Работа с родителями в школе: задачи, этапы, методы
Сохранить статью:
О чем речь? Работа с родителями в школе – неотъемлемая часть образовательного процесса, которая является основой эффективного обучения. Данная деятельность сплачивает детей, их мам и пап, гармонизирует отношения и позволяет лучше взаимодействовать им с школой.
На что обратить внимание? Выделяют традиционные и современные методы работы. К первым относятся родительские собрания, открытые уроки и индивидуальные консультации. Вторую группу представляют методы, выбранные внутри конкретной школы: конференции, особые уроки с родителями и для родителей.
- Задачи работы с родителями в школе
- Традиционные методы работы с родителями в школе
- Современные методы работы с родителями в школе
- Работа с родителями в начальной школе
- Роль психолога в работе с родителями в школе
- Работа с родителями в школе при нестандартных ситуациях
- Оценка эффективности и запреты в работе с родителями в школе
- Работа директора школы с родителями
- Часто задаваемые вопросы о работе с родителями в школе
Задачи работы с родителями в школе
Налаживание контакта с родителями и родственниками учеников всегда было одной из главных задач школы. Благодаря тому, что был введен федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС), данное направление получило огромную значимость. Правильная работа с родителями в школе считается фундаментом продуктивного образовательного процесса.
В российской педагогической практике на сегодняшний день укрепилось огромное количество видов взаимодействия с родителями. Это собрания, лекции, презентации, визиты в семью, семинары, тематические беседы, практикумы и так далее. Цель всего этого – привлечь родителей к работе со школой и полноценному развитию детей, их личностному росту.
Главными задачами можно назвать:
- создание либо повышение уже имеющейся психолого-педагогической культуры общения и взаимоотношений ребенка с родителями при помощи обучения;
- обучение родителей новым методикам воспитания детей и влияния на них;
- стимулирование родителей к взаимодействию со школой;
- организация совместного досуга с целью сплочения детей и родителей;
- приведение в гармонию отношений родителей и детей;
- поиск и раскрытие талантов родителей;
- постепенное вовлечение пассивных родителей в сотрудничество с применением групповых либо индивидуальных методик.
Традиционные методы работы с родителями в школе
Какие существуют формы взаимодействия с родителями.
Родительское собрание
На нем в основном обсуждают вопросы жизни класса и домашнего контроля родителей. По задачам собрания делятся на несколько разновидностей:
- аналитические;
- организационные либо установочные;
- смешанные;
- экстренные;
- информационные;
- те, в которых принимают участие и дети, и родители.
Во время организации и проведения собраний руководствуйтесь следующими принципами:
- Позволяйте родителям узнавать что-либо новое, а не просто указывайте им на ошибки в воспитании ребенка и его низкую успеваемость.
- Принимайте во внимание возраст и особенности детей тогда, когда выбираете тему собрания.
- Чередуйте практическую и теоретическую части работы с родителями.
- Выслушивайте мнения родителей во время собрания, а не после; постарайтесь не настаивать на своем.
- Главными характеристиками для проведения собрания можно назвать четкость, простоту, отсутствие лишней информации и ее структурированность. На каждом собрании родители должны получать максимум полезной информации, применимой к ребенку в дальнейшем.
Ключевые правила проведения родительских собраний: уважение, помощь, доверие, умение объяснять, знание того, как задавать вопросы, а также благодарность.
Важно!
- Обговаривать проблемы, не переходя на личности.
- Рассказывать об успехах и потенциале.
- Не сосредоточивать внимание на конкретном ребенке.
- Не диктовать путь решения проблемы, а подталкивать ребенка и родителей к его поиску.
Наконец, главное правило построения общения педагога и родителей: начинать беседу лучше всего с позитивных моментов, продолжать – негативными, а закончить – советом о том, как решить возникший вопрос.
Индивидуальные консультации
Это одна из самых важных форм общения классного руководителя и родителей. Наиболее ощутимый эффект эта форма взаимодействия дает при старте набора класса. Она помогает родителям преодолеть беспокойство, боязнь говорить о ребенке и его особенностях, создает прочную связь между родителями и учителями. Педагог должен позволить рассказать то, что бы им хотелось сообщить в неофициальной атмосфере, а также выяснить все то, что может помочь в работе с учеником:
- здоровье ребенка и его особенности;
- хобби и интересы;
- модель общения внутри семьи;
- тонкости поведения;
- ценности и принципы семьи;
- главные черты характера;
- эффективные методы мотивации.
Приблизительный список тем консультаций для родителей выглядит так:
- Как помочь ребенку, если он не хочет учиться?
- Ребенок плохо запоминает информацию. Как улучшить память?
- Действия в случае, если ребенок в семье один.
- Как правильно наказывать ребенка и когда это уместно?
- Ребенок излишне тревожен. Как это побороть и каковы последствия?
- Что делать, если ребенок слишком застенчив?
- Что делать, если ребенок встретил грубость и непонимание в семье?
- Как правильно развить таланты ребенка?
- Как определить, искренняя ли дружба ребенка со сверстниками либо нет? Не попадет ли он в плохую компанию?
- Как наладить общение между представителями трех поколений под одной крышей?
Открытые уроки
Основная цель – ознакомление родителей с новыми программами обучения и требованиями по ним, выдвигаемыми учителем. Посещение подобных уроков дает возможность избежать конфликтных ситуаций, спровоцированных непониманием тонкостей учебного процесса.
Современные методы работы с родителями в школе
Имеющиеся классификации методик обучения не в полной мере отражают возможности побуждения ребенка к участию в процессе.
Сегодняшние методы затрагивают, скорее, сторону знаний, потому необходимо пользоваться новшествами, которые включают в себя работу с родителями или создание открытого школьного пространства, например:
- Приглашение родителей на уроки в качестве учеников.
Суть проста: педагог подготавливает материал по любому предмету и преподает его, но не детям, а взрослым. Темы подбираются с учетом возраста, но подаются так, будто это настоящий урок с детьми. Метод применяется для того, чтобы погрузить родителей в учебную атмосферу, дать им прочувствовать манеру преподавания, потенциал заданий с точки зрения развития, то, как меняется эмоциональный фон ребенка при изучении той или иной темы.
Также метод помогает родителям поставить себя на место детей и ощутить все трудности обучения заново. Сценарий призван показать, как нужно помогать ребенку обучаться, находясь вне класса.
- «Уроки на родителях».
При этой методике во время взаимодействия с родителями учитель проводит не частичный, а полноформатный урок, на котором дети присутствуют в качестве гостей. Взрослые при этом выступают в роли учеников и выполняют ту же работу, что и они.
Родители во время такого урока имеют возможность ощутить на себе манеру преподавания и профессионализм учителя, а также его умение находить индивидуальный подход к каждому присутствующему. Дети же могут услышать мнение родителей по тому или иному поводу, увидеть течение их мыслей.
- Родитель – учитель.
Это следующая форма участия родителей в жизни школы и воспитании детей, позволяющая первым ощутить необходимость своего труда, а вторым – начать либо в очередной раз испытать гордость за родителей. Вариантов много, это может быть приглашение мам и пап на уроки в роли учителей, предложение стать руководителем кружка, секции либо рассказать о собственном опыте в чем-то.
При этом инициатива во время подготовки таких уроков должна идти от детей. Учитель вместе с ними продумывает тему урока, систему оценивания и награждения взрослых. При этом они же дарят свои работы, делятся впечатлениями и предлагают обсудить тот или иной вопрос.
- Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей
При этом сценарии родителям дается возможность находиться на уроках вместе со своими детьми. Такие посещения нужны для:
- демонстрации педагогических приемов по раскрытию потенциала, удовлетворению потребностей и развитию талантов ребенка;
- показа диапазона заданий, которые могут выполняться трудными детьми и теми, кто учится лучше остальных;
- оценки системы работы с детьми, которым нужно особое внимание (отстающие и мотивированные);
- показа того, как ребенок изменился за время обучения;
- повышения мотивации к получению знаний.
Прийти на открытый урок может любой член семьи ребенка, и учитель сделает этот визит значимым и запоминающимся для всех. Специально для пришедшего проводят полный урок, дети выполняют задания, розданные гостем (это ранее обговаривается с учителем), пишут короткие сочинения, которые дарят пришедшему. Посещение возможно как по приглашению учителя и класса, так и по желанию гостя.
на наши новости
500 000 пользователей!
Такие визиты организуют с разными целями: для демонстрации успехов ребенка, его контакта с учителем, выслушивания рассказа о тонкостях профессиональной деятельности либо жизненном опыте (в последнем случае часто приглашают бабушек и дедушек).
Приглашая родителей, учитель заранее беседует с ними и продумывает задания для детей. Это могут быть разного рода задачи (в том числе на логику), сочинения и так далее. Дети стараются показать все, чему научились ранее.
- Важнейшей задачей учителя является привлечение детей и их родителей к совместной работе и творчеству
К примеру, детям предлагают заняться составлением миниатюрных книжек. Они могут быть посвящены разным вопросам. Вместе со школьниками такие книжки составляют их родные. Кто-то пишет текст, кто-то его оформляет, кто-то корректирует, а кто-то декорирует страницы. Информацию ищут всей семьей, а кто-то из старших выбирает самое существенное. Такие задания помогают семье сблизиться, а самому ребенку научиться ставить цели.
Родители видят заинтересованность детей в обучении и выполнении заданий, но не понимают, что ребенок может получить благодаря тем или иным знаниям, то есть тому, что включает школьная программа. Чтобы ответить на вопросы родителей об этом, педагоги закладывают в специальную папку сведения из курса школы. Она же для ребенка играет роль собственного ориентира, так как каждый следит за своим ростом, а также помощником в постановке крупных и краткосрочных задач, анализатором успехов и неудач и, наконец, средством поиска решений проблем.
Работа с родителями в начальной школе
В обязанности классного руководителя не входит перевоспитание родителей и изменение образа жизни и привычек семьи. Это находится за гранью его полномочий. Однако он может помочь создать подходящие условия для становления личности подростка, оказывая влияние на воспитание в семье.
Используя, например:
Индивидуальные беседы
Чаепития с учителем являются обязательным ритуалом для семей, в которых есть первоклассники. Проводятся они в начале первого года обучения в оговоренное заранее время, преимущественно вечером. Об организации таких встреч оповещают родителей заранее и просят принести с собой памятные для семьи вещи и фотоальбомы. Часто на этих мероприятиях рассказывают истории из жизни, приходя всей семьей.
Такие беседы помогают как можно лучше узнать семью. Картина становится ясна даже по тому, кто из близких пришел в школу и что взял с собой. Зачастую люди приносят фотографии детей, их поделки и разные угощения, но есть и те, кто не приносит ничего.
Подобные встречи проводят и позже. Это не просто беседа официальным языком через порог, а способ успокоиться и сделать общение более дружеским.
Вовлечение в учебные дисциплины
Проектная работа помогает решить огромное количество задач. Одна из них – привлечение родителей к участию в школьной жизни. На этапе начальной школы такая деятельность может быть только командной, так как у ребенка пока еще нет каких-либо компетенций. Зато любознательности, вовлеченности, идей и вопросов – хоть отбавляй! Так, при работе над общим проектом семья не только вливается в школьные будни, но и укрепляется. Родителям же объясняют, как создаются презентации, как надо готовиться к выступлениям и планировать общую работу.
Кроме всего прочего, непосредственно в классе уместно проведение конкурсов. Они могут быть направлены на создание рисунков, стенгазет, разных поделок. К предстоящему родительскому собранию в классе организуется выставка работ, а после его завершения тайным голосованием выбирается победитель.
Вовлечение в воспитательную работу
В процессе воспитательной работы ни один классный руководитель не может справиться без помощи родителей. Сперва это выглядит как небольшое принуждение (необходима подготовка праздника, кто поможет?), а далее – добровольно.
Обязательными в работе с родителями школьников когда-то были так называемые дни семейного отдыха. Летом организовывались пикники на природе у водоемов, осенью и весной – субботники, а зимой – эстафеты и игра в снежки. Как минимум раз в год проводились совместные поездки на экскурсии, а весной организовывался дополнительный концерт с выступлениями ребят.
Посильная помощь классу
К этому относится сопровождение ребенка на разных мероприятиях и в поездках, украшение класса к праздникам, покупка необходимого инвентаря или оборудования, уборка, проведение экскурсий и так далее. Важно, чтобы помощь была приятной и посильной.
Роль психолога в работе с родителями в школе
Школьный психолог занимается консультированием и просвещением в вопросах воспитания ребенка. Консультация родителей может быть организована по их просьбе для оказания помощи во взаимодействии их и ребенка либо по инициативе самого специалиста.
Одной из составляющих консультативной работы с родителями является их информирование об успеваемости и достижениях либо отставании ребенка в учебе. Кроме всего прочего, в консультативную работу с родителями входит их психологическая поддержка в сложных жизненных ситуациях, влияющих на эмоциональное состояние ребенка. Вопросы, задаваемые школьному психологу родителями детей из младшего звена, зачастую не ограничиваются темой успеваемости.
В связи с обширной практикой психологи-консультанты научились разбирать обращения родителей на типы:
- Все то, что касается успеваемости: ребенок плохо учится по одному или нескольким предметам, плохо запоминает информацию, невнимателен, не умеет распределять время, не хочет учиться, прогуливает уроки, нервничает в случае неудач и так далее.
- То, что касается тревоги родителей по поводу личных качеств школьника: его медлительность, упрямство, быстрая утомляемость, конфликтность, лживость, эгоистичность, агрессия и так далее.
- Вопросы взаимоотношений с окружающими: необщительность, замкнутость, предвзятость учителей, плохой контакт с родными и так далее.
- Тема неординарных способностей ребенка: как правильно спланировать занятия с ним, подобрав посильную нагрузку. В этом случае сутью просветительской работы психолога с родителями является посвящение родителей в текущие детские проблемы, а также вопросы, решаемые детьми в данный момент.
Во время психологических дискуссий на специальных собраниях, а также в специальные дни психолог предлагает оптимальные для разных возрастов форматы общения в семье.
Работа с родителями в школе при нестандартных ситуациях
Далеко не вся информация подходит для размещения в рапортах и электронном журнале. Иногда от родителей и педагогического состава требуется незамедлительная реакция. Такие случаи делятся на две группы:
- инциденты, влияющие на психологическую либо физическую безопасность ребенка или его круга общения;
- ситуации, в которых родители в тандеме с учителями могут повлиять на развитие ребенка, сформировав определенные навыки: самоконтроль, самостоятельность, умение регулировать степень проявления эмоций и так далее.
Примерами первой группы могут быть эмоциональные срывы и истерики ребенка, его плохое самочувствие, словесные перепалки и даже драки.
Ко второй относится необходимость в помощи ребенку с домашним заданием, правильным распределением времени и рабочего места, а также со сферой эмоций, сговорчивостью, усидчивостью и вниманием.
Что может пойти не так, когда учитель дает обратную связь родителям?
В ходе семинаров по взаимодействию с родителями педагоги демонстрируют вымышленные переписки по сценарию: «Добрый день! Вике нужны новые ручки, пенал и сменная обувь на физкультуру, а также тетрадь для изо».
Далее текст анализируется, и в нем находятся ошибки, которые не дают учителю добиться цели, а именно создать мотивацию к партнерству со школой и дать правильную обратную связь.
Во время обратной связи нужно:
- не оценивать поступки и личность учащегося;
- не применять в речи пассивную агрессию и канцелярит: необходимо, обязан, должен, недопустимо и так далее;
- не судить с точки зрения своего эмоционального состояния: я не ожидал(а), испуган(а) либо расстроен(а).
Как правильно дать обратную связь родителю:
- обращаемся к родителю по имени;
- рассказываем о сути проблемы;
- сообщаем о предпринятых педагогом либо всей школой мерах и о том, что планируется делать дальше;
- обращаемся к родителю с просьбой;
- предлагаем путь решения проблемы и свою помощь.
Если это необходимо, просим родителей рассказать об итогах беседы с ребенком.
Приблизительно таким мог бы получиться текст переписки, если бы педагог применял этот алгоритм: «Здравствуйте, Василий Петрович! Напомните, пожалуйста, Вике, чтобы взяла с собой на урок физкультуры сменную обувь, она уже неделю приходит в школу без нее. Если она просто забывает об этом, напишите ей записку».
Если все, что нужно, сделано, можно написать так: «Спасибо, Василий Петрович, сегодня Вика пришла на занятие с отдельно упакованной сменной обувью и, кстати, показала рекордную высоту прыжков через «козла». Я похвалила ее и очень горда, спасибо вам!»
Если же на следующий день все повторилось, можно позвать родителей на встречу. Не для чтения нотаций, а для выяснения причин отсутствия контакта родителя со школой. В случае, если родитель утверждает, что за все должна нести ответственность школа, не нужно стараться доказать обратное.
Главное – дать понять, что при игнорировании родителем данных в школе наставлений у ребенка могут возникнуть социальные либо академические трудности, при которых школа будет бессильна. Однако обратная связь все же необходима.
Оценка эффективности и запреты в работе с родителями в школе
Эффективность работы педагогов с родителями оценивается по следующим критериям:
- в начале обучения – положительное мнение о школе и учителях, престижность восприятия учебной организации, уважение к учителям, новому коллективу;
- на этапе средних и старших классов – четкое понимание особенностей характера школьника, его слабых и сильных сторон, личности и правильное восприятие его заслуг.
Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики:
- Главным является запрет на установление такого контакта между педагогами и родителями, который ведет к искажению ситуаций и случаям, когда учитель не является объективным, а идет на поводу у родителей школьников. Так, отношения учителей и родителей могут быть сугубо формальными и затрагивать только вопросы развития знаний и навыков учащегося.
- Следующим можно назвать табу на обсуждение с родителями проблем, сфокусированных внутри общеобразовательного учреждения. Это должно стать законом: все претензии и вопросы родителей должны обсуждаться на собраниях и педсоветах в присутствии администрации. О том, какие меры приняты, родителям сообщают отдельно.
- Далее следует запрет на оценку личности ребенка и его родных. Оценке подлежит только динамика развития ребенка, его знания, достижения и эмоциональный фон.
Работа директора школы с родителями
Обязанность директоров школ – проводить много времени на внеклассных мероприятиях. Это прекрасно подходит для того, чтобы установить прочный контакт с родителями. Хорошие директора могут найти общий язык практически с любыми семьями. Они – прекрасные собеседники и могут поддержать разговор на любые темы, от политики до спорта. Такие обсуждения позволяют родителям понять, что директор – реальный человек, а не бездушное подставное лицо от школы.
Хорошая стратегия общения директора с родителями – еженедельные звонки нескольким членам семей учеников с целью узнать их мнение об учителях и школе в целом. Ответивших на звонок приятно удивит то, что их мнение важно.
Другая стратегия – проведение обедов для родителей. Для этого директор заранее созванивается с группой родителей школьников и приглашает их прийти на обед, в ходе которого освещаются школьные проблемы и нужды. Проводиться такие встречи могут каждый месяц либо по необходимости.
Пользуясь такими стратегиями, можно значительно укрепить связь родителей со школой. Как правило, в каждом образовательном учреждении есть комитет, занимающийся решением острых проблем. Такой орган внутришкольной власти не должен состоять только из персонала учебного заведения.
При приглашении родителей и детей к участию в работе комитета можно получить принципиально новый, взаимовыгодный и полезный опыт. Родители могут быть авторами вклада в образование своего отпрыска. Директора, в свою очередь, пользоваться временем для укрепления отношений и сбора информации, которую нельзя получить иными способами.
Часто задаваемые вопросы о работе с родителями в школе
Отвечаем на популярные вопросы.
На какие части делят работу с родителями?
Условно работа с родителями делится на два типа:
- общая, предполагает ведение диалога с родителями на специальных собраниях по теме образовательной и психологической культуры;
- малая групповая с частью родителей, в формате занятий коррекционно-развивающего характера, формирующих умения и навыки, относящиеся к системе «родитель-ребенок».
Как быстро наладить оповещение родителей об успеваемости?
Регулярные записи в электронных журналах решают несколько задач. Во-первых, они избавляют от негодования родителей по поводу того, что у их детей есть проблемы в учебе, а во-вторых, служат хорошим средством информирования. В электронных журналах можно отследить не только оценки школьника, но и замечания.
Что нужно помнить родителям?
В некоторых случаях между родителями и школой возникают некоторые недопонимания. Родители могут преувеличивать и требовать радикальных действий там, где эффективной стала бы обычная беседа. Можно всего лишь пообщаться в спокойной манере, при этом помочь и семье, и учителю. Так вот, подобных обсуждений во взаимоотношениях семей и школы должно быть как минимум 95 %, а резких решений и действий – всего 5 % и меньше. Ключ к решению вопроса лежит в желании сторон услышать друг друга.
Процесс школьного воспитания детей и передачи им знаний увенчается успехом только тогда, когда учителя запомнят девиз: «Каждому ребенку – свои овации».
Как-то Гиппократ в беседе с больным сказал: «Нас трое – ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я не смогу помочь тебе. Если объединимся ты и я, мы вместе победим болезнь». То же самое можно сказать и о педагогике. Умный учитель всегда рассчитывает на сотрудничество и помогает решить любые проблемы, находящиеся в его компетенции.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: