« Создание условий для социализации и реализации творческой активности в самостоятельной деятельности детей старшего возраста». ☼
Автор: Богданова Ольга Алексеевна
« Создание условий для социализации и реализации творческой активности в самостоятельной деятельности детей старшего возраста».
Для старших дошкольников характерна потребность в самоуважении и признании со стороны взрослы. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций, условий в группе. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, познавательная активность. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей. Становление их взаимоотношений с окружающими (дети объединяются в небольшие группы, по интересам, полоролевому признаку). Ст.дошк. становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться самоуважение и самостоятельность.
Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.
Самостоятельная в ст/д воз-те деятельность детей – работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремиться достигнуть поставленной перед ним цели. Задача воспитателя – создать необходимые условия, которые могут предоставить детям действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. В старшем дошкольном возрасте воспитатель может подключиться к деятельности детей в случае конфликтных ситуациях, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь ребенку войти в группу сверстников.
И поэтому предметно – развивающая среда в старших группах формируется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, размещение игровых зон по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться в подгруппы по общим интересам, полоролевому принципу, также создаваемые условия должны обеспечивать общение и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, а также возможность для уединения; развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.
Значительное место в группе занимает уголок для игр с правилами т.к. замечено, что ребенок умеющий играть в такие игры успешно осваивает и учебную программу в школе. Самый главный принцип при отборе игры – интерес к ней детей, игры должны носить соревновательный характер и вызывать у детей желание играть даже без участия взрослого.
В старшем дошкольном возрасте возрастает роль книги, в книжном уголке подбираются книги в соответствии с изучаемой детьми темой, выставляются портреты писателей и поэтов, идет знакомство с разными жанрами художественной литературы, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с энциклопедиями.
Расширяется и уголок д/и , в котором находятся игры на развитие логического мышления, классификацию, ориентировку по схемам («Так бывает или нет?», «Найди ошибки», развивающие и логико-математические игры, шашки).
Игровая деятельность является одним из определяющих направлений социализации детей. В самостоятельной игровой деятельности осуществляется поэтапное усвоение ребенком знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения
В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно — ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. Именно в с-р игре можно увидеть использование разнообразных предметов-заместителей, бросовый материал, которые помогают ребенку действовать активно, по своему усмотрению и обогащают ход игры. Различные макеты, ширмы – все это начинает более широко использоваться детьми в старшем дошкольном возрасте, у детей в это время начинается развитие режиссерской игры и такие игры уже опираются на социальный опыт детей полученные впечатления от взаимодействия с окружающим социумом. У ребенка появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Дети старшего дошкольного возраста учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане.
Активно развивается уголок творчества – дети приносят сделанные своими руками поделки, рисунки, рассказывают о них. В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно экпериментировать с разнообразными материалами, поэтому расширяется и центр экологии, уголок природы .
Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, для успешной социализации ребенка в игре необходимо сочетание прямых и косвенных способов влияния воспитателя на игровую деятельность детей.
Театральная деятельность развивает чувства и эмоции, мышление, фантазию, организаторские и коммуникативные способности. В театральном уголке разыгрываются сюжеты различных сказок. Дети овладевают содержанием театральной деятельности в зависимости от уровня его развития, развивается творческая активность детей .
Впечатления от экскурсий, прогулок, занятий, праздников являются содержанием наблюдений, проводимых с детьми. В старшем дошкольном возрасте используется методика повторных наблюдений одного и того же объекта, явления. Это дает возможность при каждом конкретном наблюдении ставить определенную задачу
Творческая активность детей в старшем дошкольном возрасте развивается в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.
В свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.