Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
ИКТ: преимущества, задачи, принципы
Главная > Блог > ИКТ: преимущества, задачи, принципы
25.04.2023
3444
Время чтения: 15 минут

ИКТ: преимущества, задачи, принципы

О чем речь? Если обратиться к понятию ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), то они представляют собой совокупность разных методик и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Какие существуют? Это значит, что все современные средства связи вполне подходят для того, чтобы разнообразить образовательную деятельность на уроке. Геймификация уже давно применяется для привлечения внимания детей. А какие еще методы ИКТ можно использовать в педагогике?

Оглавление:
    1. Использование информационно-коммуникативных технологий в современном образовании
    2. Преимущества информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе
    3. Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
    4. Классификация средств современных образовательных информационно-коммуникативных технологий
    5. 5 принципов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Использование информационно-коммуникативных технологий в современном образовании

Практика показывает, что благодаря применению ИКТ в образовании удается значительно сократить временные затраты на обмен знаниями, практическим и социальным опытом. При помощи современных технологий повышается качество обучения, адаптация к актуальным требованиям.

ИКТ

Новые информационно-коммуникативные технологии нашли применение на всех стадиях обучения:

  • в высшем образовании;
  • в среднем профессиональном образовании;
  • в начальном профессиональном образовании;
  • в школьном образовании.

ИКТ делает получение знаний доступным, позволяя использовать разнообразные формы представления материала. В результате успешно решаются многие задачи, могут активно использоваться новые методы и технологии.

На данный момент концептуализация использования ИКТ превратилась в важный аспект, изучаемый в педагогике. В рамках данного направления создаются инновационные технологии, формы, методы, позволяющие организовать процесс учебы. Они дают наиболее высокие результаты за счет перехода от объяснительно-иллюстративного метода к формированию навыков, необходимых для самостоятельного получения знаний.

Для этого применяются современные приемы представления и получения материалов при помощи информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Среди актуальных тенденций современного общества специалисты называют информатизацию образования. Информатизация обеспечивает широкий доступ к достоверным и свежим данным, а также к средствам, позволяющим их обрабатывать, хранить и передавать. В результате должно наблюдаться повышение интеллектуальных способностей граждан при помощи грамотного использования информационных технологий.

Благодаря информационным технологиям возможны научно-технический прогресс и развитие информационного общества. Кроме того, новая информационная среда, существующая в современном социуме, положительно сказывается на уровне креативности отдельной личности.

Важно предоставить учреждениям в сфере образования доступ к современным разработкам, позволяющим использовать новые информационно-коммуникативные технологии. Ведь все они направлены на развитие, обучение, воспитание.

ИКТ

Однако часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда педагогов и родителей учеников не устраивает настолько активное применение информационно-коммуникативных технологий на уроках. Для беспокойства есть несколько причин:

  • ребята вынуждены проводить больше времени за компьютером, что может оказать отрицательное воздействие на их физическое и психологическое состояние;
  • в Интернете доступна информация, способная травмировать неокрепшую психику учеников младшего и подросткового возраста;
  • отсутствует необходимость в ведении диалога, из-за чего снижается речевая активность, не формируется способность устно выражать мысли, страдают мыслительные процессы;
  • ухудшается качество получаемых знаний, так как большинство рефератов, докладов скачиваются готовыми из Сети – сам учащийся даже не знает, о чем идет речь в работе, представленной им на проверку.

Преимущества информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе

Современная система образования неотрывно связана с активным применением новых информационно-коммуникативных технологий, поскольку они обеспечивают качественно иные возможности образовательного процесса. ИКТ используются в обязательном порядке, позволяя повысить уровень преподавания и обучения.

ИКТ

Сегодня все преподаватели имеют доступ к соответствующим технологиям. Благодаря ИКТ учитель:

  • формирует стойкую мотивацию у учеников;
  • сокращает время на освоение материала, повышая качество данного процесса;
  • активизирует способности учащихся;
  • задействует современные материалы и дополнительные ресурсы;
  • обеспечивает более высокую продуктивность процесса учебы;
  • прививает студентам навыки самостоятельной работы при поиске информации и дальнейшем ее использовании;
  • повышает интерес к своему предмету.

Говоря о том, что подразумевает под собой понятие «информационно-коммуникативные технологии», стоит отметить, что данный инструмент универсален и может применяться в большинстве учебных ситуаций. Иными словами, ИКТ могут использоваться на любых уроках и этапах работы с материалом:

  • Объяснение темы, обозначение проблемы. Педагог может дополнить свою речь яркой мультимедийной презентацией, видео- и аудиоматериалами, схемами.
  • Самостоятельная индивидуальная или групповая работа учеников. При помощи ИКТ ребята ищут и подбирают подходящие сведения, выполняют творческие задания, сами создают мультимедиапродукты.
  • Оценка и контроль усвоения материала. Речь идет о проведении контрольных, проверочных работ в виде интерактивных онлайн-тестов, викторин. Немаловажно, что ИКТ позволяют вносить результаты в единую базу и сократить временные затраты на проверку.

Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования

Сегодня информационные технологии широко внедряются в сфере образования, позволяя добиваться необходимого качества обучения с учетом изменений, происходящих в обществе.

Цели применение информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности:

  • улучшение качества обучения;
  • обеспечение более активной интеллектуальной и творческой деятельности учеников;
  • объединение разных видов деятельности в процессе учебы;
  • адаптирование современных информационно-коммуникативные технологий обучения под потребности и возможности конкретных ребят;
  • обеспечение преемственности в процессе воспитания;
  • разработка и применение на практике методов, средств дистанционного обучения, в основе которых лежат ИКТ;
  • актуализация обучения, его соответствие соответствующим реалиям;
  • обеспечение более высокой актуальности образования, выполнение требований социума и государства.

Классификация средств современных образовательных информационно-коммуникативных технологий

Выделить виды средств, используемых в информационно-коммуникативных технологиях в сфере образования, можно, исходя из различных характеристик.

ИКТ

С учетом решаемых в процессе обучения задач определяют средства:

  • обеспечивающие базовую подготовку – сюда относят электронные учебники, системы обучения и контроля знаний;
  • для проведения практических занятий, то есть практикумы, задачники, программы, тренажеры;
  • вспомогательные (словари, игры, хрестоматии);
  • комплексные (речь идет о дистанционном образовании).

Исходя из функций педагогического процесса, средства могут быть:

  • информационно-обучающие, к которым относят электронные книги, справочники, пр.;
  • интерактивные, примером данных средств информационно-коммуникативных технологий являются электронные ящики, вебинары, пр.;
  • средства поиска, а именно системы поиска, каталоги, пр.

В соответствии с типом используемой информации выделяют несколько видов ресурсов:

  • электронные – учебные пособия, тесты, словари и иные источники, позволяющие найти тексты;
  • с визуальной информацией, то есть презентации, фотографии, схемы, диаграммы;
  • в формате аудио, а именно музыка, записи, речевые упражнения;
  • комплексные, сочетающие в себе аудио- и видеоконтент, например, лекции, экскурсии, пр.;
  • комбинированные, в числе которых пособия, задачники, другие материалы.

На основе формы, в которой применяются ИКТ, выделяют те, что:

  • используются на уроках;
  • предназначены для внеурочной деятельности.

С учетом способа взаимодействия с учащимися выделяют:

  • offline-связь;
  • online-связь.

5 принципов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности

Говоря о построении процесса обучения, принято выделять следующие ключевые принципы ИКТ.

ИКТ

Содержательный

В его рамках информационно-коммуникативные технологии в воспитании и педагогике позволяют:

  • сделать занятие более наглядным – с этой целью задействуют плакаты, таблицы, презентации;
  • подготовить небольшие персональные тесты для учеников;
  • сформировать домашние задания, тренажеры различных типов, пр.

Мотивационный

Здесь интересующие нас технологии применяются, чтобы разбудить в учениках интерес к учебе и предмету. Для этого:

  • учитываются личные возможности и потребности ребят;
  • увеличивается разнообразие доступных методов, форм, содержания и типов организации обучения;
  • обеспечивается больший спектр возможностей для раскрытия потенциала учащихся;
  • формируются условия, необходимые для расширения навыков использования ИКТ, что в дальнейшем поможет ученикам продуктивно взаимодействовать с обществом.

Учебно-методический

Особенность данного принципа в том, что информационно-коммуникативные технологии позволяют учителю обеспечить большую наглядность материала, повысить к нему интерес. ИКТ используются вне зависимости от стадии обучения:

  • при подготовке к занятию, что предполагает планирование, формирование наглядного материала и проекта;
  • во время подачи информации и закрепления темы;
  • при организации самостоятельной работы;
  • если требуется дополнительный материал;
  • при выполнении контроля усвоения информации, проверки результатов.

ИКТ

Организационный

Информационно-коммуникативные технологии могут использоваться на уроках:

  • во время индивидуального обучения;
  • при проведении занятий в групповой форме.

Контрольно-оценочный

Сюда входят разнообразные способы контроля знаний, в том числе входное, промежуточное и итоговое тестирование.

Сделать применение информационно-коммуникативных технологий на уроках наиболее эффективным позволяет соблюдение учителем следующих правил:

  • Важно непрерывно учиться использовать компьютер. Сегодня изменение техники и технологий происходит невероятными темпами, а значит, педагогу необходимо идти в ногу со временем, осваивать новые приемы подачи материала.
  • Нельзя слишком увлекаться внедрением информационно-коммуникативных технологий на уроках, они не должны превращаться в самоцель. Обучение будет давать желаемые результаты лишь при грамотном и уместном применении ИКТ.
  • Необходимо на собственном примере демонстрировать возможности компьютерных программ и сервисов. Когда учитель ежедневно пользуется ИКТ, ученикам проще научиться ключевым приемам. Здесь важно помнить, что информационно-коммуникативные технологии в педагогике – это способ решения конкретных учебных задач или реализации целой педагогической стратегии.

ИКТ в современных реалиях превратились в обязательную составляющую обучения. Они обеспечивают немало преимуществ, в том числе автоматизацию процессов, возможность наглядно представить материалы и пр.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw