Роль коллективной игровой деятельности в нравственном воспитании дошкольников

Автор: Титова Елена Петровна

Роль коллективной игровой деятельности в нравственном воспитании дошкольников

 

Подрастающее поколение сегодня формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность нравственного воспитания в образовательном процессе.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей в процессе организации их разнообразной деятельности с целью формирования у них нравственных понятий и убеждений, выработки навыков и привычек морального поведения, воспитание нравственных чувств, формирование волевых черт характера, преодоления отрицательных черт в поведении.

Нравственность человека с детского возраста складывается из добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.

Особое место в периоде детства занимает дошкольный возраст. В этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У дошкольников интенсивно развиваются моральные чувства. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.

Представления дошкольников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения детей ограничен, не очень богат ситуациями, где они сами должны решать вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что дошкольник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Ребенок еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед дошкольниками сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.

Нравственное воспитание зависит от продуманной организации среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых. Игровая деятельность для дошкольников хорошо освоенный и известный вид деятельности. Игровая деятельность эффективное средство, стимулирующее возникновение у ребенка желания стать лучше. К тому же, игра обладает прекрасной диагностической функцией - показывает ребенку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится, а что вызывает осуждение.

Детские игры начинаются с распределения ролей, игрушек, материалов, установления очередности и т. д. Здесь-то и проявляются нравственные качества детей. Ведь распределение может быть справедливым и несправедливым, основанным на принципе силы, хитрости. В играх формируются нормы поведения, понимание, что хорошо и что плохо, какой товарищ хороший, какой плохой.

Все игры связаны с выполнением определенных правил, которые устанавливаются самими детьми или определены заранее. Играющие либо придерживаются их, либо нет, из-за чего и возникают разногласия. Тот, кто не выполняет правила, нарушает общий замысел и ход игры, проявляет свое пренебрежение к играющим и этим самым вызывает к себе соответствующее отношение.

Содержание некоторых игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен помнить о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение детей к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.

Воспитатель в детской игре является нередко организатором игры, советчиком по содержанию игры, справедливым судьей, который разрешает конфликтные отношения детей, и, наконец, может быть и товарищем по игре.

Воспитателю необходимо помнить, что в играх дети испытывают острые чувства: радость и огорчение, гордость, благодарность, зависть и обиду, недоброжелательность, связанные с успехом или неуспехом, оказанием и принятием помощи. Задача воспитателя - постоянно анализировать нравственную сторону отношений между детьми, управлять ими, поддерживать дружбу детей.

Коллективная игровая деятельность – это форма организации игровой деятельности, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей в парах, группах, коллективе, с целью накопления жизненного опыта.

Коллективная деятельность характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого участника зависит успешность действий всех. В процессе такой организации дети вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Воспитатель влияет не на каждого в отдельности, а на взаимосвязь между детьми, что способствует лучшей обратной связи между ним и детьми.

Участие ребенка в коллективной деятельности является условием накопления у него личного опыта. Одним из основных факторов, определяющих характер и степень накопления у детей морального опыта, являются коллективные отношения. Но нужные нам взаимоотношения между детьми складываются не сами собой, а лишь в результате целеустремленной организации, планомерного включения всех детей и каждого в отдельности в различные виды коллективной деятельности. Коллективные отношения складываются на основе осознания детьми общности их целей и интересов, на основе многообразных форм практической деятельности и взаимодействия друг с другом и с другими людьми в повседневной жизни.

Включение детей в разнообразные виды практического взаимодействия друг с другом и с другими людьми создает возможность учить их выполнению правил культурного поведения в условиях руководства товарищами и подчинения им, оказывая и принимая помощь, выслушивая одобрение и порицание. Это помогает воспитать гибкость и самостоятельность поведения, качества, особенно необходимые в повседневной жизни. Учась быть и исполнителями, и организаторами, дети готовятся тем самым к активному участию в общественной жизни.

Коллективная игровая деятельность сплачивает детей, способствует формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие детские игры включают в себя элементы состязаний: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у дошкольников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать.

Феномен коллективной игровой деятельности состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В процессе коллективной игровой деятельности формируются представления о том, что хорошо и что плохо; ребенок начинает приобретать и открывать для себя доброту, сострадание, сочувствие, проявлять щедрость души. Игровая ситуация требует от ребенка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. У детей развивается чувство коллективизма, взаимопомощи. Соревновательный элемент коллективной игровой деятельности дает возможность тренировать волю, развивать способности к правильной оценке и самооценке своих возможностей, приучает считаться с интересами товарищей, учит подчинять свои действия правилам игры, воспитывает дисциплину, развивает у детей положительные эмоции.

Коллективная игровая деятельность развивает необходимые предпосылки для выработки поведения, регулируемого нравственными нормами. В игре ребенок имеет возможность проявлять активность, обдумывать и совершать поступки, видеть их последствия. В ходе реализации игрового сюжета дети усваивают нормы нравственного поведения, проявляются и формируются их нравственные качества. Дети не только воспроизводят реальные ситуации взаимоотношений, но и учатся понимать, чувствовать своих игровых партнеров, что является важным условием нравственного воспитания дошкольников через коллективную игровую деятельность.

Итак, деятельность необходима для нравственного развития ребенка, формирования его нравственных чувств. Игровая деятельность является для детей хорошо освоенным и известным видом деятельности, а участие ребенка в коллективной деятельности является эффективным условием накопления у него личного опыта. Поэтому, именно, коллективная игровая деятельность, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей, способствует нравственному воспитанию дошкольников.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x