Фонематический слух: особенности формирования и развития
Сохранить статью:
Что это? Фонематический слух — умение, позволяющее различать звуки речи, что влияет на освоение грамоты. Его формирование начинается с малых лет, а в дошкольных учреждениях фонематический слух у детей активно развивается воспитателями.
Как развивать? В детском саду устраивают игры на внимание к окружающим звукам, подбор слов на определённые звуки, используют музыкальные инструменты. В школе эффективной будет работа с текстом (смысловое чтение и анализ структуры слов).
- Суть понятия «фонематический слух»
- Формирование фонематического слуха
- Признаки нарушения фонематического слуха
- Причины нарушения фонематического слуха
- Развитие фонематического слуха как приоритетное направление в ДОУ
- Особенности формирования фонематического слуха в программах начального образования
- Часто задаваемые вопросы о фонематическом слухе
Суть понятия «фонематический слух»
Фонематический слух – это способность раcпознавать фонемы – минимальные звуковые единицы языка. В 60-х годах ХХ века были выделены два вида звукового анализа: естественный и искусственный. Естественный связан с устной речью и выполняет функцию смыслоразличения. Искусственный связан с письменной речью и развивается на протяжении жизни.
Фонема является эталоном звука и выполняет функцию различения значений слов. В русском языке 42 фонемы, которые мы храним в памяти в упорядоченном виде. Фонемы отличаются друг от друга на основе акустических характеристик, которые человек воспринимает на слух.
Д. Б. Эльконин предложил термины: «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Фонематический слух – это часть физиологического слуха, он развивается в процессе общения с окружающими. Благодаря фонематическому слуху мы узнаем и различаем фонемы родного языка.
Развитие фонематического слуха играет важную роль в обучении чтению и письму. Через знакомство с фонемами дети учатся распознавать звуки в словах, у них формируется правильное произношение и правописание.
Фонематический слух дает возможность:
- идентифицировать звуки в словах;
- различать слова, состоящие из одинаковых фонем;
- распознавать похожие слова, в которых не совпадает лишь одна фонема.
Фонетическим слухом, соответственно, контролируется правильность произношения. Он помогает нам определить, насколько верно звучат звуки, чтобы слушающим их легко было узнавать и понимать. Если произношение отличается от привычного, фонетический слух воспринимает его как неправильное.
Из фонематического и фонетического слуха состоит речевой слух. Он помогает нам понимать и оценивать чужую речь, а также контролировать собственную.
Фонематическое восприятие включает в себя:
- определение звукового состава слова;
- процессы выделения и различения фонем;
- определение местоположения и количества звуков в слове.
Учёные М. Ф. Львов и Т. Г. Рамзаева определяют фонематический слух как тонкий систематизированный слух, способный различать и распознавать фонемы в речевом потоке, выделять звуки из слогов, а также устанавливать порядок следования звуков в словах. К этому относится умение различать типы звуков, такие как гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Кроме того, фонематический слух позволяет нам выделять предложения в речи и понимать их смысл.
Фонематический слух позволяет различать фонемы, которые являются сигнальными и смыслоразличительными языковыми единицами. Лингвистические исследования подтвердили, что каждый язык имеет свою фонематическую систему, где определённые звуковые признаки играют главную роль, а остальные несущественны.
Фонематический слух заключается в способности распознавать эти сигнальные смыслоразличительные единицы. Он важен для изучения и использования языка, поскольку даже небольшое изменение в фонеме приводит к изменению смысла слова. Например, замена звука «п» на «б» в слове «парк» приведет к появлению нового слова «барк».
Татьяна Григорьевна Рамзаева отмечает, что создание учебников, принимающих во внимание социальную значимость родного языка, становится все более важной задачей. Необходимо помочь учащимся осознать функцию основных единиц языка, а также научиться использовать речь для правильного выражения своих мыслей и чувств. Это позволит школьникам лучше понимать устную и письменную речь других людей.
Функционально-семантический подход в обучении языку и речи является важным аспектом современного образования. Он гласит, что:
- Каждая единица речи должна быть изучена учащимися с учётом её функции в речевом общении и смыслового содержания.
- При обучении языку, основанном на авторских учебниках, ученикам предлагается активно взаимодействовать с языковым материалом. Это позволяет им не только усвоить лингвистические категории, такие как части речи, члены предложения или морфемы слова, но и применять их на практике в речевой деятельности.
- Важным аспектом функционально-семантического подхода является также структурирование языкового материала в учебниках. Здесь учитывается взаимодействие всех подсистем языка, таких как лексика, морфемика, грамматика, фонетика, графика, орфография и пунктуация. Только комплексное изучение всех этих разделов обеспечивает полноценное развитие языковой личности ребёнка.
- Функционально-семантический подход учитывает общепознавательные и личностно-ориентированные компоненты обучения языку и речи. Это означает, что при изучении языка у школьника должны развиваться познавательные способности, гуманное отношение к другим людям и требовательность к самому себе.
Как развивать фонематический слух? Процесс тесно связан с совершенствованием произношения. Способность выделять сигнальные смыслоразличительные признаки необходима для формирования фонематического слуха. У младших школьников этот навык предотвращает серьёзные проблемы с чтением и письмом.
Правильное развитие речи также зависит от фонематического восприятия, которое предполагает умение различать звуковую структуру слова в собственной речи и речи окружающих. Без такой способности трудно овладеть грамматическими правилами родного языка.
Постижение грамоты включает анализ звукового состава слова и вычленение каждого звука из речевого потока. Ребёнок, у которого есть чёткое представление о звуковом составе слова, эффективнее усваивает грамматические правила.
Формирование фонематического слуха
В процессе формирования фонематического слуха ребёнок проходит определённые этапы, позволяющие ему осваивать звуковую систему своего языка.
- Первый год жизни – это начальный этап развития фонематического слуха. С трёхнедельного возраста малыш реагирует на резкие звуки. К двум месяцам он различает более тихие шумы, а к трём месяцам уже определяет, откуда исходит звук, реагируя улыбкой или оживлением. На этом этапе дети уже получают удовольствие от музыки, а к полугоду подражают звукам и откликаются на своё имя.
- На втором году жизни фонематический слух усиленно развивается. Дети различают все фонемы родного языка. К трём годам они уже замечают неточности в речи взрослых, но пока ещё не могут оценить правильность своей собственной речи.
- Третий год жизни – время, когда ребёнок начинает распознавать собственные ошибки и учится их исправлять. Он старается правильно произносить звуки и совершенствовать свою речь.
- На четвёртом году жизни фонематический слух развит уже сильнее. Дети на слух различают похожие фонемы. Это важный этап для развития навыков звукового анализа и синтеза.
- Пятый и шестой годы сопровождаются дальнейшим развитием фонематического слуха. Ребёнок начинает понимать порядок и количество звуков в слове. Анализ и синтез звуков позволяют освоить чтение и письмо.
Признаки нарушения фонематического слуха
Фонетико-фонематические нарушения речи – достаточно распространённая проблема, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. При их наличии ребёнок испытывает затруднения с правильным произношением отдельных звуков, хотя не имеет артикуляционных дефектов:
- В речи выпадают отдельные слова, а в словах – слоги.
- Заменяет мягкие согласные на твердые, и наоборот, как в случае со словом «карандаш», которое произносится как «каряндаш», или «пью» меняется на «пю».
- Частые шипящие и свистящие звуки. Ребёнок меняет местами согласные и гласные звуки, а иногда их пропускает. Например, вместо «машина» говорит «маниша» или «мшина».
- Замена звонких согласных на глухие или похожие звуки. Например, «квадрат» произносится как «кладрат».
У школьников проблемы с фонематическим слухом приводят к развитию дислалии. Возникают трудности с правильным произношением, не связанные со слухом или функцией артикуляционного аппарата.
У таких детей проявляются следующие речевые нарушения:
- Неумение определить место для ударения в слове, так как для ребёнка нет разницы между ударными и остальными звуками.
- Грамматические ошибки в письменной речи, такие как опущение безударных гласных, удвоение согласных или неточности при использовании пунктуации.
- Пропуск слов в предложениях и слогов в словах. Отсутствуют предлоги, частицы, например, «Я еду машине».
- Добавление или опущение мягких знаков, например, «медведь превращается в «медвед», а «ранка» – в «ранька».
- Фонологическое письмо – ребёнок пишет слова так, как он их слышит.
Причины нарушения фонематического слуха
Фонематический слух контролируется левым полушарием головного мозга. Речевые навыки ребёнка зависят от состояния этой области. Если возникают нарушения, медицинская диагностика может выявить несколько проблем, которые влияют на фонематический слух:
- Недостаточное кровоснабжение мозга, вызванное повышенным внутричерепным давлением или венозным застоем, чаще всего эти проблемы проявляются в левом полушарии мозга.
- Сбои в передаче слухового импульса коре мозга. Это выявляется путем проведения звукового теста от правого уха к левому полушарию и анализа вызванных потенциалов. Хотя это не считается серьёзным нарушением слуха, и ЛОР-врач может указать в медицинской справке, что всё в норме, однако проблема проявится при восприятии речи на определённых частотах.
- Изменения в электрогенезе левого виска, которые выявляются с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Такие изменения не всегда присутствуют.
на наши новости
500 000 пользователей!
В целом нарушение фонематического слуха у ребёнка связано с проблемами, которые возникали во время беременности и родов. Часто это состояние сопровождается гиперактивностью, проблемами в поведении, питании и эмоционально-волевой сфере.
Развитие фонематического слуха как приоритетное направление в ДОУ
Система обучения родному языку в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) решает важную задачу – сформировать у детей правильную грамматику и четкую речь с богатым словарным запасом. Ответственность за освоение малышом данных навыков ложится и на семьи, они должны подготовить ребёнка к школе. Одной из основных целей является формирование основы для последующего обучения грамоте путём развития фонематического слуха и восприятия.
Логопеды проводят соответствующие упражнения во время занятий, применяют отдельные методики на уроках, направленных на постижение лексико-грамматической структуры и связной речи. Воспитатели также используют специальные игры и музыку в детском саду. Последовательное развитие фонематического слуха через упражнения позволяет детям различать звуки, которые похожи между собой по артикуляционным и другим признакам. Это помогает лучше понимать слова с меняющимися окончаниями, приставками, а также замечать общие суффиксы в словах и предлоги в предложениях.
Кроме того, развитие фонематического слуха способствует улучшению произвольной саморегуляции и активизации коммуникативных процессов. Педагоги в дошкольных учреждениях дают необходимые знания, развивают у воспитанников умения и способности, которые помогут успешно адаптироваться в школьной среде. Сформированный фонематический слух у детей дошкольного возраста чрезвычайно важен, он считается основой для овладения навыками орфоэпии и орфографии.
Чтобы достичь необходимого эффекта и обеспечить качественное обучение, педагогу необходимо продумывать наиболее подходящие методы:
- Наставники должны помнить о сензитивном возрасте и использовать подходящие модели обучения, учитывая уникальные потребности каждого ребенка. Чем проще и доступнее излагается учебный материал, чем активнее взаимодействую дети и педагоги, тем лучше результаты.
- В процессе обучения детей важно избегать тишины при отработке звуков. Малыши должны тренироваться произносить звуки, включая шёпот, и активно слушать.
- Педагогам также важно обеспечить доступность учебного материала для всех подопечных. Например, использование визуальных материалов, аудиозаписей или интерактивных игр помогает детям с разными типами восприятия лучше усваивать знания.
- Учёт возрастных и психологических особенностей детей является ключевым фактором в обучении. Например, в возрасте 4–5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха. Педагоги могут использовать игры на различение неречевых звуков, высоты, силы и тембра голоса для выработки у детей навыков правильного произношения.
Есть несколько игр и упражнений, которые развивают у детей разного возраста способность различать звуки.
I этап. Основой развития фонематического слуха является узнавание и различение неречевых звуков. Для этого можно проводить игры, направленные на тренировку слухового восприятия:
- Игра «Похлопаем». Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Игра «Жмурки». Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна или свистка. Задача состоит в том, чтобы определить, откуда идет звук.
- Игра «Угадай, что звучало». Педагог вместе с ребёнком слушают различные бытовые звуки, такие как шум воды, шуршание газеты, звон ложек, скрип двери, тиканье часов и другие. Затем предлагается закрыть глаза и попытаться угадать, что именно звучало.
II этап. На втором этапе развития фонематического слуха важно научить младших школьников различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз:
- Игра «Три медведя». Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый, или сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
- Игра «Узнай свой голос». В этой игре педагог записывает на диктофон несколько слов или фраз, произнесённых разными голосами. Затем ребёнку предлагается угадать, какой голос принадлежит ему.
III этап. Различение слов, близких по своему звуковому составу:
- Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения.
- Игра «Слушай и выбирай». Взрослый показывает ребёнку картинки, на которых изображены слова, похожие по звучанию (ком, сом, лом, дом). Затем взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку.
IV этап. Дифференциация слогов:
- Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав «лишний» слог.
- Игра «Хлопки»». Взрослый объясняет ребёнку понятие коротких и длинных слов, а затем произносит слова, интонационно разделяя их на слоги (сначала вместе с ребёнком произносим слова, хлопая в ладоши после каждого слога, затем предлагаем ребёнку самому отхлопать количество слогов в слове).
V этап. Дифференциация фонем. Начинаем с дифференциации гласных:
- Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребёнок должен поднять руку, когда услышит заданную фонему.
- Ещё одно упражнение: детям раздают картинки с изображением паровоза, девочки, кошки и комарика. Взрослый объясняет, как звучат изображенные объекты: «Паровоз гудит – ууу; девочка плачет – ааа; кошка мяукает – мяу; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс». Затем взрослый произносит звук длительно, а дети должны поднять соответствующие картинки, отгадывая, кто или что его издаёт.
VI этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа:
- Игра «Отгадай слово». Ребёнку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов «убежал» звук «л» (сто…, …ампа, скака…ка).
- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два или три звука, а ребёнок, слушая, определяет и называет их количество.
Особенности формирования фонематического слуха в программах начального образования
При обучении русскому языку немаловажная задача – научить школьников правильно писать слова, чтобы они звучали так, как должны звучать. Для этого необходимо, чтобы дети освоили методы анализа звуковой структуры слова, которые позволяют определить количество звуков в слове, их последовательность и фонематические характеристики, а также умели отразить звуковую структуру слова в письменной форме.
Важно научить детей воспринимать фонематические характеристики звука, такие как твёрдость или мягкость, а также его место в слове. Когда обучающиеся впервые сталкиваются с написанием слов, содержащих звуки в слабых позициях, они испытывают трудности, так как одна и та же буква обозначает разные звуки. Например, звуковые значения буквы «о» в словах «стол» и «столы» отличаются.
Учителя начальных классов при оценке знаний детей чаще всего отмечают у них фонетико-фонематические нарушения. Эти нарушения проявляются в акустических ошибках, когда школьники смешивают звуки, которые они неправильно произносят. На первом году обучения учитель относит такие ошибки к негрубым специфическим, из- за них оценка не снижается.
Однако если дети смешивают звонкие и глухие согласные в словах, например, пишут «дуп» вместо «дуб», это уже считается грубой орфографической ошибкой. Вообще все ошибки, которые объясняются незнанием орфографических правил, относятся к грубым.
Ранняя диагностика сформированности и нарушений фонетико-фонематического слуха является неотъемлемой частью успешного преодоления его недоразвития.
В процессе обучения грамоте дети учатся развивать фонематический слух и постигают культуру звукопроизношения. Они усваивают способы воспроизведения звуковых форм слов, используя условные модели различных уровней абстракции. Например, им помогают геометрические фигуры или специальные транскрипционные знаки. Таким образом, дети начинают связывать звуковую форму слова с его визуальным представлением.
Обучающиеся также осваивают навыки перекодирования фонетической записи речи в соответствующие буквы, что позволяет читать слова по их буквенной модели. Они учатся начертанию букв, правильно соединяют их в слоги, слова и предложения. Этот важный этап обучения позволяет детям уверенно писать и выражать свои мысли на бумаге.
В развитии навыков чтения и письма у детей огромную роль играет изучение алфавита и начертания букв. В русском языке этот процесс основан на позиционном принципе графики, который определяет последовательность изучения звуков и букв. Главная цель этого подхода – познакомить детей с основными звуками и буквами, которые образуют слоги и слова.
При изучении русского алфавита первым делом происходит знакомство с гласными звуками и соответствующими им буквами. Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и) играют важную роль в речи, так как они являются основой для формирования слогов и слов. Дети учатся распознавать и правильно произносить эти звуки, а также запоминать соответствующие им буквы.
После изучения гласных звуков ученики переходят к сонорным согласным. Они противопоставляются лишь по признаку твёрдости-мягкости и не имеют пары по признаку звонкости-глухости, так как всегда только звонкие. Для понимания значения этих согласных букв вводится понятие позиционного принципа графики, согласно которому значение буквы можно определить лишь по ее окружению. Так, например, гласные «а, о, у, э, ы» обозначают твёрдость предшествующих согласных, а буква «и», которая следует за согласными, указывает на мягкость этих согласных.
Одним из важных аспектов изучения согласных звуков является знакомство с буквами «е, ё, ю, я», каждая из которых обозначает два звука – [й’] и гласный звук «э, о, у, а». Кроме того, эти буквы также указывают на мягкость предшествующего согласного. Дети учатся использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
На следующем этапе изучаются парные звонкие и глухие согласные. Параллельно закрепляются правила обозначения твёрдости-мягкости согласных на письме. Дети также упражняются в звуковом анализе и чтении слов.
Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и «Тетради по письму» основана на логике русской графики и учитывает особенности произношения звуков. Этот подход помогает развивать у обучающихся навыки чтения и письма, а также даёт понимание связи между звуками и буквами.
В современном образовательном процессе, в частности, в обучении грамоте, широко применяются компьютерные технологии, и одним из ярких примеров служит программа «АБВ» Ю. А. Агаркова. Она была использована при создании «Азбуки» – уникального пособия, которое помогает первоклассникам научиться читать и улучшить навыки чтения.
В «Азбуку» включены специально созданные тексты, которые максимально насыщены словами, содержащими звуки и буквы, изучаемые на уроке. Это позволяет первоклассникам сосредоточиться на чтении слов, состоящих из пройденных на занятии звуков, научиться перекодировать буквы в соответствующие звуки. Кроме того, «Азбука» богата текстами различных жанров, в ней есть стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, считалочки и т. д. Такое разнообразие помогает удовлетворить возрастные потребности шестилетних детей и способствует формированию их познавательного интереса к чтению.
Один из ключевых принципов «Азбуки» – формирование у детей фонематического слуха и культуры произношения звуков. Для этого используются два основных приёма: наращивание и реконструирование слов. Наращивание слов заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к образованию новых слов. Например, из слова «ша» последовательно получается «груша», «грушка», «грушевый сок». А из слова «бы – «был», «были», «былина», «былинный» и т. п. Этот метод не только обогащает лексический материал «Азбуки», но и развивает наблюдательность и технику осознанного чтения у детей.
Усвоение учащимися форм печатных и письменных буквенных знаков является одной из главных задач. Для эффективного обучения были разработаны элементы-шаблоны, которые помогают детям конструировать форму изучаемых букв. То есть ребёнок на практике, буквально своими руками, самостоятельно воссоздает нужные буквы.
Важно отметить, что параллельно с навыками чтения в 1 классе дети должны овладеть и письмом. Оно отличается от чтения тем, что требует не только слухо-артикуляционных и зрительно-двигательных навыков, но и рукодвигательного компонента. При письме дети воспроизводят буквы и их комплексы (слоги и слова) на бумаге. Письмо в начальной школе является специфическим учебным предметом, так как требует физической тренировки пальцев для овладения графическим навыком.
При обучении первоначальному письму необходимо учитывать его особенности как интеллектуально-речевого и рукодвигательного действия. Развитие письма у детей включает формирование дифференцированных представлений о звуках-фонемах, зрительно-двигательных образцах букв, а также о соотношении звуковой и графической форм слова.
Также используется приём реконструирования слов, что позволяет первокласснику наблюдать за тем, как изменение места всего лишь одного звука в слове приводит к полной трансформации его значения (ива – нива, сон – слон, батон – бутон, зайка – лайка, игра – игла и т. д.).
Часто задаваемые вопросы о фонематическом слухе
Чем различаются понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»?
Фонематический слух – это способность различать и узнавать фонемы родного языка. Он представляет собой своего рода «тренированный» слух, который позволяет распознавать различия между мельчайшими единицами устной речи и устанавливать связь между звуками и буквами.
Фонематическое восприятие – это способность вычленять фонемы и определять звуковой состав слова. Оно строится на основе развитого фонематического слуха и позволяет определить, сколько слогов и звуков содержится в слове. Это навык, который помогает правильно произносить слова и понимать их смысл.
В каком возрасте рекомендуется заниматься формированием фонематического слуха у детей?
Согласно мнению психологов, наиболее благоприятный возраст для развития этого навыка приходится на 4–5 лет, так как в этот период ребёнок наиболее чувствителен к влиянию окружающей речи.
С какими сложностями сталкиваются дети при недостаточном уровне развития фонематического слуха?
Одной из распространённых проблем является смазанность и невыразительность речи. Детям трудно сохранять слоговую и звуковую структуру слова, что приводит к потере окончаний и нечёткому произношению. Нередко малыши заменяют звуки или слоги другими, что делает их высказывания непонятными без пояснений. В таких случаях родители часто обращаются за консультацией и помощью к логопеду.
Почему в игровой форме развитие фонематического слуха дает лучшие результаты?
Игры создают приятную и весёлую атмосферу, которая стимулирует интерес и мотивирует детей. Во время игры они не только получают новые знания, но и тренируют свою мыслительную деятельность и внимание. Играя, дети активно взаимодействуют с окружающими и используют свои речевые навыки, что полезно для развития интеллекта.
Игры, направленные на выработку фонематического слуха ребёнка, не только эффективны, но и интересны. Они помогают привить любовь к русскому языку и создают положительное отношение к урокам. Что пригодится в дальнейшей учебе.
С самого рождения человек окружён множеством звуков, которые играют важную роль в его жизни. Голоса близких, музыка, звуки природы и городской шум – всё это влияет на наше настроение и восприятие окружающего мира. Звуки также являются основой коммуникации. Они позволяют нам передавать информацию и воздействовать на окружающих. Важную роль в этом процессе играют фонемы, из которых состоят в речи слова.
Развитие фонематического слуха дошкольников – база для обучения чтению, письму и общению на разных языках. Этот навык позволяет различать и анализировать звуки в словах, что является основой правильного произношения и формирования связной речи.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: