Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДОУ" | Бакулина Алена Александровна. Работа №210653

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бакулина Алена Александровна
Моя статья содержит материалы о эколого-развивающей среды для детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС ДО.

Главной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка»: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

Задачи экологического воспитания.

Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы - образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Рассмотрим, каким образом система экологического воспитания детей может быть оеализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает следующие разделы: неживая природа-среда жизни растений, животных, человека; многообразие растений и их связь со средой обитания; многообразие животных и их связь со средой обитания; рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания; жизнь растений и животных в сообществе; взаимодействие человека с природой. Таким образом через область Познавательное развитие дети получают знания из области естествознания.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети усваивают моральные и нравственные ценности, познают труд.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждают детей к художественно-творческой деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие». Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным способом – через предметно-развивающую среду, в котором живут дети в детском саду.

Во ФГОС ДО подчеркивается: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы» такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.

Краткая характеристика «экологического пространства» в помещениях и на территории ДОУ.

Групповой уголок природы

 включает разнообразные комнатные растения (напол

ьные, настенные, в торшерах).

Комната природы, или зимний сад, или кабинет природы

 находятся в отдельном помещении детского сада, в них может содержаться большое разнообразие живых объектов: крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах.

Экологический музей (музей природы)

 находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотог

рафии, рисунки.

Озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов.

Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не должно быть только колючих и ядовитых растений).

На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств:

общее хорошее озеленение

 (разнообразие древесных и кустарниковых пород) и 

множество цветников - 

общих и групповых.

фруктовый сад и огород

 - традиционные объекты природной среды дошкольной организации.

птичий столб -

 специально устроенный в свободном пространстве территории

ДО

столб

с кормушкой, водопоем и домико

м для птиц;

уголок нетронутой природы

 создается в тех ДО

, которые имеют большую территорию и свободное пространство; там произрастают различные дикорастущие травы, кустарники.

мини-поля для выращивания злаковых, технических культур,

фитогрядки

,

 на которых могут расти лекарственные растения.

мини-ферма:

 домик-сарай с огороженным выгулом для содержания и выращивания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных (курица с цыплятами и т.д.).

экологическая тропинка

 - это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты.

Представленные экологические пространства позволяют каждому детскому саду выбрать свой, наиболее оптимальный для его специфики и природно-климатических условий вариант насыщения учреждения природой.

Таким образом, эколого-развивающая среда – это важнейшее условие рализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно-образовательных результатов, определяемых Стандартом. Такие природные условия позволяют организовать различные виды образовательой деятельности: познавательную (наблюдение,моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование), коммуникативно-речевую (разговор, обсуждение, повествование), художественно-эстетическую. Только обогащенные природные условия смогут обеспечить достижение целевых ориентиров – сформировать у детей элементарные представления о живой природе и естествознании.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×