Статья Воспитание и обучение детей, формируя основы безопасности их собственной жизнедеятельности. Автор: Абдулина Елена Александровна

Автор: Абдулина Елена Александровна
Обучение детей безопасности.


Автор: Абдулина Елена Александровна

 

«Воспитание и обучение детей, формируя основы безопасности

их собственной жизнедеятельности»

 

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье.… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»

Януш Корчак

 

Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать.

Для детей она зарифмована в стихах:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

 

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В соответствии с ФГОС дошкольную образовательную деятельность, направленную на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе включает в себя образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Направления работы по ОБЖ:

- ребенок на улицах города;

- противопожарная безопасность;

- ребенок дома;

- ребенок и другие люди;

- ребенок и природа.

Задачи ОБЖ по всем возрастным группам:

Задачи работы с детьми 2-3 лет

- Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду.

(играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей)

- объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос – это опасно!

- учить детей правилам безопасного передвижения в помещении.

(быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила)

- дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения

(автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный цвет нужно стоять, на зеленый – двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку)

- читать детям рассказы, стихи, сказки по теме.

 

 

 

Задачи работы с детьми 3-4 лет

- продолжать знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду.

(уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека)

- расширять представления о правилах дорожного движения.

(автомобили ездят по дороге; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, имеет три световых сигнала (красный, желтый, зеленый), напоминать, что переходить дорогу можно только со взрослыми на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переход)

- формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину.

(напоминать детям о том, что необходимо останавливаться, подходя к проезжей части дороги; переходя дорогу, нужно крепко держать взрослых за руку)

- знакомить детей со специальными видами транспорта:

«скорая помощь» (едет к больным по вызову), пожарная машина (едет тушить пожар).

 

Задачи работы с детьми 4-5 лет.

  Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:

Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.

- учить правильно, пользоваться ножницами (в присутствии взрослых).

Активизировать знания о:

Сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.

(познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта»)

  - Об опасностях при контактах с животными;

 - Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

- О бытовых опасностях;

-  О взаимосвязи и взаимодействии в природе;

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста.

-  Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-  Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками;

-  О безопасном поведении в помещении, во дворе, на улице, дороге, о правилах дорожного движения;

-  О бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях;

-  Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения;

 

Для полноценной и эффективной работы мы должны применять различные формы работы по ОБЖ:

-занятия;

- праздники, развлечения;

- беседы;

- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

- театрализованные представления;

- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ;

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС;

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов;

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать).

 

Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

 

«Если предупрежден, значит вооружен!».

Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x