"Развиваем мелкую моторику с детьми 2 - 3 лет" | Петухова Валентина Васильевна. Работа №148496
Автор: Петухова Валентина Васильевна
Я работаю с детьми раннего возраста вот уже четвертый год. По теме самообразования «Мелкая моторика» - третий год. Выбрала эту тему не случайно.
С каждым годом речь детей становится беднее, многие, приходя из дома в ДОУ, плохо произносят звуки, ограничиваются короткими фразами и предложениями. У детей плохо развито мышление, воображение, память, восприятие.
А ведь еще великий педагог Сухомлинский отмечал, что « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…».
Развиваем мелкую моторику с детьми 2 – 3 лет.
Я работаю с детьми раннего возраста вот уже четвертый год. По теме самообразования «Мелкая моторика» - третий год. Выбрала эту тему не случайно.
С каждым годом речь детей становится беднее, многие, приходя из дома в ДОУ, плохо произносят звуки, ограничиваются короткими фразами и предложениями. У детей плохо развито мышление, воображение, память, восприятие.
А ведь еще великий педагог Сухомлинский отмечал, что « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…».
В течение учебного года изучаю литературу по теме, веду наблюдения за детьми. Определяю, как развита мелкая моторика у каждого ребенка моей группы.
Свою работу по развитию мелкой моторики веду в следующих направлениях:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
- Консультативная работа с родителями.
В группе создана необходимая предметно - развивающая среда, приобретены и изготовлены игры и пособия для развития мелкой моторики. Мы постарались создать окружающую среду детей таким образом, чтобы она включала в себя поставленную задачу по развитию мелкой моторики, восприятию цвета. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь мы создали все условия для игровой деятельности.
Совсем недавно со сменным воспитателем изготовили развивающую панель – бизиборд, которую тоже активно используем для развития мелкой моторики.
Работая над эскизом доски, мы наблюдали, больше всего интересует наших детей. При создании бизиборда, постарались внести полезность каждого элемента и объединить всё в единый сюжет. В нем нет ни одной не нужной детали, каждая мелочь может заинтересовать ребенка.
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи ("Шнуровки", "Застежки", "Волшебные бусины" и многое другое).
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время. Упражнения я стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Пальчиковые игры я всегда сопровождаю словами, короткими стихами.
Мы проводим с детьми массаж ладоней и пальцев рук. Для этого используем шишки, карандаши, грецкие орехи.
На развитие мелкой моторики благоприятное воздействие оказывают игры с мелкими предметами.
В нашей группе имеются различные предметы и пособия на развитие мелкой моторики: пирамидки, вкладыши, счёты, мозаика, конструкторы, разрезные картинки, шнуровка, бусинки и т.д.
Также мы используем различные крупы, крупные семена. Пересыпаем их в разные ёмкости рукой или ложкой, сортируем.
Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами. В процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
Наши дети очень любят игры с водой. Мы соединили это увлечение с трудом - стирка кукольного белья.
Не меньше дети любят играть с песком, рисовать на песке, на манке (тонким слоем насыпаем песок, манку и рисуем волны, цветы, дорожку и т.д.).
Для развития движений рук хорошим средством является пальчиковый театр, деревянный театр и т. д. Мы играем с детьми в театрализованные игры «Теремок», «Лиса и заяц», «Колобок», «Курочка ряба» и т. д.
Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.
Используем различные нетрадиционные техники: рисование пальчиками и ладошками. Например «Листопад», «Снежинки летят» «Осьминог», «Солнышко» и т.д.
Лепим из пластилина, отщипывая маленькие кусочки от целого куска.
Достичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы;
• Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; «Для чего необходима пальчиковая гимнастика?»;
• Сообщение на родительском собрании: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
• Рекомендации родителям размещаю на персональном сайте ДОУ: «Фасоль, горох…мелкая моторика», «Игры с прищепками », «Развитие мелкой моторики» и т.д.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки при тесном взаимодействии с родителями помогает развиваться речи и интеллекту малышей. Оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Дети стали активнее пользоваться в общении речью, с удовольствием начинают рассказывать знакомые сказки, стихи и т.д.
Перспективы. В дальнейшем я буду продолжать свою работу по развитию мелкой моторики, а также искать новые методические приемы.
Заключение. Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько важны игры на развитие мелкой моторики, как они влияют на общее развитие, а также на развитие речи и внимания, мышления, восприятия.
Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена мною и дальше, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Петухова Валентина Васильевна