Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
ABA-терапия: суть, основные методики, форматы обучения
Главная > Блог > ABA-терапия: суть, основные методики, форматы обучения
27.07.2023
1659
Время чтения: 15 минут

ABA-терапия: суть, основные методики, форматы обучения

О чем речь? АВА-терапия – это набор психологических и образовательных методик, используемых для коррекции поведения лиц с ограниченными возможностями в общем и детей с аутизмом в частности. Сама аббревиатура расшифровывается как Applied behavior analysis, что в переводе с английского означает «Прикладной анализ поведения».

На что обратить внимание? Полностью устранить аутизм современная наука не в состоянии. Зато с помощью определенных методик вполне можно минимизировать вызванные психическим расстройством нарушения и помочь детям социализироваться. Данные алгоритмы работы уже подтвердили свою эффективность.

Оглавление:
  1. История возникновения и развития АВА-терапии
  2. Суть АВА-терапии
  3. Плюсы и минусы АВА-терапии
  4. Основные методы АВА-терапии
  5. Форматы АВА-терапии
  6. Этапы работы с ребенком
  7. Часто задаваемые вопросы об АВА-терапии
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

История возникновения и развития АВА-терапии

Появление ABA-терапии тесно связано с изучением аутизма. Случаи расстройства аутистического спектра (РАС) впервые описал врач-психиатр Лео Каннер, когда в 1943 году в американском городе Балтиморе были выявлены необычные и непонятные отклонения в развитии у 11 детей, до этого времени достаточно не изученные и не признанные мировой медициной.

Представления о расстройствах аутистического спектра существенно изменились уже в XXI веке. Их исследование вызывает наибольший интерес у медицинских специалистов, психологов, нейропсихологов, дефектологов.

ABA-терапия является сравнительно молодой и развивающейся наукой. Аббревиатура «ABA» расшифровывается как «Прикладной анализ поведения» (ПАП), термин впервые встречается в работах известного американского психолога Берреса Фредерика Скиннера и его коллег. Считается, что прикладной анализ как направление был выделен в 1968 году из обширной области поведенческого анализа.

В 1968 году произошло два немаловажных события: вышел в свет первый номер журнала прикладного анализа поведения, посвященный научным исследованиям в этой области, и Б. Ф. Скиннер написал книгу «Технология обучения», в которой описаны его научные идеи и принципы, способы использования стратегий, полученных посредством экспериментального анализа поведения и направленных на повышение эффективности, совершенствование структуры обучения.

С тех пор, как были опубликованы работы Б. Ф. Скиннера, наука о понимании механизмов поведения и способах его изменения в практических условиях не стояла на месте и интенсивно развивалась, но информация, напечатанная в журнале и книге «Технология обучения», актуальна и в наши дни.

Эмоционально-волевая сфера

В 1993 году общественности впервые был представлен новый подход – ABA-терапия для детей. Он позволяет значительно улучшить качество их жизни. В этом же году Кэтрин Морис – мать двоих детей с аутистическими нарушениями, написала книгу «Услышать голос твой».

В своей работе она рассказывает об активном применении техники ПАП, в результате чего наблюдался прогресс – когда дети пошли в первый класс, их уже не относили к группе учащихся с особыми образовательными потребностями, которым необходимо обучение в специальной школе. Книга «Услышать голос твой» – это практическое руководство для людей, столкнувшихся с похожей проблемой, она привлекает внимание к ABA-терапии для аутистов.

Специалистами всего мира проведено достаточно исследований для оценки результативности ABA-терапии преимущественно в рамках разработки и реализации программ интенсивного раннего вмешательства для детей дошкольного возраста – от двух до пяти лет. Данные, полученные в ходе этих исследований, показали, что самые лучшие и эффективные программы помощи больным аутизмом основаны на прикладном анализе поведения.

Суть АВА-терапии

Эффективность методики преобразования поведения доказана на практике. ABA-терапия – это программа интенсивного обучения и довольно популярный и результативный коррекционный метод, предназначенный для работы с людьми с ОВЗ и детьми с РАС.

Суть АВА-терапии

ABA-терапия – прикладной анализ поведения (ПАП), который является научно обоснованной образовательной практикой для обучения и развития детей с аутизмом. Это даже не какой-то четко определенный метод обучения, а научное направление, изучающее влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка-аутиста и предоставляющее специалистам широкие возможности для понимания принципов, по которым изменяются поведенческие проявления и подкрепляются результаты.

Специалистами по ABA-терапии проведен ряд экспериментальных исследований. Анализ полученных данных позволил определить наиболее эффективные терапевтические программы оказания помощи детям с РАС.

Основная цель ABA-терапии – развитие коммуникативных навыков ребенка с РАС через игру, развитие взаимоотношений, социализацию, изучение и коррекцию поведения.

Курс ABA-терапии выглядит очень простым, его главный принцип: если малышу-аутисту нравится выполнять действия, ребенок положительно реагирует на результаты и последствия этой деятельности, то он охотно будет их повторять. В процессе занятий необходимо поощрять каждое достижение положительной оценкой, похвалой, игрушкой, конфетой и т. д, а неуспешность – игнорировать или не одобрять, не заостряя внимание.

Чтобы ребенок с РАС мог справиться с заданиями, сложные навыки следует разбить на отдельные мелкие блоки-навыки, каждое действие разучивается отдельно, а затем все части соединяются в единую цепочку, образуя снова сложное действие. Постепенно задачи усложняются. Таким образом дети с аутизмом учатся слушать и слышать обращенную речь, воспринимать информацию, взаимодействовать с собеседником, доносить до него свои мысли, адекватно реагировать в различных ситуациях.

Базовый блок ABA-терапии выглядит следующим образом:

  • задание;
  • реакция ребенка;
  • поощрение или «наказание».

При этом «наказание» не предполагает никакого физического насилия! Под данным термином следует понимать отсутствие поощрения или неодобрение со стороны педагога. Еще в самом начале терапии рекомендуется изучить и оценить возможности различных способов закрепления навыков поведения ребенка, чтобы определить максимально эффективные.

Суть АВА-терапии

Если педагоги и родители будут прилагать определенные усилия и регулярно проводить занятия, ABA-терапия даст хорошие результаты и у ребенка с РАС появятся следующие изменения в поведении:

  • улучшается взаимодействие с окружающими, ребенок адаптируется в коллективе;
  • коррекция поведенческих отклонений, присущих аутистам, дает положительные результаты;
  • появляются способности к обучению;
  • дальнейшее развитие интеллекта протекает в соответствии с возрастными нормами;
  • легче происходит освоение навыков, необходимых для будущей самостоятельной жизни.

Плюсы и минусы АВА-терапии

Некоторые родители детей с РАС сомневаются в эффективности и возможностях, которые предоставляет ABA-терапия. Отзывы об этом методе неоднозначны, в сети Интернет можно найти различные точки зрения. Рассмотрим детально все плюсы и минусы прикладного анализа поведения.

Преимущества ABA-терапии

  • Приобретение самостоятельности – ребенок быстро обучается и переносит освоенную на занятиях модель поведения в свою реальную жизнь.
  • Быстрый результат – несмотря на определенные временные затраты, результаты не заставят себя долго ждать.
  • Эффективность – 50 % детей-аутистов, с которыми проводится ABA-терапия, осваивают программу занятий и после этого готовы обучаться в общеобразовательной школе.
  • Широкий охват и большая результативность метода – ребенок учится жизненно необходимым навыкам, у него улучшаются мыслительные процессы, он учится познавать окружающий мир.

Причины, которые приводят к неэффективности ABA-терапии

  • Метод подходит не всем детям с РАС и не для всех он результативен.
  • Эффект возможен только при правильном применении на практике.
  • Пока ребенок боится незнакомых людей, ничего не получится.
  • Не рекомендуется сокращать длительность занятий или делать перерывы.
  • Родители должны стать активными участниками обучающего процесса, чтобы ABA-терапия дома не прерывалась.
  • На некоторых детей с аутизмом поощрение не действует должным образом, бывает трудно определить, что можно использовать в качестве награды для подкрепления результата.

Чтобы получить желаемые результаты, с ребенком-аутистом должен заниматься высококвалифицированный профессионал, в совершенстве владеющий ABA-методикой. Если вас заинтересовала ABA-терапия, программа ее настолько популярна, что, освоив ее, вы станете востребованным специалистом и сможете оказывать качественную помощь детям с РАС.

Основные методы АВА-терапии

В основе АВА-терапии лежит техника дискретных испытаний. При такой форме обучения педагог предоставляет ребенку множество возможностей и проб, пока он не отреагирует. После отработки некоторых навыков учитель дает ученику обратную связь.

Основные методы АВА-терапии

Пример отработки действия со стаканом. Педагог задает ребенку вопрос: «Что это?». Ученик отвечает: «Стакан». Далее следует похвала – это одна проба. Стимулом может быть любой предмет, вопрос, картинка, дидактическая карточка со словом. В данном случае стимул – это стакан, на него ребенок отреагировал, и учитель его поощряет, если ответ правильный. Когда отклик ошибочный, педагог дает наводящую подсказку. При необходимости можно подсказывать еще до того, как малыш начнет отвечать.

Самый верный способ обучения, когда ребенок с аутизмом повторяет действия за педагогом, а тот в свою очередь постепенно прекращает подсказывать. Техника дискретных проб имеет большое значение, когда практикуется ABA-терапия для детей с РАС, она способствует повышению интенсивности обучения. Но это лишь одна составная часть программы в целом.

Не менее важным можно считать метод функциональной оценки отклоняющегося поведения и функционального анализа. Оценка помогает определить, почему ребенок проявляет непослушание, ведет себя агрессивно, а анализ необходим для составления эффективной программы коррекции.

Прикладной анализ поведения (ПАП) – это научная дисциплина, охватывающая довольно обширную научную область и предполагающая использование множества современных программ и стратегий. ПАП также называют инженерией поведения.

Перечислим только основные методы и техники, которые являются элементами ABA-терапии или развивались как отдельное направление на основе ПАП. Это технологии, активизирующие вовлеченность ребенка с РАС, обучение контролю и анализу своего поведения, натуралистические программы обучения речи и социальным навыкам, стратегия обучения альтернативным способам общения – система коммуникаций с помощью карточек, положительное подкрепление поведения, методы смены контроля реакции ученика во время занятия.

Форматы ABA-терапии

В какой бы форме ни проводилась ABA-терапия, программа обучения при работе с детьми РАС составляется индивидуально, а поставленные задачи должны соответствовать потребностям ребенка, выявленным на начальном этапе.

Чаще всего на занятиях ABA-терапии реализуются следующие формы обучения:

  • Отдельные блоки. Сложный поведенческий навык разбивается на отдельные части. Каждая отрабатывается отдельно посредством многократных повторений, а затем все звенья соединяются в единое целое. Педагог дает понятную инструкцию и демонстрирует ребенку, как нужно выполнить задание. Если малыш не может самостоятельно справиться с поставленной задачей, учитель помогает совершить необходимые действия, объясняет и подсказывает.
  • Цепочка. Подходит для обучения непростым навыкам и умениям, состоящим из нескольких действий, которые выполняются в определенной последовательности, например, гигиенические процедуры, одевание, подготовка школьных принадлежностей. Цепочка выполняется пошагово – отдельные элементы навыка выполняются поэтапно, постепенно приближая ребенка к ожидаемому результату.

Основные методы АВА-терапии

  • Смешанные блоки. Уже отработанные навыки чередуются с новыми. Педагог предлагает ребенку повторить освоенные им задания, а после выполнения знакомых действий дает новые задачи, связанные с изученным материалом. Обучение в такой форме рекомендуется проводить с высокой степенью интенсивности.
  • Естественная среда. Занятия проходят в знакомой для ребенка-аутиста обстановке и привычных условиях. Такой подход позволяет эффективно развивать у ученика инициативность, мотивацию, коммуникативные навыки.

ABA-терапия – программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Помимо рассмотренных выше форм, можно активно использовать сенсорную стимуляцию, тренинги, системы подсказок, полосы препятствий. При необходимости переключить внимание ребенка с аутизмом, отвлечь его от стереотипных движений, рекомендуется включать в занятия активные игры, физические упражнения, танцевальные движения.

Этапы работы с ребенком

С чего же начинается ABA-терапия? Специалисты утверждают, что для получения успешных результатов требуется:

  • Принять ребенка с РАС таким, какой он есть, научиться воспринимать особенности его поведения спокойно, не раздражаясь. Излишняя жалость к малышу и уверенность в бесполезности занятий могут только навредить процессу обучения.
  • Организовать наблюдение за ребенком, с помощью метода прикладного анализа определить его настрой, понять, что ему нравится, а что неприятно и вызывает негативные эмоции.

Ошибочно думать, что интенсивные занятия и ABA-терапия помогут выявить причины расстройства нейро развития. Прикладной анализ поведения – это только метод коррекции последствий аутизма, который способствует изменению поведения детей с аутизмом и дефицитом социального взаимодействия.

Когда перед родителями ребенка-аутиста стоит выбор, какое поведение подлежит изменению, как правило, приоритет отдается развитию устной речи и коммуникативных навыков. Очень важно научить малыша общаться, взаимодействовать, ясно выражать свои желания и сообщать о проблемах.

Основные методы АВА-терапии

Следующая задача ABA-терапии – развитие социальных навыков и повышение контактности ребенка. Проявление теплого отношения к родителям и членам семьи, открытости по отношению к другим детям помогут малышу овладеть новыми навыками и интегрироваться в социум.

Многие дети-аутисты способны контролировать социальную среду, но при этом их эмоциональное состояние нестабильно – они проявляют высокую тревожность, беспокойство, плачут, могут вести себя агрессивно, впадать в истерику, отказываться от участия в какой-либо деятельности. ABA-терапия для аутистов поможет ученику подружиться с другими людьми, научиться управлять социальной средой, достигать желаемого через поведение, соответствующее ситуации.

Еще одной приоритетной задачей является формирование навыков самостоятельности, которые в дальнейшем помогут малышу управлять физической средой, обучаться без посторонней помощи, сохранять вовлеченность в учебное задание, выполнять действия и переключаться без постоянного наблюдения со стороны педагога или родителя.

Программы ABA-терапии разрабатывают специалисты с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Как показывает практика, наибольший эффект наблюдается у малышей, которые занимаются с двух лет. В процессе занятия ведущая роль всегда принадлежит педагогу, он направляет, помогает, дает подсказки, контролирует. Очень важно активное участие родителей в обучении, так как им необходимо закреплять усвоенные ребенком навыки в домашних условиях.

Курс ABA-терапии рекомендуется начинать с самых легких заданий, например: «Возьми в руку карандаш!» Инструкция должна подкрепляться действием – педагог показывает, как это следует сделать. Подсказка повторяется неоднократно, после чего ребенка просят выполнить действие уже без подсказок. Каждое правильно выполненное действие поощряется, а неудачи игнорируются.

Когда специалист видит, что навык освоен, ребенок может выполнять действия уверенно и без ошибок, можно переходить к следующим заданиям и постепенно их усложнять, простые действия чередовать с трудными. Рекомендуется время от времени менять обстановку, в которой проводится ABA-терапия, – переходить в другое помещение, выходить на улицу, привлекать к проведению занятий новых людей. Этапы начала и завершения занятия всегда должны сопровождаться действиями, вызывающими у малыша положительные эмоции.

Обучение можно считать успешно законченным, если ребенок с РАС осваивает навыки не более чем за одно-два повторения. Например, педагог два раза показал, как выполняется действие – ученик смог выполнить самостоятельно, без подсказок.

Часто задаваемые вопросы об АВА-терапии

Ответим на самые популярные вопросы.

Каковы сроки проведения терапии?

Чтобы максимально приблизить ребенка с РАС к уровню развития сверстников без аналогичных нарушений развития, необходимо начинать проводить занятия по курсу АВА-терапии с раннего возраста, в объеме не менее 40 часов в неделю на протяжении трех лет.

Часто задаваемые вопросы об АВА-терапии

Три года – это минимальный срок при условии, что у малыша не выявлены органические нарушения ЦНС. Обучение осуществляется без перерывов, выходных и отпусков. Исследования американских практических специалистов подтвердили, что при соблюдении всех правил АВА-терапии детям с РАС даже могут снять диагноз «аутизм». Но не следует забывать, что все малыши разные и результаты коррекционной работы всегда индивидуальны.

Кто должен заниматься с ребенком-аутистом?

Для достижения максимально успешных результатов ABA-терапии важно, чтобы с ребенком занимались не только квалифицированные специалисты на индивидуальных занятиях, но и родители в домашних условиях, педагоги в образовательных организациях. Необходимо формирование слаженной команды, в которую входят:

  • куратор, составляющий программу обучения;
  • траппист, обучающий ребенка-аутиста новым навыкам по программе;
  • родители, которые в домашних условиях помогают малышу осваивать бытовые умения и закрепляют навыки, полученные на терапевтических занятиях;
  • супервизор, контролирующий весь процесс обучения;
  • воспитатели и учителя (если ребенок посещает детский сад или школу) сотрудничают с командой специалистов, оказывают помощь ученику в адаптации в группе сверстников и социализации.

Перечень специалистов зависит от целей и задач, которые ставятся при обучении ребенка с РАС.

Почему дети могут не выполнять инструкции педагога?

Причины этого неоднозначны. Ребенок-аутист может не понимать обращенную к нему речь – частично или полностью. Возможно, у него нет желания выполнять то, о чем его просят, например, если малыш занят интересным для него занятием или расстроен. Иногда у таких детей наблюдаются физиологические трудности в восприятии речи. Об особенностях ученика можно получить информацию у ЛОРа или сурдолога, которые проверяют наличие и качество слуха.

Как происходит коррекция нежелательного поведения? Как отучить ребенка с РАС выполнять неодобряемые действия?

На начальном этапе работы с поведенческими нарушениями следует провести функциональный анализ, чтобы определить цель, которую достигает ребенок, когда демонстрирует негативное, не одобряемое взрослым поведение. Специалист организует длительное непосредственное наблюдение, в ходе которого собирает данные о поведении ученика, его окружении, изменениях, влияющих на действия и эмоциональные реакции. На основе анализа полученных данных определяются уже освоенные навыки и определяются поведенческие риски.

Работа по обучению новому, социально одобряемому поведению строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка и требует обязательного подкрепления поведенческих навыков. Функциональный анализ как один из основных методов ABA-терапии имеет много нюансов, которые следует изучить.

Он предполагает проведение очень сложной работы всеми специалистами и родителями. Целенаправленная аналитическая деятельность требует определенной подготовки, достаточного опыта и слаженных действий в соответствии с разработанным индивидуальным планом коррекции.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw