Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный урок. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Черноиванова наталья павловна

« Урок – это зеркало общей и

                                                                  педагогической культуры учителя,

                                                                  мерило его интеллектуального богатства,

                                                                  показатель его кругозора, эрудиции»

                                                                                                        В.А. Сухомлинский

 

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и  методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания.  Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

 Недостатки традиционного урока

а) жёсткая регламентация времени и пространства;

б) доминируют фронтальные методы над индивидуальными;

г) слабая связь изучаемой теории с практикой;

д) преобладание репродуктивных методов над творческими;

е) трудности с реализацией личностно – ориентированного дифференцированного обучение

Типичные недостатки современного урока:

1.         Не учитываются особенности класса при организации учебного процесса (психолого-педагогическая характеристика класса Визуалы-аудиалы-кинестетики.)

2.         Отсутствует мобилизующие начало урока, (необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).

3.         Недостаточно чётко формулируются и реализуются задачи урока (Знания Умения, Воспитание, Развитие, Применение знаний и умений в  жизни. См стандарт)  Знания о способах деятельности,  методах научного познания относится к  компоненту «Знания»

4.         Редко и малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные, групповые и общеклассные формы 

5.         Не уделяется достаточного внимания инструктажу о выполнении домашнего задания: дифференциации и индивидуализации заданий по объему и сложности. Связь домашнего задания с будущим уроком. Сохранение опорных знаний в тетрадях, инструктаж о выполнении домашнего задания.

 Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. На сегодняшнем этапе вся система образования постепенно меняется и к ней предъявляются следующие общие требования:

-       формирование у учащихся сознательных, глубоких и прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовке их к жизни

-       повышение воспитательного эффекта обучения на уроке, формирование  у учащихся черт личности;

-       осуществление  всестороннего  развитие учащихся

-       формирование  у учащихся самостоятельности, творческой активности,

инициативы, как устойчивых качеств личности, умения творчески решать жизненные задачи

-       вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой и другими источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

Развитие обучающихся на уроке

•          Формирование личности ребёнка

•          Я -  концепция

•          Свобода и ответственность

•          Самостоятельность и творчество

•          Коммуникативность

•          Мотивация и проблемность

•          Логическое и эмоциональное развитие

•          Произвольное и непроизвольное внимание

•          Все виды памяти: моторная, образная, словесная, логическая, эмоциональная

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

     Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать

эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и

требованиями, формировать активное отношение к жизни.

     Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на

уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с

проблемами ситуациями, работу с учебником, решение познавательных задач.

Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и

выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний,

навыков и умений.

     Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и

своевременность выполнения учащимися каждого требования. Учитель должен

отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное

психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот,

излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

     Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе,

надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности

изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических

работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в

познавательную деятельность различные органы чувств.

Одно из основополагающих требований к современному учителю владение

современными педагогическими технологиями. Безусловно, на каждом уроке у педагога  должны работать несколько технологий в комплексе, которые будут направлены не только на обучение, развитие и воспитание, но и сохранение  здоровья детей.

Взаимодействие педагога с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

Состав современного содержания образования определяет род требований к уроку:

1.         Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.

2.         Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

3.         Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других – поисково – исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.

4.         Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.

5.         Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения – достижениями педагогики.

Непременным условием научности содержания урока является также ознакомление учащихся с доступными им методами науки, важными как для углубления понимания данной области знания, так и для формирования научного мышления.

6.         Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

7.         Урок должен быть логической единицей темы и иметь свою строгую единую внутреннюю логику.

8.         Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не только традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д., но и  содержание этих шагов, их объём и порядок должны быть изменчивы и зависимы от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка учителя.

9.         Эффективность современного урока предполагает и применение современных технических средств. Они нужны не только потому, что совершенствуют процесс усвоения, повышают производительность учебного труда, обогащают разнообразие применения того или иного метода, но и потому, что вносят в урок атмосферу современной технической культуры. Вместе с тем совершенно несомненно и то, что технические средства не только не способны заменить учителя и общение с ним, но и само выполнение ими своей роли возможно только при условии высокой общей и педагогической культуры учителя.

10.       Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами: содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.

11.       Культура учителя, его интеллектуальный, нравственный является основной предпосылкой реализации всех указанных и других требований к современному уроку и условий его эффективности.

 

12.       Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь  идет о рациональной организации занятий, правильном чередовании труда и отдыха и применении различных педагогических методов на уроке. Современный урок отличается  от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой и  темпом.

Пожалуйста, подождите.
x
×