Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Сурдопедагогика: цели, задачи, методики
Главная > Блог > Сурдопедагогика: цели, задачи, методики
01.06.2023
2896
Время чтения: 15 минут

Сурдопедагогика: цели, задачи, методики

О чем речь? Одно из важнейших чувств человека – слух. Его нарушение приводит к проблемам с развитием речи, интеллектуальному отставанию и ряду других трудностей. Это мешает адаптации детей в детском саду и школе.

Что поможет? Сурдопедагогика – это отрасль педагогики, изучающая потребности глухих людей и использующая различные приемы для их успешной адаптации в обществе и максимальной компенсации неработающего органа чувств.

Оглавление:
    1. История сурдопедагогики
    2. Объект, субъект, предмет сурдопедагогики
    3. Процесс обучения детей с нарушением слуха
    4. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога
    5. Обучение на сурдопедагога в дошкольном образовании
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

История сурдопедагогики

Летописные источники свидетельствуют о том, что на Руси обучение и воспитание глухих детей находилось в ведении церквей и монастырей. Позже в нашем государстве на смену церковно-монастырскому призрению пришла система общественных благотворительных заведений – сиротских домов и приютов. Известен успешный опыт Петербургского и Московского воспитательных домов, в которых осуществлялся воспитательный процесс и ремесленная подготовка детей с нарушениями слуха вместе со слышащими сиротами.

Сурдопедагогика

Важным этапом в развитии отечественной сурдопедагогики стало появление в XIX веке первых мимических и устных систем обучения глухих. В 1806 году в городе Павловске под Санкт-Петербургом открылась первая специальная школа для обучения глухих детей. В ней учились только представители высших сословий, имеющие нарушения слуха.

В это же время большой вклад в развитие отечественной сурдопедагогики как науки внесли известные русские сурдопедагоги: И. А. Васильев, Г. А. Гурцов, Н. М. Лаговский, А. Ф. Остроградский, Ф. А. Рау, И. Я. Селезнев, В. И. Флери.

На начальных этапах развития система обучения детей с нарушениями слуха основывалась на использовании двух языков – словесного и жестового. Но уже в конце XIX века в российских школах для глухих язык жестов отошел на второй план, приоритет был отдан устной словесной технологии.

В 1900 году супруги Федор Андреевич и Наталья Александровна Рау открыли в Москве первый детский сад для детей с нарушениями слуха. В начале ХХ века формируется дошкольная сурдопедагогика как раздел специальной педагогики. В СССР учебные заведения для глухих вошли в государственную систему образования.

В 30-х годах ХХ века создавались отдельные классы, а позже и специальные школы для плохо слышащих и позднооглохших детей. Периодом интенсивного развития оригинальной отечественной системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей считаются 50-е годы прошлого века.

Именно в это время в НИИ дефектологии АПН СССР учеными проведен ряд важных исследований. Существенный вклад в создание эффективной системы речевого развития и обучения детей с нарушениями слуха внесли сурдопедагоги: В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина и многие другие, а также сурдопсихологи: Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф.

Объект, субъект, предмет сурдопедагогики

Сурдопедагогика (от лат. surdus – «глухой») – это один из разделов специальной педагогики, который изучает организацию обучения и воспитания детей и взрослых с различными нарушениями слуха.

Сурдопедагогика

Как научная дисциплина, сурдопедагогика обосновывает деятельность специальных организаций, обеспечивающих разностороннее изучение и дифференцированное обучение глухих и слабослышащих ребят дошкольного и школьного возраста. Сурдопедагогами разработаны оригинальные методы и специальные средства для осуществления учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха различной степени.

Ребенок с недостатками слухового восприятия нуждается в особом сурдопедагогическом подходе и в создании специальных условий, соответствующих его способностям и образовательным потребностям.

Советский психолог, исследователь особенностей детского развития и проблем дефектологии Л. С. Выготский обосновал положение об «общности социальных целей и задач общей и специальной школ». Из него следует, что сурдопедагогика должна способствовать достижению общих целей образования в отношении детей с нарушениями слуха.

Общей целью сурдопедагогики и образования является гармоничное целостное развитие физических, психических и социальных качеств человека с недостатками слуха как субъекта деятельности, общения и познания.

Для достижения общей цели необходимо успешно решить комплекс основных практических и теоретических задач. В свою очередь, практические задачи можно разделить на образовательные, воспитательные и специальные.

Четко сформулированные общедидактические задачи сурдопедагогики позволяют регулировать процесс и содержание учебной деятельности и являются установками для обучения как здоровых детей, так и с недостатками слуха.

Базовые образовательные задачи сурдопедагогики

В соответствии с образовательной целью практика сурдопедагогики предполагает постановку базовых образовательных задач:

  • создание оптимальных условий для развития мышления глухих и слабослышащих обучающихся с учетом их возможностей и способностей, формирование умения творчески решать проблемные задачи;
  • стимулирование у детей с нарушениями слуха интереса к учению, создание благоприятных условий для удовлетворения их потребности в саморазвитии и самообразовании;
  • активизация когнитивных процессов у обучающихся с недостатками слуха в условиях целенаправленного обучения, формирование у них умений и навыков учебной деятельности, развитие устной и письменной речи;
  • формирование мировоззрения глухих и слабослышащих детей, расширение их общего кругозора в процессе ознакомления с научной картиной мира;
  • развитие представлений, умений и навыков, которые необходимы лицам с трудностями слухового восприятия для трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях, профессиональная подготовка.

Помимо образовательных, также осуществляется реализация воспитательных задач сурдопедагогики, направленных на личностное развитие и формирование общих способностей детей с нарушениями слуха.

Специальные воспитательные задачи

  • Установление типа, характера и структуры слуховых нарушений, выявление других сопутствующих дефектов, дифференциация глухих детей по уровню речевого развития, времени и степени потери слуха, оказание индивидуальной, личностно-ориентированной сурдопедагогической помощи, определение наиболее оптимального образовательного маршрута и формы обучения для каждого ребенка с трудностями слухового восприятия.
  • Нормализация жизни и деятельности глухих и слабослышащих детей, преодоление отклонений в их психическом и социальном развитии, формирование словесной речи посредством широкой практики коммуникации, развитие навыков восприятия и понимания устной речи, активизация сенсорно-перцептивной деятельности с опорой на остатки слуха.
  • Создание для детей с недостатками слуха специальных образовательных условий, способствующих увеличению их компенсаторных возможностей, комплексному личностному развитию, стимулированию сохранных функций организма в процессе обучения и овладения практической деятельностью, восполнению дефицита сенсорной информации.
  • Восстановление нарушенных социальных связей неслышащего индивида, обеспечение социально-бытовой адаптации и трудовой реабилитации с учетом индивидуальных возможностей, особенностей и рекомендаций экспертизы трудоспособности, организация единой открытой и доступной образовательной среды для всех возрастных групп лиц с нарушениями слуха.
  • Организация наиболее оптимального режима коррекционного обучения глухих и слабослышащих детей, создание в учебном заведении благоприятного психологического климата, реализация мероприятий, направленных на оздоровление обучающихся, профилактику и предупреждение у них вторичных нарушений развития, побуждение к саморазвитию и самокоррекции.

При планировании повседневной образовательной и воспитательной работы сурдопедагоги самостоятельно формируют цели и задачи для каждой конкретной программы, учебного блока коррекционных или развивающих занятий, внеклассных мероприятий, хотя при этом и опираются на базовые подходы современной сурдопедагогики.

Процесс обучения детей с нарушением слуха

Главной особенностью современного процесса обучения глухих и слабослышащих детей является использование различных технических средств, которые помогают выполнить передачу информации, опираясь на зрительное восприятие.

Сурдопедагогика

В сурдопедагогике широко используются следующие технические средства:

  • видеоаппаратура, техника для передачи изображений;
  • статическая и динамическая проекция;
  • лазерные диски, кодирующие изобразительные и звуковые сигналы.

Кроме того, в сурдопедагогике часто применяют такие телекоммуникационные средства, как видеосвязь, телефакс, телетекст, бегущая строка, телепередачи с сурдопереводом. В современном мире технические средства занимают особое место в процессе общения и обучения детей с различными нарушениями слуха.

Компьютер стал незаменим при обучении детей с различными нарушениями слуха. Если в массовой общеобразовательной школе он способствует оптимизации учебного процесса, то в специальном образовательном учреждении для глухих и слабослышащих детей является средством компенсации недостатка сенсорной информации и утраченной или нарушенной слуховой функции, помогает преодолеть вторичные отклонения в развитии.

Специально разработанные компьютерные программы по разным дисциплинам позволяют сурдопедагогам осуществлять индивидуальный подход в обучении, представлять учебный материал в более доступном оптическом виде.

Немаловажная задача сурдопедагогики – создание благоприятных условий для социальной адаптации и интеграции детей с нарушенным слухом. Большой упор делается на социальную направленность обучения. Успешность выпускника зависит от его самоопределения, социокультурной идентификации, формирования семейных ценностей и круга друзей.

Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога

Коммуникативная компетентность является обязательным условием профессионализма сурдопедагога. Эффективному общению способствуют следующие условия:

  • владение культурой общения – соблюдение речевого этикета и лексических норм;
  • высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей и средств убеждения;
  • успешное применение коммуникативного опыта в учебно-воспитательной, методической и научной сферах общения.

В сурдопедагогике очень важны не только профессиональные, но и личностные качества учителя: целеустремленность, гибкость, искренность, убежденность, самокритичность, толерантность, оптимизм, умение владеть собой и сдерживать негативные эмоции. Профессиональное мастерство педагога требует постоянного совершенствования.

Основанием всех профессионально-личностных качеств сурдопедагога является его потребность в общении с детьми. Своими личностными качествами педагог способен обеспечить эффективное эмоционально-волевое воздействие на процесс общения с обучающимися.

Суггестивные качества и способности: эмоционально влиять на слушателя, в процессе общения активизировать не только разум, но и чувства ребенка, внушать и пробуждать эмоции, вызывать ассоциации, развивать воображение и фантазию ученика.

Перцептивные качества: наблюдательность, умение определять психическое состояние собеседника по внешним признакам, распознавать эмоции по выражению лица. Все эти навыки помогают учителю реагировать соответствующим образом, мгновенно корректировать собственное поведение, применять способы воздействия в соответствии с ситуацией.

Также деятельность в сфере сурдопедагогики требует от педагогического работника и других не менее важных способностей: уметь быстро переключать свои эмоции, использовать все многообразие средств эмоционального воздействия, находить и использовать нестандартные способы речевой коммуникации, необходимые для достижения определенной учебной цели.

Сурдопедагогика
Сурдопедагогика

Ценностные ориентиры и социальная позиция наиболее полно отображают внутренний и внешний личностный потенциал сурдопедагога. Глухие дети чаще всего воспитываются в условиях специализированных школ-интернатов, их социальные контакты значительно ограничены, поэтому нравственные качества педагогов являются определяющими для формирования гармоничной личности обучающихся.

Профессиональная компетентность сурдопедагога – это совокупность различных качеств, умений и навыков: конструктивно-организаторских, исследовательских, коммуникативных, гностических, проективных, которые необходимы для высококвалифицированного и творческого решения поставленных задач, анализа педагогических ситуаций и результатов учебно-воспитательной работы.

Обучение на сурдопедагога в дошкольном образовании

Вы можете воспользоваться возможностью пройти тестирование и получить сертификат, подтверждающий высокий уровень профессиональной подготовки по следующим направлениям:

  • «Сурдопедагогика».
  • «Дифференциальная диагностика детей с нарушением слуха».
  • «Психология лиц с нарушением слуха».
  • «Организация и содержание психолого-педагогических комиссий в современных условиях».
  • «Предметно-пространственная среда в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха».
  • «Методика воспитания детей с нарушением слуха».
  • «Система работы дошкольных учреждений для лиц с нарушением слуха».
  • «Особенности взаимодействия сурдопедагога и родителей».
  • «Раннее вмешательство сурдопедагога».
  • «Вербальные и невербальные средства коммуникации».

Преимущества сервиса

  1. Соответствие ФГОС. Все мероприятия на портале проводятся в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и ФГОС.
  2. Быстро. Вы получаете моментальный доступ к результатам тестирования. Результаты публикации статей, методических материалов и участия в творческом конкурсе – в течение одного рабочего дня.
  3. Честно. Бесплатное участие в любом конкурсе. Вы оплачиваете только изготовление документа, когда вам уже известен результат.

Развитие современной науки позволяет выявить слуховые нарушения даже у новорожденного ребенка. Своевременная дифференциальная диагностика детей с недостатком слуха, использование методов дошкольной сурдопедагогики позволяют максимально компенсировать уже выявленные дефекты и предупредить возможное развитие психофизиологических отклонений.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw