Творческие задания как средство формирования у младших школьников познавательного интереса к изучению грамматики

Автор: Лушковская Ксения Андреевна

Грамматика в начальной школе является из наиболее трудных для усвоения младшими школьниками разделов русского языка. Поэтому ее изучению отводится одно из центральных мест. По мнению Т.Г. Рамзаевой, языковое образование школьника как лингвометодическая категория представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное, эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя данного языка.  Однако, наблюдается неудовлетворенность учителей, методистов и лингвистов практикой изучения младшими школьниками русского языка, в частности, такого важного раздела, как грамматика. Изучение грамматического материала не вызывает у детей необходимого интереса. На уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательного интереса, формализация процесса усвоения знаний: учащиеся заучивают лингвистические понятия и правила, зачастую не осознавая сущности отражаемых ими явлений. Не реализуются те развивающие возможности грамматики, которые заложены в ней как предмете обучения.

Недостатком традиционного обучения в школе является доминирование упражнений, нацеленных на формирование теоретических знаний и не предполагающих развитие познавательного интереса учащихся.

Поэтому одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед школой, - формирование у учащихся заинтересованного отношения к процессу овладения знаниями или развитие познавательного интереса. Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

Так как особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать учебную деятельность, то в процессе обучения грамматике, ориентируясь на развитие познавательного интереса, необходимо применять задания творческого характера. Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

Проблема формирования познавательных интересов школьников давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике. Анализируя психолого - педагогическую литературу прошлого (К.Д. Ушинский, И.Г. Пестолоцци, Я.А. Коменский и т.д.) и современной зарубежной литературы (Дж. Брунер) было установлено, что интерес взаимосвязан с мотивами учения. И такие мотивы, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к опыту, мастерству, умениям, знаниям) они связывали с интересом. На современном этапе разные педагоги и психологи обращают внимание на проблему развития познавательного интереса в рамках образовательного процесса. Например: М.И. Лисицына. С.Ю. Мещерякова, Т.М. Землянухина, Д.Б. Годовикова изучают познавательный интерес в структуре познавательной деятельности, и он занимает у них место, близкое к уровню потребности, т.е. то состояние, которое предшествует деятельности и порождает её.

Г.И.Щукина, В.Б. Бондаревский, Н.Г.Морозова, С.Л. Рубинштейн и т.д. рассматривают интерес с точки зрения содержания и направленности. Учебный процесс призван воспитывать у детей интересы, которые отвечают требованиям современного общества.

Современные подходы к решению данной проблемы получили широкое освещение в психолого - педагогических исследованиях А.К. Дусавицкого, В.В. Репкина, Т.Б. Кропочевой, А.Н. Леонтьева, С.М. Бондаренко, Н.Ф. Талызиной и т.д.

Однако, проблема развития познавательного интереса к изучению грамматики, посредством творческих заданий является до настоящего времени недостаточно разработанной.

 

Сказанное позволяет назвать противоречие, сложившееся в педагогической теории и практике: с одной стороны, познавательный интерес младших школьников к изучению грамматики необходимо развивать; с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих развитию такой деятельности посредством заданий творческого характера, исследован в педагогической теории и практике недостаточно.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x