Синдром отличника: причины, признаки, способы избавиться
Сохранить статью:
Почему возникает? Синдром отличника — стремление ребенка к безупречным результатам во всем. Часто это связано с высокими ожиданиями родителей и общества. Дети стараются соответствовать этим стандартам, что приводит к чрезмерной тревожности и страху совершить ошибку.
Чем помочь? Чтобы помочь детям справиться с этим синдромом, необходимо поощрять их за труд, а не только за достигнутые результаты. Обсуждайте разные способы достижения целей и учите детей быть готовыми к возможным неудачам. Создавайте здоровую атмосферу для развития самостоятельности и уверенности в своих силах.
- Что такое синдром отличника
- Синдром отличника в психологии
- Различия синдрома отличника и перфекционизма
- Причины возникновения синдрома отличника
- Как понять, есть ли у ребенка синдром отличника
- Последствия синдрома отличника
- Как помочь ребенку с синдромом отличника
- Часто задаваемые вопросы о синдроме отличника
Что такое синдром отличника
Отличники и дети с синдромом отличника – это разные понятия. Ребенок может получать в школе только пятерки, успешно осваивать школьную программу и упорно добиваться высоких результатов. При этом он не страдает синдромом отличника. Такой ребенок умеет учиться на своих ошибках и решать сложные задачи.
Важно понимать разницу между стремлением к успеху и мучительным перфекционизмом. Нацеленность на успех нужна для личного и профессионального развития, а перфекционизм отвлекает от реальных способностей и целей.
Например, желание добиться успехов в изучении всех предметов – это прекрасно. Однако стремление быть везде первым, на всех олимпиадах и конкурсах – это перфекционизм, который истощает ребенка и лишает его возможности высоких достижений в будущем.
Синдром отличника в психологии
С точки зрения психического здоровья это пиррова победа. Ребенок настолько привыкает слышать слова похвалы, стремясь добиваться все больших успехов в учебе, что у него ни на что другое, кроме стандартных школьных занятий, ни сил, ни времени не хватает. И когда он не слышит того, чего ожидал, и видит, что кто- то его опередил по показателям, он полностью теряется.
Синдром отличника проявляется не только в учебе. Он может оставаться с человеком и после окончания школы, продолжаться до конца жизни. Люди с этим синдромом не умеют проигрывать даже в бытовых спорах, боясь огорчить других своими ошибками, не могут решать проблемы и относятся к любым трудностям как к непреодолимым препятствиям, не имея возможности и опыта их преодоления.
Отличия синдрома отличника от перфекционизма
Перфекционизм – сложное и многомерное понятие. Синдром отличника – это один из видов перфекционизма.
В исследовании, проведенном Гордоном Флейтом и Полом Хьюиттом в 2002 году, выделили 3 типа перфекционизма:
- ориентированный на себя;
- ориентированный на других;
- социально предписанный.
Перфекционизм, ориентированный на себя, относится к тенденции ставить перед собой недостижимые цели. Например, всегда делать работу как можно лучше и не совершать ошибок.
Перфекционизм, ориентированный на других, означает тенденцию требовать от других соблюдения определенных критериев и соответствия неким идеальным параметрам. Людям, страдающим такой формой перфекционизма, очень тяжело делегировать задачи, поскольку они думают, что другие не смогут выполнить работу достаточно хорошо.
Социально предписанный перфекционизм – это склонность считать, что окружающие требуют от вас невозможного и что вы должны соответствовать высоким стандартам для того, чтобы заслужить их одобрение.
Синдром отличника – это смесь различных типов перфекционизма. Это такое состояние, при котором человек предъявляет к себе (а иногда и к другим) высокие требования и считает, что похвалу можно заслужить, только соответствуя установленным стандартам.
Каково же отличие желания хорошо делать свою работу от установок человека с синдромом отличника? Желание добиться конкретных целей – это понятная и нормальная вещь:
- спортсмены ставят перед собой большие цели, чтобы победить в соревнованиях;
- молодые амбициозные выпускники обозначают себе карьерные цели таким образом, чтобы через определенное время получить желаемую работу;
- предприниматели также ставят перед собой определенные ориентиры, которых они хотят добиться.
Исследователи проводят черту, за которой критерии переходят границы разума и становятся более высокой иерархией, чем цели. Желание достичь такой невозможной вершины определяет собственную значимость и самооценку.
Причины возникновения синдрома отличника
Желание быть лучше других, быть замеченным и укрепить положительную самооценку формируется в результате предыдущего социального опыта, такого как взаимодействие с родителями, воспитателями и сверстниками.
В большинстве случаев причина синдрома отличника кроется в особенностях взаимоотношений в семье, в частности:
- Компенсация родительских неудач. Успех ребенка может быть продолжением амбиций взрослых. Родители направляют своих детей на достижение целей, важность которых признается обществом, но при этом интересы, желания и благополучие ребенка игнорируются. Благодаря успехам в учебе, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах ребенок повышает социальный статус своих родителей и получает признание со стороны родственников, учителей и сверстников.
- Высокие требования. В семьях, где важны общественное призвание и официально зафиксированные достижения (школьные оценки, дипломы, медали, звания, должности), люди стремятся к успеху. Внутренние установки и модели поведения родителей бессознательно передаются их детям.
- Недостаток внимания. Похвала родителей за хорошую успеваемость в школе оценивается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется тем, что ему разрешают дольше смотреть телевизор, покупают игрушки или красивую одежду. Успех ребенка зависит от родительского внимания и материальной выгоды.
- Заниженная самооценка. Дети пытаются компенсировать неуверенность в себе, комплекс внешности, социальный статус семьи и отсутствие друзей хорошей учебой и спортивными достижениями. Признание успехов, талантов и положительных качеств другими людьми временно повышают самооценку.
Как понять, есть ли у ребенка синдром отличника
Многие родители не замечают синдром отличника у своих детей – те хорошо учатся, прилежны, педагоги говорят о них только положительное и часто хвалят. Но за отличной учебой может быть скрыт серьезный комплекс. Эту проблему нетрудно узнать по трем симптомам:
- Зависимость от мнения окружающих. Ребенок готов на все ради получения похвалы и одобрения окружающих. Положительная реакция поощряет его, а критика, наоборот, сильно влияет на уверенность и самовосприятие.
- Желание получить пятерку любым способом. Непременно все родители хотят, чтобы их ребенок отлично учился и был примером для подражания среди одноклассников. Однако, если школьник настроен получать только пятерки и закатывает истерики или принижает себя, когда ему ставят четверку, стоит насторожиться.
- Страх совершить ошибку. Дети с синдромом отличника боятся совершать даже мелкие ошибки, так как работают в режиме успеха. Если не решить эту проблему, в будущем она может превратиться в позицию «либо отлично, либо никак».
Последствия синдрома отличника
Чувствительность к критике
Перфекционисты могут создать барьер против критики и открыто заявить: «Я знаю, что сделал это неправильно. Если результат вас не устраивает, это не моя вина и не моя проблема». А когда критикуют «отличника», его вселенная рушится. Такие люди часто даже не прислушиваются к сути критики – объяснению матери, учителя, замечанию коллег – и сразу же начинают эмоционально реагировать:
- Ну вот, я так и знал, что я неудачник! Больше никогда не буду это делать.
- Я всегда все делаю плохо! Я ухожу.
- Люди считают меня глупым. Для чего тогда я что-то делаю?
на наши новости
500 000 пользователей!
Полная зависимость от мнения окружающих
Отличникам очень сложно оценивать качество своей работы. Постепенно, взрослея, дети учатся сравнивать свои навыки и результаты с другими и находить свои сильные стороны при соответствующей поддержке окружающих, а также формировать здоровую самооценку. Для юного «отличника» этот процесс по мере взросления все равно не запускается. Ребенок будет постоянно искать признания собственной значимости у других. Это может варьироваться от прямых требований и заискиваний перед авторитетными лицами до манипуляций с целью добиться похвалы.
Проблема в том, что, если человек не является сам себе хозяином, всегда найдется кто-то, готовый взять на себя эту роль. И отлично, если таким «руководителем» станет ответственный друг, а не какая-либо секта, злоумышленник или пагубная зависимость.
Самооценка
Еще одно следствие опоры на внешнее мнение – низкая самооценка. Люди с синдромом отличника почти всегда думают о себе негативно и недооценивают свои достоинства. Таким образом, появляется еще один синдром, распространенный во взрослом мире – синдром самозванца. Это такое состояние, при котором все заслуги приписываются удаче, а все неудачи – личному неумению справляться с ситуацией.
Беспокойство
Постоянная тревога истощает энергию, отвлекает внимание от процесса, снижает мотивацию (если есть вероятность совершить ошибку, может, лучше вообще это не стоит делать) и плохо сказывается на здоровье:
- Я точно не допустил ошибок в тесте? Что, если да? Что тогда будет?
- Правильно ли я указала данные в отчете? Несмотря на позднее время, 3 часа ночи, лучше пойду, проверю.
- Я не остановлюсь и не уйду с работы, пока не сделаю это идеально.
- Интересно как я написала контрольную работу? Я точно помню, что во втором задании…
Агрессия и контроль
С одной стороны, люди с синдромом отличника могут иметь заниженную самооценку, что часто приводит к угождающему и зависимому поведению. Но существует и обратная ситуация. Нездоровый перфекционизм заражает окружающих. Ребенок либо взрослый направляет свои требования и стандарты на всех, с кем вступает в социальный контакт. В командных играх такие дети могут даже начать драться с одноклассниками, которые плохо выполняют задания.
Взрослые ведут себя практически так же: руководители с синдромом отличника сами не могут отдыхать и не дают другим это делать; приходят на работу с температурой и жалуются, подписывая второй больничный лист за год. Подчиненные с этим синдромом переделывают работу за коллегами, а потом требуют благодарности, играя роль жертвы.
Как помочь ребенку с синдромом отличника
Ребенку с синдромом отличника нужна помощь взрослых. Иначе у него могут возникнуть очень серьезные проблемы. Если вы замечаете, что у вашего ребенка начинает развиваться комплекс отличника, вам помогут следующие советы.
- Поощряйте все успехи ребенка, даже самые маленькие.
- Не давайте невыполнимые задачи.
- Научите ребенка уважать окружающих, независимо от их успехов в школе. Мотивируйте его на общение с одноклассниками.
- Научите ребенка исправлять ошибки и плохие оценки, не ругайте за это.
- Научите детей получать удовольствие от повседневных занятий, независимо от того, успешны они или нет (игра с собакой или плавание в бассейне – тоже могут быть интересными).
- Заботьтесь о здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, что самое главное – это не успех, а он сам. Успех – это временно, а личность – бесценна.
Никто не оспаривает важность получения хороших оценок в школе. Однако воспитание настоящего человека гораздо важнее, чем взращивание отличника. Посмотрите на успех окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Вы увидите много интересного.
Часто задаваемые вопросы о синдроме отличника
Отвечаем на популярные вопросы.
Почему синдром отличника – это плохо?
На первый взгляд синдром отличника может показаться социально одобряемым. Но если заглянуть глубже, он заставляет детей получать только пятерки, а любая другая оценка приводит к серьезному разочарованию.
Синдром отличника в значительной степени обусловлен оценками. Дети, которые чрезмерно сосредоточены на них, могут пренебрегать другими сферами жизни, такими как хобби, общение с друзьями и так далее. Это особенно верно, если в этих областях у них уже есть трудности, а они обязательно проявятся в силу небольшого опыта в совершении и преодолении ошибок.
Каковы последствия для здоровья?
Физически люди с синдромом отличника чаще, чем другие, испытывают головные боли, имеют высокое кровяное давление, нарушение сна и усталость. Дети чаще болеют простудными заболеваниями. Это психосоматическое состояние, которое является следствием постоянного беспокойства.
Дети могут избавиться от синдрома отличника?
Избавиться от данного синдрома поможет разговор с врачом-психотерапевтом или психологом. Специалист поможет определить причину состояния и появившиеся симптомы. Как правило, пациенты говорят о нервозности, страхе, тревоге и волнении перед учебой. Также рассказывают о плохом самочувствии из-за низких оценок.
Специалисты используют техники для выявления личной сферы деятельности больного. Проводится анализ самооценки личности, изучаются отношения между ребенком и родителями. Психолог для каждого индивидуально подбирает тесты и диагностирует психические изменения ребенка.
Также есть специальные проектные методики. При помощи рисунков и заданий специалист может выявить скрытые черты характера пациента и исследовать его внутреннее эмоциональное состояние. В итоге определяются скрытые проблемы между ребенком и родителями. После диагностики психолог назначает специальный курс психотерапевтического лечения.
Синдром отличника у ребенка – это явление, которое требует внимания со стороны родителей и педагогов. Следует помнить, что стремление к успеху тесно связано с психологическим комфортом и благополучием. Необходимо поощрять амбиции детей, научить их принимать неудачи, разобрать причины, по которым случаются поражения, и поддерживать способность извлекать из такого опыта уроки.
Создание гармоничной образовательной среды, в которой ценятся как интеллект, так и психическое здоровье учеников, может предотвратить возникновение синдрома отличника и помочь подрастающему поколению стать уверенными в себе личностями, способными реализовать себя без чрезмерного стресса.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: