Современный урок. ☼
Автор: Черноиванова наталья павловна
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.
Недостатки традиционного урока
а) жёсткая регламентация времени и пространства;
б) доминируют фронтальные методы над индивидуальными;
г) слабая связь изучаемой теории с практикой;
д) преобладание репродуктивных методов над творческими;
е) трудности с реализацией личностно – ориентированного дифференцированного обучение
Типичные недостатки современного урока:
1. Не учитываются особенности класса при организации учебного процесса (психолого-педагогическая характеристика класса Визуалы-аудиалы-кинестетики.)
2. Отсутствует мобилизующие начало урока, (необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).
3. Недостаточно чётко формулируются и реализуются задачи урока (Знания Умения, Воспитание, Развитие, Применение знаний и умений в жизни. См стандарт) Знания о способах деятельности, методах научного познания относится к компоненту «Знания»
4. Редко и малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные, групповые и общеклассные формы
5. Не уделяется достаточного внимания инструктажу о выполнении домашнего задания: дифференциации и индивидуализации заданий по объему и сложности. Связь домашнего задания с будущим уроком. Сохранение опорных знаний в тетрадях, инструктаж о выполнении домашнего задания.
Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. На сегодняшнем этапе вся система образования постепенно меняется и к ней предъявляются следующие общие требования:
- формирование у учащихся сознательных, глубоких и прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовке их к жизни
- повышение воспитательного эффекта обучения на уроке, формирование у учащихся черт личности;
- осуществление всестороннего развитие учащихся
- формирование у учащихся самостоятельности, творческой активности,
инициативы, как устойчивых качеств личности, умения творчески решать жизненные задачи
- вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой и другими источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
Развитие обучающихся на уроке
• Формирование личности ребёнка
• Я - концепция
• Свобода и ответственность
• Самостоятельность и творчество
• Коммуникативность
• Мотивация и проблемность
• Логическое и эмоциональное развитие
• Произвольное и непроизвольное внимание
• Все виды памяти: моторная, образная, словесная, логическая, эмоциональная
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать
эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и
требованиями, формировать активное отношение к жизни.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на
уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с
проблемами ситуациями, работу с учебником, решение познавательных задач.
Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и
выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний,
навыков и умений.
Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и
своевременность выполнения учащимися каждого требования. Учитель должен
отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное
психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот,
излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе,
надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности
изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических
работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в
познавательную деятельность различные органы чувств.
Одно из основополагающих требований к современному учителю – владение
современными педагогическими технологиями. Безусловно, на каждом уроке у педагога должны работать несколько технологий в комплексе, которые будут направлены не только на обучение, развитие и воспитание, но и сохранение здоровья детей.
Взаимодействие педагога с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.
Состав современного содержания образования определяет род требований к уроку:
1. Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.
2. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
3. Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других – поисково – исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.
4. Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.
5. Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения – достижениями педагогики.
Непременным условием научности содержания урока является также ознакомление учащихся с доступными им методами науки, важными как для углубления понимания данной области знания, так и для формирования научного мышления.
6. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
7. Урок должен быть логической единицей темы и иметь свою строгую единую внутреннюю логику.
8. Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не только традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д., но и содержание этих шагов, их объём и порядок должны быть изменчивы и зависимы от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка учителя.
9. Эффективность современного урока предполагает и применение современных технических средств. Они нужны не только потому, что совершенствуют процесс усвоения, повышают производительность учебного труда, обогащают разнообразие применения того или иного метода, но и потому, что вносят в урок атмосферу современной технической культуры. Вместе с тем совершенно несомненно и то, что технические средства не только не способны заменить учителя и общение с ним, но и само выполнение ими своей роли возможно только при условии высокой общей и педагогической культуры учителя.
10. Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами: содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.
11. Культура учителя, его интеллектуальный, нравственный является основной предпосылкой реализации всех указанных и других требований к современному уроку и условий его эффективности.
12. Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь идет о рациональной организации занятий, правильном чередовании труда и отдыха и применении различных педагогических методов на уроке. Современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой и темпом.