Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Готовые документы, шаблоны занятий, рабочие листы, лэпбуки от 149 руб
Перейти в магазин
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие мышления дошкольников: стадии, методики
Главная > Блог > Развитие мышления дошкольников: стадии, методики
17.05.2023
1182
Время чтения: 14 минут

Развитие мышления дошкольников: стадии, методики

Какие виды мышления? Детский мозг обладает гибкостью и повышенной лабильностью. По мере его созревания развиваются новые типы мышления: от наглядно-образного у совсем маленьких детей до критического и инженерного у старшего дошкольного возраста.

Как улучшить? Для развития мышления дошкольников необходимо учитывать возраст, их индивидуальные особенности. В процессе у детей формируются новые нейронные связи. Они учатся выполнять такие операции, как синтез и анализ, начинают понимать, что такое абстракция.

Оглавление:
  1. Особенности развития мышления дошкольников
  2. Стадии развития мышления дошкольников
  3. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
  4. Методы развития мышления у дошкольников
Готовые шаблоны для логопеда ДОУ и школы Скачать шаблоны

Особенности развития мышления дошкольников

В дошкольный период у детей активно развивается мышление, причем разные его виды, каждый из которых начинает формироваться в определенном возрасте. Обычно выделяются три формы мышления у дошкольников, взаимосвязанные друг с другом: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Развитие мышления дошкольников

Способности к пониманию и мышлению заложены в человеке природой, и постепенно они пробуждаются под действием внешней среды и внутренних изменений. Мозг крошечного ребенка с жадностью впитывает всю поступающую информацию: звуки, предметы, действия окружающих.

Кроме фиксации этих объектов, между ними устанавливаются связи. Поэтому для ребенка важно повторить действия, чтобы таким путем получить подтверждение выявленной закономерности. Скажем, малыш будет трясти погремушку – так он узнает, какие звуки она издает и что нужно сделать, чтобы она начала греметь.

Поначалу развитие мышления идет неосознанно, и ребенок лишь впитывает те сведения, которые ему дает окружающая действительность. Однако затем, когда он обретает способность ходить, его действия получают большую осмысленность и целеустремленность. Он становится не просто наблюдателем внешнего мира, но и приобретает возможность его преобразовывать.

Эти процессы стремительно активизируются в возрасте двух лет, когда подросший малыш проявляет интерес ко всему. Получая новые знания, ребенок учится производить мыслительные операции, и к возрасту пяти лет он обретает способности анализа, сравнения и обобщения.

Факторы, которые влияют на скорость развития мышления у дошкольника

  • Круг общения. В процессе личностного развития ребенок нуждается в расширении круга общения, и, кроме родителей, в него должны входить другие взрослые, а также сверстники. Это необходимо, чтобы у малыша была возможность наблюдать разные модели поведения и иметь больше источников информации.
  • Развитие речи. Освоив речь, ребенок приобретает более широкие возможности для коммуникации – получения новых знаний и выражения своих мыслей.
  • Формирование способности к анализу. Этот процесс начинается с простейших примеров (форма, цвет, величина и пространственное расположение объектов), а затем распространяется на более сложные явления и понятия.
  • Навыки и умения – в этом возрасте любое новое умение (петь, танцевать, играть в шахматы и т. д.) способствует развитию мышления.
  • Личностные качества. Даже у ребенка 3-4 лет заметно проявляются особенности характера и другие черты личности, обуславливающие его поведение.
  • Самооценка. Важно развивать в ребенке адекватную самооценку, помогать ему в познании самого себя.
  • Самоконтроль. Это необходимое условие для нормального развития личности.

Стадии развития мышления дошкольников

Сначала маленькие дети пользуются исключительно наглядно-действенным мышлением, которое складывается в возрасте 1-3 лет. Его основой является восприятие окружающих предметов и вступление с ними во взаимодействие.

Последнее носит не только творческий, созидательный, но и деструктивный характер: это совершенно нормальное явление. Малыш разбирает и даже ломает то, что попадается ему под руку, поскольку ему интересно, что находится внутри, из чего состоит эта вещь.

Развитие мышления дошкольников

Позднее, в 3-4 года, формируется следующий этап мышления – в наглядно-образной форме. Для него характерно построение представлений и образов, которыми можно манипулировать и производить с ними мыслительные операции. Здесь уже не обойтись без анализа. Соответственно, ребенок может предсказать, какими свойствами должен обладать тот или иной предмет, как будет развиваться ситуация с участием знакомых ему объектов.

Наконец, к 6 годам складываются предпосылки для перехода на более сложный уровень мышления – словесно-логический. На этом этапе ребенок способен оперировать мыслительными образами и более точно выражать свои мысли. Ему знакомы понятия, которые существуют лишь в обобщенном виде, и он может логически их сопоставлять.

Даже для развития наглядно-образного мышления дошкольнику необходимо общение и постоянное получение новой информации. В детском саду с этой целью проводятся дидактические и познавательно-развлекательные занятия, организуются различные игры с содержательными элементами, устраиваются экскурсии, встречи со специалистами и т. п.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Для создания среды, способствующей развитию познавательных и мыслительных способностей детей, необходима правильная организация образовательного процесса. В ДОУ для этого имеются все условия, и требования к системе обучения определяются нормативно-правовыми документами: положения ФГОС дошкольного образования, санитарно-эпидемиологические нормативы, перечень средств воспитания и обучения и др.

Основные требования к образовательной среде в дошкольных учреждениях:

  • обеспечение полноценного и всестороннего развития ребенка;
  • мотивация детей к познавательной деятельности;
  • способствование развитию самостоятельности и творчества;
  • создание условий для субъектной позиции ребенка, то есть для его саморазвития.

Развивающая среда должна обеспечивать формирование всех аспектов личности, включая, конечно, и интеллектуальную сферу.

Развитие мышления дошкольников

Сейчас известно много приемов и методик, позволяющих повысить продуктивность занятий с детьми. Также в помощь воспитателям имеется обширный арсенал учебно-вспомогательных средств: наглядные материалы, оборудование, дидактические игры, методические пособия и пр.

В рамках построения учебно-воспитательного процесса материалы условно можно разделить на три категории, границы между которыми подвижны:

  • «СЕГОДНЯ». Это то, что изучается в данный момент на занятиях, содержание которых устанавливается планом. В данном случае информация исходит от воспитателей.
  • «ВЧЕРА». Это знания и умения, уже освоенные малышами, в том числе и на личном опыте, а не только в детском саду. Данный материал должен постоянно актуализироваться, повторяться и использоваться как базис для дальнейшей познавательной деятельности.
  • «ЗАВТРА». Задачи, стоящие перед детьми в недалеком будущем. Их тоже необходимо озвучивать, чтобы создавать позитивную мотивацию.

Таким образом, развивающая среда выполняет разнообразные функции, и, помимо образовательной, основными из них являются также воспитывающая, мотивирующая, организационная и коммуникативная. При этом все они направлены на достижение комплексной цели – развитие самостоятельности и самодеятельности.

Методы развития мышления у дошкольников

Для детей предпочтительным видом деятельности является игра. Многократно проводившиеся исследования показали необходимость использования игровых методик в рамках занятий, чтобы обеспечить интерес и мотивацию малышей.

Представим ведущие типы занятий по развитию интеллектуальных способностей на примере конкретных приемов развития мышления дошкольников:

Тип заданий Пример Необходимое оборудование
На развитие памяти Дошкольникам предлагается запомнить то, что им демонстрируется, и потом воспроизвести по памяти расположение предметов, последовательность чего-либо и т. п. Картинки, кубики, наборы букв и цифр
На развитие логики мышления Дети должны определить недостающий элемент, выделить закономерность, найти связь, для чего потребуются навыки анализа, сравнения и рассуждения. Изображения, схемы, предметы
На формирование умения классифицировать От ребят требуется объединить предметы по единому признаку и пояснить свое решение. Наборы карточек или предметов
На концентрацию внимания Дети должны сравнить картинки и найти различия между ними. Карточки с рисунками
На развитие пространственного восприятия Ребенку необходимо правильно расположить детали некоего объекта. Конструкторы, сборные игрушки, головоломки с объемным содержимым
На развитие аналитических способностей Детям показывается изображение, на котором нужно обнаружить ошибки, объяснив, что не так. Так называемые рисунки-небылицы
На формирование прогностических умений Игры, в которых для победы нужно наперед продумывать действия – свои и соперника: домино, шашки и т. д. Интеллектуальные настольные игры

Развитие наглядно-образного мышления у дошкольника

Для этого подойдут игры, элементы которых взаимосвязаны, и от ребенка требуется уловить эту связь. К примеру, малышу показывается серия изображений, которые можно обобщить одним понятием (транспорт, мебель, одежда, животные и т. п.).

Развитие мышления дошкольников

Также данное мышление хорошо развивается при помощи пазлов: чтобы собрать цельную картинку, ребенку нужно внимательно рассмотреть исходные элементы и соотнести их друг с другом.

Еще один вариант игры, где задействуется наглядно-образное мышление, – «Все по полочкам». Перед детьми находится картина или куча предметов, из которых нужно выбрать только имеющие конкретные свойства.

В открытом доступе до 24 февраля
Скачайте бесплатно авторские разработки готовых сценариев праздников
  • 8 марта: сценарий классного часа с викториной
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Для развития логического мышления у дошкольников тоже применяются игровые методики и различные наглядные материалы.

Примеры устных игр:

  • «Продолжи сказку». Воспитатель начинает рассказ-сказку, а ребята должны придумать продолжение и конец.
  • «Да и нет». Простая, но популярная игра: ведущий загадывает слово, а игроки должны догадаться, что это, задавая наводящие вопросы, отвечать на которые можно односложно – «да» или «нет».
  • «Ассоциация». Один называет слово, а другой ассоциацию с этим понятием, причем ассоциация должна иметь логическое обоснование: лето – солнце, вода – корабль и т. д.

Игры с использованием наглядных средств:

  • Составление фигуры – из кубиков, счетных палочек и пр.
  • Лабиринт – нужно пройти нарисованный или объемный лабиринт.
  • Придумывание истории на основе картинки: нужно представить, что происходило до и что случится после изображенной ситуации.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление требует оперирования образами, для чего есть масса игровых возможностей:

  • описание – на что похожа клякса;
  • создание предмета из имеющихся деталей;
  • поиск того, что объединяет разные картинки;
  • угадывание предмета по его словесному описанию;
  • нетрадиционное рисование – брызгами, предметами и т. п.

Развитие пространственного мышления

Пространственные навыки необходимы для умения ориентироваться в окружающем мире. Развивающие игры:

  • выкладывание фигур из спичек или палочек;
  • графические диктанты – следуя указаниям воспитателя, дошкольники рисуют по клеточкам фигуры;
  • игра «Дальше — ближе» – участники передвигают предметы по просьбам ведущего;
  • ведение линий на листе бумаги с закрытыми глазами – нужно следовать указаниям педагога, стараясь получить требуемое изображение.

Развитие критического мышления

Начальный уровень этого умения формируется в дошкольном возрасте. Дети должны научиться проводить анализ, например, изображенной ситуации, размышлять на заданную тему, выражать свое личностное отношение.

Одна из наиболее оригинальных игр подобной направленности – «Шесть шляп мышления», автором которой является Эдвард де Боно. Хотя эта методика скорее рассчитана на более взрослый возраст, в простейшей форме можно ее использовать и в ДОУ. Здесь детям предлагается надеть одну из шляп, цвет которой указывает на необходимость следования определенному ходу размышлений: эмоциональность, изложение фактов, критика, креативный подход и т. д.

Еще одно хорошее упражнение на критическое мышление – создание классификации каких-либо предметов или явлений.

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инженерное мышление нацелено на творческое созидание, конструирование. Как правило, детям нравится что-то строить, конструировать, и задания нужно постепенно усложнять, начиная с простейших упражнений типа «построить башню из кубиков» и предлагая все более продвинутые варианты моделирования вплоть до создания доступных электротехнических поделок. В наше время существует много возможностей для развития исследовательских навыков: проведение экспериментов, изучение технических моделей и пр.

В целом развитие мыслительных способностей – важная составляющая процесса становления личности и познания окружающего мира. Эти навыки формируются в дошкольном возрасте, и на их основе строится дальнейший интеллектуальный рост человека.

Даже если у ребенка есть соответствующая мотивация и склонности, нельзя пускать этот процесс на самотек, и задача педагога – создать все условия для развития мышления дошкольников.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
×
Товары дня
Выиграть
интерактивную доску
Скачать шаблоны
учителя-логопеда
Выиграть
ноутбук
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw