Статья УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПРОЦЕСС ЕЕ РАЗВИТИЯ. Автор: Нурмашева Гульнара Сывухановна

Автор: Нурмашева Гульнара Сывухановна
Проблема школьной мотивации всегда является актуальной.


Автор: Нурмашева Гульнара Сывухановна
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПРОЦЕСС ЕЕ РАЗВИТИЯ
Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово мотивация используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Исследование учебной мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства уверенности, интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку 1.
Целью исследования является изучение учебной мотивации современного школьника и процесс ее развития.
Задачи исследования:
1. Изучить практические вопросы организации мотивации учебной деятельности.
2. Рассмотреть мотивацию одобрения относительно установки на социально-желательное поведение в школьной среде.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения 2. Работы Божович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К.Левиным в "теории поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций.
В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ УЧЕНИЯ
Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения, психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения, эмоции, которые ученик переживает в процессе учения, умение учиться. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.
Мотивация учения проявляется также в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Выделяются следующие уровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми. В педагогической психологии И.Логинов, С.Сарычев, А. Силаков пишут о том, что чем ниже уровень целеполагания, тем менее устойчива цель, тем быстрее она разрушается3.
Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса. Очевидно, что эти два мотивов учения неравноценны. Они могут находиться на разных уровнях.
Для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни мотивов:
- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;
- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:
- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;
- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);
- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:
- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
- построение отношений учитель-ученик не по типу вторжения, а на основе совета;
- занимательность, необычное изложение учебного материала;
- использование познавательных игр, дискуссий и споров;
- анализ жизненных ситуаций;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.
Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, то есть включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.
2. УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители(так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.
4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Амонашвили.
Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.
Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
2.1. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
Учебная ситуация- единица анализа проблем мотивации учения. Учение человека всегда идет в контексте конкретных учебных ситуаций. Содержание учебной ситуации следующее: предмет освоения, субъект учения, учебная деятельность, учитель.
Предмет освоения - это система знаний о том или ином аспекте действительности, орудие и система действий по его использованию, система умственных действий и операций, которые подлежат освоению в процессе обучения.
Субъект учения это ученик, который:
- находится в состоянии направленности на освоение предмета;
- обладает определенными предпосылками для этого освоения (это сформированные ранее психологические системы регуляции деятельности, в том числе и сформированные мотивационные механизмы, существующие задатки и способности, психофизиологическую, психическую и социальную зрелость для овладения той или иной деятельностью).
Учебная деятельность - то средство, благодаря которому ученик распредмечивает идеальное содержание, заложенное в предмете освоения. Учебную деятельность можно определить как специально организованную активность субъекта учения, направленную на распредмечивание и усвоение содержания предмета освоения. Отличительной чертой учебной деятельности, в отличие от освоенной, является:
- ожидаемый продукт состоит в изменении не материального предмета, а самого человека, он приобретает новые знания, качества;
- ученик не в состоянии самостоятельно регулировать свою деятельность, так как у него еще не сформированы соответствующие структуры. Следовательно, необходим учитель.
Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.
В ситуации учения взаимодействуют два фактора: деятельность учения и личность ученика. Деятельность учения - это процесс организации учения, предмет освоения и учитель. Личность ученика- это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения. Поэтому мотивация учения складывается из двух направлений работы:
1) "расконсервирование" мотивационного потенциала самого процесса учения,
2) раскрытие потенций личности.
Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному - в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане - только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и в конечном счете самоутверждает свою сущность.
Учение по своей природе внутренне мотивированно и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает как величайшая награда.
Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
3.ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
Взаимоотношение, процесс коммуникации, ( широкое и ёмкое понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Взаимоотношение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое взаимоотношение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. Взаимодействия должны происходить так, чтобы вся учебно-воспитательная работа в классе строилась по принципу индивидуального подхода со стороны преподавателя. Вся индивидуальная работа должна основываться, несмотря на удачу и неудачу, на самостоятельной работе школьника и одобрении преподавателя (особенно это важно для младшего школьника). Например, что-то не получилось, но школьник старался и поэтому должен получить поддержку не только со стороны преподавателя, но и класса. Одобрение в учебно-воспитательном процессе имеет сильную мотивационную сторону для младшего школьника, несмотря на возможность удачи и неудачи.
Для старшеклассника характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
В школьный период отмечается общая направленность учащихся старших классов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное Я, которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.
Для старшеклассника важнейшим условием развития личности является взаимоотношение в школьной среде. Именно взаимоотношение (или общение) на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования. У учащихся 10-11-ых классов отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений старшеклассников является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, одноклассниками, друзьями, отношения в семье.
Большинство старшеклассников стоят перед выбором профессии, перед выбором определенных жизненных ориентиров. Не всегда и не всем получается найти свое место в жизни и определиться с выбором будущей профессии. Главная задача психологической службы в школе - помочь старшеклассникам как можно быстрее определиться с выбором профессии, исходя из определенных личностных качеств учащихся; разумно преодолеть возникшие психологические, эмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки. Для этого и необходимо путём одобрения воздействовать на мотивацию деятельности современного школьника.
Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого. Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности.
3.1. Объект и методы эмпирических исследований: характеристика группы испытуемых и условия
проведения эксперимента
В качестве объекта исследования рассматривалась мотивация одобрения как влияние на качество взаимоотношения в школьной среде.
Предметом исследования явилась выраженность одобрения по отношению друг к другу в школьной среде.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличие связи между одобрением и качеством взаимоотношения между людьми.
Методы исследования. В исследовании была использована методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д.Марлоу и Д.Крауна.Для достижения поставленной цели была исследована группа учащихся 11-ых классов, обучающихся в общеобразовательной школе. Группа состояла из 25 человек. Испытуемые в возрасте от 15 до 16 лет тестировались в учебное время. Тестирование проводилось в дневное время суток в классе, не приспособленного для психологического тестирования. Но при всем этом были созданы максимально комфортные условия для проведения тестирования: отсутствие посторонних раздражителей, конфиденциальность тестирования. Время, предоставляемое для ответов на предлагаемые вопросы, было ограничено. По результатам тестирования все испытуемые были разбиты на 3 группы, в зависимости от количества набранных баллов. Первую группу сформировали испытуемые с низким уровнем мотивации одобрения ( количество набранных баллов - от 0 до 8 ), вторую – со среднем уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 9 до 14 ), третью – с высоким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 15 до 20 ).
3.2.Методы психологического тестирования
Тестирование проводилось с помощью методики диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д.Марлоу и Д.Крауна, состоящий из 19 утверждений, на которые испытуемый должен был ответить да или нет. Методика измеряет стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей (так называемой референтной группы). Направлена на диагностику качества взаимоотношений с другими людьми.
Область применения данной методики – определение качества взаимоотношений с другими людьми. Может применяться как вспомогательная для диагностики межличностных отношений, определения социально-психологи-ческого климата в коллективе или семье.
3.3. Результаты собственных исследований
В итоге проведения исследования было выяснено, что уровень мотивации одобрения – стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей, существенно влияет на качество взаимоотношений между людьми в школьной среде.
Выяснилось, что приём одобрения является стимулом при взаимодействии между людьми, так как стремление заслужить одобрение, похвалу является одним из сильнейших мотивов деятельности.
Изучение мотивации одобрения в школьной среде проходило посредством тестирования, которое позволило определить уровень изучаемого явления у группы испытуемых.
3.4. Анализ полученных результатов
Анализируя полученные результаты теста, можно сделать вывод, что основная часть испытуемых это люди со среднем уровнем мотивации одобрения.
В результате проведённых исследований выяснилось, что высокий уровень мотивации одобрения обнаружен у четырёх человек, что говорит об их стремлении выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, и о предпочтении соответствовать социально желательным формам поведения.
Низкий уровень мотивации одобрения, выявленный у семи испытуемых, говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих.
Средний же уровень мотивации одобрения, обнаруженный у четырнадцати испытуемых, что составляет большую часть группы, свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.
Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:
- укрепление открытости к воздействиям - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;
- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;
- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.
На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.
Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и стремление к учебной деятельности.
Проведённое исследование позволило выявить уровень мотивации одобрения у старшеклассников.
В заключении можно сделать следующие выводы по результатам исследования:
1. В ходе работы было выяснено, что есть связь между уровнем мотивации одобрения и образовательным процессом. Что не противоречит гипотезе.
2.В результате проведённых исследований было выявлено, что большее количество испытуемых составили люди со среднем уровнем мотивации одобрения.
Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации могут помочь преподавателю усовершенствовать образовательный процесс.
Список литературы
БернЭ. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. -330с.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 215с.
Краткий словарь системы психологических понятий/Под ред. К.К.Пла-тонов М.: Высшая школа, 1984. -246с.
Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-221 с
МаклаковА.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. -583с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М.,1993. -183с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение; Учебная литература,1996.
НемовP.С. Психология. // Общие основы психологии. Т.1. М.: Просве-щение: Владос, 1994. -576с.
РоговЕ.И. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 1995.- 548с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: - М: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. -384с.
Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития, 2001.-221с.
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. -148с. ХекхаузенX. Мотивация и деятельность. T.1. М.: Мир, 1986. -450с.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. -148с.
Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.,1994.-173с.
ЯкобсонП.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.- 326с.
Пресса
Обзоры интернет-новостей
Архив
Начало формы
Конец формы
Карта сайта
HYPER13 HYPERLINK "http://www.educom.ru/ru/department/" HYPER14О департаменте
HYPER15Деятельность
Целевые программы
HYPER13 HYPERLINK "http://www.educom.ru/ru/press_center/" HYPER14Пресс центр
HYPER15Система образования
ЕГЭ
Национальная образовательная инициатива Наша новая школа
Юридический отдел
Справочная информация
Электронная приемная
Форум
Главная страница/ Публикации/ Пресса/ Система дополнительного образования детей в Москве: история и современность/ Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития
Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития
Система дополнительного образования детей возникла вМоскве в1992 году. Она явилась преемником внеклассной ивнешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, накотором выстраивается система, получившая взаконодательстве название— дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его отсвоего предшественника втом, что это образование ведется также, как другие типы ивиды образования,— по конкретным образовательным программам.
Дополнительное образование детей— необходимое звено ввоспитании многогранной личности, вееобразовании, вранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.
Ценность дополнительного образования детей втом, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования ипомогает ребятам впрофессиональном самоопределении, способствует реализации ихсил, знаний, полученных вбазовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже впрофессиональное поле деятельности, тоунего будет гораздо больше возможностей достичь взрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Основное содержание дополнительного образования детей— практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам вситуации поиска, получает знания извзаимодействия собъектами труда, природы, скультурными памятниками ит.д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания изокружающего мира. Дополнительное образование детей— исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир инаходят свое место внем.
Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее ишире, чем задумывалось при создании.
Несмотря нато, что сегодня дополнительное образование детей несет насебе отпечаток прошлого отношения кнему, внем появляются совершенно новые черты.
Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей ипоявилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг.
Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование ипедагогика.
В-третьих, отмечается явная тенденция кдальнейшему интенсивному развитию иэкстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Городская система дополнительного образования детей вМоскве— явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) уосновного:
личностная ориентация образования;
профильность;
практическая направленность;
мобильность;
многофункциональность;
разноуровневость;
разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего втакой системе;
индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Дополнительное образование детей— составная часть образовательной системы Москвы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям игосударственным требованиям, одним изкоторых, как известно, является ответственность закачество образования детей.
Система дополнительного образования детей переживает период становления. Неимея государственных требовании, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов иценностей своей деятельности, исходя изинтересов детей исучетом специфики свободного времени. Современная система дополнительного образования состоит из: трех областей:
территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит изспециальным образом организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение идоступность дополнительного образования для различных категорий детей;
кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так исистему ихподготовки ипереподготовки;
содержания деятельности, состоящей изтиповых иавторских программ отдельных педагогов иучреждений, призванных удовлетворять потребностям различных категорий детей наразличных уровнях (город, округ, район, учреждение);
трех процессов иструктур, ихобеспечивающих:
социального мониторинга— выделение набора критериев ихарактеристик для определенных групп детей исистему мониторинга для отслеживания проблем этих групп иопределения результативности предпринимаемых воздействий;
программно-методическая— прогноз развития системы ирезультатов проблем;
эксперимент— отработку конкретных технологий ипрограмм как управленческого, так ипедагогического уровня, вконкретных социальных условиях.
Данные три процесса являются необходимым условием для обеспечения целостного состояния всей системы, процесса управления еефункционированием иразвитием.
Ценность дополнительного образования детей втом, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования ипомогает ребятам впрофессиональном самоопределении, способствует реализации ихсил, знаний, полученных вбазовом компоненте-в школе.
Ребенок вдополнительном образовании постигает самую главную вжизни вещь ищет смысл жизни ивозможность быть. И, конечно, соткрытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал: Труд, окрыленный интересом кделу, легче, анетяжелее труда, выполняемого пообязанности.
Современным детям уже нетребуется объяснять, что изменились представления омонополии школы наформирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется ихобразовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, вкоторых находят себя неудобные (нестандартные) дети.
Самиже дети все более настойчиво заявляют освоих правах, интересах, нуждах; инетолько заявляют, ноинаходят пути ихудовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых нато, что имплохо живется вситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.
Вполне благополучные, напервый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, восновном надеются только насебя ичастично народителей; недоверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение опереустройстве общества; хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении вовзрослую жизнь обеспеченный тыл; отстаивают право нараннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; несчитают нужным для себя служить вармии; осознают свое бесправное положение вобществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы засвои права.
Ивэтой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует уребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться отпривычки действовать только поподсказке. Онудовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания втом темпе иобъеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
Известно, что Закон РФОбобразовании неопределяет дополнительное образование детей как действующее врамках стандартов. Содержание дополнительного образования нестандартизируется— оно безбрежно: работая сребенком всоответствии сего интересами, его выбором, мыможем идти ивширь, иввысь, ивглубь.
Нодействие Закона РФОбобразовании распространяется инадополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются иработники дополнительного образования отпедагога доруководителя. Взаконе есть статья осодержании образования, она приемлема клюбому его виду, формирует определенные государственные требования, при этом мыхотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного образования детей.
Один изглавных вопросов для нас: насколько городская система дополнительного образования детей вМоскве готова подчиняться общим требованиям ксистеме образования? Какой должна быть наша образовательная программа? Как должен выглядеть наш учебный план?
Сегодня мыможем сказать, что прошедшие восемь лет непрошли даром, врезультате экспериментальной деятельности, атоиметодом проб иошибок мынашли основания для построения образовательной программы, что может изменить отношение ксодержанию дополнительного образования детей.
Главная ценность для нас— личностная. Мыимеем дело сосвободным ресурсом ребенка. Сформированная всоответствии сЗаконом Российской Федерации Обобразовании система дополнительного образования детей вМоскве адекватна требованиям, предъявляемым кэтому виду образования нафедеральном уровне.
Дополнительное образование вМоскве доступно всем детям икаждому ребенку. Его качество гарантируется образовательными программами, выполнение которых отслеживается окружными управлениями образования иМосковским комитетом образования. Образовательный процесс организуется всоответствии свыстроенными впедагогически целесообразной логике требованиями инацелен наразвитие удетей мотивации кпознанию итворчеству.
Комитет образования совместно сокружными управлениями иобразовательными учреждениями города последовательно проводит работу поразвитию городской системы дополнительного образования детей.
Опыт организации процесса становления иразвития московской городской системы дополнительного образования детей позволяет признать, что предпринятые Московским комитетом образования меры для целенаправленного оформления различных педагогических инициатив поиспользованию винтересах личности, общества игосударства процессов воспитания иобучения детей Москвы вобразовательную систему обеспечили позитивные результаты. Удалось нетолько сохранить материальную основу системы дополнительного образования, ноизаметно нарастить интеллектуально-творческий ипрограммно-методический потенциал, способный при определенных условиях решать вовзаимосвязи ивзаимозависимости задачи воспитания иобучения московских детей. Посостоянию на01.01.01 основные показатели, характеризующие состояние системы дополнительного образования детей, непретерпели негативных изменений всравнении с1995 годом. Стабильность сети, контингента обучающихся, количество объединений поосновным видам деятельности всистеме дополнительного образования подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус, атакже правильность действий, предпринятых Московским комитетом образования.
Вопросы развития системы дополнительного образования детей (Инновационная деятельность Московского городского Дворца творчества детей июношества вконтексте реализации программы Столичное образование (1995), Орезультатах проверки учреждений дополнительного образования детей (1999)), рассматривались наколлегиях Комитета, городской инспекцией, контрольно-ревизионным управлением, входе комплексных проверок окружных управлений образования.
Основными факторами, определившими развитие системы дополнительного образования детей вМоскве, стали:
развитие системы дополнительного образования детей вовсех типах ивидах образовательных учреждений;
повышение эффективности икачества работы образовательных учреждений дополнительного образования детей;
укрепление связи науки ипрактики;
взаимодействие учреждений дополнительного образования детей сучебными учреждениями среднего ивысшего профессионального образования;
распространение передового педагогического опыта;
информационное обеспечение системы дополнительного образования детей через телевидение, радио, прессу;
организация программно-методической службы;
создание системы предъявления результатов образовательной деятельности детей вМоскве (фестивали, выставки, конкурсы ит.д.);
обеспечение межведомственного подхода вобласти реализации интересов детей, создания социокультурной инфраструктуры детства вМоскве.
Свыше 35% обучающихся занимаются всвободное время разными видами образовательной деятельности. Наибольшее число учащихся Москвы занимается вучреждениях дополнительного образования детей Восточного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Центрального, Южного учебных округов. В121 образовательном учреждении дополнительного образования детей реализуется более 3тыс. программ дополнительного образования.
Образовательный процесс оснащен разноуровневыми образовательными программами. Расширена сеть образовательных, учреждений дополнительного образования детей, запоследние 5лет открыто 11новых учреждений. Сохранено видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей. Наиболее активно развивалась сеть учреждений дополнительного образования детей вСеверо-Западном, Северо-Восточном, Северном, Юго-Западном учебных округах. Проведены три Московских региональных конкурса авторских образовательных программ, что позволило зарегистрировать, провести экспертизу исертифицировать более 200 образовательных программ, которые соответствуют нуждам, потребностям ивозможностям конкретных детей, семей, общностей
Смысл развития городской системы дополнительного образования детей состоит прежде всего:
всохранении икультивировании уникальности каждого московского ребенка впостоянно меняющемся социальном окружении;
вудовлетворении естественной потребности детей впознании себя, осмыслении себя вокружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, немешая другим;
вформировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.
Расширена сеть образовательных учреждений дополнительного образования детей. В2000/2001 учебном году, постатистическим данным (на1.10.2000), вМоскве действуют 123 учреждения дополнительного образования детей (в1995г.— 108) сконтингентом обучающихся 218644 (1995— (без спортивных школ) 156041).
Вцелях дальнейшей рационализации сети образовательных учреждений к2000/2001 учебному году открыты учреждения дополнительного образования детей вСеверном, Юго-Западном, Северо-Восточном округах. Благодаря целенаправленной работе управления образования Зеленограда бывшие 5филиалов Дворца творчества перешли встатус самостоятельных учреждений дополнительного образования.
Анализ контингента обучающихся вучреждениях дополнительного образования показывает, что вбольшей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 11-15 лет (вучреждениях городского подчинения— 51,8%).
Занятия вучреждениях проводятся восновном вовторой половине дня. Более 60% детей занимается восновных зданиях. Стремясь оказать более широкий спектр услуг, учреждения открывают объединения набазе других образовательных учреждений, максимально приближая ихкместу жительства детей.
***
Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей исодержит:
рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;
организацию социального опыта;
психолого-педагогическую помощь детям виндивидуальном развитии;
персонификацию объемов итемпов усвоения программ дополнительного образования.
Вгороде обеспечено научное сопровождение системы дополнительного образования. В1999 году вструктуре МИПКРО создан Центр социализации иметодики дополнительного образования, вавгусте 2000 года сформированы два временных творческих коллектива для разработки теоретико-методологических иметодических основ дополнительного образования. Кразработке проблемы дополнительного образования привлечено более 20докторов наук иболее 60кандидатов наук. Наразных этапах приняли участие, внесли свой вклад:
А.В.Мудрик;
М.Б.Коваль;
В.В.Рубцов;
В.И.Панов;
В.А.Левин;
В.И.Слободчиков;
А.М.Абрамов;
В.Б.Новичков;
А.Л.Семенов;
Л.Е.Курнешова;
А.А.Остапец-Свешников;
Ю.В.Громыко;
Н.Г.Алексеев;
Е.Б.Евладова;
Ю.В.Крупнов;
Г.П.Буданова.
Напланово-системной основе создан ифункционирует экспертный совет подополнительному образованию детей, регулярно проводятся проблемные семинары для директоров учреждений дополнительного образования, организационно-деловые игры. Организована деятельность 5экспериментальных городских площадок попроблемам дополнительного образования (Экология детства набазе трех учреждений дополнительного образования городского подчинения: Центра дополнительного образования Россия, Центра внешкольной работы иЦентра творчества детей июношества Южного округа), что позволяет проверять вэкспериментальном режиме инновационные идеи, разрабатывать иреализовывать образовательные программы, формировать комплект образовательных программ иметодических материалов кним.
Обновлению содержания дополнительного образования детей, развитию творческого потенциала иповышению профессиональной квалификации педагогов, выявлению ираспространению передового педагогического опыта способствуют конкурсы авторских образовательных программ. Авторами программ являются педагоги дополнительного образования, методисты. Проведено три московских конкурса авторских образовательных программ. Наконкурс были представлены программы поосновным направлениям деятельности, что позволило, провести экспертизу исертифицировать более 200 авторских— оригинальных имодифицированных— образовательных программ дополнительного образования детей.
Традиционной стала городская научно-практическая конференция Развитие личности. Опыт. Проблемы, Поиск, организуемая набазе учебных округов (Южный, Восточный, Юго-Западный, Северо-Западный, Зеленоград).
Развитие системы дополнительного образования детей вгороде обеспечивается при поддержке префектур административных округов иуправление муниципальных районов.
***
Управление системой дополнительного образования детей осуществляется Московские комитетом образования, специалистами повопросам воспитания идополнительного образования вокружных управлениях, городскими учреждениями дополнительного образования.
Управление социального воспитания, международных имежрегиональных программ Комитета образования обеспечивает единство требований корганизации образовательного процесса.
Вопросы состояния иразвития дополнительного образования детей заслушиваются на; коллегиях окружных управлений. Для решения текущих задач созданы комиссии, оргкомитет поорганизации каникулярного времени, оргкомитет фестиваля Юные талант Московии, совет специалистов повопросам дополнительного образования.
***
Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. ВМоскве онсоставляет более 8тысяч человек. Более 75% педагогов дополнительного образования города имеют высшее педагогическое образование, высшую ипервую квалификационную категорию имеют 27.7% педагогических кадров. Вучреждениях дополнительного образования открываются кабинеты доверия, увеличилось количество психологов.
С1992 года врамках Московского конкурс Учитель года проводится конкурс Педагог-внешкольник года. Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования стал широким смотром педагогического мастерства, демонстрацией потенциала работников системы дополнительного образования детей. Онспособствует повышению профессионального мастерства педагогов, распространению передового педагогического опыта.
Московский городской конкурс Педагог внешкольник Москвы стал своеобразно интегрированной формой выявления всфере дополнительного образования детей специалистов, творчески работающих иимеющих высокий профессиональный рейтинг. Первыми лауреатами конкурса в1992 году стали: Герман Викторович Митрофанов педагог дополнительного образования Центра творчества Киевский, Валентина Геннадьевна Дубинина, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы Сокольники начиная с1993 года победителями становились: Федор Вениаминович Сухов, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра Хамовники, Виктор Михайлович Какурин, педагог дополнительного образования Московского городского клуба юных моряков иречников, Павел Викторович Курочкин, художественный руководитель театрального центра Ведогонь, Елена Владимировна Будина, педагог дополнительного образования, руководитель студии изобразительного искусства Дворца творчества детей, подростков июношества НаМиуссах, Скударь Денис Олегович, педагог дополнительного образования ЦДТ Матвеевское, Ольга Федосеевна Микертумянц, педагог дополнительного образования студии керамики Цвет иФорма Центра детского июношеского творчества Строгино, Николай Сергеевич Степанов, педагог-организатор Центра детского июношеского творчества Бабушкинский, Яна Владимировна Агеева, педагог дополнительного образования Центра развития творчества июношества им.А.Косарева, Татьяна Викторовна Ананина, педагог дополнительного образования понаправлению декоративно-прикладного творчества Детско-юношеского центра досуга идр.
В2000 году вфинале конкурса Учитель года были представлены 6педагогов дополнительного образования. Лауреатом конкурса стала М.Г.Струве, педагог дополнительного образования, руководитель детской хоровой студии Центра эстетического воспитания Моцарт Юго-Западного учебного округа. Конкурс широко освещался вмосковской прессе иполучил высокую оценку. Лауреаты городского конкурса принимали участие воВсероссийских конкурсах педагогов дополнительного образования Сердце отдаю детям вСанкт-Петербурге. Ежегодно самое активное участие вконкурсе Педагог— внешкольник года принимают Центральный, Южный, Восточный, Северный, Северо-Западный округа.
Самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются методические объединения повсем направлениям образовательной деятельности (вучреждениях, наокружном уровне). Программа фестиваля детского июношеского творчества Юные таланты Московии предусматривает проведение творческих мастерских, мастер-классов для педагогов дополнительного образования ируководителей детских творческих коллективов поосновным направлениям деятельности. Организаторами работы городских творческих объединений являются учреждения дополнительного образования городского подчинения— Московский городской детско-юношеский центр (А.И. Селюнин), Московский городской Дворец творчества детей июношества (Н.И. Клятова), Центр творчества Кузьминки (О.Н.Колот).
Повышение квалификации работников системы дополнительного образования осуществляется Центром социализации иметодики дополнительного образования МИПКРО (Г.П.Буданова). За2года прошли курсовую подготовку 716 человек. Разработано более 15учебно-тематических планов для различных категорий педагогических работников: руководителей учреждений, методистов, педагогов дополнительного образования. Особое внимание уделялось специалистам, неимеющим педагогического образования (хореографы, музыканты, инженеры идр.). Для данной категории слушателей разработан специальный курс Психолого-педагогические иметодические проблемы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования (72и108 ч.).
***
Анализ состояния материально-технической базы учреждений дополнительного образования свидетельствует отом, что вданном направлении происходят положительные изменения. Учреждениям выделяются дополнительные помещения (Южный, Северный, Северо-Западный, Юго-Западный округа), укрепляется материальная база.
Внастоящее время большинство учреждений городского подчинения выполняет социальные функции натерритории районных управ. Проблемой организации свободного времени детей поместу жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое изкоторых реализует свои планы ипрограммы. Практика показывает, что головным координирующим эту работу натерритории района должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее необходимым кадровым потенциалом, методической базой, реализующее комплексные образовательные программы. Вместе стем сложная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы дополнительного образования негативно отражаются впоследние пять лет наразвитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно профильных. Центральная проблема, сдерживающая развитие системы дополнительного образования детей— сокращение изгода вгод бюджетного финансирования. Отсутствие гарантированного финансирования системы городских мероприятий сучащимися иучастие вфедеральных мероприятиях подрывают традиции всистеме дополнительного образования детей, разрушают мотивацию обучающихся ипедагогов ксовершенствованию вобразовательной деятельности, негативно отражаются наразвитии содержания деятельности.
Впоследние годы учреждения дополнительного образования детей Москвы получили для своей деятельности от40% до80% минимально необходимого.
Особую тревогу вызывает техническое состояние зданий, вкоторых находятся учреждения дополнительного образования детей. Внастоящее время отдельные здания требуют капитального итекущего ремонта. Причины такого положения нетолько вотсутствии средств, ноивпроявлении остаточного принципа поотношению ксистеме дополнительного образования детей.
Материально-техническое оснащение явно неудовлетворяет современным требованиям ксистеме дополнительного образования детей.
Эти обстоятельства влияют нарост числа родителей детей, оплачивающих занятия вучреждениях дополнительного образования детей.
Отсутствие финансирования наприобретение средств обучения вучреждениях дополнительного образования детей вынуждает администрацию привлекать денежные средства родителей, что составляет поразным видам образовательной деятельности от20до60% затрат наобразовательный процесс. Нуждается всовершенствовании нормативное иправовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Недостаточность ипротиворечивость имеющейся правовой базы необеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, негарантируют еесохранение изащиту, ограничивают возможности ееразвития. Необходим закон Одополнительном образовании, призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения иразвития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению ихположения, азначит, исоциальной защищенности семьи.
Отсутствие единой межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей приводит кпараллелизму вработе различных комитетов иорганизаций, которые всвоей деятельности неучитывают сложившихся традиций, авряде случаев ипедагогических принципов.
Учитывая это, атакже вцелях дальнейшего развития городской системы дополнительного образования детей Москвы Комитетом образования разрабатывается межведомственная программа развития этой системы на2001-2005 годы.
Цели изадачи такой программы выстраиваются влогике предупреждения деинтеллектуализации детского населения Москвы ироста социальных девиаций детской среде впериод перехода образования нановый финансово-экономический механизм.
Программа направлена на:
преодоление разрыва между глобализмом иперсонифицированностью современного образования;
целенаправленное формирование пространств социально-позитивной социализации детей Москвы, формирование устойчивости впротивостоянии негативным социальным воздействиям;
обеспечение доступности качественного образования разных уровней всем детям икаждому ребенку виндивидуальном темпе, реальности иреализуемости прав детей насвободное самоопределение внеограниченном пространстве образовательных исоциокультурных возможностей города— мегаполиса;
удовлетворение возрастной потребности видентификации личности, определении жизненных стратегий иобретении навыков ихреализации;
сохранение икультивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан Москвы вреформируемой России, создание условий, благоприятных для развития творческой индивидуальности личности, еесоциального, духовно-нравственного ипрофессионального становления;
выявление проблем изатруднений детей, оказание помощи вихразрешении; создание системы поддержки детей при вхождении вглобализированный мир взрослой жизни удовлетворением образовательных потребностей иразвития мотивации кпознанию итворчеству;
разработку иреализацию образовательных программ дополнительного образования детей сограниченными возможностями, спо?вышенной мотивацией кобучению, творчески одаренных детей;
развитие инновационных форм дополнительного образования детей вобразовательных учреждениях разных типов;
создание условий для реализации принципа непрерывности вобразовании;
обновление нормативно-правовой, материально-технической, финансово-экономической икадровой базы сферы дополнительного образования детей;
формирование требований ксодержанию организуемого учреждениями дополнительного образования детей образовательного процесса;
определение общего иособенного вдеятельности учреждений дополнительного образования детей разных видов сучетом разнообразия возлагаемых наних функций;
достижение предусмотренных национальной доктриной образования вРоссийской Федерации стратегических целей воспитания иобучения для всех групп икатегорий детей Москвы. Неформальное постепени свободы личности ввыборе содержания иформы образования дополнительное образование детей вМоскве представляет собой вдостаточной степени формализованный устойчивый образовательный процесс, направленный наобеспечение воспитания иобучения детей вихсвободное время.
Межведомственная городская программа развития сферы дополнительного образования детей сможет обеспечить реальную защищенность детей отмелочной опеки взрослых, подавления творческой индивидуальности, оскорбления достоинства формированием опыта личностно социально-безопасного поведения.
Кприоритетным направлениям развития дополнительного образования логично отнести совместные действия всех субъектов— организаторов дополнительного образования детей по:
обеспечению доступности этой сферы для детей различных групп икатегорий;
мобилизации всех ресурсов ееразвития иобеспечению ихцелевого использования винтересах детей Москвы;
обновлению содержания наоснове теоретически обоснованной ивыверенной впоследствиях концепции;
созданию индустрии детского досуга;
модернизации организационной структуры исистемы управления;
формированию иреализации кадровой политики;
формированию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей вМоскве;
созданию условий для разработки иреализации сетевых, инфраструктурных исистемных проектов, направленных напозитивную социализацию детей Москвы;
программно-методическому, учебно-технологическому, материально-техническому обеспечению сферы дополнительного образования детей;
правовому регулированию образовательных процессов всфере дополнительного образования детей;
моделированию стандартов качества дополнительного образования детей;
модернизации экономических основ, обеспечению стабильного финансирования всоответствии спринятыми учредителем креализации образовательными программами. Дополнительное образование Москвы имеет все основания для признания мировым сообществом благополучного безопасного иперспективного детства. ёё
2009, Департамент образования г.Москвы | Все колледжи Москвы | Профессиональное образование | Вузы Москвы Напишитенам: iac@educom.ruРазработка и поддержка: ИАЦ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Крупа Татьяна Викторовна
Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен.
Свидетельством этого можно могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.
Следует отметить, что четко определить как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать, по крайней мере, четкое определения терминам мотив и мотивация не удалось ни тогда, ни сейчас.
В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.
В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн [3,5]. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации [4]. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой [2, 4].
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.
Подростковый возраст можно отнести к одному их самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.
Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение школы становиться обузой. Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать борьба за оценку, даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков, как считает Л.И. Божович, отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников[1].
То есть на смену познавательной мотивации приходят так называемые мотивация достижения или избегания неудач. Результатом, по мнению Е. П. Ильина, является то, что у таких школьников не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующего достаточного уровня понятийного мышления.[2; 256].
Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволил повернуть ученика лицом к учебной деятельности.
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Так химический опыт, показанный на уроке с применением реактива, может быть показан один, максимум два раза, а если учащиеся не понял? В этом случае можно прибегнуть к использованию компьютера, который позволяет воспроизводить процесс множество раз, до тех пор, пока ученику не станут понятны все тонкости химической реакции, в самостоятельном режиме, с учетом индивидуального темпа восприятия информации.
Близость знаний к реальной жизни делает их более понятными. Но как быть, если цветение по учебному плану изучается зимой? Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации.
Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.
Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Последний позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода — общение со сверстниками.
Существенно влияет на мотивацию школьника и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать это процесс более индивидуализированным.
В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x