Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Гибкое планирование в ДОУ: суть и варианты
Главная > Блог > Гибкое планирование в ДОУ: суть и варианты
02.05.2023
3142
Время чтения: 14 минут

Гибкое планирование в ДОУ: суть и варианты

Что это? Гибкое планирование в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) – это многовариантный режим дня, который позволяет организовать занятия в соответствии с изменяющимися условиями: пошел дождь, детей забрали раньше или позже, общий уровень вовлеченности семей, карантин и так далее.

Как реализуется? Разработка гибкого планирования в ДОУ предполагает отсутствие жестких рамок и календарных планов. Дети участвуют в принятии решений, при поддержке взрослых реализуется их потенциал, обогащаются знания об окружающем мире, поощряется активная позиция.

Оглавление:

    1. Суть гибкого планирования в ДОУ
    2. Варианты гибкого режима
    3. Алгоритм гибкого планирования на неделю
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Суть гибкого планирования в ДОУ

Гибкое планирование подразумевает комплексное грамотное построение образовательного процесса так, чтобы наблюдался баланс между активностью ребенка и взрослого. Переход к гибкому планированию также рекомендуется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором обозначена необходимость отталкиваться от интересов детей, их потребностей в познании окружающей среды.

Педагогический коллектив может сам выбирать, как будет выстроена работа с детьми. Но важно учитывать требования ФГОС и федерального закона и организовывать деятельность с детьми так, чтобы каждому ребенку в группе было приятно находиться и комфортно проявлять свое творчество, самостоятельность и инициативу. То есть помимо возрастных особенностей развития детей, должны быть учтены их индивидуальные желания, возможности, способности, интересы.

Суть гибкого планирования в ДОУ

Система гибкого планирования образовательной деятельности в ДОУ сейчас не подразумевает жестких регламентированных действий педагога и исполнения их со стороны детей. Работа выстраивается исходя из инициатив детей, актуальных для них на данный момент.

Изначально жизнь группы не расписана на годы и полугодия вперед, она плавно и постепенно формируется и видоизменяется со временем всеми участниками образовательных отношений. Внутри группы должны быть реализованы разные формы, виды и результаты деятельности детей, тогда принцип ФГОС о разнообразии будет соблюден.

Существует несколько проблем: перспективный и календарный планы часто содержат противоречия, календарные планы сформированы педагогами вследствие выписывания из множества источников и т. д. Из-за этого планирование превращается в трудную работу, на которую тратится очень много времени. И планы воспитателей являются либо просто отпиской, либо настолько объемны, что за всем этим невозможно увидеть перспектив.

Необходимость такого планирования – это лишняя нагрузка на воспитателей, что никоим образом не способствует улучшению качества образовательного процесса в ДОУ. Также воспитатели не всегда могут четко объяснить воспитанникам, в чем заключается их, детская, роль в планировании и за что они ответственны, когда предлагают свои идеи.

Варианты гибкого режима

Обозначим несколько вариантов гибкого режима:

При плохой погоде

Обязательные компоненты такого режима:

  • Устроить условия прогулки в помещении. Хорошо проветрить музыкальный или физкультурный зал. Одеть детей и погулять с ними в этих залах, когда организовано сквозное проветривание. Для каждой из групп выделить определенные часы.
  • Поменяться помещениями, например, с соседней группой детей, на ненадолго.
  • Свободно перемещаться с детьми по учреждению. На ненадолго дети уходят из группы туда, где им было бы интересно. Если кто-то захочет остаться в группе, то это допустимо. Взрослые должны заранее предусмотреть «визит гостей» и обеспечить по максимуму безопасность и общение с ними.
  • Всегда должна быть заготовлена развлекательная программа. Еще лучше, если сразу будет проводиться несколько мероприятий, чтобы у детей был выбор, к чему присоединиться.

Если в группе карантин или наступил период острых вирусных заболеваний

В данных условиях обязательно должно быть выделено время в течение дня для осмотра детей и профилактических мероприятий. Также необходимо снизить физическую, интеллектуальную и эмоциональную нагрузку на детей, так как нет уверенности в том, что все здоровы. Возможно, некоторые дети переживают инкубационный (скрытый) период болезни. Стоит увеличить продолжительность прогулок, если позволяют погодные условия.

Варианты гибкого режима

Режим свободного посещения дошкольного учреждения

С родителями может быть подписан договор об условиях индивидуального режима посещения ДОУ. Главное, чтобы они не забывали соблюдать распорядок дня: будить ребенка утром в одно и то же время, чтобы не сбивались жизненные циклы. В противном случае деткам потом будет сложно адаптироваться к школе. Чтобы перестроиться, организму требуется достаточно много времени – около полугода.

Если персонала не хватает

Стоит заранее подумать о таком исходе событий, когда в группе временно отсутствует воспитатель или младший воспитатель и их некем заменить.

В таком случае оптимальным решением будет подключить к работе с детьми других специалистов: психолога, музыкального и физкультурного работника, а также других специалистов на несколько часов в день. Они смогут организовать занятия, игры, тренировки, прогулки и другие разные варианты деятельности. Если отсутствует младший воспитатель, то старший воспитатель берет на себя уход за детьми и хозяйственную деятельность.

Комфортная организация режимных моментов

Сюда относится следующее: как организован прием детей утром, прием пищи, сборы на улицу, уход на сон, закаливающие и гигиенические процедуры, зарядка и так далее. Главное здесь – так общаться с ребенком, чтобы ему было психологически комфортно, не ущемлялись его свобода и индивидуальность.

Варианты гибкого режима

Для того чтобы у воспитанников не возникало психоэмоционального напряжения, при укладывании спать, например, должны быть соблюдены некоторые правила и создана специфическая атмосфера. При организации режима стоит общаться с детьми в партнерском стиле по модели «взрослый–взрослый», но иногда для самых маленьких может быть также применена модель поведения «дети–дети».

Каникулы

Такой отдых необходим детям для того, чтобы снять накопившуюся усталость, предупредить психоэмоциональные срывы. Ненадолго каникулы определяются на основе утомляемости подопечных. Такую оценку проводит психолог. Эти данные сопоставляются с данными заболеваемости детей и с их настроением.

Режим «каникулы» представляет собой занятость в деятельности детей на 3–5 дней. Каждый день воспитанникам устраивают какие-либо сюрпризы. Например, Кот Леопольд приводит на перевоспитание к ребятам двух непослушных мышат.

Длительность прогулок в каникулы увеличивается. В меню могут быть включены блюда национальной кухни. Можно сделать свое «кафе», где детки будут готовить несложные блюда: бутерброды, закуски, коктейли и т. д. и угощать ими родителей.

Можно устроить какие-либо тематические вечеринки с танцами, играми и сладостями. Можно на неделю организовать деятельность детей, в соответствии с любым игровым или сказочным сюжетом. Такие тематические недели благоприятно сказываются на настроении детей. Это могут быть: город мастеров, холодное королевство, пижамные вечеринки, супергерои, путешествие по сказкам, неделя здоровья и т.п.

При организации такой деятельности со стороны педагогов не должно быть давления. Здесь все решают дети. Взрослые лишь выступают помощниками в воплощении задумок. Так дошколята чувствуют себя важными и значимыми, уверенными в своих силах, что способствует дружественной атмосфере, сближению между детьми и взрослыми.

Кроме варианта гибкого графика, в дошкольном учреждении есть и основной режим дня. Обычно его составляет администрация (методист, заведующая, врач). В современных условиях, опираясь на личностно-ориентированную модель образования, оптимальный режим дня для своей группы составляет воспитатель. Администрация лишь определяет некоторые параметры: время приема пищи, тихого часа, длительности сна и прогулки, музыкального и физкультурного занятий.

Алгоритм гибкого планирования на неделю

  • Ступень 1. Обозначить задачи на неделю, которые необходимо воплотить в совместной развивающей и обучающей деятельности с детьми, в режимных моментах, в повседневном общении. Воспитательные задачи пронизывают всю деятельность и решаются постоянно в ходе учебного года. С образовательными задачами педагог определяется самостоятельно по своим внутренним ощущениям. Количество их различно.

Примерный перечень образовательных задач можно найти в картах развития детей. Воспитатель может воспользоваться этими задачами или обозначить свои, опираясь на основную цель реализуемой программы.

  • Ступень 2. Выбрать формы взаимодействия с детьми, исходя из поставленных задач. С помощью каких способов будут решены образовательные задачи, определяет воспитатель. Здорово, если педагог подойдет к деятельности творчески.

В конце месяца целесообразно проводить какое-то кульминационное мероприятие, соединяющее воедино все виды деятельности: праздник, выставку, досуг.

  • Ступень 3. Выбрать новые слова, которыми можно расширить словарный запас детей.
  • Ступень 4. Периодически что-то менять в предметно-пространственной среде детей.
  • Ступень 5. Проводить с детьми развивающие занятия, как групповые, так и индивидуальные.

Варианты гибкого режима

Благодаря такому плану идеи и выбор детей легко коррелируются с предложениями взрослых. План анализируется по следующим параметрам (наиболее важные показатели):

  • тематика образовательной деятельности;
  • объемы решаемых задач;
  • многообразие образовательных областей и их взаимодействие между собой;
  • присутствие игровых действий и их изменение в зависимости от возраста детей (чем младше воспитанники, тем больше игр должно быть в их жизни);
  • использование исследовательского метода и различных источников информации;
  • инициативы детей (как задействованы дошкольники, кто участвует, в каких видах деятельности);
  • наличие баланса между активностями и инициативами взрослых и детей (и то, как меняется это соотношение по мере взросления детей);
  • соответствие содержания плана-паутинки стартовому опросу (сопоставление с моделью трех вопросов);
  • вовлеченность специалистов в составление и применение плана (роль и качество их участия);
  • включенность родителей в составление и реализацию плана.

В ходе правильно организованной деятельности, когда детям самим необходимо находить решения, происходит мотивация их к дальнейшим размышлениям, постановке вопросов, поиску ответов, решению задач, принятию ответственности на себя, формируется характер, появляется выдержка, терпение и положительное восприятие самих себя как творческих, успешных, самостоятельных людей, растет личностная самооценка.

При помощи гибкого планирования в ДОУ каждый из детей может усваивать и применять опыт и информацию, как ему нравится и хочется, по-своему, индивидуально. Можно ошибаться, найти свои ошибки и безнаказанно их исправить.

Когда у ребенка есть интерес, то тему можно изучать долго, подходить к ней с разных сторон, решать задачи различных образовательных областей, включать ребенка в разные виды деятельности.

Чтобы более подробно разобраться в теме, предлагаем посетить наш вебинар «Система гибкого планирования в ДОУ: модели и приемы гибкого планирования с дошкольниками».

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ

Гибкое планирование в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) является одним из важных аспектов организации детского образования. 

Планирование в детских садах позволяет адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям и интересам каждого ребенка. Оно основано на учете возрастных особенностей детей, их развития и потребностей. Также, гибкое планирование помогает создать условия для развития различных сфер детской жизни, таких как физическая, психологическая, социальная и интеллектуальная.  

Важным аспектом гибкого планирования в детском саду является учет современных требований и разработка современных методов работы с детьми. Для этого необходимо проводить постоянный анализ новых педагогических практик.

Главная цель гибкого планирования в детских садах — создание условий для полноценного развития каждого ребенка. Это достигается путем организации разнообразных мероприятий и событий, которые способствуют развитию различных сфер детской жизни. В рамках гибкого планирования в ДОУ проводятся различные игры, конкурсы, музыкальные и творческие мероприятия, которые позволяют детям проявить свои способности и интересы, а также, активное взаимодействие с родителями. Оно является основой для достижения образовательных целей и формирования активной и успешной личности ребенка.

 

[elementor-template id=»11299″]

Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw