Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Работа с родителями в школе: задачи, этапы, методы
Главная > Блог > Работа с родителями в школе: задачи, этапы, методы
17.01.2024
554
Время чтения: 18 минут

Работа с родителями в школе: задачи, этапы, методы

О чем речь? Работа с родителями в школе – неотъемлемая часть образовательного процесса, которая является основой эффективного обучения. Данная деятельность сплачивает детей, их мам и пап, гармонизирует отношения и позволяет лучше взаимодействовать им с школой.

На что обратить внимание? Выделяют традиционные и современные методы работы. К первым относятся родительские собрания, открытые уроки и индивидуальные консультации. Вторую группу представляют методы, выбранные внутри конкретной школы: конференции, особые уроки с родителями и для родителей.

Задачи работы с родителями в школе

Налаживание контакта с родителями и родственниками учеников всегда было одной из главных задач школы. Благодаря тому, что был введен федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС), данное направление получило огромную значимость. Правильная работа с родителями в школе считается фундаментом продуктивного образовательного процесса.

Работа с родителями в школе

В российской педагогической практике на сегодняшний день укрепилось огромное количество видов взаимодействия с родителями. Это собрания, лекции, презентации, визиты в семью, семинары, тематические беседы, практикумы и так далее. Цель всего этого – привлечь родителей к работе со школой и полноценному развитию детей, их личностному росту.

Главными задачами можно назвать:

  • создание либо повышение уже имеющейся психолого-педагогической культуры общения и взаимоотношений ребенка с родителями при помощи обучения;
  • обучение родителей новым методикам воспитания детей и влияния на них;
  • стимулирование родителей к взаимодействию со школой;
  • организация совместного досуга с целью сплочения детей и родителей;
  • приведение в гармонию отношений родителей и детей;
  • поиск и раскрытие талантов родителей;
  • постепенное вовлечение пассивных родителей в сотрудничество с применением групповых либо индивидуальных методик.

Традиционные методы работы с родителями в школе

Какие существуют формы взаимодействия с родителями.

Работа с родителями в школе

Родительское собрание

На нем в основном обсуждают вопросы жизни класса и домашнего контроля родителей. По задачам собрания делятся на несколько разновидностей:

  • аналитические;
  • организационные либо установочные;
  • смешанные;
  • экстренные;
  • информационные;
  • те, в которых принимают участие и дети, и родители.

Во время организации и проведения собраний руководствуйтесь следующими принципами:

  • Позволяйте родителям узнавать что-либо новое, а не просто указывайте им на ошибки в воспитании ребенка и его низкую успеваемость.
  • Принимайте во внимание возраст и особенности детей тогда, когда выбираете тему собрания.
  • Чередуйте практическую и теоретическую части работы с родителями.
  • Выслушивайте мнения родителей во время собрания, а не после; постарайтесь не настаивать на своем.
  • Главными характеристиками для проведения собрания можно назвать четкость, простоту, отсутствие лишней информации и ее структурированность. На каждом собрании родители должны получать максимум полезной информации, применимой к ребенку в дальнейшем.

Ключевые правила проведения родительских собраний: уважение, помощь, доверие, умение объяснять, знание того, как задавать вопросы, а также благодарность.

Важно!

  • Обговаривать проблемы, не переходя на личности.
  • Рассказывать об успехах и потенциале.
  • Не сосредоточивать внимание на конкретном ребенке.
  • Не диктовать путь решения проблемы, а подталкивать ребенка и родителей к его поиску.

Наконец, главное правило построения общения педагога и родителей: начинать беседу лучше всего с позитивных моментов, продолжать – негативными, а закончить – советом о том, как решить возникший вопрос.

Индивидуальные консультации

Это одна из самых важных форм общения классного руководителя и родителей. Наиболее ощутимый эффект эта форма взаимодействия дает при старте набора класса. Она помогает родителям преодолеть беспокойство, боязнь говорить о ребенке и его особенностях, создает прочную связь между родителями и учителями. Педагог должен позволить рассказать то, что бы им хотелось сообщить в неофициальной атмосфере, а также выяснить все то, что может помочь в работе с учеником:

  • здоровье ребенка и его особенности;
  • хобби и интересы;
  • модель общения внутри семьи;
  • тонкости поведения;
  • ценности и принципы семьи;
  • главные черты характера;
  • эффективные методы мотивации.

Приблизительный список тем консультаций для родителей выглядит так:

  • Как помочь ребенку, если он не хочет учиться?
  • Ребенок плохо запоминает информацию. Как улучшить память?
  • Действия в случае, если ребенок в семье один.
  • Как правильно наказывать ребенка и когда это уместно?
  • Ребенок излишне тревожен. Как это побороть и каковы последствия?
  • Что делать, если ребенок слишком застенчив?
  • Что делать, если ребенок встретил грубость и непонимание в семье?
  • Как правильно развить таланты ребенка?
  • Как определить, искренняя ли дружба ребенка со сверстниками либо нет? Не попадет ли он в плохую компанию?
  • Как наладить общение между представителями трех поколений под одной крышей?

Открытые уроки

Основная цель – ознакомление родителей с новыми программами обучения и требованиями по ним, выдвигаемыми учителем. Посещение подобных уроков дает возможность избежать конфликтных ситуаций, спровоцированных непониманием тонкостей учебного процесса.

Современные методы работы с родителями в школе

Имеющиеся классификации методик обучения не в полной мере отражают возможности побуждения ребенка к участию в процессе.

Работа с родителями в школе

Сегодняшние методы затрагивают, скорее, сторону знаний, потому необходимо пользоваться новшествами, которые включают в себя работу с родителями или создание открытого школьного пространства, например:

  • Приглашение родителей на уроки в качестве учеников.

Суть проста: педагог подготавливает материал по любому предмету и преподает его, но не детям, а взрослым. Темы подбираются с учетом возраста, но подаются так, будто это настоящий урок с детьми. Метод применяется для того, чтобы погрузить родителей в учебную атмосферу, дать им прочувствовать манеру преподавания, потенциал заданий с точки зрения развития, то, как меняется эмоциональный фон ребенка при изучении той или иной темы.

Также метод помогает родителям поставить себя на место детей и ощутить все трудности обучения заново. Сценарий призван показать, как нужно помогать ребенку обучаться, находясь вне класса.

  • «Уроки на родителях».

При этой методике во время взаимодействия с родителями учитель проводит не частичный, а полноформатный урок, на котором дети присутствуют в качестве гостей. Взрослые при этом выступают в роли учеников и выполняют ту же работу, что и они.

Родители во время такого урока имеют возможность ощутить на себе манеру преподавания и профессионализм учителя, а также его умение находить индивидуальный подход к каждому присутствующему. Дети же могут услышать мнение родителей по тому или иному поводу, увидеть течение их мыслей.

  • Родитель – учитель.

Это следующая форма участия родителей в жизни школы и воспитании детей, позволяющая первым ощутить необходимость своего труда, а вторым – начать либо в очередной раз испытать гордость за родителей. Вариантов много, это может быть приглашение мам и пап на уроки в роли учителей, предложение стать руководителем кружка, секции либо рассказать о собственном опыте в чем-то.

При этом инициатива во время подготовки таких уроков должна идти от детей. Учитель вместе с ними продумывает тему урока, систему оценивания и награждения взрослых. При этом они же дарят свои работы, делятся впечатлениями и предлагают обсудить тот или иной вопрос.

Работа с родителями в школе

  • Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей

При этом сценарии родителям дается возможность находиться на уроках вместе со своими детьми. Такие посещения нужны для:

  • демонстрации педагогических приемов по раскрытию потенциала, удовлетворению потребностей и развитию талантов ребенка;
  • показа диапазона заданий, которые могут выполняться трудными детьми и теми, кто учится лучше остальных;
  • оценки системы работы с детьми, которым нужно особое внимание (отстающие и мотивированные);
  • показа того, как ребенок изменился за время обучения;
  • повышения мотивации к получению знаний.

Прийти на открытый урок может любой член семьи ребенка, и учитель сделает этот визит значимым и запоминающимся для всех. Специально для пришедшего проводят полный урок, дети выполняют задания, розданные гостем (это ранее обговаривается с учителем), пишут короткие сочинения, которые дарят пришедшему. Посещение возможно как по приглашению учителя и класса, так и по желанию гостя.

Такие визиты организуют с разными целями: для демонстрации успехов ребенка, его контакта с учителем, выслушивания рассказа о тонкостях профессиональной деятельности либо жизненном опыте (в последнем случае часто приглашают бабушек и дедушек).

Приглашая родителей, учитель заранее беседует с ними и продумывает задания для детей. Это могут быть разного рода задачи (в том числе на логику), сочинения и так далее. Дети стараются показать все, чему научились ранее.

  • Важнейшей задачей учителя является привлечение детей и их родителей к совместной работе и творчеству

К примеру, детям предлагают заняться составлением миниатюрных книжек. Они могут быть посвящены разным вопросам. Вместе со школьниками такие книжки составляют их родные. Кто-то пишет текст, кто-то его оформляет, кто-то корректирует, а кто-то декорирует страницы. Информацию ищут всей семьей, а кто-то из старших выбирает самое существенное. Такие задания помогают семье сблизиться, а самому ребенку научиться ставить цели.

Родители видят заинтересованность детей в обучении и выполнении заданий, но не понимают, что ребенок может получить благодаря тем или иным знаниям, то есть тому, что включает школьная программа. Чтобы ответить на вопросы родителей об этом, педагоги закладывают в специальную папку сведения из курса школы. Она же для ребенка играет роль собственного ориентира, так как каждый следит за своим ростом, а также помощником в постановке крупных и краткосрочных задач, анализатором успехов и неудач и, наконец, средством поиска решений проблем.

Работа с родителями в начальной школе

В обязанности классного руководителя не входит перевоспитание родителей и изменение образа жизни и привычек семьи. Это находится за гранью его полномочий. Однако он может помочь создать подходящие условия для становления личности подростка, оказывая влияние на воспитание в семье.

Работа с родителями в школе

Используя, например:

Индивидуальные беседы

Чаепития с учителем являются обязательным ритуалом для семей, в которых есть первоклассники. Проводятся они в начале первого года обучения в оговоренное заранее время, преимущественно вечером. Об организации таких встреч оповещают родителей заранее и просят принести с собой памятные для семьи вещи и фотоальбомы. Часто на этих мероприятиях рассказывают истории из жизни, приходя всей семьей.

Такие беседы помогают как можно лучше узнать семью. Картина становится ясна даже по тому, кто из близких пришел в школу и что взял с собой. Зачастую люди приносят фотографии детей, их поделки и разные угощения, но есть и те, кто не приносит ничего.

Подобные встречи проводят и позже. Это не просто беседа официальным языком через порог, а способ успокоиться и сделать общение более дружеским.

Вовлечение в учебные дисциплины

Проектная работа помогает решить огромное количество задач. Одна из них – привлечение родителей к участию в школьной жизни. На этапе начальной школы такая деятельность может быть только командной, так как у ребенка пока еще нет каких-либо компетенций. Зато любознательности, вовлеченности, идей и вопросов – хоть отбавляй! Так, при работе над общим проектом семья не только вливается в школьные будни, но и укрепляется. Родителям же объясняют, как создаются презентации, как надо готовиться к выступлениям и планировать общую работу.

Кроме всего прочего, непосредственно в классе уместно проведение конкурсов. Они могут быть направлены на создание рисунков, стенгазет, разных поделок. К предстоящему родительскому собранию в классе организуется выставка работ, а после его завершения тайным голосованием выбирается победитель.

Работа с родителями в школе

Вовлечение в воспитательную работу

В процессе воспитательной работы ни один классный руководитель не может справиться без помощи родителей. Сперва это выглядит как небольшое принуждение (необходима подготовка праздника, кто поможет?), а далее – добровольно.

Обязательными в работе с родителями школьников когда-то были так называемые дни семейного отдыха. Летом организовывались пикники на природе у водоемов, осенью и весной – субботники, а зимой – эстафеты и игра в снежки. Как минимум раз в год проводились совместные поездки на экскурсии, а весной организовывался дополнительный концерт с выступлениями ребят.

Посильная помощь классу

К этому относится сопровождение ребенка на разных мероприятиях и в поездках, украшение класса к праздникам, покупка необходимого инвентаря или оборудования, уборка, проведение экскурсий и так далее. Важно, чтобы помощь была приятной и посильной.

Роль психолога в работе с родителями в школе

Школьный психолог занимается консультированием и просвещением в вопросах воспитания ребенка. Консультация родителей может быть организована по их просьбе для оказания помощи во взаимодействии их и ребенка либо по инициативе самого специалиста.

Работа с родителями в школе

Одной из составляющих консультативной работы с родителями является их информирование об успеваемости и достижениях либо отставании ребенка в учебе. Кроме всего прочего, в консультативную работу с родителями входит их психологическая поддержка в сложных жизненных ситуациях, влияющих на эмоциональное состояние ребенка. Вопросы, задаваемые школьному психологу родителями детей из младшего звена, зачастую не ограничиваются темой успеваемости.

В связи с обширной практикой психологи-консультанты научились разбирать обращения родителей на типы:

  • Все то, что касается успеваемости: ребенок плохо учится по одному или нескольким предметам, плохо запоминает информацию, невнимателен, не умеет распределять время, не хочет учиться, прогуливает уроки, нервничает в случае неудач и так далее.
  • То, что касается тревоги родителей по поводу личных качеств школьника: его медлительность, упрямство, быстрая утомляемость, конфликтность, лживость, эгоистичность, агрессия и так далее.
  • Вопросы взаимоотношений с окружающими: необщительность, замкнутость, предвзятость учителей, плохой контакт с родными и так далее.
  • Тема неординарных способностей ребенка: как правильно спланировать занятия с ним, подобрав посильную нагрузку. В этом случае сутью просветительской работы психолога с родителями является посвящение родителей в текущие детские проблемы, а также вопросы, решаемые детьми в данный момент.

Во время психологических дискуссий на специальных собраниях, а также в специальные дни психолог предлагает оптимальные для разных возрастов форматы общения в семье.

Работа с родителями в школе при нестандартных ситуациях

Далеко не вся информация подходит для размещения в рапортах и электронном журнале. Иногда от родителей и педагогического состава требуется незамедлительная реакция. Такие случаи делятся на две группы:

  • инциденты, влияющие на психологическую либо физическую безопасность ребенка или его круга общения;
  • ситуации, в которых родители в тандеме с учителями могут повлиять на развитие ребенка, сформировав определенные навыки: самоконтроль, самостоятельность, умение регулировать степень проявления эмоций и так далее.

Примерами первой группы могут быть эмоциональные срывы и истерики ребенка, его плохое самочувствие, словесные перепалки и даже драки.

Ко второй относится необходимость в помощи ребенку с домашним заданием, правильным распределением времени и рабочего места, а также со сферой эмоций, сговорчивостью, усидчивостью и вниманием.

Что может пойти не так, когда учитель дает обратную связь родителям?

В ходе семинаров по взаимодействию с родителями педагоги демонстрируют вымышленные переписки по сценарию: «Добрый день! Вике нужны новые ручки, пенал и сменная обувь на физкультуру, а также тетрадь для изо».

Далее текст анализируется, и в нем находятся ошибки, которые не дают учителю добиться цели, а именно создать мотивацию к партнерству со школой и дать правильную обратную связь.

Работа с родителями в школе

Во время обратной связи нужно:

  • не оценивать поступки и личность учащегося;
  • не применять в речи пассивную агрессию и канцелярит: необходимо, обязан, должен, недопустимо и так далее;
  • не судить с точки зрения своего эмоционального состояния: я не ожидал(а), испуган(а) либо расстроен(а).

Как правильно дать обратную связь родителю:

  • обращаемся к родителю по имени;
  • рассказываем о сути проблемы;
  • сообщаем о предпринятых педагогом либо всей школой мерах и о том, что планируется делать дальше;
  • обращаемся к родителю с просьбой;
  • предлагаем путь решения проблемы и свою помощь.

Если это необходимо, просим родителей рассказать об итогах беседы с ребенком.

Приблизительно таким мог бы получиться текст переписки, если бы педагог применял этот алгоритм: «Здравствуйте, Василий Петрович! Напомните, пожалуйста, Вике, чтобы взяла с собой на урок физкультуры сменную обувь, она уже неделю приходит в школу без нее. Если она просто забывает об этом, напишите ей записку».

Если все, что нужно, сделано, можно написать так: «Спасибо, Василий Петрович, сегодня Вика пришла на занятие с отдельно упакованной сменной обувью и, кстати, показала рекордную высоту прыжков через «козла». Я похвалила ее и очень горда, спасибо вам!»

Если же на следующий день все повторилось, можно позвать родителей на встречу. Не для чтения нотаций, а для выяснения причин отсутствия контакта родителя со школой. В случае, если родитель утверждает, что за все должна нести ответственность школа, не нужно стараться доказать обратное.

Главное – дать понять, что при игнорировании родителем данных в школе наставлений у ребенка могут возникнуть социальные либо академические трудности, при которых школа будет бессильна. Однако обратная связь все же необходима.

Оценка эффективности и запреты в работе с родителями в школе

Эффективность работы педагогов с родителями оценивается по следующим критериям:

  • в начале обучения – положительное мнение о школе и учителях, престижность восприятия учебной организации, уважение к учителям, новому коллективу;
  • на этапе средних и старших классов – четкое понимание особенностей характера школьника, его слабых и сильных сторон, личности и правильное восприятие его заслуг.

Работа с родителями в школе

Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики:

  • Главным является запрет на установление такого контакта между педагогами и родителями, который ведет к искажению ситуаций и случаям, когда учитель не является объективным, а идет на поводу у родителей школьников. Так, отношения учителей и родителей могут быть сугубо формальными и затрагивать только вопросы развития знаний и навыков учащегося.
  • Следующим можно назвать табу на обсуждение с родителями проблем, сфокусированных внутри общеобразовательного учреждения. Это должно стать законом: все претензии и вопросы родителей должны обсуждаться на собраниях и педсоветах в присутствии администрации. О том, какие меры приняты, родителям сообщают отдельно.
  • Далее следует запрет на оценку личности ребенка и его родных. Оценке подлежит только динамика развития ребенка, его знания, достижения и эмоциональный фон.

Работа директора школы с родителями

Обязанность директоров школ – проводить много времени на внеклассных мероприятиях. Это прекрасно подходит для того, чтобы установить прочный контакт с родителями. Хорошие директора могут найти общий язык практически с любыми семьями. Они – прекрасные собеседники и могут поддержать разговор на любые темы, от политики до спорта. Такие обсуждения позволяют родителям понять, что директор – реальный человек, а не бездушное подставное лицо от школы.

Работа с родителями в школе

Хорошая стратегия общения директора с родителями – еженедельные звонки нескольким членам семей учеников с целью узнать их мнение об учителях и школе в целом. Ответивших на звонок приятно удивит то, что их мнение важно.

Другая стратегия – проведение обедов для родителей. Для этого директор заранее созванивается с группой родителей школьников и приглашает их прийти на обед, в ходе которого освещаются школьные проблемы и нужды. Проводиться такие встречи могут каждый месяц либо по необходимости.

Пользуясь такими стратегиями, можно значительно укрепить связь родителей со школой. Как правило, в каждом образовательном учреждении есть комитет, занимающийся решением острых проблем. Такой орган внутришкольной власти не должен состоять только из персонала учебного заведения.

При приглашении родителей и детей к участию в работе комитета можно получить принципиально новый, взаимовыгодный и полезный опыт. Родители могут быть авторами вклада в образование своего отпрыска. Директора, в свою очередь, пользоваться временем для укрепления отношений и сбора информации, которую нельзя получить иными способами.

Часто задаваемые вопросы о работе с родителями в школе

Отвечаем на популярные вопросы.

На какие части делят работу с родителями?

Условно работа с родителями делится на два типа:

  • общая, предполагает ведение диалога с родителями на специальных собраниях по теме образовательной и психологической культуры;
  • малая групповая с частью родителей, в формате занятий коррекционно-развивающего характера, формирующих умения и навыки, относящиеся к системе «родитель-ребенок».

Как быстро наладить оповещение родителей об успеваемости?

Регулярные записи в электронных журналах решают несколько задач. Во-первых, они избавляют от негодования родителей по поводу того, что у их детей есть проблемы в учебе, а во-вторых, служат хорошим средством информирования. В электронных журналах можно отследить не только оценки школьника, но и замечания.

Что нужно помнить родителям?

В некоторых случаях между родителями и школой возникают некоторые недопонимания. Родители могут преувеличивать и требовать радикальных действий там, где эффективной стала бы обычная беседа. Можно всего лишь пообщаться в спокойной манере, при этом помочь и семье, и учителю. Так вот, подобных обсуждений во взаимоотношениях семей и школы должно быть как минимум 95 %, а резких решений и действий – всего 5 % и меньше. Ключ к решению вопроса лежит в желании сторон услышать друг друга.

Процесс школьного воспитания детей и передачи им знаний увенчается успехом только тогда, когда учителя запомнят девиз: «Каждому ребенку – свои овации».

Как-то Гиппократ в беседе с больным сказал: «Нас трое – ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я не смогу помочь тебе. Если объединимся ты и я, мы вместе победим болезнь». То же самое можно сказать и о педагогике. Умный учитель всегда рассчитывает на сотрудничество и помогает решить любые проблемы, находящиеся в его компетенции.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Воспитатели России
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг:
( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw