Система работы по подготовке детей с ТНР к обучению грамоте. | Бочкарева Ольга Станиславовна. Работа №209265
Автор: Бочкарева Ольга Станиславовна
В результате последовательно спланированной работы дети осознанно выполняют звуко-слоговой анализ слов, употребляют слова, правильно ставя ударение, анализируют и синтезируют предложения. В дальнейшем дети смогут применить полученные знания и умения и легче адаптироваться к школьному обучению.
Система работы по подготовке детей с ТНР к обучению грамоте.
Система работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
Актуальность
Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи, выполнять звуковой анализ и синтез слов.
Сформированность фонематического восприятия предупреждает трудности обучения письму и чтению. Особенно трудным является процесс письма. Он осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при записи каждого слова устной речи, оно должно быть предварительно подвергнуто звуковому анализу и синтезу.
Цель
Сформировать необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи
Формировать умение воспринимать и различать неречевые и речевые звуки.
Определять наличие или отсутствие звука в слове.
Различать звуки по их качественным характеристикам (гласный - согласный; твёрдый – мягкий; звонкий – глухой)
Определять позицию звука на фоне слова ( начало, середина, конец ).
Определять последовательность звуков в слове, их количество.
Выполнять звуковой анализ и синтез слов.
Формировать умение делить слова на слоги с опорой на вспомогательные средства.
Выполнять анализ и синтез предложения
Этапы работы
Развитие слухового внимания (способность узнавать и различать неречевые звуки).
Развитие речевого слуха
(способность различать слова, фразы, звуки речи по высоте, тембру, близкие по звучанию
Развитие фонематического восприятия (развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.)
Дидактические принципы
Принцип наглядности
Принцип учёта индивидуальных особенностей.
Принцип доступности
Принцип опоры на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, двигательный
Принцип систематичности, последовательности и постепенности
Игры для развития слухового внимания.
О чём говорит комната?»
«О чём говорит улица?»
«Узнай предмет по звуку»
«Угадай, где позвонили»
«Угадай, что в коробке» (различные мелкие предметы)
«Постучи так, как я» (воспроизведение ритма)
«Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков)
Обращаем внимание на то, что окружающие нас звуки мы слышим
В работе используется карточка-символ
Игры для развития речевого слуха.
«Угадай, чей голосок» - Играющие по очереди зовут
,
стоящего в центре. Он же должен узнать, кто его позвал.
«Слушай и выполняй» - взрослый называет 1 – 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения.
«Запомни слова» - взрослый называет несколько слов. Ребёнок должен повторить их в том же порядке.
«Звуковые песенки» - взрослый предлагает ребёнку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или УА – так плачет ребёнок. ИА – как кричит ослик.
«Подскажи словечко» - Часто к озеру напиться
ходит рыжая ….(лисица)
«Найди ошибку» - Тает снег, течёт ручей,
на ветвях полно враче (грачей).
Обращаем внимание на то, что звуки речи мы слышим и произносим, знакомим с термином «звук»
В работе используются карточки - символы:
Предметный ряд
При подготовке к звуковому анализу понятие «предметный ряд» становится узловым. Сначала внимание фиксируется на терминах «начало», «середина», «конец». Работу над этими понятиями можно проводить на материале сказки «Репка»: (// Дефектология№4,1989)
Дед стоит в начале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом и так далее. Все встают по линеечке друг за другом и получился ряд. Ряд начинается слева и тянется вправо от деда до мышки. Мышка стоит в конце ряда, а между ними, в середине, бабка, внучка.
Гласные звуки
Для ознакомления детей с гласными звуками можно использовать настольный театр «Теремок» (// Д/в№10,84)
Обращается внимание детей на то, что пока зверюшки «стоят с закрытым ртом»,мы ничего не слышим. Начали они двигать язычком и губами мы слышим звук.
Каждый, кто поселяется в теремке, поёт свой определённый звук :
Лягушка— А
Мышка— И
Зайчик— Э
Лисичка – О
Волк – У
Медведь – Ы
Карточки – символы (// Дефектология№6,1985)
__ звук (А)
__ звук (У)
__ звук (И)
__ звук (О)
__ звук (Ы)
__ звук (Э)
Вывод: _ (гласные звуки обозначаются красным цветом)
Звуковой анализ и синтез звукосочетаний гласных звуков
( с использованием карточек-символов)
«Прочитай, не ошибись
»
– взрослый выкладывает по два, три символа гласных в ряд. Дети произносят сочетание звуков .
О А И А У
« Сосчитай и отложи» - взрослый произносит сочетания из двух, трёх, четырёх звуков. Дети на слух определяют количество и последовательность произнесённых звуков и выкладывают их в ряд соответсвующими символами
.
«Разложи картинки»
–
дети определяют звук в начале слова и кладут к символу –заменителю данного звука.
После выполненной работы делаем вывод:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Произносятся при помощи голоса.
Не встречают преграды.
Поются.
Образуют слог.
Согласные звуки
Знакомить детей с согласными звуками можно через сказку о веселых звуках (//Д/в №10,1984)
Жили – были веселые звуки. Они умели петь песни. И звали их – гласные звуки. Однажды гласные звуки так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.
- П – п- п – запыхтел звук «П». Пыхтел- пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».
- Т – т- т – затукал звук «Т». Тукал – тукал, а спеть песенку тоже не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я непевучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».
- Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук «А». Мы, гласные звуки, можем вам помочь, только вы всегда должны стоять рядом с нами. - Согласны?
- Согласны! Согласны! – закричали непевучие звуки.
- Вот и хорошо! – за это мы будем вас называть «согласные звуки», - сказали гласные.
И стали с тех пор крепко дружить согласные и гласные звуки, встанут рядом и поют любую песенку.
Вывод: согласные звуки
Произносятся при помощи голоса и шума или только шума.
Встречают преграду.
Не образуют слог.
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
В работе используются символы
Условные обозначения для согласных звуков:
- твёрдый согласный звук обозначается синим цветом
__ мягкий согласный звук обозначается зелёным цветом
__ звонкий согласный обозначается звенящим
колокольчиком
__ глухой согласный обозначается закрытым
колокольчиком.
____________ ___ звук в начале слова
____________ ___ звук в середине слова
_____________ ___ звук в конце слова
Дидактические игры и упражнения для развития фонематического восприятия
«Звуковая мозаика»
-
жетоны красного, синего и красного цвета, выбирают по первому звуку в слове
.
«Цепочка слов» - последний звук предыдущего слова является началом нового слова.
«Звуковой мяч»
«Крестики – нолики»
-
перед началом игры обговаривается на какой звук рисуется крестик, на какой – нолик.
«Звуковые ладошки (следы)»
«Узелки» – услышав заданный звук, ребёнок завязывает узелок на шнурке.
«
Косточки»
–
придумав слово с заданным звуком, ребёнок кладёт косточку (вишнёвую,..) в бутылочку и закрывает бутылочку крышкой.
«Пирамидка» – придумав слово с заданным звуком, ребёнок собирает пирамидку. Одно кольцо
–
одно слово
Звуковой анализ односложных слов
1.Взрослый произносит слово, например, КОТ.
2.Взрослый спрашивает у ребёнка:
- Сколько звуков в слове? (ответ ребёнка – 3)
- Какой звук слышится в начале слова?
(вначале слова твёрдый согласный звук (К) ,обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок.)
- Какой звук в середине слова (второй звук)?
(в середине слова гласный звук (О), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)
- Какой звук в конце слова (третий звук)?
(в конце слова твёрдый согласный (Т), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок)
Звуковой анализ двусложных слов
1.Взрослый произносит слово, например, ЛИСА.
2.Взрослый спрашивает:
- Сколько звуков в слове? (четыре)
- Какой звук слышится в начале слова?
(мягкий согласный звук (Л), обозначаем зелёным цветом, ребёнок рисует зелёный кружок)
- Какой второй звук в слове?
- (гласный звук (И), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок).
-Какой третий звук в слове?
(твёрдый согласный звук (С), обозначаем синим цветом, ребёнок рисует синий кружок).
- Какой звук слышится в конце слова?
(гласный звук (А), обозначаем красным цветом, ребёнок рисует красный кружок)
Игровые упражнения для формирования умения выполнять звуковой анализ слов.
«
Сосчитай и отложи» – выкладывание слов фишками.
« «Прочитай», не ошибись» – подбор слов (картинок) к данной схеме:
«Сосчитай , нарисуй и заштрихуй» - нарисовать столько кружков, сколько звуков в слове и заштриховать соответствующим цветом.
Выкладывание слов из различных предметов (мозаики, палочек, …, соответствующего цвета).
Настольно - печатные игры для развития фонематического восприятия:
«
Прочитай по первой букве»
«Звонкий – глухой»
«Расшифруй слова»
«Цепочка слов»
«Прочитай по первому (второму) слогу»
Слоговая структура слова
Знакомство со слоговой структурой слов можно начать с показа движения тыльной стороной руки о подбородок.
Рассматривание картинки, разделённой на части
Слогообразующая роль гласных – сколько в слове гласных, столько и слогов.
Игры и упражнения в работе над слоговой структурой слова
Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов)
Произнесение слов в соответствии с количеством кружков на кубике.
Разложить на три группы картинки с односложными, двусложными и трёхсложными словами.
Игра с мячом: ударить об пол мячом столько раз, сколько слогов в слове
.
«Разрезные картинки» – собрать картинки, разрезанные на две, три, четыре части.
«Рассели жильцов по домикам»
Использование схем в работе над слоговым анализом и синтезом слов
1.Подбор схемы к предмету (слову)
2.Подбор картинок (слов) к данной схеме:
Ударение
«Постучим»
-
произнося слоги, стучать по столу. Ударный слог простукивается сильнее, громче других.
«Вышиваем крестиком»
–
большим крестиком изображается ударный слог, маленьким - безударный.
Подбор слов (картинок) к «крестикам»
Предложение
Знакомство с предложением можно начать с демонстрации одновременного звучания нот на металлофоне. (песня не получилась).
Игра «Живые слова»
– дети (два-три человека) одновременно произносят слова. (предложения не получилось)
Вводится термин
«одновременно»,
«последовательно»,
«предложение».
Используются графические схемы предложения:
Длинная полоска – предложение
Короткие полоски – слова
Первое слово пишется с большой буквы
В конце предложения ставится точка
Заключение
В результате такой последовательно спланированной работы дети осознанно выполняют звуко-слоговой анализ слов, употребляют слова, правильно ставя ударение, анализируют и синтезируют предложения. В дальнейшем дети смогут применить полученные знания и умения и легче адаптироваться к школьному обучению.
Список используемой литературы
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: «Лань», 1999.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. чтение без принуждения. Пед. Фак.№ 3, 1987
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Рыбина Э.В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. // Дефектология. - 1989. - №4
Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании звукового анализа у детей с ОНР. //Дефектология. - 1985. - №6
Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991