Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Якубова Л.П. Работа №332686

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В стате раскрыто значение формирования этикетной речи у детей старшего дошкольного воззраста.

Результатом этого становится актуализация исследования проблемы развития коммуникативной культуры личности. В настоящее время в России наблюдается кризис культуры, который представляет собой низкую культуру речевого общения. В современной языковой практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, набирает силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально- экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Одним из средств гуманизации отношений является речевой этикет, освоение которого обязательно должно происходить с раннего детства. Поэтому очень важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.

 

УДК 373.211.24

 

Чуклина Наталья Андреевна студент

Научный руководитель: Якубова Л.П.

преподаватель

ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» г.Симферополь, РФ.

 

 

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» содержание дошкольное образование должно быть направлено в том числе и на усвоение норм поведения и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры.

Результатом этого становится актуализация исследования проблемы развития коммуникативной культуры личности. В настоящее время в России наблюдается кризис культуры, который представляет собой низкую культуру речевого общения. В современной языковой практике наблюдается утрата лучших речевых традиций, набирает силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально- экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Одним из средств гуманизации отношений является речевой этикет, освоение которого обязательно должно происходить с раннего детства. Поэтому очень важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.

В отечественной педагогике сформировались давние традиции воспитания и обучения детей на родном языке.

Важная роль в создании системы форм речевого этикета на основе обучения родному языку принадлежит К.Д. Ушинскому. Он впервые выявил культуру речи в педагогическую категорию, которая предполагает использование детьми этикетной лексике, где простые формулы «хорошего» тона формируют нравственность и «учат нести добро словами». Рассматриваемая проблема формированию речевого этикета ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, потому что именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, стремительно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Родной язык, красоту и неповторимость речи взрослого ребёнок впитывает и усваивает с самого раннего детства, при этом, он не просто копирует речь взрослых, а развитие его речи – есть, прежде всего, развитие способа общения [1,с.2].

Далее рассмотрим сущность и содержание понятия речевой этикет у детей старшего дошкольного возраста. Детям старшего дошкольного возраста хорошо знакома формула «приветствия», они научились применять ее как в стенах дошкольного учреждения, так и вне. Знают, какую формулу нужно применить с взрослыми и сверстниками. Для детей дошкольного возраста характерны применение формулы «Извинения» в случае признания себя в содеянном в нехорошем поступке.

Таким образом, вышеперечисленные формулы речевого этикета актуальны для детей старшего дошкольного возраста, так как они детям знакомы и требуют частичного применения и закрепления. Умение правильно выбирать речевые формулы в ситуациях установления и завершения контакта очень важно, так как по мнению психологов, успех общения зависит в основном от трех слагаемых; от того, как мы вступаем в разговор, как его поддерживаем и как прекращаем. Таким образом, в качестве рабочего понятия «речевой этикет» используется понятие: речевой этикетэто правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения.

Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом. Формирование детского речевого этикета рассматривается как процесс овладения ребенком этических норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения. Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости.

Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, ...там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями [2, с.45].

Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

А.С. Макаренко писал: “ Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты- всего это для ребенка имеет большое значение”. Если понаблюдать, как разговаривают между собой дошкольники, можно заметить, что многие из них кричат, явно подражая кому-то из взрослого окружения. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речи, познакомить их с “волшебными” словами, различными вариантами этикетных формул, употреблении и различении их в ситуациях общения, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание и потребность быть культурным, вежливым человеком. Обучение этих правил происходит при соблюдении таких дидактических принципов, как наглядность, систематичность, прочность обучения, а также опора на активность и сознательность детей, учет их индивидуального развития [3, с.32].

Российский психолог и лингвист Ф.А. Сохин, утверждает, что ребенку, как известно, приходится за краткое, однако весьма насыщенное время дошкольной жизни усвоить родную речь. Он овладевает ею, когда слушает речь взрослых людей, разговаривает с ними, когда принимает на себя окружающий быт и пытается этот быт преобразовать для собственного существования, когда играет со сверстниками и взрослыми, когда участвует в детсадовских занятиях по любой тематике. Словарный запас старшего дошкольника может дойти до 4-х тысяч слов. Происходит освоение грамматического строя родного языка. В речи употребляются предложения сложных форм, выделяются основные и придаточные предложения. Раскрывая причинные, целевые, следственные связи между явлениями, старший дошкольник использует слова, характеризующие эти связи, а именно: он объясняет, почему возникло явление, для чего оно существует, что произойдет, если оно будет развиваться тем или другим способом. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности [4, с.44].

Лингвист Н.И. Формановская утверждала, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Владеть речевым этикетом – значит:

– знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;

– осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

– обладать умениями и навыками по выполнению речи исполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

– соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации [5, с.56-57].

Правила речевого этикета необходимы для построения взаимоотношений людей. Ребенок дошкольного возраста, усвоив эти правила и приняв их как руководство к действию, не заканчивает свое обучение. Оно продолжится в школьной жизни и после школы. Каждый раз появление новой ситуации, нового жизненного условия ведет к новому, более глубокому познанию этикетного правила. В дошкольном возрасте ребенок познает азы правильного речевого поведения, а вместе с ними у дошкольника идет важнейший процесс развития речи. Необходимость развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста обусловлена: во-первых тем, что они часто встречаются в общении дошкольников, но детей не учат использовать формулы речевого этикета, обслуживающие типичные ситуации; во-вторых, усвоение правил речевого этикета в таких ситуациях благоприятно для установления дружеских контактов детей.

Таким образом, содержание процесса развития речевого этикета старших дошкольников включает в себя вооружение знаниями основных правил речевого этикета и их практическим применением в новых условиях, развитие свободного общения дошкольников со сверстниками и взрослыми, развитие логической и последовательной речи, стимулирование у детей желания общаться со сверстниками и взрослыми. Следовательно, сам ребенок не способен овладеть правилами речевого этикета без помощи взрослого. Именно взрослый должен ознакомить детей с правилами речевого этикета. Для развития речевого этикета рекомендуется использовать различные формы взаимодействия.

Литература:

Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей: Учебное пособие для

вузов /

Алексеева М. М., Макарова В. Н., Яшина В. И. – М. : Академия, 2009.– 80 c.

Гризик

Т.Н. Развитие речи детей 5-6 лет: мет. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. / Т.И

Гризик

, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2016. – 206 с.

Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах Макаренко А. С. – Т.4, –

М. :

Издательство Академии педагогических наук РСФСР , 1985. – 113 с.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.- М.:

МОДЭК

,

МПСИ

, 2004. – 224 с.

Формановская

Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.:

Высш

.

шк

., 2013. – 140 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×