Саша Черный «Игорь – Робинзон» | Гордеева Ирина Геннадьевна. Работа №239627
Автор: Гордеева Ирина Геннадьевна
Конспект урока литературы для 5 класса.
Тема урока: Саша Черный «Игорь – Робинзон».
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством писателя Саши Чёрного. Когда он уехал за границу, то стал преимущественно детским писателем. Самая известная книга – “Детский остров”. Это сборник остроумных, озорных и мудрых произведений, написанных с юмором. Своими рассказами С. Чёрный хотел сказать, что важной частью жизни ребёнка является игра, что важно не только хотеть играть, но и уметь играть.
О том, к чему могут привести игры и как вести себя в трудных ситуациях, мы поговорим на уроке.
Сегодня мы продолжим наш разговор о творчестве Саши Чёрного и поговорим ещё об одном рассказе - “Игорь – Робинзон”. Мы с вами не просто читаем и пересказываем произведения, мы учимся их анализировать, определять идейное содержание, построение и систему образов.
А помогают нам понять тему, идею, систему образов схемы, которые мы учимся составлять. Сегодня на уроке мы должны будем выстроить схему развития сюжета и сделать выводы.
1.Прочитайте рассказ (стр.182-188)
Понравился ли вам рассказ?
Что показалось интересным?
Почему рассказ называется “Игорь – Робинзон”?
2.Откройте тетради и запишите тему урока.
Начнем вычерчивать нашу схему. (через стрелочки вниз)
- Кто главный герой рассказа?
Занести в схему
- Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?
(Играть было не с кем, а там была лодка. Он по характеру активный, подвижный, непоседливый, фантазёр) Занести в схему
- В какую игру он играет?
( В адмирала). Занести в схему
- Какие детали на это указывают?
(Флаг из носового платка, лупа, качает лодку).
- Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?
(Из книг)
- Чем закончилась эта игра?
(Лодку сорвало и унесло на середину пруда). Занести в схему
- Как ведёт себя Игорь?
(Не растерялся, пытается спасти положение). Занести в схему
- Что делает Игорь на острове? (Пересказать и прокомментировать)
(Осматривает владения, зовёт на помощь, задумывается, как будет ночевать, придумывает план спасения).
- Когда осматривает владения, что он себе представляет? (зачитать)
Занести в схему
- Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?
Занести в схему
- Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?
Занести в схему
- Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?
Занести в схему
- Почему автор подчёркивает, что глаза были заплаканные?
Занести в схему
- Как это ещё подчёркивает автор?
Занести в схему
- Как спасается Игорь? (перескажите от 1-го лица).
(ученик от первого лица пересказывает историю спасения Игоря)
- Как заканчивается рассказ?
Занести кратко в схему
- Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой?
Занести в схему
- Правы ли были взрослые?
3. Проблемный вопрос:
Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сравним двух героев: Игоря и Васютку из рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро”. Мы и прежде с вами делали сравнительную характеристику героев. Только это были герои одного произведения, а сегодня поговорим о героях разных произведений. И снова воспользуемся схемой, т.к. она поможет нам ответить на наш проблемный вопрос и определить основную идею произведения. (Каждый ответ заносится в новую схему). Отступаем от 1 схемы 2 клетки или 1 строчку. Записываем в два столбика Васютка и Игорь-Робинзон и через стрелочки вниз.
- Что объединяет этих героев?
(Оба оказались в затруднительном положении). Занести в схему посередине.
- . Как ведут себя герои, оказавшись в затруднительном положении? Какие качества своего характера проявляют?
Занести в схему посередине.
- Кому было труднее?
(Васютке)
- Почему?
(Игорь оказался недалеко от дома, а Васютка один на один с тайгой) Занести в схему под каждым героем.
- Сколько времени провёл на острове Игорь, а сколько Васютка в тайге?
(Игорь был на острове всего несколько часов, а Васютка в тайге почти пять суток, ему пришлось даже ночевать в тайге, добывать себе еду). Занести в схему
- Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда Васютка?
Занести в схему
- Как спасается Игорь, а как Васютка?
Занести в схему
- Чем было данное происшествие для Игоря, а чем для Васютки?
Занести в схему
4. Вывод:
Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?
(С юмором, т.к. то, что случилось с ним нельзя назвать серьёзным приключением).
Кого можно назвать настоящим Робинзоном?
(Васютку).
Сделаем вывод: какова основная идея этого рассказа? Запишите в тетр.
5. Какие пословицы передают основную идею рассказа?
На бога надейся, а сам не плошай.
С книгой жить – век не
тужить
.
Воля и
труд
дивные всходы дают.
Где хотенье, там и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Бояться несчастья и счастья не видать.
Важна смелость, да нужна и умелость.
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.
Кто смел, тот и цел.
Под лежачий камень вода не течёт.
Кто не рискует, тот не выигрывает.
Кто хочет, тот и может.
Запишите выбранные пословицы в тетрадь.