«SNAG – гольф» в коррекции речевых нарушений". | Коренченко Наталья Геннадьевна. Работа №334072
Существует немало способов, позволяющих добиться четкой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них - это игра. Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
Мы познакомим вас как на логопедических занятиях можно использовать "SNAG - гольф" - одной из разновидностей игр с мячом. Практика показывает, что использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.
«SNAG – гольф» в коррекции речевых нарушений.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики у детей с ОВЗ: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, а также мимической и артикуляционной.
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия). В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно». Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят. Это связано с тем, что точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников. Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. А применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения
Мы познакомим вас как на логопедических занятиях можно использовать «SNAG – гольф» - одной из разновидностей игр с мячом. Практика показывает, что использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.
Методическая разработка «Путешествие к Снежной королеве»
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я сегодня для вас принесла книгу «Снежная Королева», сейчас мы ее прочитаем! (можно включить аудиозапись «Вьюги» на телефоне)
– Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало!
Звучит аудиозапись
Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.
Логопед показывает детям рамку с осколками от зеркала.
Логопед. Отправляемся на поиски книги?
Дети: Да.
(На мольберте изображено развитое разбитое зеркало)
Физминутка «Сугробы»
Цель: Развитие общей моторики, умения согласовывать движения с речью, выполняя перекрестные движения руками и ногами.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
«Отгадай загадки-обманки Снежной королевы» Цель: Развитие логического мышления. Развитие умения прокатывать мяч в сторону цели.
Логопед: А вот и первое задание Снежной Королевы. Нужно отгадать загадки и прокатить мяч к картинке - отгадке.
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это …
(Не мишка, а белка)
Белым снегом всё одето -
Значит, наступает ...
(Не лето, а зима)
Перед стартом у спортсмена
Очень важные деньки:
На лыжне проверить должен
Лыжник новые…
(Не коньки, а лыжи)
Люблю кататься я на льду.
Ура! Зима всё ближе!
С друзьями на каток пойду
И там надену…
(Не лыжи, а коньки)
У снежной бабы нос смешной,
Он длинный, яркий овощной!
Кто догадался – молодец!
Конечно, это…
(Не огурец, а морковка)
Вот она, красавица,
Вся переливается!
Принесли ее с мороза,
Это дерево — …
(Не береза, а ёлка)
Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
«Стоп – игра»
Цель: развитие умения выделять слова по заданной теме из названных слов, умения прекратить движение, услышав заданные слова, развитие произвольности и саморегуляции. Развитие умения прокатывать мяч по нужной траектории.
Логопед: Сейчас посмотрим, как вы умеете внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы катить мячи мимо сугробов-кубиков. Как только вы услышите слова, имеющие отношение к зиме, вы должны поднять вверх клюшку и остановиться.
Банк слов: жара, осень, пляж, мороз, листья, урожай, снежинки, лето, велосипед, зонт, лыжи, панамка, сапоги, дождь, шуба, купальник, мяч, скворечник, скакалка, снегопад, сентябрь, овощи, самокат, вьюга, лодка, купание, грибы, каток, коньки.
Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
Зрительная гимнастика «Снежки»
Цель: Снятие зрительного напряжения.
Логопед: Ребята, предлагаю немного отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз. Возьмите мячик (из сухого бассейна) и представьте, что это снежок.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
Логопед: Продолжим наш путь в поисках осколков зеркала.
Дидактическая игра. «Сугробы»
Цель: Развитие слоговой структуры слова. Развитие умения делить слово на слоги. Развитие глазомера и умения прокатывать мяч по нужной траектории.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сугробов намело. Возьмите картинку, определите сколько слогов в слове и отправьте «снежок» - мяч в нужный сугроб (на подставку с цифрами 1, 2, 3, 4 дети по очереди отправляют мячик с помощью клюшки для гольфа в нужный сектор с цифрой – в соответствии с количеством слогов в слове).
1 слог- снег, лёд
2 слога- мороз, санки
3 слога- снеговик, снегири.
4 слога- Снегурочка, рукавички.
Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
Игра «Закончи предложение»
Цель: закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы», развитие мышления. Развитие умения прокатывать мяч по нужной траектории.
Логопед: Осталось нам выполнить последнее задание и получить осколок зеркала. Каждый из вас выберет себе клюшку и картинку. Прокатить мяч к картинке и ответить на вопрос по картинке.
Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки).
Для чего дети поливают горку? (Дети поливают горку, чтобы она была скользкой).
Для чего мальчик взял клюшку и шайбу? (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей).
Для чего девочка надела шубку? (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло).
Зачем заяц меняет шубку (
З
аяц меняет шубу, чтобы его не заметили зимой на снегу)
.
и
т.д.
Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
Итог
Логопед: Ну вот мы и собрали все части зеркала. Чтобы начать его собирать нужно руки нам размять.
Выполнить нейро-дорожку (представлена нейро-дорожка с изображением пальцевых поз рук).
Собирают из собранных осколков зеркало. И получают книгу «Снежная королева», в книге – коробке угощения.