Психолого-педагогические принципы обучения и воспитания
Сохранить статью:
Что это? Психолого-педагогические принципы являются одним из фундаментальных столпов в образовании и воспитании, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. Это идеи, сформулированные знаменитыми педагогами, достигшими высоких результатов в своей деятельности.
Где применяют? Психолого-педагогические принципы распространяются на деятельность всех педагогических работников – воспитателей, педагогов, психологов, логопедов и дефектологов. В каждой сфере используются свои основные положения, но все они перекликаются между собой и базируются на нормах морали и возрастных особенностях развития ребенка.
Суть психолого-педагогических принципов обучения
Принципы – фундаментальные положения, лежащие в основе любой теории или науки. Педагогические принципы – основные требования и идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достичь стоящих перед педагогом задач.
Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие гармоничной, социально зрелой личности и основывается на определенных психолого-педагогических принципах, которых педагоги придерживаются при его организации и реализации.
Организация учебно-воспитательного процесса подразумевает выстраивание системы взаимоотношений и взаимодействия между педагогом и учениками, а также способы подачи и структурирования учебного материала. От этого, а также от эмоций, которые возникают у участников процесса, зависит то, насколько он будет эффективным и результативным.
Л. М. Фридман, проанализировав передовой педагогический опыт, а также результаты исследований и экспериментов, разработал психолого-педагогические принципы в образовании, на которых базируется учебный процесс:
Принцип самодеятельности
Лежит в основе мотивационно-потребностной стороны организации и проведения учебно-воспитательного процесса и означает, что ученик действует без принуждения, получая от работы положительные эмоции, удовлетворение своих глубинных потребностей.
Принцип самоорганизации
Лежит в основе операционно-деятельностной стороны учебно-воспитательного процесса и означает, что школьники учатся самостоятельно изучать и овладевать учебным предметом, сознательно самоорганизовываться и организовывать свою учебную деятельность без контроля со стороны.
Советский психолог С. Л. Рубинштейн писал об этом принципе следующее: «Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает, как это отлично понимал еще Ушинский, самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».
Принцип коллективизма
Означает, что дети должны уметь взаимодействовать друг с другом без вмешательства педагога. Для формирования личностных качеств недостаточно индивидуальной деятельности, мышление, внимание, воля и пр. формируются в процессе совместной, коллективной работы ученика со сверстниками и педагогами.
В основе этого принципа лежит общий генетический закон культурного развития, который был сформулирован советским психологом Л. С. Выготским: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».
Принцип ролевого участия школьников
Означает распределение ролей между ними в различных видах коллективной деятельности. На исполнение обязанностей, присущих той или иной роли, отводится определенное продолжительное время (учебная четверть, учебный год).
Принцип ответственности
Означает, что учащиеся должны следовать общепринятым нормам поведения, исполнять обязанности, предусмотренные определенными ролями, отвечать за последствия своих поступков, бездействия.
Принцип психологического обеспечения
Означает такую организацию и проведение учебно-воспитательного процесса, при которой у учеников будет соответствующая мотивация и положительное эмоциональное отношение к нему.
Психолого-педагогические принципы воспитания
Ниже перечислены основные психолого-педагогические принципы воспитания.
Принцип природосообразности относится к старейшим педагогическим принципам и исходит из следующего:
- при выстраивании педагогического процесса важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- при организации воспитательных отношений педагог должен учитывать зоны ближайшего развития ребенка, определяющих его возможности;
- педагогический процесс должен быть направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения детей.
Психолого-педагогический принцип гуманизации направлен на социальную защиту детей, формирование уважительных и доверительных отношений между учащимися, а также между учениками и педагогами, построение педагогического процесса на уважении ребенка и полном признании его гражданских прав.
Принцип целостности, упорядоченности означает, что все компоненты педагогического процесса должны быть едиными и взаимосвязанными.
В соответствии с психолого-педагогическим принципом демократизации у участников педагогического процесса должна быть определенная свобода, дающая им возможности для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип культуросообразности означает, что в процессе воспитания и образования должна максимально использоваться культура среды, в которой находится образовательное учреждение (культура нации, региона, страны).
Согласно психолого-педагогическому принципу единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося построение педагогического процесса должно быть комплексным, все сферы жизни учащихся должны быть взаимосвязаны, должна обеспечиваться их взаимная компенсация и взаимное дополнение.
Принцип профессиональной целесообразности означает, что при подготовке специалистов, педагогических кадров важно правильно отбирать содержание, методы, средства и формы обучения, учитывающие особенности выбранной специальности, что в итоге позволит сформировать профессионально важные качества, знания и умения.
Принцип политехнизма означает, что при обучении и подготовке кадров широкого профиля используется инвариантная научная основа, общая для различных наук, дисциплин, технологий производства, благодаря чему студенты могут применять полученные знания в различных областях.
на наши новости
500 000 пользователей!
Между всеми группами психолого-педагогических принципов существует тесная взаимосвязь, однако каждый из них наиболее полно используется и раскрывается в определенной сфере. Так, к примеру, в области гуманитарных наук неприменим принцип профессиональной целесообразности.
Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений в ДОУ
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда стремились к тому, чтобы сформировать и воспитать гуманные доброжелательные отношения в группе дошкольников. Практически в каждой образовательной программе для детей дошкольного возраста предусмотрен раздел «социально-эмоциональное» или «нравственное» воспитание, в котором говорится о формировании положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр.
Эта задача важна еще и потому, что именно в этом возрасте закладываются основные морально-этические правила и нормы поведения, формируются индивидуальные особенности отношения к себе и к окружающим.
В настоящее время формированию положительной самооценки, поощрению и признанию достоинств ребенка уделяется основное внимание в процессе социального и морального воспитания. Такой подход основан на том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия помогут обеспечить эмоциональный комфорт малыша, будут способствовать развитию его личности и межличностных отношений.
В процессе воспитания положительная самооценка ребенка находит постоянное подкрепление со стороны взрослого (педагога, воспитателя). Но при этом малыш начинает переживать по поводу отношения к нему окружающих, зацикливается на себе, что в дальнейшем приводит к проблемам в межличностных отношениях.
При излишней фиксации на себе и собственных качествах сложно замечать других людей, поэтому дети зачастую воспринимают сверстников не как партнеров, а как соперников и конкурентов. Это приводит к разобщенности между детьми, а цель нравственного воспитания, которая заключается в формировании общности и единства с другими, не достигается.
Нравственное воспитание должно строиться таким образом, чтобы полностью отказаться от оценки детей и, как следствие, от конкуренции между ними. При любом оценивании (положительном или отрицательном) ребенок фиксируется на своих и чужих позитивных и негативных чертах, достоинствах и недостатках, что приводит к сравнению себя с другими.
В результате малыш стремится угодить взрослому, самоутвердиться, чувство общности со сверстниками при таком подходе не формируется. Таким образом, хотя этот психолого-педагогический принцип в дошкольном образовании важен, реализовать его на практике достаточно сложно.
Традиционное воспитание строится на использовании приемов поощрения и порицания. Соревновательные начала в играх и занятиях, конкурсы, поединки и состязания, широко применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, также не способствуют формированию единства в группе детей.
В процессе ребенок оценивает в первую очередь собственные качества и достоинства, а это приводит к демонстративности, конкурентности, оглядке на реакцию и оценку окружающих. А результатом становится разобщенность со сверстниками. Эффективно сформировать нравственное начало можно, полностью отказавшись от игр, в которых присутствуют конкуренция и соревновательные моменты.
Воспитание нравственных чувств в дошкольном образовании должно основываться на таких психолого-педагогических принципах, как:
- Безоценочность – поскольку при любой оценке (как положительной, так и отрицательной) ребенок фиксирует внимание на своих качествах, достоинствах и недостатках. Поэтому необходим запрет на вербальное отношение между детьми, использование минимального речевого общения и замена его экспрессивно-мимическими средствами, жестами. Такой подход поможет в формировании и развитии безоценочного взаимодействия.
- Отказ от реальных предметов и игрушек, поскольку они способствуют отвлечению детей от непосредственного взаимодействия, общение выступает в качестве средства обсуждения чего-либо, а не цели взаимодействия.
- Отсутствие соревновательного элемента в играх, так как он заставляет детей фиксировать внимание на своих качествах и достоинствах, приводит к демонстративности, конкурентности и ориентации на оценку окружающих.
Основная цель нравственного развития состоит в том, чтобы сформировать общность с другими детьми, восприятие сверстников как друзей и партнеров, что в дальнейшем поможет в выстраивании нравственных отношений с окружающими, а также будет способствовать развитию сочувствия, сопереживания, сострадания, содействия и т. п.
Требования психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Для эффективного оказания поддержки и помощи учащемуся необходимо, чтобы различные специалисты максимально полно взаимодействовали между собой, а также учитывали индивидуальные особенности развития ребенка.
Функции и обязанности между субъектами психолого-педагогического сопровождения должны четко разграничиваться, но при этом они обязаны действовать совместно и целенаправленно.
Реализация этого психолого-педагогического принципа происходит благодаря:
- коллективно разработанным диагностическим и образовательным программам в соответствии с уровнем развития ребенка;
- согласованности при определении критериев оценки эффективности образовательной деятельности и развития учащегося, а также при выборе методов определения индивидуальных особенностей ребенка, его образовательных и жизненных достижений;
- применению специалистами соответствующих методик, позволяющих анализировать результаты диагностики, особенности развития и образовательной деятельности ребенка;
- обобщению, систематизации, обсуждению и учету в психолого-педагогическом сопровождении результатов обследования ребенка различными специалистами;
- согласованности психолого-педагогических принципов, лежащих в основе обучения, воспитания и развития ребенка, однонаправленных действий по его поддержке и оказанию помощи;
- совместной разработке специалистами рекомендаций по работе с ребенком и взаимодействию с его родителями;
- совместной и согласованной работе всех участников психолого-педагогического сопровождения при составлении и реализации индивидуальных программ и маршрутов ребенка;
- совместной согласованной однонаправленной деятельности педагогов, психологов и других специалистов на всех этапах образовательной деятельности;
- согласованности при выборе педагогических средств, способов и методов воспитания и обучения ребенка, оценке результатов обучения, степени самостоятельности и позиции ученика в учебе и жизни;
- формированию однонаправленной и согласованной позиции при взаимодействии с семьей и родителями ребенка;
- разработке комплексных программ психолого-педагогического сопровождения и развития для каждого ребенка.
Все психолого-педагогические принципы связаны между собой и дополняют друг друга. При их реализации педагоги и психологи должны применять соответствующие педагогические средства.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: