Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Саша Черный «Игорь – Робинзон» | Гордеева Ирина Геннадьевна. Работа №239627

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гордеева Ирина Геннадьевна
Конспект урока литературы для 5 класса.

Тема урока: Саша Черный «Игорь – Робинзон».

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством писателя Саши Чёрного. Когда он уехал за границу, то стал преимущественно детским писателем. Самая известная книга – “Детский остров”. Это сборник остроумных, озорных и мудрых произведений, написанных с юмором. Своими рассказами С. Чёрный хотел сказать, что важной частью жизни ребёнка является игра, что важно не только хотеть играть, но и уметь играть.

О том, к чему могут привести игры и как вести себя в трудных ситуациях, мы поговорим на уроке.

Сегодня мы продолжим наш разговор о творчестве Саши Чёрного и поговорим ещё об одном рассказе - “Игорь – Робинзон”. Мы с вами не просто читаем и пересказываем произведения, мы учимся их анализировать, определять идейное содержание, построение и систему образов.

А помогают нам понять тему, идею, систему образов схемы, которые мы учимся составлять. Сегодня на уроке мы должны будем выстроить схему развития сюжета и сделать выводы.

1.Прочитайте рассказ (стр.182-188)

Понравился ли вам рассказ?

Что показалось интересным?

Почему рассказ называется “Игорь – Робинзон”?

2.Откройте тетради и запишите тему урока.

Начнем вычерчивать нашу схему. (через стрелочки вниз)

- Кто главный герой рассказа?

Занести в схему

- Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?

(Играть было не с кем, а там была лодка. Он по характеру активный, подвижный, непоседливый, фантазёр) Занести в схему

- В какую игру он играет?

( В адмирала). Занести в схему

- Какие детали на это указывают?

(Флаг из носового платка, лупа, качает лодку).

- Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?

(Из книг)

- Чем закончилась эта игра?

(Лодку сорвало и унесло на середину пруда). Занести в схему

- Как ведёт себя Игорь?

(Не растерялся, пытается спасти положение). Занести в схему

- Что делает Игорь на острове? (Пересказать и прокомментировать)

(Осматривает владения, зовёт на помощь, задумывается, как будет ночевать, придумывает план спасения).

- Когда осматривает владения, что он себе представляет? (зачитать)

Занести в схему

- Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?

Занести в схему

- Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?

Занести в схему

- Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?

Занести в схему

- Почему автор подчёркивает, что глаза были заплаканные?

Занести в схему

- Как это ещё подчёркивает автор?

Занести в схему

- Как спасается Игорь? (перескажите от 1-го лица).

(ученик от первого лица пересказывает историю спасения Игоря)

- Как заканчивается рассказ?

Занести кратко в схему

- Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой?

Занести в схему

- Правы ли были взрослые?

3. Проблемный вопрос:

Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сравним двух героев: Игоря и Васютку из рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”. Мы и прежде с вами делали сравнительную характеристику героев. Только это были герои одного произведения, а сегодня поговорим о героях разных произведений. И снова воспользуемся схемой, т.к. она поможет нам ответить на наш проблемный вопрос и определить основную идею произведения. (Каждый ответ заносится в новую схему).  Отступаем от 1 схемы 2 клетки или 1 строчку. Записываем в два столбика Васютка и Игорь-Робинзон и через стрелочки вниз.

- Что объединяет этих героев?

(Оба оказались в затруднительном положении). Занести в схему посередине.

- . Как ведут себя герои, оказавшись в затруднительном положении? Какие качества своего характера проявляют?

Занести в схему посередине.

- Кому было труднее?

(Васютке)

- Почему?

(Игорь оказался недалеко от дома, а Васютка один на один с тайгой) Занести в схему под каждым героем.

- Сколько времени провёл на острове Игорь, а сколько Васютка в тайге?

(Игорь был на острове всего несколько часов, а Васютка в тайге почти пять суток, ему пришлось даже ночевать в тайге, добывать себе еду). Занести в схему

- Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда Васютка?

Занести в схему

- Как спасается Игорь, а как Васютка?

Занести в схему

- Чем было данное происшествие для Игоря, а чем для Васютки?

Занести в схему

4. Вывод:

Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?

(С юмором, т.к. то, что случилось с ним нельзя назвать серьёзным приключением).

Кого можно назвать настоящим Робинзоном?

(Васютку).

Сделаем вывод: какова основная идея этого рассказа? Запишите в тетр.

5. Какие пословицы передают основную идею рассказа?

На бога надейся, а сам не плошай.

С книгой жить – век не

тужить

.

Воля и

труд

дивные всходы дают.

Где хотенье, там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Бояться несчастья и счастья не видать.

Важна смелость, да нужна и умелость.

Кто идёт вперёд, того страх не берёт.

Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.

Кто смел, тот и цел.

Под лежачий камень вода не течёт.

Кто не рискует, тот не выигрывает.

Кто хочет, тот и может.

Запишите выбранные пословицы в тетрадь.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×