Сохранение и развитие творческого потенциала детей 5 - 7 лет на музыкальных занятиях в ДОУ

Автор: Подковыркина Любовь Алексеевна

Л.А. Подковыркина

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

СОХРАНЕНИЕ ИРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ 5-7-ЛЕТ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

 

 

«Не навреди!»

Гиппократ

                                                                          

      Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Одним из  эффективных средств   достижения этой задачи является музыкальное воспитание ребенка в детском саду. В процессе знакомства с мировой музыкальной культурой, у детей дошкольного возраста начинает  формироваться музыкальный вкус,  развивается  творческий потенциал.

     У каждого ребенка могут проявиться те или иные творческие способности, важно ему помочь их обнаружить, сохранить, а в дальнейшем развить.

     Одним из эффективных средств, обеспечивающих   повышение творческой активности  ребенка, является его аудиальное развитие. Аудиальное развитие – это предмузыкальное развитие. Это фундаментальный уровень, без которого не могут полноценно развиваться музыкальные способности ребенка. Более того, именно аудиальные способности помогают ребенку адаптироваться к невидимому миру, защититься от негативного и вредного звукового потока, что не способна сделать даже музыка. Научившись восстанавливать энергетический баланс в процессе качественного аудиального развития, человек может восстановить свое здоровье.

       На музыкальных занятиях ребенок сразу попадает в мир музыки, который ему еще не понятен, так как он (мир музыки) создавался веками и находится далеко от природы человека. Это значит, что систематической музыкальной работе должен предшествовать предмузыкальный период развития, который позволяет полноценно развиваться музыкальным способностям ребенка.

      Методы и приемы аудиального развития позволяют ребенку адаптироваться к социальной и учебной среде, легче усваивать материал, свободнее и естественнее общаться со сверстниками и взрослыми. Внутренняя свобода ребенка – огромный резерв его саморазвития и совершенствования.

    Окружающий нас мир наполнен невидимой материей, которая вибрирует, перемещается, концентрируется, поэтому неслучайно существуют такие понятия, как аура, энергетическое поле. Эта тонкая среда воздействует на нас, и мы должны учитывать ее воздействие. Музыка, звуки, шумы имеют энергетическое происхождение, это, прежде всего, физические явления, которые представляют собой колебания воздуха. Они способны непроизвольно вызвать вибрацию мышц тела. Такое воздействие должно быть благоприятным для человека.

      Научить детей различать положительное и отрицательное воздействие звукового фона, помочь понять, а значит, и корректировать это воздействие является одной из задач аудиального развития. Обращение к музыке, в том числе и классической, не самоцель, а всего лишь средство, так как лишь музыка из всего звукового фона воздействует ритмически организованно, мелодически выверенно, а значит, гармонически целостно.

       Используя материалы технологии аудиального развития, музыкальный руководитель будет создавать необходимые ситуации, которые  направляют внимание ребенка на восприятие звукового мира, углубляют его представления о звучащей среде. Это поможет ребенку в обычном мире увидеть, а точнее услышать необычное.

        Аудиальная система человека развивается под воздействием не только облагороженных звуков музыкальных произведений, но и не контролируемого потока шумов и звуков окружающего мира. Ребенок теряет природную естественную остроту слуха: шумы, звуки, громкая музыка могут отрицательно сказаться на его чувствительности. Только тонкое, слабое, нежное прикосновение звуков позволят дифференцировать звуковой поток, оценить его с позиций значимости и полезности.

        Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности, развивать музыкальные способности ребенка и осуществить его общее развитие очень сложно. Техника аудиального развития предлагает для этого ритмическое фантазирование.

        Важным аспектом в аудиальном развитии детей является понятие паузы. Необходимо научить ребенка слушать и слышать тишину в обычной жизни и музыке. Молчание помогает человеку научиться оставаться с самим собой, слушать себя, получать удовольствие от общения с собой. Осмысление молчания – возможность избавиться от одиночества. Слушая тишину, передаваемую в музыке, и прислушиваясь к паузам в любом музыкальном произведении, дети учатся познавать себя.

      Голос – единственный  живой музыкальный инструмент, который от природы обладает интонацией. Интонация, то есть духовное начало музыки, зависит от исполнителя. Каждый звук неповторим по интонации и тембру. Интонация – это индикатор состояния человека, она постоянно меняется. Тембр - это качество живого голоса и всего звучащего. Тембровое развитие является условием управления внутренним состоянием, эмоциональными процессами человека и основой предмузыкального развития  детей. Развивать крепкие, интонационно богатые голоса можно лишь при пении без сопровождения. Начинать работу в этом направлении нужно с прислушивания к собственному голосу. Специальные упражнения позволяют развивать выразительность голоса (тембровое и мелодическое фантазирование).

          Внутреннее состояние ребенка нередко выражается в жестах, мимике, интонации, в употреблении слов. По движениям и жестам можно определить, насколько ребенок в данный момент свободен или зажат, активен или пассивен, опечален или радостен, открыт или замкнут. Чтобы улучшить интонирование, развить слух и голосовые возможности ребенка, музыкальному руководителю необходимо помочь ему избавиться от напряжения и мышечных зажимов. Любой зажим в теле может стать причиной немузыкальности ребенка. Пластическое фантазирование, сопровождающее идеомоторной деятельностью, поможет снять мышечные зажимы и комплексы у ребенка. Своеобразная слитность  движения, пения и слова дает ту гармонию тела, души и разума, которая называется духовностью. Создание особой вдохновенной атмосферы в процессе пения и слушания музыки – необходимое условие полноценности восприятия и исполнения музыки. Прежде всего, необходимо детям сидеть на музыкальном занятии свободно. Педагогу нужно серьезно подходить к выбору текста песен для исполнения детьми.

В аудиальном развитии детей немаловажное значение имеет импровизация, которая позволяет включать воспитанников  в различные виды фантазирования  (ритмическое, графическое, вербальное, мелодическое) которое в свою очередь ведет к сохранению и развитию творческого потенциала каждого ребенка.

    При выраженном интересе к музыкальному миру, ребенок дошкольного возраста не владеет адекватными средствами получения необходимой информации, поэтому музыкальный руководитель призван помочь ему в овладении средствами аудиального развития, позволяющими самостоятельно открывать новое.

 

     Таким образом сохранение и совершенствование творческого потенциала посредством аудиального развития детей 5-7- лет будет эффективным, если целенаправленно усложнять систему работы по сохранению и развитию высокой чувствительности к шумовому, звуковому и музыкальному миру, как средства наиболее полного раскрытия творческого потенциала детей

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x