Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках технологии

Автор: Соломенцева Людмила Павловна

Развитие творческого потенциала

обучающихся на уроках технологии

 

учитель технологии Соломенцева Людмила Павловна

 

 

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Чтобы реализовать эти возможности, я опираюсь   на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашем лицеи есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально – техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств.

Время, в котором мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха, а также вырабатываются такие качества, как настойчивость, любознательность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование одежды, вязание, вышивка, аппликация, проектная деятельность,   кулинария.

Содержание учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках технологии во многом определяется сменой объектов труда.

В 5 – 6 классах девочки знакомятся с различными видами швов. Чтобы вызвать интерес к данной работе, предлагаю применить эти швы в рисунках на ткани. Изготовление  таких рисунков вызывает у девочек желание проявить свою индивидуальность и фантазию. А при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» или «Получение шерстяных и шелковых тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Дом моделей» или «Модница». Эти работы развивают образное мышление, формирует творческое начало.

Для того чтобы раскрыть у учащихся творческое начало необходим индивидуальный подход. На своих уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука, юбки или ночной сорочки предлагаю учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – изделия с простейшими элементами отделки, средний – изделия повышенной сложности изготовления и отделкой; высокий уровень – изделия с  внесением более сложных элементов и отделки.

 

Особое внимание уделяю самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов как, например, истории, математике, ИЗО. Так при изучении раздела декоративно – прикладной направленности, девочки знакомятся с техникой лоскутного шитья. Здесь открывается широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса. В лоскутных полотнах каждая ячейка сетки представляет собой конструктивную часть – блок. Из блоков собирается (сшивается) лоскутное полотно. Каждый блок может иметь свой  рисунок, мотив, состоящий из модулей, в которых может быть одна или несколько геометрических фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников, полос).  Эта тема включает целый блок уроков, на которых девочки совершенствуют свои умения и навыки в работе с тканью, овладевают и закрепляют важные технологические приемы. Эти работы получаются очень интересными, каждая старается сделать свое изделие, не похожее на другие.  Для стимулирования творческой деятельности, после завершения шитья, работы выставляются на показ перед девочками. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах, стремление с каждым разом делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество.

Работая с различными видами деятельности, ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Умение фантазировать и созидать – это начало пути. Одним из таких видов деятельности является вязание крючком. Изучив основы вязания, предлагаю девочкам  закрепить свои знания вязанием салфетки или мягкой игрушки.

В последнее время учителя технологии столкнулись с трудностями, обусловленными рядом объективных причин. Главными из них можно считать уменьшение количества учебных часов и снижение интереса учащихся к изучению материальных технологий. Чтобы не растерять интерес приходится искать новый подход к выбору объектов труда. Это – вышивка лентами. Вышивка лентами – аналог вышивки нитками. Но в отличие от вышивки нитью она получается более объемной и рельефной. Освоение вышивки начинается с пошаговых элементов, как простых одиночных элементов, так и более сложных. Изделия получаются разными, не похожими друг на друга, т.к. каждое созданное изделие индивидуально, при ее изготовлении ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания. Владение такой вышивкой может впоследствии пригодиться и в индивидуальной трудовой деятельности.

         При изучении раздела «Кулинария»  у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола. На данных уроках применяю элементы творчества. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд, при нарезке овощей, сервировке стола..

         Особое место в обучении девочек технологии занимает метод проектов. В 5 – 6 классах они больше учатся проектировать, чем проектируют сами. Тем не менее результатом этой работы обязательно является конкретное изделие.

         Помимо проектов, девочки выполняют творческие работы, в которых отражают свою фантазию и воображение, формируют творческое отношение к работе.

         В заключении хочется сказать, что я стараюсь через уроки технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т. е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x