Статья Сетевой проект как эффективный способ организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС . Автор: Колесникова Татьяна Павловна

Автор: Колесникова Татьяна Павловна
Мы воспитываем необычное поколение детей, которые родились, когда Интернет уже существовал. Наши ученики обладают навыками работы с сетевыми информационными источниками. И как мы убедились, правильно организованная совместная работа учащихся в Сети может дать нужный хороший результат.

Привлечение активных сетевых технологий в образование позволяет не только организовывать продуктивное взаимодействие, но и формировать электронную образовательную среду, в которой возникают новые отношения между её участниками

Сетевой проект является инновационной формой деятельности учащихся. Он основан на удаленном взаимодействии ребят из разных регионов, открывает широкое поле для самостоятельной творческой деятельности детей. Можно сказать, что участники проекта учатся не только у организаторов проекта, но и друг у друга.

На мой взгляд, именно сетевой проект помогает развивать в учениках качества человека 21 века, такие как: коммуникабельность, умение работать с информацией, умение строить план работы, придерживаться его, анализировать выполненную работу, корректировать ее, представлять созданный продукт общественности.

В процессе работы дети осваивают компьютер как средство обучения и развития, а не как игровую приставку. Командная работа помогает учащимся устанавливать деловые связи с другими людьми, распределять работу, нести ответственность за свою работу, помогать товарищам. Дети осваивают Интернет-пространство, используя для этого безопасные сервисы, свободные от рекламы, учатся культуре общения в сети. Каждый проект начинается с изучения правил безопасной работы в Интернете. Это является обязательным условием участия.


Автор: Колесникова Татьяна Павловна

Сетевой проект как эффективный способ организации внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС

(Из опыта работы)

 

Мы ничему не учимся у того, кто говорит: «Делай, как я».

Единственными нашими учителями являются те,

кто говорят: «Делай со мной».

Жиль Делёз

В условиях реализации ФГОС одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является создание таких условий для развития личности ребенка, которые позволяют воспитать творчески мыслящего, готового к жизни, человека. Образовательный стандарт ориентирует педагогов на организацию внеурочной деятельности путем использования разнообразных творческих, эмоционально насыщенных видов работы, создавая возможности самим педагогам определиться с формой организации учебной деятельности.

Мы воспитываем необычное поколение детей, которые родились, когда Интернет уже существовал. Наши ученики обладают навыками работы с сетевыми информационными источниками. И как мы убедились, правильно организованная совместная работа учащихся в Сети может дать нужный хороший результат.

Особое место в информационно-образовательной среде современного ОУ занимают сетевые или телекоммуникационные проекты. Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Эффективная организация сетевого проекта базируется на основах проектной деятельности, берущих свое начало в реальном образовательном пространстве, в междисциплинарных проектах, имеющих выход в виртуальное пространство образовательного учреждения и в сеть интернет. Таким образом, сетевой образовательный проект понимается нами как продолжение и расширение междисциплинарного проекта, берущего свое начало в урочной деятельности. Мы считаем, что структура такого проекта может быть основана на системе предметных проектных заданий, которые каждый учитель-предметник разрабатывает в соответствии с предметностью своей области и ориентируясь на общую метапредметную тему проекта. К сетевому проекту должны быть готовы все его участники. При этом меняется позиция учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта (ученикам) продвигаться в проекте.

Привлечение активных сетевых технологий в образование позволяет не только организовывать продуктивное взаимодействие, но и формировать электронную образовательную среду, в которой возникают новые отношения между её участниками.

В связи с активным освоением сетевых технологий всё большую актуальность для организации открытой образовательной среды приобретают сетевые образовательные проекты как форма организации проектной деятельности учащихся на основе телекоммуникаций, которая подразумевает сетевое взаимодействие, имеющее общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться информацией, результатами собственных и совместных разработок, размещая их на сайте, совместно редактировать документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты.

Для реализации проектов в сети учащийся должен быть готов к следующим видам деятельности:

самостоятельному изучению учебных материалов (

видеолекции

, ссылки на информационные материалы, словари терминов и т.п.),

прохождению промежуточного и итогового тестирования в системе электронного мониторинга;

выполнению творческих заданий, самостоятельных работ в режиме совместного редактирования документов и использования сервисов интернета;

использованию мультимедийных средств и сервисов при защите проектов

Работая в сетевом проекте, учащийся овладевает компетентностями в различных образовательных областях и дистанционными компетенциями, такими как:

эффективные способы организации времени для собственного образования;

применение компьютерных средств и новых информационных технологий в различных предметных и

метапредметных

областях для создания творческого образовательного продукта;

использование Интернета для коммуникаций и поиска информации;

сетевой этикет.

“Новая парадигма образования базируется на понятии “незавершенность”: Вместо установки “образование на всю жизнь” пришла новая установка - “образование через всю жизнь”. Эта установка опирается на  компетентностный подход, имеющий обязательное условие  - междисциплинарность образования, на основе которой будущий специалист сможет “самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, непосредственно не связанных со сферой деятельности”.

Главной целью педагога становится содействие в развитии у обучающихся компетентностей, которые способны помочь им научиться вновь и вновь «находить себя» в будущих изменяющихся условиях, сегодня принципиально не предсказуемых. Достижение этой цели возможно, если созданы условия для:

- развития познавательного интереса к предметам школьного цикла, приобретению знаний об окружающем мире в их целостности;

- развития диапазона поведения учащегося в ситуациях взаимодействия с другими людьми;

- постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций на основе свободного выбора.

Если ключевая задача для педагога начальной школы - научить ученика учиться, то для педагога основной школы ведущей задачей становится - научить его саморазвиваться и самообразовываться. Технологией, способствующей решению этой задачи, среди разнообразия современных педагогических технологий, является технология проектной деятельности, позволяющая развивать в учащихся такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных трудовых коллективах, принимать ответственность за свое будущее.

Сетевой проект является инновационной формой деятельности учащихся. Он основан на удаленном взаимодействии ребят из разных регионов, открывает широкое поле для самостоятельной творческой деятельности детей. Можно сказать, что участники проекта учатся не только у организаторов проекта, но и друг у друга. Образовательное пространство строится на основе современных интернет-технологий, таких как сервисы Web 2.0, сервисы Google, страницы Wiki.

На мой взгляд, именно сетевой проект помогает развивать в учениках качества человека 21 века, такие как: коммуникабельность, умение работать с информацией, умение строить план работы, придерживаться его, анализировать выполненную работу, корректировать ее, представлять созданный продукт общественности.

В процессе работы дети осваивают компьютер как средство обучения и развития, а не как игровую приставку. Командная работа помогает учащимся устанавливать деловые связи с другими людьми, распределять работу, нести ответственность за свою работу, помогать товарищам. Дети осваивают Интернет-пространство, используя для этого безопасные сервисы, свободные от рекламы, учатся культуре общения в сети. Каждый проект начинается с изучения правил безопасной работы в Интернете. Это является обязательным условием участия.

Зачем же мы участвуем в сетевых проектах? Какие у них преимущества перед другими формами и методами работы?

Сетевые проекты построены на основе примерной основной образовательной программы общего образования, примерных программ внеурочной деятельности. А значит, проекты строятся на методологической основе, они являются продолжением уроков и внеурочной деятельности, помогают учащимся перенести материал уроков в обыденную жизнь, переосмыслить изученное, творчески его переработать.

Инструкции, технологические карты, алгоритмы, созданные в процессе работы, могут быть использованы учителями во время уроков в качестве дидактических материалов. То же самое можно сказать и про итоговые продукты, созданные детскими командами, ведь очень часто ими являются интерактивные задания: кроссворды, загадки, пазлы, схемы.

Нужно отметить, что все материалы проектов находятся в открытом доступе и пользоваться ими могут даже те, кто не принимал участия в сетевом проекте. Также материалы сетевых проектов могут быть использованы учителями и родителями при подготовке личных проектов к школьным НПК.

Работа в проектах выходит за рамки учебной программы, а значит, требует дополнительного времени. Это реальная возможность научиться чему-то новому.

Конечно же, как и в любом деле, без трудностей не обойтись, но они чаще всего возникают только на первых порах. Какие же сложности возникают в организации и проведении сетевых проектов?

Необходимость выполнения работы точно в срок. Это связано с запланированным взаимодействием команд. Поэтому нельзя ни отставать, ни бежать впереди. А это не всегда возможно: разные сроки каникул в школах, не всегда стабильная работа Интернета, карантин и другие обстоятельства частенько выводят команды из строя. Но к чести организаторов и координаторов нужно сказать, что все эти проблемы решаются, если координаторы вовремя ставят авторов и организаторов проектов в известность о своих затруднениях.

Нужно сказать, что некоторые проекты очень насыщенны и требуют от участников больших временных затрат. Поэтому, выбирая проект для своей команды, учитель должен оценить задания и понять, будет ли у него и детей достаточное количество времени, чтобы не отмахиваться от заданий, а выполнять их на должном уровне. Или нужно разумно распределить работу внутри команды, чтобы каждый внес свой вклад в общее дело.

Кто-то может сказать, что дети и так слишком много времени проводят у компьютера, а это вредит детскому здоровью. Но нам кажется, что работа в проекте позволяет учащимся по-новому использовать компьютер, они перестают видеть в нем только средство для развлечения. Ну и конечно же, в каждом проекте задания каждого этапа дозированы и, при соблюдении координатором оговоренных правил, дети не подвергаются перегрузке.

Ну и конечно же, трудностью является наше недостаточное владение ИКТ-технологиями, слабое владение пользовательскими компьютерными навыками. Действительно, трудно овладевать новыми сервисами, да еще и учить всему этому наших учеников. Но мы знаем, что лучше всего научится тот, кто научит другого. Тем более, что для каждого использованного в проекте сервиса авторы проекта предлагают обучающие материалы и инструкции, а также готовы оказать свою помощь при возникновении затруднений, используя для этого электронную почту и другие средства компьютерной коммуникации.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу сказать, что, несмотря на трудности, сетевые проекты сейчас являются одной из самых передовых форм работы с учащимися. Они позволяют развивать в учащихся умения ученика 21 века, помогают формировать

УУДы

через систему заданий, направленных на создание коллективного продукта, дают возможность нашим ученикам почувствовать свою самостоятельность, состоятельность,  педагогам работать с детьми в умном, специально для этого организованном пространстве.

Литература

Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования. М.2007

Г.Г.Малинецкий

, Будущее радом, оно уже началось, журнал «Сверхновая реальность, №6, 2013

Е.А.

Солодова

, Новые модели в системе образования. Синергетический подход, М., 2011г

Скрипкина Ю.В.

Метапредметный

подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации.// Интернет-журнал "

Эйдос

". - 2011. - №4. - 25 апреля.

http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm

.

Приложение (из опыта работы)

 

При работе над сетевым проектом как показывает опыт, опыт и знания получают обе стороны: и учитель, и ребята. Могу сказать, что подводных камней тоже достаточно много. Хочу обратить ваше внимание на следующее:

Перед началом прохождения любого этапа (это касается любого сетевого проекта) необходимо заранее ВНИМАТЕЛЬНО изучить все требования и инструкции. В некоторых случаях самому попробовать поработать в предлагаемом сервисе. Это необходимо, чтобы избежать ошибок команды по вине руководителя.

Несколько советов:

Не выполняйте сами работу детей!

Лучше медленней, да лучше

!

Учите детей читать инструкции!

Объясните родителям, что  за детей работу выполнять не надо!

 Объясните детям и родителям, что  просматривать итоги игры и работы других команд

обязательно

НАДО!

 Помощ

ь родителей иногда необходима.

Сначала мы сами с детьми участвовали в нескольких сетевых проектах, а потом я решила попробовать сама. «Математика и литература – два крыла одной культуры» это первый мой сетевой проект. У нас в школе много классов гуманитарного направления, а я учитель математики, которую данные учащиеся, как правило, недолюбливают. Чтобы повысить интерес к своему предмету и был создан данный проект. Ребята в проекте находили связь между математикой и литературой. Нашли математиков, увлекающихся литературным творчеством и литераторов, увлекающихся математикой. Получилось! Много красивых работ было создано участниками проекта. Дальше стала помогать создавать и внедрять проекты своим коллегам: «Спортсмены Удмуртии в Олимпийском движении», «Химия на службе Отечеству», «100-летие Ижевско-Воткинского восстания». В этом году совместно внедрили проект «СиМ-СиМ, откройся» о связи спорта и математики. Готовятся еще два проекта по психологии и истории. С учащимися продолжаем участвовать в сетевых проектах на Сетевом сообществе педагогов Удмуртии.

Планирование сетевого проекта

№ 1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект.

№ 2. Определение примерной структуры проекта.

Название.

Цитата, лозунг.

Аннотация

Цели и задачи.

Участники.

Условия регистрации.

Сроки реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

Условия участия.

Особенности проведения, виды деятельности.

Формы взаимодействия организаторов с участниками.

Критерии оценивания работ участников и проекта.

Результаты проекта. Награды, призы.

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

3. Формулировка проектных заданий.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, известных решений.

Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:

сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,

проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за природным, физическим, социальным явлением,

сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта,

создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,

проведение экскурсии, экспедиции, состязания,

сетевое общение.

№ 4. Разработка критериев оценивания этапов проекта.

Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:

Соответствие теме.

Наличие исследования.

Грамотность.

Дизайн.

Оригинальность.

Критерии оценки образовательных результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

Работая над проектами, учащиеся развивают как повседневные умения и навыки, так и умения и качества человека 21-го века. Многие из этих качеств сегодня имеют приоритетное значение для работодателей, например, такие умения, как:

успешно работать с другими;

принимать обдуманные решения;

брать на себя инициативу;

решать комплексные проблемы;

управлять собой;

эффективно общаться.

Сервисы для разработки материалов сетевого проекта.

Ленты времени

 

http://www.dipity.com

 , 

http://www.timerime.com

http://www.timetoast.com

Сервисы для кроссвордов:

http://www.kubbu.com/ http://www.toolsforeducators.com/crossword/

http://cross.highcat.org/

http://www.armoredpenguin.com/crossword/

http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Вики-газеты:  www.wikiwall.ru

http://www.jigsawplanet.com/ - пазлы

https://photopeach.com/ - презентации

http://www.newart.ru/gal18.htm - рисовалки

http://brushechka.ru/sets - брашечка-рисовалка

https://ru.padlet.com/my/dashboard - падлет стена

https://mind42.com/ - ментальная карта

https://www.photovisi.com/ru/ - фотокаллаж - http://www.fotor.com/ru/collage/ https://photopeach.com/ - слайд-шоу

http://www.scribblemaps.com/ -создание своей карты

http://www.tagxedo.com/ -облако слов - https://wordart.com/

https://www.thinglink.com/ - http://www.playcast.ru/ - плейкасты

https://www.thinglink.com/ -интерактивный плакат

http://ru.calameo.com/ - публикации, книжки

https://www.timetoast.com/ - работа с лентой времени

http://flashface.ctapt.de/ -создание фотороботов

https://tripwow.tripadvisor.com/ - мультимедийное слайд-шоу

http://editor.printdesign.ru/editor?#editorproductpresetid=10буклет

https://www.youtube.com/watch?v=qLv1cLMIyv4.com – Стена Падлет

Карта Google [1]

Яндекс.Карты [2]

http://www.liveinternet.ru/users/cosmeya/post333269793/ - Плейкаст

https://cacoo.com/ - Какоо (буклет-плакат)

http://www.photodex.com/proshow/web - слайдфильм

https://www.fotojet.com/ - фотокаллаж

http://fotocollage-karandash.ru/ - фотокаллаж

https://mycollages.ru/app/ - фотокаллаж

http://decodeit.ru/qr - QR код

http://www.playcast.ru/ - плейкаст

https://tackk.com/ - траск – плакат

https://www.smore.com/ - сморе-плакат

https://prezi.com/ - прези-презентация

https://www.emaze.com/?emazehomeемадже-презентация

https://mycollages.ru/app/ - каллаж

https://support.google.com/youtube/answer/1646861?hl=ru&ref_topic=3024170как создать свой канал на ютубе

Сервис для создания форм Google-формы

Сервис для создания кроссвордов crosswordus.com

Онлайн сервис для создания ментальных карт Mind42 Mindomo bubbl.us

Генератор ребусов Rebus1

Книжка-малышка https://www.storyjumper.com/

Сервис для расшифровки и создания QR кода decodeit.ru

Геосервисы  https://maps.google.com/

Фотосервисы http://picasaweb.google.com/ http://www.loonapix.com/ru/ http://www.fanstudio.ru/

 

Завершение проекта

Насколько важно организованно начать проект, настолько же важно его организованно и завершить. При завершении проекта необходимо извлечь максимальную пользу из проделанной работы, из поставленных проектом результатов и из полученного всеми участниками проекта опыта.

Итоговая рефлексия участников проекта.  Каждый отдельный участник команды публикует свои комментарии о своих

впечатлениях

о проекте и своей роли в нем.

"Перекрестная" рефлексия. Команды оценивают работу в проекте друг у друга. 

Самоанализ результатов работы команды. Данная форма работы чаще всего командная, анкета заполняется один раз от всех участников.

Различные виды итогового анкетирования.

Подведение итогов

Сводный анализ анкет. На этапе завершения проекта необходимо подвести итоги и опубликовать результаты проведения анкетирования, различных опросов (если это не было сделано ранее).

Подведение итогов проекта. Работа команд в проекте должна рассматриваться экспертами в ходе проведения проекта. Подведение итогов должно быть сделано своевременно и в соответствии с итогами промежуточных этапов. 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x