Утренник, посвященный творчеству С.Я. Маршака (для детей старшего дошкольного возраста) | Крылова Лариса Алексеевна. Работа №205788
Автор: Крылова Лариса Алексеевна
Праздник посвящен творчеству С.Я.Маршака. Дети и взрослые вспоминают и инсценируют произведения замечательного детского писателя.
Утренник, посвященный творчеству С.Я. Маршака
(для детей старшего дошкольного возраста)
Действующие лица:
Ведущий, Добрый дед, Злой дед, Кот Василий, Кошка, Рассеянный – взрослые;
Котята, Курица, Свинка, Петух, Лошадь, Мышь-мама, Мышонок, Жаба, Утка, Девочка и 12 месяцев – дети.
Дети входят в зал и садятся на стульчики
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательном детском писателе – Самуиле Яковлевиче Маршаке. Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без веселых, сказочных героем Маршака. За что мы любим его произведения? За то, что они смешные, добрые, забавные, а еще они интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются.
Например:
Мой веселый звонкий мяч…
Дети хором читают стихотворение вместе с ведущим.
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну.
И сказал…
Дети:
Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Ведущий:
Дама сдавала в багаж…
Дети:
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Ведущий:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он…
Дети:
Ленинградский почтальон!
Ведущий: Молодцы! Знаете много стихотворений! И эту сказку вы узнаете без труда.
…Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросенок – с решетом,
И козел – с фонарем.
Тили-бом!
Тили-бом!
Дети:
Загорелся кошкин дом!
Ведущий: Верно! Это сказка «Кошкин дом». А вот и рассказчики, персонажи одной из сказок С.Я. Маршака. Встречайте – Добрый дед!
Звучит фрагмент веселой музыки, приплясывая, выходит Добрый дед.
И Злой дед!
Звучит музыка, входит Злой дед.
Злой дед: Зачем ты здесь, гороховый стручок?
Добрый дед: А ты зачем, еловая шишка?
Злой дед: Как – зачем? Я хочу показать детям страшную сказку.
Добрый дед: А тебе не жаль детей? Они ведь маленькие – испугаются, плакать будут!
Злой дед: Пусть поплачут! Мне какое дело!
Добрый дед: Какую же ты сказку им покажешь?
Злой дед: Про Змея Горыныча и Бабу Ягу.
Добрый дед: Видишь, какой ты злой! Не дам тебе детей пугать. Покажу им веселую сказку – пусть посмеются!
Злой дед: А что за сказку ты им покажешь?
Добрый дед: Про наливное яблочко и волшебное зеркальце.
Злой дед: Про яблочко? Про зеркальце? Так я тебе и позволю!.. Вот возьму палку и выгоню тебя отсюда!
Добрый дед: Да с чего ты такой злющий? Не выспался? Никуда ты отсюда меня не выгонишь.
Злой дед: Тогда я всех детей выгоню!
Добрый дед: Кому же тогда ты сказки будешь показывать?
Злой дед: Сам себе буду показывать!
Добрый дед (смеясь): Эх, какой ты глупый! Знаешь, брат, давай лучше мириться. Я тебе помогу.
Злой дед: Как же ты мне поможешь?
Добрый дед: Давай вместе сказку показывать.
Злой дед: Эх, давай!
Оба деда (вместе): Вдвоем – веселее!
Злой дед:
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе – высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные,
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка поутру.
Выходит Кошка под музыку.
У нее, у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах сережки.
На сапожках –
Лак, лак.
А сережки –
Бряк-бряк.
Добрый дед: А теперь я расскажу, как было.
Жила-была кошка на свете,
Заморская,
Ангорская.
Жила она не так, как другие кошки:
Спала не на рогожке,
А в уютной спаленке,
На кроватке маленькой,
Укрываясь алым
Теплым одеялом.
И в подушке пуховой
Утопала головой.
Злой дед:
Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки,
У ворот стоял с метлой,
Посторонних гнал долой.
Звучит песня «Черный кот»
Вот пришли к богатой тетке
Два племянника-сиротки.
Постучались под окном,
Чтобы их пустили в дом.
Под музыку входят Котята.
Котята:
Тетя, тетя Кошка,
Выгляни в окошко!
Есть хотят котята.
Ты живешь богато.
Обогрей нас, кошка,
Покорми немножко!
Кот Василий:
Кто там стучится у ворот?
Я – кошкин дворник, старый кот!
Котята: Мы – кошкины племянники!
Кот Василий:
Вот я вам дам на пряники!
К нас племянников не счесть,
И всем охота пить и есть!
Котята:
Скажи ты нашей тетке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели…
Скажи своей хозяйке…
Кот Василий:
Пошли вы, попрошайки!
Небось хотите сливок?
Вот я вас за загривок!
Кошка:
С кем говорил ты, старый кот,
Привратник мой Василий?
Кот Василий:
Котята были у ворот –
Поесть они просили.
Кошка:
Какой позор! Была сама
Котенком я когда-то.
Тогда в соседние дома
Не лазили котята.
Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Нет от племянничков житья,
Добро пожаловать, друзья!
Злой дед: Кто пришел?
Добрый дед: Гости, конечно!
Звучит фрагмент музыки Ю. Чичикова «Чарльстон», выходят Петух и Курица, Свинья.
Кошка: Привет мой Пете-Петушку!
Петух: Благодарю! Кукареку!
Кошка:
А вас, кума-наседка,
Я вижу очень редко.
Курица:
Ходить к вам, право, нелегко –
Живёте очень далеко.
Мы, бедные наседки, -
Такие домоседки!
Кошка:
Здорово, тетушка Свинья!
Как ваша милая семья?
Свинка:
Спасибо, Кошечка, хрю-хрю,
От всей души благодарю!
Я и семья покуда
Живем совсем не худо.
Своих малюток-поросят
Я посылаю в детский сад,
Мой муж следит за домом,
А я хожу к знакомым.
Курица:
Сейчас пришли мы впятером
Взглянуть на ваш чудесный дом.
О нем весь город говорит.
Кошка:
Мой дом для вас всегда открыт.
Здесь у меня столовая.
Вся мебель в ней дубовая.
Вот это стул –
На нем сидят.
Вот это стол –
За ним едят.
Направо – шкаф, мои друзья,
Я вешаю в нем платья.
Налево – спаленка моя
С лежанкой и кроватью.
А здесь моя гостиная,
Ковры и зеркала.
Купила пианино я
У одного осла.
Весною каждый день я
Беру уроки пенья.
Свинка:
Почтенная хозяйка,
Ты спой нам и сыграй-ка!
Курица:
Пускай с тобой споет петух.
Хвалиться неудобно,
Но у него прекрасный слух,
И голос бесподобный.
Петух:
Пою я чаще по утрам,
Проснувшись на рассвете.
Но если так угодно вам,
Спою я с вами вместе.
Звучит песня.
Курица:
Бесподобно! Браво! Браво!
Право, спели вы на славу!
Спойте что-нибудь опять.
Кошка: Нет, давайте танцевать…
Ведущий: Вот так веселились гости у Кошки. Разошлись по домам. А что случилось дальше?
Дети: Пожар, Кот и Кошка просились на ночлег ко всем знакомым, а пустили их только котята.
Ведущий: А затем они вместе построили новый дом, в котором стали жить-поживать и добра наживать. Вместе сказки читать. А вот и наша знакомая тетя Кошка со своими племянниками и Кот Василий.
Звучит музыка, выходят Кошка, Кот Василий и Котята.
Садятся около домика. Кошка открывает книжку.
Кошка: Какую сказку будем читать сегодня?
Котята: Нашу любимую – «Сказку о глупом мышонке».
Кошка:
Пела ночью мышка в норке:
«Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи».
Ведущий: Мы ведь тоже любим эту сказку, правда? Тогда слушайте и смотрите.
Звучит фрагмент музыки «Спи, моя радость, усни!». Выходят Мышь-мама и Мышонок. Мышонок ложится на скамейку, мама садится рядом.
Ведущий:
Пела ночью мышка в норке…
Мышь-мама:
Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Ведущий: Отвечает ей мышонок…
Мышонок:
Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи.
Ведущий:
Побежала мышка-мать.
Стала утку в няньки звать…
Мышь-мама:
Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Звучит фрагмент фонограммы «Танец маленьких утят», выходит Утка.
Ведущий: Стала петь мышонку утка…
Утка:
Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.
Ведущий:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок…
Мышонок:
Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Ведущий:
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать…
Мышь-мама:
Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Звучит фрагмент фонограммы «Чудесно, расчудесно», выходит Жаба.
Ведущий: Стала жаба важно квакать…
Жаба:
Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Ведущий:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок…
Мышонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Ведущий:
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать…
Мышь-мама:
Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
Звучит фрагмент фонограммы «Смелый наездник», скачет Лошадь.
Лошадь:
И-го-го!
Ведущий: Поет лошадка.
Лошадь:
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Ведущий:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок…
Мышонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Ведущий:
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать…
Мышь-мама:
Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени…», выходит Свинка.
Ведущий:
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать…
Свинка:
Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Ведущий:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок…
Мышонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Ведущий: Стала думать мышка-мать…
Мышь-мама:
Надо курицу позвать.
Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Звучит «Чарльстон», выходит Курица.
Ведущий: Закудахтала наседка…
Курица:
Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Ведущий:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок…
Мышонок:
Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Ведущий:
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать…
Мышь-мама:
Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Звучит «Полька» (муз. А. Жилинского), выходит Кошка.
Ведущий: Стала петь мышонку кошка…
Кошка:
Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Ведущий:
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок…
Мышонок:
Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Ведущий:
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Унесла мышонка кошка
И поёт…
Кошка:
Не бойся, крошка.
Поиграем час-другой
В кошки-мышки, дорогой!
Игра с кошкой
«У нашего котища»
У нашего котища желтые глазищи.
Дети показывают, какие круглые глаза у кота.
У нашего котища длинные усищи.
Показывают усы.
У нашего котища острые когтищи.
Показывают острые цапки-царапки.
У нашего котища умные мыслищи.
Двигают руками от головы вверх, шевеля пальцами.
Моется котище с каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку от остатков пищи.
Показывают, как умывается кот.
Вечером охотиться в чулане за мышами.
Совершают крадущиеся движения кистями рук.
И играет в ладушки с пушистыми котами.
Хлопают.
Мяу-мяу-мяу, пи-пи-пи,
Кот, на мышку не смотри!
Закрывают лицо ладонями.
Мышка, мышка, покажись!
Открывают лицо.
Мышка, кошке улыбнись!
Поднимают руки вверх и машут ладонями, улыбаясь.
Ведущий: В нашем детском саду много книг С.Я. Маршака и есть у нас «коробка сказок». Здесь спрятаны сказки писателей. Давайте поиграем. (Достает из коробки предметы, принадлежащие героям произведений Маршака, а дети отгадывают произведение).
Сковорода - «Рассеянный с улицы Бассейной», письмо – «Почта», колечко – «Кто колечко найдет», коньки – «Коты-лодыри», подснежники – «Двенадцать месяцев».
Сказка «Двенадцать месяцев» одна из самых интересных, красочных и волшебных. А как зовут месяцев?
Дети: Январь,… декабрь.
Ведущий: Только окончится один месяц, и сразу начинается другой. И не было еще ни разу, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а мая бы обогнал апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все 12 месяцев сразу.
Злой дед: Мачеха послала падчерицу в лес за подснежниками в январе. Пошла она в лес, а в лесу сугробы, ветер, вьюга и темно так, что рук не разглядишь.
Звучит фонограмма воя ветра.
И вдруг далеко между деревьями сверкнул огонек. И пошла она на этот огонек.
Добрый дед: Дальше я расскажу. Вышла девочка на полянку, да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Среди полянки большой костер горит. А вокруг костра люди сидят и тихо беседуют. Стала она их пересчитывать, и насчитала 12.
Звучит музыка, выходит Девочка с 12 месяцами. Месяцы садятся у костра.
Январь: Ты откуда пришла? Чего тебе здесь нужно?
Девочка: Нужно мне набрать корзинку подснежников.
Январь: В январе подснежники? Чего выдумала!
Девочка: Не я выдумала, а послала меня в лес за подснежниками моя мачеха. Не велела домой без цветов возвращаться.
Все покачали головами, удивились, возмутились.
Декабрь: Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежники? Раньше марта месяца они не выглянут.
Девочка: В лесу останусь. Буду ждать март (плачет).
Март: Братец Январь, уступи мне свое место на час.
Январь: Будь по-вашему! (Ударяет посохом)
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
Ну, теперь твой черед, братец Февраль! (Передает свой посох Февралю)
Февраль (ударяет посохом о землю):
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
Теперь твой черед, братец Март!
Март (берет посох):
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Разбегайтеся, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник!
Девочка: Куда же делись высокие сугробы? Где ледяные сосульки? Под ногами мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит.
Звучит фонограмма «Звон капели, пение птиц»
Ведущий: Вы слышите звуки весны. Какая волшебная сказка, настоящая весна наступила.
Звучит фрагмент мелодии «Весна» Вивальди.
Март торжественно вручает девочке корзину с подснежниками.
Звучит фрагмент веселой музыки, входит Рассеянный с чемоданом.
Рассеянный:
Это что за остановка –
Бологое, иль Поповка?
Что за станция такая –
Дибуны или Ямская?
Ведущий: Вы узнали этого гражданина?
Дети: Рассеянный с улицы бассейной.
Ведущий:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
И кричит…
Рассеянный:
Что за шутки!
Еду я вторые сутки!
Ведущий: Уважаемый, вы снова что-то напутали. Это детский сад.
Рассеянный: Детский сад, вот это да, как попал-то я сюда? Ой, точно, я сюда и шел.
Ведущий: Мы вам очень рады, а сегодня особенно, потому что наш праздник посвящен дню рождения С.Я. Маршака.
Рассеянный: Поэтому я к вам и спешил. Эх, я забыл надеть праздничный костюм. Где мой чемодан? (Ищет, дети показывают).
Рассеянный открывает чемодан, начинает вытягивать вереницу вещей, связанных между собой, на дне чемодана обнаруживает большую коробку с конфетами.
А это еще что такое? Эх, голова моя садовая, как же я мог забыть? Это угощение для всех детей на память о Рассеянном с улицы Бассейной.
Рассеянный, Кошка, Злой Дед, Добрый Дед угощают всех детей конфетами.