"Сопровождение одаренных детей в образовательной области детского сада" ☼
Автор: Евлинаренко Светлана Ивановна
Сопровождение одаренных детей
в образовательной деятельности детского сада
Евлинаренко Светлана Ивановна,
воспитатель I квалификационной категории,
муниципальное дошкольное образовательное
бюджетное учреждение комбинированного вида
«Детский сад №19 «Родничок»
г. Кудымкар, Пермский край
Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды.
В своей работе я стараюсь помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения.
Вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживаю смышленого и любознательного ребенка, создаю условия для развития способностей, дарованных природой. Стараюсь предложить детям содержание материала на максимальном уровне. Ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности!
Я хочу поделиться некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому, я знакомила детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощено: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. У детей вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке.
Еще одна инновационная технология, которую я применяю в своей практике для развития творческих способностей у детей – это метод моделирования. Модель – это символ, предмет-заместитель, схематическое изображение предмета с его характерными признаками. Использую дидактические игры. Игры и задания с основами моделирования, способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.
Одним из методов, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Знакомство детей с произведениями Е.Чарушина через образы в рисунках», «На Пасху», «Рисуем человека», «Городецкая роспись», «Чтоб здоровым был малыш»... Работая над проектами, неизбежно сталкиваешься с родителями детей.
Только когда родители понимают важность этого вида деятельности, владеют некоторыми приёмами обучения, заинтересованы в своём ребёнке, совместными усилиями можно добиться определённых результатов.
Чтобы учить родителей технике рисования, приёмам, оценке полученных детьми результатов я использую индивидуальные беседы, подгрупповые консультации, коллективные встречи, практические занятия с детьми в присутствии родителей.
Еще один из методов моей работы - индивидуальные выставки ребенка. В детском саду созданы все условия для равноправного взаимодействия ДОУ и семьи в развитии индивидуальных способностей детей. Дни открытых дверей, мастер-классы для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование.
Постепенно усложняя задания, осваивая разные материалы, я расширяю возможности ребенка. Результатом моей работы в этом направлении стало активное участие детей нашего детского сада в городских выставках и всероссийских конкурсах детского творчества: «Подводный мир»,«Пожарник- профессия героическая»,«Сохраним родную природу»,«Счастливая семья»,«Мир растений»,«День пограничника» и др.
На основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в нашем детском саду ведется целенаправленно и достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, работа с родителями, кружковая работа дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.
Литература:
1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
5. Журнал « Дошкольное воспитание» №7,2009.
6. Журнал « Дошкольное воспитание» №6,2010.
7. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 199 7.