате, овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко.


Автор: Москвина Ольга Ильинична

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников

посредством логико-математических игр

 

 

 

 

 

 

подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Москвина Ольга Ильинична

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мончегорск 2019

 

Весь процесс в дошкольного воспитания направлен на создание всесторонне развитой личности.

Как говорится в одной китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму». Нам, педагогам, необходимо создать комфортные условия обучения, при которых ребенок будет чувствовать свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что сделает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс. Наибольшего внимания среди всех образовательных областей требует, на мой взгляд, область «Познавательное развитие». Особое значение имеет формирование элементарных математических представлений.

Математика в детском саду должна быть занимательной, веселой, тк малыши значительно лучше усваивают эмоционально  яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие  должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания.

Мы с вами знаем, что источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями.

Знакомство с математикой нужно проводить в форме игры, но нельзя забывать, что игра – дело добровольное!

Начинать работу следует с формирования представлений о форме и величине предметов.

Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов.

Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, ёлка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.

Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши.

В своей работе я применяю

1. развивающие игры:

- куб вкладыш с формами

- магнитный конструктор

- форма и цвет

2. Словесные игры:

- найди предметы в группе определенной формы (круглой, квадратной, треугольной)

- на какую фигуру похоже? (например, показывая картинки: ель, солнце, домик).

С приходом небывалого развития информационно-коммуникационных технологий в структуре всех сфер образования пришла и необходимость к модернизации в том числе и воспитательного процесса в ДОУ. Поэтому начали активно внедряться интерактивные методы обучения.

3. Я самостоятельно разработала серию игры для интерактивной доски (далее ИАД):

- собери пазл и назови геометрическую фигуру (Цель: закреплять знание геометрических фигур. Задача: соединить детали в геометрическую фигуру. Назвать геомигуру)

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, — их количестве. Что важно для трех-четырехлетнего малыша? Прежде всего, научить его понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Лучше всего снова обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установление равенства - неравенства предметов становится необходимым.

Я сделала игры на ИАД:

- угощенье для кукол (Цель: закреплять понятия «поровну», больше-мешьше).

- собираем урожай (Цель: закреплять понятия большой-маленький. Задача: поместить овощи в большую корзинку, а фрукты в маленькую корзинку. Назвать цвета фруктов и овощей).

- подарки для гномов (Цель: расположить подарки в соответствии с размером гнома и цветом его колпака).

Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни.

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.  

В общении с ребенком необходимо обращать внимание на различные параметры величины и относительность признаков. Обогащать словарь деток понятиями  (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий). Показывать образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Я применяю игры на ИАД:

- Зоопарк (Цель: закреплять понятия большой-маленький, низкий-высокий. Задача: подобрать клетку для животного в соответствии с его размером. Обозначить словами большая-маленькая, низкая-высокая)

- Поможем матрешкам добраться до дома (Цель: закреплять понятия широкая-узкая, длинная-короткая. Задача: выбрать правильную дорожку к дому: маме матрешке – широкую и короткую, дочке матрешке – узкую и длинную).

Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени.   Важно обращать на это внимание в повседневной жизни. Играя, уточнить у ребёнка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади.

Я использую игры на ИАД:

- «Размести зверей правильно»

(Цель: Развивать умение различать пространственные направления от себя: вверху —внизу, справа — слева. Различать правую и левую руки. Задача: разместить зверей: белку на дереве (вверху), ежика под деревом (внизу), зайца слева от дерева, лису – справа от дерева).

«Расположи предметы правильно»: сначала СЛЕВА от стола поставь стул, СПРАВА от стола – шкаф, СНИЗУ – кровать. Затем мишку НА стул, мячик ПОД стол, куклу В кровать, одежду В шкаф).

Ребята моей группы очень любят играть в игру «Найди игрушку». Я прячу игрушку, ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Особое место среди математических развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Мы в саду применяем игры Воскобовича («Фонарики» - эталоны формы, «Геоконт»-на гвоздиках создают геом.фигуры, «Нетающие льдинки» - выкладывают простейшие геом.фигуры). Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач; развивая мышление, логику, память и другие психические процессы. Таким образом, всесторонне развивая и обучая малыша. По причине своей многофункциональности игра долго не надоедает ребенку, а воспитатель может придумывать все новые и новые варианты заданий. Дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются, т.к. ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое.

С целью развития мышления детей использую различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск закономерностей. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные задачи вызывают у ребят большой интерес.

Я использую игры:

- Например, «Какая фигура здесь лишняя и почему?» (среди кругов лишний треугольник, потому что у него есть углы). Игры «Гусеница», «Продолжи ряд..» (продолжить последовательность цветов и фигур), настольная игра «Подбери по форме».

Также в работе с детьми, применяю большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Засели домики»«Где, чей гараж»«Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, ставятся задачи личностного характера:

• Научить работать коллективно;

• Придерживаться определенных правил;

• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.

Логико-математические игры возможно применять как в организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, так и в самостоятельных играх детей. Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольника проходит в доступной и привлекательной форме.

Я считаю, если при проведении образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать логико-математические игры, потому что это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. В результате, овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других, что он прав.

В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности. Только такое партнёрство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что соответствует ФГОС ДО.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x