"Сопровождение одаренных детей в образовательной области детского сада"

Автор: Евлинаренко Светлана Ивановна

Сопровождение одаренных детей

в образовательной деятельности детского сада

                                        

    Евлинаренко Светлана Ивановна,

                                             воспитатель I квалификационной категории,

муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение комбинированного вида

                                               «Детский сад №19 «Родничок»                         

                     г. Кудымкар, Пермский край

 

        Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды.

    В своей работе я стараюсь помочь детям раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в  выбранном ими виде деятельности, «растормошить» их таланты и умения.

    Вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживаю смышленого и любознательного ребенка, создаю условия для развития способностей, дарованных природой. Стараюсь предложить детям содержание материала на максимальном уровне.  Ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности!

    Я хочу поделиться  некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.

  Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.     Поэтому, я знакомила детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощено: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. У детей вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.   

    Для того чтобы детские рисунки получились выразительными,  мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке.

    Еще одна инновационная технология, которую я применяю в своей практике для развития творческих способностей у детей – это метод моделирования. Модель – это символ, предмет-заместитель, схематическое изображение предмета с его характерными признаками. Использую  дидактические игры. Игры и задания с основами моделирования, способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. 

    Одним из методов, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Знакомство детей с произведениями Е.Чарушина через образы в рисунках», «На Пасху», «Рисуем человека», «Городецкая роспись», «Чтоб здоровым был малыш»... Работая над проектами, неизбежно сталкиваешься с родителями детей.

   Только когда родители понимают важность этого вида деятельности, владеют некоторыми приёмами обучения, заинтересованы в своём ребёнке, совместными усилиями можно добиться определённых результатов.

   Чтобы учить родителей технике рисования, приёмам, оценке полученных детьми результатов я использую индивидуальные беседы, подгрупповые консультации,  коллективные встречи, практические занятия с детьми в присутствии родителей.

     Еще один из методов моей работы - индивидуальные выставки ребенка. В детском саду  созданы все условия для равноправного взаимодействия ДОУ и семьи в развитии индивидуальных способностей детей. Дни открытых дверей, мастер-классы для родителей, привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности, анкетирование.

   Постепенно усложняя задания, осваивая разные материалы, я расширяю возможности ребенка. Результатом моей работы в этом направлении стало активное участие детей нашего детского сада в городских выставках и всероссийских конкурсах детского творчества: «Подводный мир»,«Пожарник- профессия героическая»,«Сохраним родную природу»,«Счастливая семья»,«Мир растений»,«День пограничника» и др.

    На основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в нашем детском саду  ведется целенаправленно и  достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, работа с родителями, кружковая работа  дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.

 

 

Литература:

    1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

    2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

    3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

    4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.

    5. Журнал « Дошкольное воспитание» №7,2009.

    6. Журнал « Дошкольное воспитание» №6,2010.

    7. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 199 7.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x