Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Скачайте тесты для оценки готовности ребенка к школе
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Детские психологические травы: какие бывают и как помочь
Главная > Блог > Детские психологические травмы: какие бывают и как помочь
27.02.2023
1870
Время чтения: 16 минут

Детские психологические травмы: какие бывают и как помочь

Почему появляются?Детские психологические травмы возникают под влиянием негативных событий, с которыми психика ребенка не смогла справиться. Обычно к ним относятся потеря близкого человека, насилие, травля сверстниками, развод родителей. Иногда невозможно предугадать, какое действие или даже слово может нанести рану неокрепшей душе.

Как заметить и помочь? Как правило, последствия душевной травмы заметны окружающим. Ребенок становится тревожным, агрессивным или, напротив, замыкается в себе. Часто его мучают кошмары, в игре повторяются стереотипные сюжеты, снижается успеваемость в школе. Работать с этим должен психолог, но и заинтересованный педагогспособеноказать существенную помощь.

Оглавление:
  1. Отличия психотравмы от стресса
  2. Причины возникновения детских психологических травм
  3. Признаки травматизации
  4. Негативные последствия
  5. Рекомендации для учителя как понять ребенка, пережившего психологическую травму
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Отличия психотравмы от стресса

Детство – не такое простое время, как принято считать. Практически у каждого человека есть история из детства о том, как он панически испугался какого-то человека, ситуации, события, явления. Часть страхов ребёнок забывает, но некоторые из них остаются с человеком на всю жизнь.

Психологические травмы появляются тогда, когда психика уже не может выдержать негативное воздействие на человека. Это боль, подчиняющая себе всю личность с её настроением, поведением, желаниями и стремлениями. Если травма получена в период с рождения до 18 лет, её считают детской.

Важно понимать, что психотравма и стресс – разные по своей сути явления. Стресс – это нормальное явление, которое возникает регулярно и у взрослых, и у самых маленьких детей. Новая детская площадка, незнакомое место, незнакомые люди, лай собаки, запрет на мороженое перед едой – всё, что вызывает эмоциональное или психологическое напряжение, можно назвать стрессом.

Какой-то стресс возникает и сразу исчезает, какой-то может выбить ребёнка из равновесия на некоторое время. Но этот дискомфорт ребёнок преодолевает самостоятельно, даже если это требует приложения усилий.

Психотравмами считают такое воздействие на психику, которое ребёнок не может прожить сам без последствий. Он не адаптируется к этой ситуации, не может объяснить её для себя и найти способы успокоиться. Чтобы вовремя заметить травматизацию своего ребёнка, важно разобраться, какие есть детские психологические травмы.

Травма может возникнуть из-за одного тяжёлого события: например, автомобильной аварии. А иногда образованию «рубца» предшествует длительная череда повторяющихся событий: от травли в школе до жестокого обращения в семье. Иногда травмоопасной может стать даже неаккуратная фраза значимого в жизни ребёнка человека, особенно если её повторяют вновь и вновь. Например, из постоянных напоминаний о какой-то внешней черте ребёнка могут вырасти комплексы, с которыми будет очень сложно бороться.

Детские психологические травмы

Невозможно заранее классифицировать события как травматичные или рядовые: многое зависит от того, что ребёнок переживал ранее, как работает его нервная система и как реагируют на происходящее его значимые взрослые. Многие из распространённых детских психологических травм возникают совершенно неожиданно.

Однако есть некоторые закономерности, которые сопровождают детскую психологическую травматизацию.

  • Неожиданность детской травмы. К ней невозможно подготовиться, она всегда сопровождается беспомощностью и беззащитностью ребёнка, который впадает в ступор и не знает, как относиться к тому, что произошло с ним. Ощущение боли, страха, стыда вместе с проживанием этих эмоций приходят позже. Иногда особо тяжёлые травмы вытесняются психикой и «всплывают» только через несколько лет, принося с собой весь спектр негативных эмоций.
  • Неподконтрольность. Ситуации, на которые невозможно повлиять, часто приводят к травматизации. Ребёнок оказывается беззащитен перед лицом изменений, которые приходят в его жизнь вместе с травмой. Из таких детей получаются тревожные взрослые, которые физически не переносят непредсказуемость и склонны всё контролировать, постоянно просчитывая последствия каждого шага.
  • Снижение доверия к миру. Ребёнок перестаёт видеть мир добрым, открытым, полным любви и заботы. Травма превращает мир в жестокое и враждебное место, а сам ребёнок перестаёт верить в себя. Самооценка падает, появляется ощущение собственности глупости, неуспешности, уродливости.
  • Опасность ретравматизации. Повзрослевший человек может подсознательно организовывать и воспроизводить те ситуации, которые травмировали его в раннем детстве. Девочки, пережившие физическое насилие, часто становятся женщинами, выбирающими токсичных партнёров, потому что ситуация насилия в близких отношениях кажется им естественной: она вызывает понятные и знакомые эмоции.
  • Тенденция блокировать позитивные эмоции. Как правило, ребёнок помнит, что до травмы он ощущал себя счастливым, спокойным, любимым и успешным, и невольно воспринимает эти эмоции предвестниками беды. И вот уже взрослый человек пугается ощущения счастья, любви и успеха, не позволяя себе радоваться.
  • Сложность избавления от ранних травм. Болезненные впечатления младенчества сложно вспомнить и проработать, они рано встроились в психику и сформировали её, наполнив негативными установками.

Причины возникновения детских психологических травм

Детские психологические травмы могут быть вызваны одной из пяти категорий:

  • отвержением окружающих (ситуации предательства, игнорирования, изгнания);
  • разрывом отношений (ссора, конфликт);
  • потерей (смертью родителей или других значимых людей);
  • проблемами со здоровьем;
  • физическим или психологическим насилием.

Любое негативное событие может стать причиной детской травмы, если оно сильно повлияло на ребёнка. К сожалению, зачастую взрослые своими сами стимулируют развитие детской травмы.

Рассмотрим основные провокаторы детских психологических травм. Их виды зависят от того, с чего началась травматизация.

  • С болезней. Быть постоянно в болезненном состоянии, ощущать боль, терять возможность двигаться, играть, общаться, учиться – это очень неестественная жизнь для ребёнка. Хронические заболевания регулярно сопровождаются высокой тревогой, неуверенностью, страхом, беспомощностью. Переживший это человек часто становится мнительным, выискивает у себя всё новые болезни, пьёт лишние  медикаментозные препараты.

Детские психологические травмы

  • С психологического давления. Даже у родителей, которые действуют из лучших побуждений и стараются сделать ребёнка успешным и счастливым, порой получается напротив травмировать его. Ребёнок, на которого давят психологически в учёбе, в выборе окружения и прочем, может потерять уверенность в себе, превратиться в забитую жертву или наоборот в патологического агрессора.
  • С предательства, несправедливого отношения со стороны взрослых. К сожалению, предательством для ребёнка могут стать многие вещи, которые нам кажутся обычным течением жизни. Например, малыш может воспринять развод родителей как предательство от одного из них или даже от обоих. Когда он слышит манипуляции, шантаж, обвинения и претензии, в которых его упоминают, это пугает, обижает и рушит доверие. Такой ребёнок может вырасти во взрослого с чувством неполноценности и обидой не только на родителей, но и на весь мир.
  • С недостатка родительских внимания и любви. Частые ссоры с родителями и их громкие слова, которые могут засесть глубоко в сердце, очень ранят детей. «Не хочу тебя слышать!», «Ты для меня умерла, у меня больше нет дочери!», «Чтоб я больше тебя не видела!», «Даже не подходи ко мне!» – всё это откладывается в памяти ребёнка и может сделать его холодным взрослым, который не умеет заботиться о других и проявлять свои чувства к ним.
  • С потери близкого человека. Смерть значимого человека – это всегда трагедия. Но если у взрослых есть свои способы справляться, то для психики ребёнка это событие может стать травмой, которую невозможно сгладить и прожить. Малыши замыкаются, прекращают общение со всеми близкими, начинают обвинять себя, не делятся переживаниями. Важно вовремя обратиться за помощью к детскому психотерапевту.
  • С зависимости одного родителя или обоих (алкогольной, наркотической зависимости, лудомании и т. д.). Такому ребёнку приходится рано повзрослеть: он сам отвечает за себя и за младших братьев и сестёр, следит за родителями, старается контролировать их зависимости. Всё это подрывает доверие к миру, делает человека мнительным и гиперконтролирующим уже во взрослом возрасте.

Детские психологические травмы

  • С насилия, в том числе сексуального. Насилие близких взрослых в отношении детей – максимально неестественная и травматичная история. Ребёнок оказывается полностью беспомощен, ему не у кого просить защиты и помощи, он больше не верит в справедливость и дружелюбность мира, не может выстроить свои границы, не чувствует права на них. Ощущает постоянный страх и ждёт, что произошедшее повторится.

Самое интересное, что многие родители это насилие считают воспитанием и верят, что желают ребёнку добра: растят из сына настоящего мужчину, а из дочери – кроткую скромную девушку. В итоге они пренебрегают просьбами и жалобами, кричат, применяют физические наказания.

Если же ребёнок столкнулся с сексуальным насилием, ему точно потребуется психотерапия. После такого опыта люди сталкиваются с ненавистью к себе и к миру, с ужасными комплексами и неуверенностью в себе, с тревожностью, низкой самооценкой и другими ментальными проблемами.

Признаки травматизации

Первые признаки травмы – нарушенный сон и изменившееся игровое поведение. Если вы заметили у своего ребёнка постоянные кошмары, ухудшение сна, повторяющиеся сюжеты в играх, обязательно обратите внимание на его состояние. Даже небольшая тревога может развиться в травму, если вовремя не начать работать с ней.

В чём принципиальные отличия травматической игры и нормальной имитационной?

В обыкновенной игре ребёнок проявляет задор, веселье, испытывает позитивные эмоции. В травматической игре много страха, тревоги и однообразия.

Без обычной подражательной игры ребёнок не может развиваться и социализироваться. Прибегая к широкому диапазону ролей (мамы, папы, врача, воина и пр.), ребёнок развивает себя, идёт вперёд. Травматическую игру же нельзя назвать целесообразной. В ней нет вариативности, нет импровизации. Она навязчива, непреклонна, монотонна и максимально близка к травматичному событию.

Это игра в самого себя, испытывающего отрицательные эмоции. Имитационной игрой в норме дети занимаются в промежутке от 3 до 12 лет. Травматическая игра продолжается дольше. Даже взрослые не перестают возвращаться к изменившему их событию: продолжением такой игры становится травматическая деятельность. К примеру, творческие люди воплощают свою травму в многочисленных произведениях (картинах, песнях, стихотворениях и прочем).

Теперь рассмотрим, какие бывают детские психологические травмы. Психологами симптомы травм разделены на три основные группы.

  • Вторжение.

Флешбеки, тяжёлые воспоминания, ночные кошмары – всё то, что «накрывает» и эмоционально парализует ребёнка.

  • Избегание.

Ребёнок избегает всего, что может напомнить о болезненных событиях: предметы, места, люди. К примеру, дети, пережившие серьёзное ДТП, могут начинать плакать, сталкиваясь с пешеходными переходами, машинами, даже просто автомобильными дорогами.

  • Психофизическая активация.

Активацию можно распознать по повышенной раздражительности, утомляемости, снижению  памяти и успеваемости в школе. Дети погружаются в агрессию, тревожность, всего боятся, спят очень поверхностно, просыпаются от каждого шороха.

Детские психологические травмы

Для каждого ребёнка его восприимчивость и жизненный опыт формируют разное проживание травмировавшего события. И всё же мы постараемся разобраться в характерных признаках психотравм на физиологическом и психологическом уровне.

Физиологически травма реализуется:

  • проблемами со сном;
  • учащенным сердцебиением;
  • мышечным напряжением;
  • повышенной утомляемостью в процессе небольших физических нагрузок;
  • суетливым, нервным поведением;
  • сниженной работоспособностью.

Психологическую травму можно распознать по:

  • внезапным сменам настроения;
  • чувству вины, угнетённому состоянию и всё чаще звучащим фразам: «Это всё из-за меня», «Если бы я не родился, всё было бы нормально»;
  • повышенной тревожности (ребёнок постоянно отводит взгляд, совершает повторяющиеся действия, закрывается, прячется);
  • рассеянности, снижению концентрации (склонность отвлекаться, отсутствие возможности сосредотачиваться на деятельности);
  • замкнутости, тенденции уходить в себя (избегание общения, отсутствие желания общаться, встречаться с другими);
  • одиночеству (ощущение брошенности, недоверие к чьей-либо помощи или любви).

Даже если только несколько пунктов напоминают вам вашего ребёнка, проконсультируйтесь со специалистом.

Негативные последствия

Рассмотрим, как детские психологические травмы напоминают о себе во взрослой жизни. Любую детскую травму сопровождают сложности с социализацией и с процессом взросления. Травмированный ребёнок с трудом заводит друзей и не общается даже с теми, с кем хотел бы.

Адаптация к новому у такого ребёнка всегда проходит тяжело, появляются фобии, начинается формирование навязчивых идей. Тревожные состояния постепенно становятся постоянным спутником ребёнка, а за ними может прийти поведение, не соответствующее социально-общественным нормам.

Редкая психологическая травма проходит без последствий. Почти всегда за ними следуют нарушения: сначала краткосрочные, а затем и долговременные. К сожалению, часто травмы приводят к серьёзным психическим нарушениям, если вовремя не оказать помощь. В итоге у ребёнка портятся здоровье, эмоциональное самочувствие, самооценка, социализация, поведение и учёба.

Детские психологические травмы

Посттравматические стрессовые расстройства, сформировавшиеся после травмы, могут проявляться по-разному. Остановимся на основных индикаторах. Чем чревато ПТСР?

  • Чувством незащищённости, беспомощностью.

Будучи жертвой, ребёнок оказывается в ситуации беспомощности и неспособности повлиять на свою жизнь и имеющиеся в ней обстоятельства. В итоге мир становится источником ужасных событий, которые невозможно предвидеть.

  • Тревогой о будущем, постоянным ожиданием чего-то ужасного, страхом всего нового.

Появление тревоги и недоверия к будущему почти неизбежно для людей с ПТСР. Постоянное подозрение, что вот-вот случится что-то плохое, формирует патологическую настороженность и страх перед всем неизвестным и новым.

  • Стыдом, низкой самооценкой и неоправданным чувством вины.

Беспомощность и недоверие к миру приводят к критически низкой самооценке. Такие дети боятся самораскрываться, постоянно контролируют себя, ограничивают любую спонтанную активность. Они избегают выражения собственного мнения, не делятся своими мыслями и идеями.

Таким детям очень сложно избавиться от постоянного чувства вины. Например, дети, пережившие военные действия, чувствуют вину за то, что продолжают жить, когда их друзья или родные погибли. Есть гипотеза, что у этого ощущения есть защитная функция – снижение тревоги.

  • Гневом, агрессией.

Травмированные детей испытывают сильнейшую фрустрацию, так как не удовлетворены их базовые потребности: безопасность, защищённость, самоуважение. Из-за этого они начинают испытывать гнев, повышается уровень агрессии. Источник фрустрации найти бывает сложно или вовсе невозможно, и тогда удобной мишенью для выражения агрессии становится другой человек или даже животное.

  • Отчуждением, изолированностью от реальности.

Травмированный ребёнок предпочитает уединение, погружается в мысли о травме, вспоминает её в деталях. Снижается контактность, ребёнок перестаёт нуждаться в общении, хотя раньше социальная активность была в норме.

  • Невыплаканным горем.

Важнейшими характеристиками травмы становятся состояние печали и невыплаканного горя. Горе – постоянный спутник чувства потери. Можно потерять близкого человека в связи с смертью или разлукой, можно потерять представление о себе, надежду на что-то и многое другое. Часто чувство вины, стыда, беспомощности приводят к попыткам сдержаться, не поддаться агрессии.

И всё же для взрослого человека чаще понятно, как поделиться горем, выразить его. Ребёнок же ограничен в своих возможностях. Уровень развития мышления и речи не позволяют ребёнку и осознать своё горе, и разделить его с кем-то из близких.

Зачастую плач – единственное доступное ребёнку средство выразить эмоций. Но даже этот инструмент «блокируют» окружающие: «Ты ведь уже взрослый, будь мужчиной», «Ты должна быть сильной и смелой», «Хорошие девочки не плачут». Что остаётся ребёнку? Либо спрятать свои эмоции, отгородившись от всех и замкнувшись в себе, либо начать протестовать: злиться и демонстрировать регрессивное поведение.

Детские психологические травмы

  • Деформацией картины мира.

Картина мира всегда искажается у пережившего травму человека (даже взрослого). А ребёнок ещё не успел сформировать свою систему убеждений перед тем, как столкнулся с травмой. Это чревато тем, что его картина мира будет формироваться уже с учётом деформации.

В итоге мир воспринимается зловещим, враждебным, преследующим, а человек в нём — незащищённой и беспомощной жертвой. Человек теряет свободу выбора. Узнать об этих тенденциях зачастую можно только через творчество ребёнка.

  • Проблемами с вниманием, памятью, обучением.

Из-за невыплаканного травматического опыта – незавершённого явления – появляется актуализация. Почти вся жизненная энергия ребёнка направляется на попытки справиться с болезненными эмоциями. Познавательная активность из-за этого снижается, а это приводит к рассеянному вниманию, сложностям с сосредоточением и памятью.

  • Разнообразными страхами, фобиями.

Страх может быть целесообразным: основная его функция – защитная. По мере развития в норме у ребёнка появляются различные страхи. Но нормальные страхи отличаются от невротических. У здоровых страхов нет сверхсильной (панической) интенсивности, они ограничены по времени и поэтому не становятся деструктивными. Дети могут «унаследовать» родительские страхи.

Очень важно прорабатывать случившийся травматический опыт. Иначе ребёнок будет возвращаться к нему снова и снова, становясь всё более уязвимым перед любыми стрессовыми нагрузками. Все этапы развития ребёнка становятся искажёнными.

Формируются паттерны поведения, приводящие к проблемам с саморегуляцией и к дезадаптации. Если же травматизация повторяется, ребёнок испытывает истощение психобиологических ресурсов. Это приводит к развитию невротических заболеваний и психических расстройств.

Как может проявляться полученная в детстве травма у взрослых?

  • Созданием «ненастоящей личности». Когда родители не принимают своего ребёнка и отвергают его, он старается угодить окружающим, найти такую «маску», в которой его полюбят и не бросят. И вот уже взрослый человек готов показать людям только ту личность, видимость которой создал сам. Нет эмоциональной связи с «настоящей» личностью. Жизнь такого человека может быть благополучной, но несчастливой.
  • Постоянной позицией жертвы. Ребёнок, который регулярно ощущал беспомощность, обретает чувство, что ничего невозможно изменить. Позиция жертвы становится постоянной. Нет чувства контроля над собственной жизнью, зато есть чувство бессилия, невозможности что-то изменить.

Детские психологические травмы

  • Скрытой агрессией. Выражение гнева и злости важно для ребёнка. Если же не было возможности проживать их здоровым образом, ребёнок вырастает во взрослого, постоянно вплетающим в свою коммуникацию пассивную агрессию. От задавленных гнева или злости человек может начать болеть.
  • Отказом от проявления эмоций, инертностью. Из-за отверженности родителями человек становится максимально закрытым и инертным.

Часто взрослые стараются самостоятельно проработать свои детские психологические травмы, но важно знать, что порой без помощи специалиста не обойтись.

Рекомендации для учителя как понять ребенка, пережившего психологическую травму

У детей, переживших психологические травмы, часто появляются трудности с учёбой. При этом диагностика порой бывает неточной: проявляющиеся симптомы относят к тревожности, поведенческому расстройству или синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Лечение невролога таким детям не помогает: травмами и ПТСР занимаются психологи и психиатры.

Может потребоваться долгое распутывание «клубка», который привёл к неадекватному поведению. Поэтому учителю важно иметь базовые знания о том, как прорабатывать детские психологические травмы.

Если у «трудного» ребёнка диагностировали психическую травму, важно скорректировать подход к нему. Задача психолога – прорабатывать произошедшее, а педагога – помочь справляться с учёбой в это время.

Детские психологические травмы

Поделимся с вами определёнными рекомендациями, которые призваны помочь учителю понять ребёнка, пережившего травму, и помочь ему справиться с этим.

  • Важно: дети с травматическим опытом (как и малыши) не манипулируют и не провоцируют.

Любой ребёнок может не выспаться, устать, испытать перегруз… Ему может быть сложно включиться в работу или адаптироваться к новому. Необходимо понаблюдать: такие ситуации происходят разово или системно? Дети с травмой в анамнезе не могут не отвлекаться: им мешают как свои личные переживания, так и перспектива домашних проблем.

Вместо замечаний такому ученику, в очередной раз опоздавшему или забывшему свою домашнюю работу, выразите ему поддержку. Важно смотреть вглубь проблемы, ведь пережившие травмы дети точно не имеют цели намеренно вывести вас из себя.

  • Вводите структуру в основу школьной жизни ребёнка.

Тревожное расстройство сглаживается ежедневной предсказуемой рутиной, которая успокаивает, делает жизнь осмысленной и чёткой. Следите, чтобы ваша школьная жизнь соответствовала графику, который выверен заранее. Травма может делать детей невосприимчивыми к словам; в этом случае вам на помощь придут другие сенсорные сигналы. Проговаривания планов на день может быть недостаточно. Воспользуйтесь табличками или картой этапов вашего дня. Ребёнок будет чувствовать себя спокойнее, зная, когда ожидать математику, перемену, чтение или обед.

  • Любые переживания ребёнка нельзя обесценивать.

Важно не оценивать детскую травму и её источник. Да, вполне возможно, что триггер был не таким значительным, как его воспринял ребёнок. Но для учителя гораздо важнее то, как ребёнок реагирует на стресс, чем то, чем этот стресс вызван. Когда ребёнок не может контролировать ситуацию, он пугается, ощущает постоянную угрозу своей жизни и безопасности.

Кроме того, ребёнок можно резко среагировать на не слишком значительную ситуацию потому, что это пик хронического стресса, а не единичный случай. Дети, живущие в нищете, могут переживать о том, не уволят ли родителей и будут ли у них деньги на оплату квартиры, на проезд, на нормальный ужин… Повторяющийся источник стресса провоцирует травму. Если нервная система находится в состоянии напряжения более 4–6 недель, возникает посттравматическое стрессовое расстройство.

  • Помните, что далеко не все травмы связаны с насилием.

Травму обычно ассоциируют с какой-либо формой насилия. Однако есть и другие травмирующие обстоятельства: развод родителей, переезд, чрезмерная загруженность, травля. В жизни каждого ребёнка периодически случаются события, приводящие к сильному стрессу. В наше время это происходит даже чаще, чем раньше. И, к сожалению, значительно чаще, чем принято думать.

  • Для помощи ребёнку вовсе необязательно знать, что вызвало его травму.

Не фокусируйтесь на самой травме и её специфике. Лучше подумайте, как вы можете поддержать ребёнка, чтобы снизить уровень стресса, который он испытывает. Отталкивайтесь от того, что вы наблюдаете именно сейчас. Ребёнок беспокоится, злится, боится, испытывает боль? Именно поможет вам выстроить работу. Получение личной информации затруднено протоколом соблюдения конфиденциальности, но оно и не нужно. Ваши гибкость и эмпатия не зависят от подробностей биографии ребёнка.

  • Ребёнку, пережившему травму, необходимо почувствовать свою ценность.

Детские психологические травмы

Пусть у ребёнка будет возможность поставить свои цели и достичь их: это поможет ему вернуть потерянное ощущение контроля. Позвольте ребёнку делать то, что у него хорошо получается, или помочь в этом кому-то ещё. Это всегда вдохновляет и придаёт веру в себя и свои силы. Помогайте ребёнку замечать его успехи, не завышайте, но и не занижайте планку.

Важно, чтобы ребёнок наконец-то почувствовал себя увереннее и захотел двигаться вперёд. Недостаточно просто хвалить ребёнка: он должен сам ощутить свою ценность, значимость и успешность. Создавайте для него такие условия.

  • Ребёнку нужна благоприятная среда.

Дети, постоянно испытывающие стресс, практически всегда имеют трудности с учёбой. Безопасная и принимающая среда класса может помочь ребёнку раскрыться. Важно доносить до ребёнка свою поддержку и принятие. Помогите ребёнку успокоиться, почувствовать себя безопасно и сосредоточиться на конкретных небольших задачах. Снижение уровня стресса закономерно приводит к улучшению академических результатов.

  • Ребёнок не может учиться без перерывов.

У некоторых детей травмы связаны с эмоциональной холодностью родителей. Такие дети с трудом успокаиваются, становятся рассеянными, не могут надолго сохранять концентрацию. Встраивание регулярных небольших перерывов может помочь такому ребёнку.

Чтобы помочь им, вы можете регулярно устраивать небольшие перерывы. Предлагайте детям игры и небольшие разминки. Важно делать это заранее: если ребёнок уже вошёл в бесконтрольное состояние, такие меры не помогут. Но вовремя сделанная разминка может настроить ребёнка на работу и привести к успешным результатам. Ребёнку будет проще выдержать 20-минутный блок работы, если после него всегда будет следовать «подзарядка» до следующего задания.

  • Предлагайте помощь напрямую.

Если вы знаете, что в жизни ученика была травма, спрашивайте его: «Как тебе будет проще пережит этот день? Я могу чем-то помочь?» Иногда запрос может быть неожиданным и легко осуществимым: например, немного послушать музыку или полежать головой на парте в течение нескольких минут.

Порой небольшое ослабление границ может помочь вам выстроить контакт с ребёнком и облегчить его жизнь. Можно сказать: «Я хочу тебя поддержать, но не знаю, что тебе поможет. Есть ли что-то, что я могу сделать?»

  • Важно давать поддержку не только в классе.

Детские психологические травмы

Будет здорово, если вы заручитесь поддержкой максимального количества значимых взрослых в жизни ребёнка: родителей, сопровождающих, дежурных, педагогов дополнительного образования. Детские психологические травмы оказывают влияние на жизнь всей семьи и близких взрослых.

Расскажите им, как корректно работать с ребёнком, какие у вас есть наблюдения, что может быть важным. При этом всегда обращайте внимание на формулировки, даже когда просто думаете о ситуации. Вопрос: «Интересно, что сейчас происходит с этим ребёнком? Как он себя чувствует?» — даёт совсем другую оптику по сравнению с: «Что с ним не так?»

Бывает, что никакие доступные вам инструменты не работают, ребёнку не становится лучше, а возможно, даже становится хуже. Не всегда учительских компетенций достаточно, чтобы разобраться, как избавиться от детской психологической травмы. Постарайтесь бережно поговорить с значимыми взрослыми ребёнка (это могут быть его родители или другие люди, занимающиеся воспитанием).

Возможно, здесь понадобится участие психолога, психотерапевта или даже психиатра. Если речь идёт о серьёзном травмирующем событии, помощь специалиста обязательна. Только врач знает, как грамотно лечить детские психологические травмы. Конечно, существуют психологические практики, которые помогают понять, как проработать детские травмы самостоятельно, но использовать их лучше под присмотром специалиста.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw