Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам» (из опыта работы). | Стулова Ольга Николаевна. Работа №239606

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Стулова Ольга Николаевна
Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам (из опыта работы).

 

 

Районное методическое объединение учителей истории и обществознания Меленковского района.
Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам (из опыта работы).
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 Стулова О.Н.
2017 год.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта Образование и президентской инициативы Наша новая школа. Роль учителя — разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённыеприродные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
Условия подготовки к олимпиадам:
1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.
Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению обществознания учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.
Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады.Одновременно с выявлением школьников интересующихся обществознанием и правом и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.
3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.
На уроках истории и обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, мозговой штурм, написание эссе-сочинения. На них учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры Колесо истории, Звездный час, Умники и умницы, КВН которые проходят на ура в классах среднего звена. Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Это зависит от учителя и от ученика. Именно учитель отбирает материал, составляет тесты, задания, анализирует тесты и составляет новые задания на устранение допущенных ошибок. Учитель же находит такие задания (для устной речи, например), которые развивали бы и творческое начало в ученике, дивергентное мышление – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; такие задания, которые развивали бы критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. И, наконец, что тоже является очень важным, если не самым важным: учитель учит одаренных детей (да и обычных) пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием. Наверное, нет необходимости говорить о том, что занятия с одаренными детьми – это процесс взаимообогащающий и взаиморазвивающий.
По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к истории и обществознанию;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области истории и обществознания.
Составляю план работы с одаренными детьми.
Программа рассчитана на 34 часа, т.е. 1 час в неделю.
УМК, применяемый при подготовке к олимпиадам разного уровня:
Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история На уроках и внеклассных мероприятиях. Задания, олимпиады, викторины, тесты, игры, сценарии. М., Глобус, 2009
Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию. 10-11 классы. М., Вако, 2013
Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. Школьный и муниципальный этапы. Ростов – на – Дону, Легион, 2012
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. М., Айрис – пресс, 2010
Сборник ФИПИ Отличник ЕГЭ. История. Решение сложных заданий. М., Интеллект – Центр, 2012
Сборник ФИПИ Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. М., Интеллект – Центр, 2012
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела или темы
Кол-во часов
1.
Вводный урок
1
2.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов
5
3.
Раздел II. Задания на соответствие элементов
3
4.
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных
6
5.
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом
2
6.
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами
6
7.
Раздел VI. Решение познавательных задач
4
8.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами
6
9.
Обобщающее тестирование
1
Итого:
34
Основное содержание:
Введение -1 час
Зачем нужны олимпиады. Виды олимпиад. Основные требования к олимпиадам и основные виды олимпиадных заданий.
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов -5 часов
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Задания типа Заполни пропуски. Задания на выявление лишнего элемента
Раздел II. Задания на соответствие элементов- 3 часа
Соответствие элементов из двух перечней (Даты – события, имена – идеи и т.д.)
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных - 6 часов
Заполнение пропусков в схемах, составление схем, составление и заполнение таблиц, анализ диаграмм
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом - 2 часа
Опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, явлениями
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами- 6 часов
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел VI. Решение познавательных задач - 4 часа
Анализ правовых ситуаций, экономических ситуаций. Рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа.
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами – 6 часов
Формулирование кратких и развернутых ответов. Написание характеристик деятелей. Написание сочинений – эссе.
Тестирование с различными видами заданий -1 час
Выполнение итогового теста
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п
Название раздела, темы
Общее количество часов
Из них практическая работа
Количество часов на самостоятельную работу
1.
Введение: зачем нужны олимпиады; виды олимпиадных заданий
1
Раздел I. Задания с рядами понятий, имен, фактов
5
4
1
2.
Общая характеристика заданий данного типа
1
3.
Задания по принципу образования и продолжения рядов
1
1
4.
Задания типа Заполни пропуски
1
1
5.
Задания на выявление лишнего элемента
1
1
6.
Самостоятельное выполнение заданий
1
1
Раздел II. Задания на соответствие элементов
3
2
1
7.
Общая характеристика заданий этого типа
1
8.
Выполнение заданий с учителем
1
1
9.
Самостоятельная работа с тестами этого типа
1
1
Раздел III. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных
6
4
1
10.
Общая характеристика заданий данного типа
1
11.
Как выполнять задания со схемами
1
1
12.
Анализ таблиц и построение таблиц
1
1
13.
Работа с графиками
1
1
14.
Задания на анализ приведенных в диаграмме данных
1
1
15.
Самостоятельная работа с заданиями данного типа
1
1
Раздел IV. Задания по работе с изобразительным рядом
2
1
16.
Общая характеристика заданий
1
17.
Практическое выполнение заданий
1
1
Раздел V. Работа с историческими и обществоведческими текстами
6
5
2
18.
Общая характеристика заданий этого типа
1
19-20.
Работа с историческими текстами
2
2
1
21-22
Работа с обществоведческими текстами
2
2
1
23.
Самостоятельная работа с текстом
1
1
Раздел VI. Решение познавательных задач
4
3
1
24.
Общая характеристика заданий
1
25.
Решение познавательных исторических задач
1
1
26.
Решение познавательных обществоведческих задач
1
1
27.
Самостоятельная работа с задачами познавательного характера
1
1
Раздел VII. Выполнение заданий с развернутыми текстами
6
5
2
28.
Общая характеристика заданий
1
29-31
Написание сочинения - эссе
3
2
1
32-33
Составление исторических текстов из заданных слов
2
1
1
34.
Тестирование с различными видами заданий
1
1
Модели заданий по формированию навыков и умений работы с обществоведческими понятиями.
Блок Политология
Задания на отработку понятия государство
Формы государства и их признаки
Формы правления – расставь правильно признаки
Монархии
Республики
Неограниченная
Парламентская
Теократическая
Президентская
Смешанная
Парламентская
– 1.
Глава государства избирается народом
2.
Премьер – министр – председатель партии, победившей на выборах
3 – 3
Полномочия президента большие
4 - 4
представительские полномочия главы государства
5
Глава государства избирается парламентом
6
Полномочия парламента
небольшие
7
Премьер министр назначается президентом с согласия парламента
8 – 8
Полномочия парламента
большие
9
Глава государства и глава правительства – одно лицо
10
Законодательная, исполнительная. судебная власть в руках главы государства
11
Глава государства является главой церкви
12 – 12
Глава государства получил власть по наследству
Формы государственного устройства
Подбери к каждой форме государственного устройства рисунок и докажи правильность выбора
Устройство государства ………………… …………………………… ………………………………………..
Политические режимы и их признаки
Демократический
Авторитарный
Тоталитарный
1
Армия и церковь играют большую роль
2.
Источник власти - народ
3.
Принцип разделения властей
4.
Формальные выборы
и законы
5.
Альтернативные выборы
6
Внесудебные преследования
7
Массовые общественные организации
8.
однопартийность
9
Оппозиция и конкуренция партий
10
плюрализм
11
АКС
12
Одна идеология
13
Культ личности
14
Большая роль исполнительной власти и силовых структур
15
Широкие права и свободы
Избирательные системы и их признаки
Мажоритарная
Пропорциональная
1
Партийные списки
2
большинство
3
выборы президента
4
Выборы городской думы
5
Выборы Гос.думы
6.
Выборы краевой думы
7
Второй тур выборов
8
7 – ный барьер
9
Относительное большинство
10
50 + 1 голос
11
Одномандатный округ
12
Единый общенациональный округ
Политические идеологии и их признаки
либеральная
консервативная
Социал-демократия
коммунистическая
фашистская
1
расовое превосходство
2
отказ от реформ
3
равенство всех перед законом
4
социальное партнёрство
5
свобода личности
6
ценность семьи, религии
7
помощь богатых бедным слоям
8
национализм
9
Преемственность, традиции
10
ликвидация социального неравенства
11
классовая борьба
12
Приоритет личности перед государством
13
ликвидация частной собственности
14
идея равенства и социальной справедливости
15
свобода предпринимательства
Блок Социальная психология
Задания на отработку родовых и видовых признаков понятия человек
Биологическое
Психическое
социальное
………………………………….
………………………………
……………………………..
1.типы темперамента
2 Нервная система
3 характер
4 эмоции
5 Физиологические признаки
6 Типы нервной системы
7 интересы
8 ответственность
9 память
10 инстинкты
11 Чувства и воля
12 мышление
13 Осознанные мотивы
14 Выполнение ролей
15 Экзистенциальные потребности
16 Половые особенности
17 Духовные потребности
18 влечения
19 убеждения
20 Знания и умения
21Возрастные особенности
Составь предложение из рассыпавшихся слов
1. Рождается, существо, как, социальное, как, человек, биологическое, развивается.
………………………………………………………………………………………………….
2. Задатки, способности, от природы, развиваются, даны, в деятельности
……………………………………………………………………………………………
3. Целеполагание, деятельность, целесообразность, поведение, характеризует.
……………………………………………………………………………………………………
4. Карандаши, являются, краски, мольберт, целью, средствами, а не, деятельности
……………………………………………………………………………………………………
5. природная среда, общение с окружающими, доминирующий фактор, а не, социализации
……………………………………………………………………………………………………
Блок Философия
Задание на определение черт и особенностей видов познания
Ненаучное
Научное
социальное
1 Познание в художественных образах
2 Эмпирический уровень
3 Субъективное познание
4 Объективность знаний
5 Объективно, но присутствует субъективное мнение автора
6 теория
7 Метод наблюдения
8 Соответствует реальности
9 Соответствует принятым в обществе нормам
10 Объект и субъект познания совпадает
11 повествование
12 Вера в сверхъестественное
13 Необъяснимо, но факт
14 Здравый смысл
15 гипотеза
16 моделирование
17 эксперимент
18 Повседневный опыт
Функции науки и их примеры
Социальная
Производственная
Культурно – мировоззренческая
1 Разработка новой технологии подъёма руды из шахты
2 Разработка программ социального развития государства
3 моделирование процесса клонирования людей
4 выдвижение новой гипотезы происхождения человека
5 Разработка скоростных средств передвижения людей
6 Открытие новой планеты
7 Разработка эффективного средства для защиты от насекомых сельскохозяйственных угодий
8 Разработка эффективного лекарства для лечения сахарного диабета
9 Разработка эффективных средств для борьбы с насекомыми в домах
Блок Экономика
Задания к понятию государственное регулирование экономики
Методы государственного регулирования экономики
Прямое –
правовое
Косвенное –
денежно – кредитная
монетарная
Косвенное –
бюджетно –
налоговая –
фискальная
Государство в рыночной экономике не регулирует
1.
Лицензирование и кредиты банков
2.
Установление учётной процентной ставки
3.
Централизованное
распределение
ресурсов
4
Развитие госсектора в экономике
5
Антимонопольная политика
6
Оплата труда бюджетников
7
Государственное ценообразование
8
Изменение нормы резервирования банковских средств
9
Защита прав потребителя
10
Директивное планирование производства
11
Расширение
госзаказов
12
Помощь социально незащищенным
слоям населения,
13
Выдача лицензий - разрешения на хозяйственную деятельность
14
Законодательно закрепляет господство одной формы собственности
15
Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью
16
Защита экономических интересов предпринимателей и потребителей.
17
Определение объема денежной массы
18
Льготное налогообложение малого бизнеса
19
Увеличение числа частных предприятий
20
Эмиссия – выпуск денег
21
Кредиты коммерческим банкам
22
Выплата процентов по государственному долгу
23
Регулирование обмена
24
Выпуск облигаций
Блок Социология
Задание на определение понятий общество, прогресс, глобализация
Целостность и взаимосвязь мира …………………………………………………
Поступательное развитие………………………………………………………………..
Часть мира, обособившаяся от природы……………………………………………
Форма частичных преобразований………………………………………………..
Медленное, постепенное развитие…………………………………………………….
Упорядоченность, иерархия элементов ……………………………………………
Подсистема общества……………………………………………………………..
Элемент общества, обладающий своими функциями, участниками, учреждениями…….
…………………………………………………………………………………………………
Положительное достижение, имеющее отрицательные черты ………………………………………….
Изменение, развитие, обновление – черты……………………………………………………………..
Черты и признаки типов общества
Традиционное
Индустриальное
Постиндустриальное
1 Массовые коммуникации
2 Возникновение и развитие мануфактур
3 Натуральное хозяйство
4 занятие основной массы населения в сфере услуг
5 существование общины
6 преобладание коллективного начала над частным
7 Возникновение и развитие науки
8 преобладание рутинных технологий
9 Возникновение и развитие массового производства
10 Начался и закончился промышленный переворот
11 транснациональные корпорации - ТНК
12 рост численности рабочего класса
13 глобализация экономики и финансов
14 Закрытое общество – отсутствует социальная мобильность
15 Наука является производительной силой
Блок Право
Понятие Конституционные права
На труд
На образование
3.на свободу слова
4 на свободу
совести
5. на жилище
6. на неприкосновенность частной жизни
7 на свободу передвижения
8 право избирать
9. на частную собственность
10 на жизнь
11 свобода предпринимательства
12 свобода творчества
13 на пенсии
14 презумпция невиновности
15 на охрану здоровья
16 на адвокатскую защиту
17 на забастовки
18 на митинги
19 объединяться в организации
20 равный доступ к культурным ценностям
Понятие Отрасли права
Гражданское
Трудовое
Конституцион
ное
Административ
ное
семейное
Уголов
ное
1Отношения в сфере исполнительной власти
2.гражданин Р. отказался вернуть деньги взятые в долг.
3.отношения между родителями ученика и школой
4 неоплаченный провоз багажа
5дисциплинарные проступки
6Оскорбление достоинства, распространение сплетен
7 нарушение тайны переписки,
клевета
8 правоотношения, возникающие при получении заграничного паспорта гражданином РФ:
9 правоотношения водителя автобуса и пассажиры автобуса
10нарушения правил продажи, грубость продавца
11 договор купли - продажи
12неповиновение работнику милиции
13Авторское право
14сброс отходов предприятиями
15 мелкое хулиганство
16 самовольное пользование
водой
17 раздел имущества между супругами
18 лишение свободы
19 замечание и выговор
20 вопросы о нарушении конституционных прав
21 регулирование отношений власти
22предупреж
дение
23 отношения управления
24 лишение специального права
25 лишение родительских прав
26 семья нашла клад во время ремонта дома
27 Нарушение пассажиром правил пользования метро
28 опоздание на службу милиционера без уважительной причины
29 продажа продавцом некачественного товара
30 изготовление фальшивых банкнот
Правовой словарь
Подбери к понятию определение
Понятие
определение
Плебисцит –
1.Соединение гражданской и духовной власти в одном лице
Апатрид
2.Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат
Популизм
3.нетерпимое отношение ко всему непривычному, иностранному
Теократия
4.разновидность народного голосования
Лобби
5.Привлечение президента к юридической ответственности, влекущее отстранение его от должности по основаниям, установленным конституцией.
Этатизм
6.Признание какой-либо организации, процедуры, общественного отношения существующими на законных основаниях.
Инфантилизм
7.Мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения.
Ксенофобия -
8.лица без гражданства
Вотум
9.Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.
Импичмент
10. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев
Легитимность
11. Состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека.
Таким образом, я считаю важной педагогическую задачу учителя в разработке и реализации учеником своего индивидуального образовательного маршрута, выявление трудностей на пути выполнения и своевременной корректировке этапов и шагов подготовки к всероссийской олимпиаде, стать победителем, призёром которой, очень почётно и для ученика , и для его учителя. Участие в олимпиадном движении открывает перед учеником огромные возможности интеллектуальной, профессиональной и жизненной самореализации.
Гражданские
(личные права)
Политические права
Экономические права
Культурные права
Социальные Права
Процессуальные права
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×