Урок в 5 классе

Автор: Степанова

Урок № 1

 

Тема

Что такое география.  Практическая работа № 1 «Составление схемы наук о природе»

Цель

Формирование представления о естественных науках, о про­цессах, объектах и явлениях, изучением которых занимается география

Задачи

1. Рассмотреть спектр наук о природе                     

2. Познакомить учащихся с географическими науками, раскрыть причины их многообразия

4. Сформировать представление о значении географии как науки

5. Формировать умение работать с аппаратом учебника, умение работать с текстом, проводить сравнение, преобразовывать текстовую информацию в графическую форму.

6. Воспитывать бережное отношение к учебнику, книге.

7. Развивать интерес к изучению географии.

Тип урока

Вводный, урок изучения нового материала

Краткое содержание

урока

1. Возникновение географии как науки

2. География в древности

3. Развитие географии на современном этапе

4. Отличия древней и современной географии

Опорные знания

1. Науки, изучающие Землю

2. Причины изучения Земли

Понятия и термины

География, наука.

Персоналии

Эратосфен

Межпредметные связи

Окружающий мир

Средства обучения

Электронная презентация «География как наука», учебники, атлас по географии для 5 класса, раздаточный материал (для конструирования текста и работы с ним), инструктивные карточки по выполнению ПР №1, журнал по ТБ.

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Метапредметные

Личностные

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе геогра­фии.

Знать основные правила работы в кабинете географии.

Объяснять значение географии в изучении Земли. Различать и сравнивать древнюю и современную геогра­фию. Проводить сравнение древних и современных карт.

Использовать географическую информацию, представ­ленную в текстовом виде для решения учебных задач.

Умение ориентироваться в структуре учебника, рационально использовать аппарат учебника.

Умение рабо­тать с текстом, выделять в нем главное.

Умение представлять  информацию в графической форме (схема).

Умение определять цель учебной деятельности.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Понимание смысла своей деятельности.

Формирование учебно-по­знаватель­ного интереса к географии.

    

                                       

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 ЭТАП. Организационный

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Знакомится с учащимися. Заполняет журнал.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока. Знакомятся с учителем.

2 ЭТАП. Вводная беседа                                                                         

Проводит вводный инструктаж для учащихся по правилам безопасности в кабинете географии (Приложение А).

Знакомит учащихся с учебником. Рассказывает об авторах учебника.

Предлагает отгадать кроссворд «Учебник географии» (Приложение Б).

 

Читает стихотворение «Был секрет – секрета нет» В. Суслова (Приложение В). Организует беседу с учащимися о правилах обращения с учебником.

Доводит до сведения учащихся перечень принадлежностей, необходимых для уроков географии.

Слушают, запоминают, принимают к сведению пожелания и требования учителя. Расписываются в журнале по ТБ.

 

 

Отгадывают кроссворд. В процессе работы находят структурные элементы в учебнике, приводят примеры. 

 

 

Формулируют основные правила обращения с учебником.

Записывают в дневник: учебник, атлас, контурные карты, простой карандаш, линейка, 2 тетради (12 листов – для практических работ и 24 листа – рабочая тетрадь)

3 ЭТАП. Актуализация знаний

Определяет уровень имеющихся представлений о науках, изучающих природу. Предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Какие науки о природе вы знаете?

2. Что они изучают?

3. Какая из этих наук изучает Землю?

 

 

 

 

Называют и характеризуют науки о природе: астрономию, физику, химию, географию, биологию

4 ЭТАП. Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса:

Могла ли наука география получить другое название?

Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

 

Обращение к детям с просьбой озвучить тему урока

 

Высказывают свои предположения

 

Предполагаемый ответ: Мы должны узнать, что это за наука и что она изучает.

 

Формулируют тему урока.

Записывают тему в тетрадь.

4 ЭТАП. Целеполагание

Помогает учащимся в формулировке целей урока.

В случае затруднения предлагает обратиться к рубрике «Вы узнаете»

Формулируют цели урока

– с помощью учителя,

– рубрики «Вы узнаете»;

– глаголов-помощников: выяснить, выявить, определить, узнать, раскрыть, изучить, научиться, сравнить, распознать, обсудить, понять, проанализировать, найти объяснение, исследовать, обобщить.

5 ЭТАП. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к активному участию в эвристической беседе.

 

–  Слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Какие еще понятия начинаются со слова «гео»?

Предлагает учащимся, пользуясь текстом учебника на с. 6, найти ответ на вопрос:

– Как появился термин «география»?

 

 

Просит учащихся составить схему по прочитанному отрывку.

– Что нам нужно сделать, чтобы составить схему?

 

 

– Какие слова содержат основную мысль отрывка?

 

– Какие связи между ними?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает ответить на вопросы:

– Почему географию называют древней наукой?

– Справедливо ли наука получила такое название?

– Какие вопросы были приоритетными на начальном этапе развития географии?

– Нужна ли сегодня география, если на карте уже не осталось «белых пятен»?

 

Рассказывает о задачах современной географии

 

 

 

 

– Как вы думаете, на какие вопросы отвечает современная география?

Дает задание на сравнение:

– Чем отличается география в древности от современной географии?

Предлагает учащимся построить схему, которая отражает выявленные различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомит учащихся с географическими науками. Демонстрирует схему «Древо» географических наук».

Проводит беседу с учащимися по схеме.

- На какие группы можно разделить все географические науки?

- Какая группа наук изучает природу поверхности Земли?

- Назовите науки, входящие в каждую группу.

- Почему количество географических наук постоянно увеличивается?

Участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы

 

 

Предполагаемые ответы: геология, геодезия, геометрия, геофизика, геомагнитный.

 

 

 

Отвечают на вопрос (ответ можно либо прочитать из текста учебника, либо пересказать)

 

 

Предлагают учителю план действий: основные слова (понятия) → связи между ними → схема.

 

Выбирают слова: география, греческое, землеописание, гео (земля), графо (описывать), Эратосфен.

С помощью учителя определяют связи.

Строят схему на доске и в тетрадях.

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

География – наука о Земле

география

(греч.)

Эратосфен

гео                            графо

(земля)                   (описывать)

 

Землеописание

 

 

Высказывают свои предположения.

 

Находят подтверждение своим мыслям в учебнике.

 

Предполагаемый ответ: Что? Где?

 

Выдвигают предположения

 

Записывают в тетрадь определение современной географии.

Современная география – это наука о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живет и развивается.

Предполагаемый ответ: Почему? Как?

 

 

Выявляют различия древней и современной географии.

Строят схему под руководством учителя

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Что?

Где?

Почему?

Как?

древняя      география       современная

 

 

описательная            исследовательская

 

 

 Отвечают на вопросы. Завершают создание опорного конспекта по теме урока в рабочей тетради (Приложение Г).

6 ЭТАП. Учебные действия по формированию умений

1. Дает задание учащимся составить текст из предложений. (Приложение Д)

Предлагает вопросы и задания по тексту

- О каком из древнегреческих ученых идет речь в тексте?

- Озаглавьте полученный текст.

- С каким событием связано появление слова «география»?

- Назовите важнейшие достижения ученого.

- Как древние греки называли известный им обитаемый мир?

 

2. Предлагает учащимся внимательно рассмотреть карту мира Эратосфена (учеб. рис. 1, с. 7), сравнить ее с современной картой мира и определить современные названия географических объектов, которые есть на древней карте

 

 

 

 

 

 

Конструируют предложения

Правильный ответ: В-Ж-Б-Д-Е-А-Г

 

Отвечают на вопросы

 

 

Возможные варианты заголовков текста:  «Великий ученый древности», «Эратосфен – «отец» географии».

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в ходе сопоставления древней и современной карт определяют:

 

Карта Эратосфена

Современная

карта

Ливия

Африка

река Танаис

река Дон

Эфиопский океан

Атлантический океан

остров Альбион

о. Великобритания

Внутреннее море

Средиземное море

Понт Эвксинский

Черное море

 

7 ЭТАП. Закрепление

Предлагает выполнить тесты (РТ, тесты 1-9 на с. 3-4).

Выполняют тестовые задания, затем ответы проверяются.

Ответы: 1-Б, 2-А, 3-В, 4-В, 5-Б, 6-А, 7-Б,

8. АБГД, 9. 1-АБГ, 2-ВДЕЖ.

8 ЭТАП. Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели.

Сможем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Могла ли наука география получить другое название?

Обобщает ответы учащихся.

Предлагает прочитать афоризмы и высказывания о географии, выбрать понравившееся высказывание и объяснить, как они понимают его смысл.

 

 

 

 

 

 

Заканчивает урок строчками:

Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг!

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения.

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос.

 

 

Выбирают понравившееся высказывание и объясняют, почему оно им понравилось.

«География … всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает».

                                                 М.В. Ломоносов

«Велика и поразительна область географии… Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению?

                                                          Н.В. Гоголь

Без географии вы нигде.

9 ЭТАП. Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

Предлагает закончить предложение:

Я знаю, что такое …

Я могу …

Я научился …

Участвуют в обсуждении.

 

 

Выражают собственное мнение о работе и  полученном результате.

9 ЭТАП. Информация о домашнем задании

1 уровень: § 1, практическая работа № 1

2 уровень: § 1, практическая работа № 1, рубрика «Сложные вопросы», тематический практикум (с. 4-5 в РТ)

Раздать учащимся инструкции по выполнению практической работы (Приложение Е)

 

 

Образец выполнения работы учащимися в тетради для практических работ

 

Практическая работа № 1

Составление схемы наук о природе

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

НАУКИ О ПРИРОДЕ

ФИЗИКА

ХИМИЯ

БИОЛОГИЯ

ПРИРОДА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ЖИВАЯ ПРИРОДА

ВЕЩЕСТВА И ИХ ПРЕВРАЩЕНИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x