Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Психологическая готовность ребенка к школе: компоненты и диагностика
Главная > Блог > Психологическая готовность ребенка к школе: компоненты и диагностика
29.11.2023
635
Время чтения: 18 минут

Психологическая готовность ребенка к школе: компоненты и диагностика

О чем речь? Психологическая готовность ребенка к школе – то, что оценивают перед поступлением в первый класс. Умение читать и писать – еще не признак того, что будущий ученик справится с школьной программой. Важны мотивационная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

На что обратить внимание? Перед зачислением детей в школу психологи их диагностируют – проверяют способности и умение находить общий язык со сверстниками. Если результаты будут вызывать у специалиста сомнения, он вправе порекомендовать родителям повременить отдавать ребенка в первый класс.

Оглавление:
  1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе
  2. Компоненты психологической готовности ребенка к школе
  3. Диагностика психологической готовности ребенка к школе
  4. Часто задаваемые вопросы о психологической готовности ребенка к школе
Готовые материалы для учителей школ, более 100 рабочих шаблонов Смотреть подробнее

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе

Дети в возрасте около семи лет готовы отправиться в школу и начать учебу, если они уже могут писать, считать и читать. В этом убеждены родители, однако это совершенно не так. На самом деле, будущему школьнику недостаточно иметь определенный уровень знаний и навыков, чтобы он смог понимать и осваивать школьную программу.

Психологическая готовность ребенка к школе

Важно, чтобы к семилетнему возрасту развилась психологическая готовность ребёнка к школе. Это нужно не только для успешного обучения, но и для комфортного общения с другими детьми и взрослыми, а также для понимания и осознания своей новой роли школьника.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе говорит о том, что его психика сформировалась для получения знаний и понимания правил взаимодействия в коллективе.

Почему это так важно, разберем на реальном примере.

В свои 6,5 лет Леша хорошо читает, умеет писать печатными буквами, знает название планет и почти всех динозавров. Но при этом у него есть проблемы с поведением: беспочвенные капризы, непослушание и недисциплинированность. В детском саду Леша не общается и не играет с другими детьми, поскольку не может проявить инициативу первым.

Психолог порекомендовала его маме оставить мальчика еще на год в детском саду, потому что не увидела в нем психологической готовности к обучению в школе. Безусловно, маме такой вердикт не понравился, ей было не понятно, почему ее сыну, который знает и умеет так много, рано идти в школу. Конечно, она не прислушалась к совету психолога, Леша пошел в 1 класс, и почти сразу же у него начались трудности.

Уроки интереса не вызывали, учителей он не слушал, лишь сидел и бездельничал (смотрел в окно или рисовал на парте). Маме приходилось помогать и контролировать выполнение сыном домашних заданий. Примерно через месяц маму вызвал директор школы, который порекомендовал перевести мальчика в коррекционное образовательное учреждение, ссылаясь на его плохую успеваемость.

Это очень хороший пример, который наглядно показывает, как важно формирование у ребёнка психологической готовности к школе, которая охватывает его всестороннее развитие. В данном случае мамины действия оказались некорректными, и это привело к тому, что Леша будет вынужден учиться в коррекционной школе, в которой он не сможет полностью раскрыть свой потенциал.

Итак, можно дать определение психологической готовности ребёнка к школе: это его способность максимально плавно начать обучение и школьную жизнь, с легкостью наладить общение со сверстниками и учителями, найти друзей, а также реализовать все свои возможности.

Компоненты психологической готовности ребёнка к школе

Далее расскажем, какие компоненты психологической готовности к школе должен иметь ребенок:

Мотивационная готовность

Достигнуть успеха можно лишь в той деятельность, которая интересна и приносит удовольствие. У ребёнка, который готовится пойти в школу, обязательно должно быть:

  • стремление учиться и получать знания;
  • познавательный интерес к окружающему миру;
  • хорошее отношение к школе, учителям, одноклассникам.

К первому классу ребёнок вырабатывает и ставит на первое место социальные
мотивы и мотивы достижений. Об этом говорят психологи. Будущие ученики с удовольствием интересуются новой формой, различными принадлежностями для занятий, им нравится получать хорошие оценки и похвалу преподавателей.

А вот со второго или третьего класса у ребенка уже появляется мотивация учиться. То есть сначала он свыкается со своей новой ролью ученика, а потом осознает, чего с помощью учебы он может достичь.

Интеллектуальная готовность

Первокласснику будет гораздо легче проходить школьный материал, обладая определенным запасом знаний и умений (чем их больше, тем лучше). Критерии психологической готовности ребенка к школе могут быть следующими:

  • знание причинно-следственных связей между событиями и явлениями;
  • умение проводить анализ, обобщать, делать выводы;
  • в рамках своего возраста обладать базовыми представлениями об окружающем мире.

Социально-личностная готовность

Школа – это социальное учреждение. Ребёнок будет постоянно общаться с детьми из своего класса, учителями, другими ребятами. Поэтому он должен обладать личностной психологической готовностью к школе:

  • уметь общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками и взрослыми;
  • выполнять требования и просьбы взрослых;
  • быть отзывчивым, проявлять эмпатию;
  • иметь моральные принципы;
  • обладать адекватной самооценкой.

Эмоционально-волевая готовность

Для ребёнка, который только готовится перерасти из дошкольника в школьника, новая жизнь и ее требования могут быть досрочно сложными. Ему ведь придется рано вставать, чтобы успеть до звонка на урок, долгое время сидеть на занятиях. И дома тоже не побездельничаешь, нужно сделать уроки.

Психологическая готовность ребенка к школе

Для этого ребёнок должен быть ответственным и собранным, уметь организовать свое время, а также:

  • обладать необходимой концентрацией, чтобы сосредоточиться на определенном задании;
  • уметь довести начатое до конца;
  • у него должна быть произвольность поведения – это способность управлять своими действиями и эмоциями, уметь сдержать негативные порывы;
  • иметь способность достигать цели несмотря на трудности и преграды;
  • следовать правилам.

На примере Леши мы видим у ребёнка отсутствие эмоционально-волевой и социально-психологической готовности к школе. У него заметны серьезные поведенческие проблемы, трудности в коммуникации со сверстниками, неумение слушаться учителя. Его маме следовало бы заниматься не только его знаниями и умениями, но и уделить внимание познавательным навыкам, и тогда все могло бы быть иначе.

Диагностика психологической готовности ребёнка к школе

Существует достаточно большое количество методик определения психологический готовности ребёнка к школе. Они помогут понять, созрел ли дошкольник, чтобы перейти на новый этап. Их можно применять самостоятельно либо обратиться к специалисту. На самом деле, готовность к школе не определяется только умением читать, считать и писать, это гораздо более широкий спектр факторов для успешной адаптации.

Далее мы рассмотрим самые известные способы диагностики психологической готовности ребёнка к школе:

Тест Керна-Йирасека

Это тестирование помогает определить уровень развития зрительного восприятия, моторики и сенсомоторной координации. Включает в себя три задания:

  • Задание 1 – ребенку нужно нарисовать фигуру человека (мужчины) по памяти.
  • Задание 2 – ребёнку предлагается срисовать письменные буквы.
  • Задание 3 – ребёнок должен срисовать группу точек.

Результат оценивается по пятибалльной шкале: 3–6 баллов – высокое развитие, 7–11 баллов – средний уровень, 12–15 баллов – результат ниже нормы.

Психологическая готовность ребенка к школе

Метод «Узор» Л. И. Цеханской

Этот тест на психологическую готовность ребёнка к школе показывает, насколько он способен слушать и выполнять требования взрослого. Суть заключается в следующем: ребёнку предлагается три ряда геометрических фигур: сверху – треугольники, посередине – круги, снизу – квадраты. Ему нужно четко следовать указаниям педагога и нарисовать узор. Для этого ребёнок в определенном порядке соединяет между собой треугольники и квадраты через круги.

Оценивают дошкольника исходя из того, насколько правильно он соединил фигуры по заданию учителя, баллы отнимаются в том случае, когда были допущены ошибки (разрыв линий, пропуски или лишние линии).

Графический диктант Д. Б. Эльконина

Эта методика, как и предыдущая, оценивает уровень послушания ребёнка взрослому, а также его умение следовать образцу.

Суть метода в следующем: перед дошкольником листок бумаги, на котором изображены три точки, соответствующие началу узора. Ребёнок должен слушать наставления учителя и линиями воспроизвести узор, после чего он повторяет полученный рисунок по образцу самостоятельно.

Оценивают оба изображения. Первый узор говорит о том, насколько он точно получился и насколько хорошо ребёнок слышал рекомендации педагога, отвлекался ли на посторонние раздражители. Второй узор позволяет оценить, насколько хорошо у ребёнка получилось скопировать оригинал, а также самостоятельное выполнение задания.

Рисование по точкам А. Л. Венгера

Тест направлен на то, чтобы определить, точно ли ребёнок может выполнять требования, а также оценить его способность одновременно делать задание по образцу и слышать наставления взрослого.

Суть метода заключается в том, что дошкольник по заданному образцу рисует фигуры, соединяя точки линиями между собой. Основная задача – четко, не нарушив правила, нарисовать фигуру.

Для оценки теста берут суммарный балл по шести задачам. Если были допущены нарушения либо качество выполнения не соответствует требованиям, баллы снижаются.

Психологическая готовность ребенка к школе

Методика Н. И. Гуткиной

Этот тест направлен на определение психологической готовности ребёнка к школе и ее основных компонентов. Суть его в четырех программах, которые оценивают некоторые сферы развития дошкольника – произвольную, речевую, интеллектуальное развитие и мотивационно-потребностную.

Рассмотрим каждую сферу более подробно:

  • Мотивационно-потребностная. Необходимо определить у ребёнка его главную мотивацию, а также провести с ним беседу, чтобы понять, какую внутреннюю позицию он сможет занять в школе. Для этого малыша приглашают в комнату с игрушками. В ней находится учитель, который начинает рассказывать ему новую увлекательную сказку. Вдруг на самом интересном месте педагог прекращает рассказ и предлагает ребёнку либо дослушать до конца, либо поиграть в игрушки. Если у дошкольника более ярко выражен познавательный интерес, то он выберет сказку, а если игровой, то он предпочтет поиграть.
  • Интеллектуальная. В данном случае используют методики «Сапожки» (изображения, чтобы оценить уровень логического мышления) и «Последовательность событий», в которой также применяют разные картинки, с помощью которых ребёнок должен восстановить порядок действий и на его основе составить небольшой рассказ.
  • Звуковая. Взрослый играет с ребёнком в своеобразные «прятки». Малышу нужно найти в словах, которые произносит педагог, загаданные звуки (о, а, ш, с).
  • Домик. Задача ребёнка – нарисовать домик по образцу, некоторые детали в нем – это прописные буквы. Дошкольника будут оценивать по сходству с образцом, уровню тонкой моторики и внимательности.
  • Да и нет. Очень известная игра, суть которой в том, что ребёнку задаются наводящие вопросы, которые побуждают его ответить «да» либо «нет». Задача малыша – не произнести эти слова.

Методика Дембо-Рубинштейна

Тест на определение личностной психологической готовности ребёнка к школе и уровня его самооценки. Суть в том, что малышу предлагается добавить своих друзей на нарисованную лесенку. Сверху расположить самых хороших, а снизу тех, у кого есть какие-то плохие качества. А потом ребёнок должен добавить на эту лесенку самого себя.

Психологическая готовность ребенка к школе

Помимо диагностики психологической готовности ребёнка к школе, родителям важно ответить самим себе на следующие вопросы, которые касаются социальной адаптации:

  • может ли их ребёнок сам сходить в общественный туалет;
  • может ли их ребёнок самостоятельно одеться и обуться, завязать шнурки, застегнуть пуговицы;
  • насколько он уверен в себе, находясь не дома;
  • насколько он усидчив, сколько времени может просидеть на одном месте.

Часто задаваемые вопросы о психологической готовности ребёнка к школе

Отвечаем на популярные вопросы.

Как можно проверить уровень работоспособности ребёнка во время занятий?

Есть много факторов, которые влияют на работоспособность малыша. Во-первых, это физическое (здоров он или нет) и психофизическое состояние, во-вторых, это мотивационная и произвольная составляющие и т. д. Можно понаблюдать за ребенком во время занятий, чтобы понять, насколько он работоспособен.

Обратите внимание, как долго он может фокусировать свой интерес на поставленной задаче, как часто отвлекается, рассеян ли он, возбуждается ли, насколько быстро устает, переключается ли на другие дела.

Кто может оценить интеллектуальную готовность ребёнка к школе на оптимальном уровне?

Это может быть либо воспитатель в детском саду, либо педагог начальной школы. Для этого, к примеру, можно провести тест Керна-Йирасека. Он покажет, насколько ребёнок способен выполнять задание по образцу, хорошо ли умеет слушать и слышать взрослого, скопировать изображение и т. д.

Но родители могут самостоятельно провести диагностику психологической готовности своего ребёнка к школе. Для этого можно предложить будущему первоклашке пройти лабиринт или выучить небольшое стихотворение. Есть специальные пособия, в которых авторы подробно описывают разные методики и критерии оценки готовности ребёнка к школе.

В чьей компетенции оценка психологической готовности ребёнка?

В принципе, в психологии можно получить ответ о психологической готовности ребёнка к школе. Свое заключение дает врач-психолог или педагог-психолог. Но и сами родители могут понаблюдать за поведением своего чада в социуме (как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми).

Обратите внимание, может ли ребёнок самостоятельно начать общаться с посторонним, какие проявляет эмоции, может ли он играть по правилам, проявлять внимание и дисциплину там, где это необходимо и т. д.

Возможно, малыш нехотя идет на контакт с другими детьми и взрослыми, не очень дисциплинирован, достаточно чувствителен, но не спешите волноваться. Каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Нужно дать ему время, к примеру, полгода-год, и он сам адаптируется к предстоящему этапу.

Таким образом, психологическая готовность ребёнка к школе формируется всю его дошкольную жизнь. Даже если перед 1 сентября осталось всего несколько месяцев, можно подправить волнующие моменты, чтобы максимально помочь первокласснику открыть для себя новый школьный мир легко и с удовольствием.

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 4 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
«Узнайте, как пройти аттестацию
БЫСТРО и без сбора документов»
Название организации: ООО "Центр Повышения Квалификации и Переподготовки "Луч Знаний" Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 2460109593 ОГРН : 1182468043262 КПП : 246001001 Расч./счет : 40702810331000017859 БИК: 040407627 Корр/с: 30101810800000000627 Красноярское отделение N 8646 ПАО СБЕРБАНК Адрес Красноярский кр., г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 31А пом. 15 каб. 48 Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw