Личностно-ориентированное обучение в современной школе
Сохранить статью:
Что предполагает? Личностно-ориентированное обучение – это инновационный подход, который фокусируется на понимании уникальных индивидуальных особенностей каждого ученика и использовании их в качестве основы для создания планов обучения.
Какие преимущества? Он учитывает такие факторы, как интересы, сильные и слабые стороны и даже эмоциональные реакции, чтобы создать образовательный опыт, отвечающий индивидуальным потребностям каждого учащегося. Таким образом, школьники могут получить максимальную отдачу от своего образования, поскольку уроки разрабатываются специально для них.
- Особенности личностно-ориентированного обучения
- Основные принципы личностно-ориентированного обучения
- Основные идеи личностно-ориентированного обучения
- Компоненты личностно-ориентированного обучения
- Модели личностно-ориентированной педагогики
- Методологические основы организации личностно-ориентированного урока
Особенности личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это способ организации учебного процесса, при котором цели, задачи и содержание, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и учебных программах, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к учению.
ФГОС нацелен на формирование такой личности ученика, которая готова к саморазвитию и самоопределению. Кроме того, он ориентирован на развитие осознанной мотивации ребенка к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, становление системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в его деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность опираться на полученный жизненный опыт.
Личностно-ориентированный подход также называют личностно-деятельностным. Он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, который рассматривается как личность со свойственными только ему чертами, интересами, склонностями и возможностями. Подобная направленность в обучении ставит личность обучающегося на первый план, позволяет модифицировать цели и результаты обучения, создать необходимые условия для раскрытия и развития индивидуальных способностей ученика.
Личностно-ориентированное обучение в современной школе предполагает:
- самостоятельность обучающихся – в процессе обучения педагог предоставляет детям возможность самим определить учебные цели и задачи, выбрать наиболее предпочтительные приемы их достижения и решения;
- опору на опыт – применение уже имеющихся знаний, умений и навыков в различных областях;
- целенаправленное формирование учебных умений и навыков в соответствии с индивидуальными стратегиями обучения каждого учащегося;
- учет социокультурных особенностей ученика и его образа жизни, поощрение желания быть самим собой;
- контроль эмоционального состояния ребенка, его морально-этических и нравственных ценностей;
- перераспределение ролей учителя и ученика – в процессе обучения педагог ограничивает свою ведущую роль и выполняет функцию помощника, советника, консультанта.
Основные принципы личностно-ориентированного обучения
Динамическое развитие общества требует формирования ярких и независимых личностей, способных хорошо ориентироваться в социуме. Современные педагоги считают личностно-ориентированное обучение ключевым стратегическим направлением и ведущей тенденцией развития школьной системы образования всего мира.
Любая педагогическая технология обучения, основанная на личностно-ориентированном подходе, способствует выявлению характерных особенностей каждого ребенка как субъекта, признает и учитывает самобытность и самоценность личного опыта ученика, на основе этого багажа знаний, умений, навыков выстраивает педагогическое воздействие.
Личностно-ориентированное обучение опирается на следующие принципы:
- Свобода выбора – в любом действии (обучающем или управляющем) ребенку предоставляется возможность выбирать, при этом есть важное условие – ученик несет осознанную ответственность за свое мнение.
- Открытость – учитель не только дает знания, но еще и демонстрирует их границы. Перед обучающимся ставится задача, решение которой находится за пределами изучаемого курса.
- Активная деятельность – обучение организуется таким образом, что освоение детьми знаний, умений и навыков происходит в форме развивающей, целенаправленной, мотивированной деятельности.
- Обратная связь – осуществляется систематический контроль учебного процесса посредством развитой системы диагностических и оценочных приемов.
- Повышение КПД – максимальное раскрытие и использование всех возможностей, интересов, способностей, знаний ребенка с целью повышения результативности обучения.
Основные идеи личностно-ориентированного обучения
Главное, что подразумевает личностно-ориентированное развивающее обучение:
- ключевые цели – максимальное раскрытие индивидуальности и развитие познавательных способностей ребенка;
- обучение как заданный норматив познания переориентируется на учение как процесс освоения знаний и умений;
- учение рассматривается как полностью индивидуальная деятельность конкретного обучающегося, направленная на преобразование социально-значимых образцов усвоения, установленных в обучении;
- овладение знаниями из цели превращается в средство развития обучающегося с учетом его познавательных возможностей и субъективно-значимых ценностей;
- на этапах конструирования и реализации учебного процесса предполагается обязательное выявление субъектного опыта каждого ребенка и уровня его социализации или «окультуривания»;
- индивидуальность и субъектность каждого ученика понимается как изначально для него характерная, а не как результат обучающего воздействия.
Составляющие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение школьников включает в себя три главных составляющих: основные понятия, ключевые правила и принципы построения учебно-воспитательного процесса, методы и приемы:
Основные понятия
- Индивидуальность – совокупность характерных уникальных особенностей и неповторимое своеобразие проявлений человека, отличающее его от других индивидов и подчеркивающее его исключительность.
- Личность – устойчивая совокупность свойств индивида, система постоянно изменяющихся качеств, неразрывно связанная с социальной природой человека;
- Субъект – носитель деятельности, сознания и подсознания, индивид, обладающий осознанной и творческой активностью, свободой в познании и преобразовании себя, взаимодействующий с окружающей действительностью.
- Субъектность – системное качество человека, отражающее его индивидуальность, независимость от других людей, свободу в выборе деятельности и активность в социальных отношениях.
- Самовыражение – процесс и результат индивидуального развития, проявления человеком только ему присущих качеств и способностей.
- «Я-концепция» – осознаваемая и переживаемая личностная составляющая, система представлений индивида о собственных качествах и способностях, которая в значительной степени отражается на отношении к самому себе и другим людям, влияет на жизнедеятельность и взаимодействие с окружающим миром.
- Выбор – предпочтение одного варианта множеству других, возможность определять лучшую или наиболее целесообразную альтернативу для проявления личной активности.
- Педагогическая поддержка – деятельность педагогов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем, общением и взаимодействием друг с другом, успешностью в обучении, самовыражением, жизненным и профессиональным самоопределением.
Положения, особенности и основные правила построения учебно-воспитательного процесса
В сочетании они являются фундаментом педагогического мировоззрения, жизненным кредо педагога.
Ключевые принципы личностно-ориентированного подхода можно охарактеризовать следующим образом:
- Принцип самоактуализации.
Каждый школьник испытывает потребность в актуализации своих способностей: физических, интеллектуальных, коммуникативных, творческих. Важно пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных талантов и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности.
При реализации модели личностно-ориентированного обучения главной задачей школы является создание благоприятных условий для формирования личностной индивидуальности учеников и учителя.
Суть принципа заключается в необходимости не только принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка или педагога, но и всеми возможными способами способствовать их дальнейшему развитию. Каждый школьник должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
- Принцип субъектности.
Индивидуальность свойственна только человеку, который владеет субъектными полномочиями и применяет свой опыт на практике: в общении, взаимоотношении с окружающими, планировании своей деятельности. Задача педагога – оказать ребенку помощь в становлении его индивидуальности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
Чтобы ученик смог стать активной личностью (субъектом жизнедеятельности) в классе и школе, в процессе его воспитания должен преобладать межсубъектный характер взаимодействия.
- Принцип выбора.
Суть личностно-ориентированного обучения учащихся заключается в ориентации на правильный выбор. Для этого ученик должен воспитываться и жить в соответствующих условиях, обладать субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и в образовательном учреждении.
- Принцип творчества и успеха.
Творческие занятия позволяют выявлять и развивать индивидуальные способности, особенности и возможности ребенка, а также уникальность учебной группы. Любая успешная деятельность школьника способствует формированию у него позитивной «Я-концепции» и положительным проявлениям личности, стимулирует потребность в самосовершенствовании и саморазвитии.
на наши новости
500 000 пользователей!
- Принцип доверия и поддержки.
Твердый отказ от социоцентрического подхода в обучении и авторитарного стиля воспитания, основанного на полном подчинении ученика, жестком контроле и насильственном формировании его личности. Важно верить в ребенка и доверять ему, поддерживать стремление обучающегося к самореализации, достижению успеха.
Самобытность и самоценность ученика ставится во главу угла при личностно-ориентированном обучении. В образовании имеет первостепенное значение используемый педагогический инструментарий. Не внешнее воздействие, а именно гуманистический подход к воспитанию и обучению способствует росту внутренней мотивации, которая лежит в основе успешного овладения знаниями и умениями.
Методы и приемы, соответствующие технологическим требованиям
В технологический арсенал личностно-ориентированного обучения входят методы, соответствующие следующим требованиям:
- установка на поддержку индивидуального развития обучающегося;
- деятельностно-творческий характер учебного процесса;
- диалогичность, открытость сознания и поведения;
- предоставление ребенку необходимого пространства и достаточной свободы для осуществления самостоятельного выбора содержания учения, поведения, способа овладения знаниями, принятия решений, творческого направления.
Традиционное образование предполагает получение знаний учеником в уже готовом виде, исключительно из внешних источников – от педагога, из учебников или книг и т. д.
Личностно-ориентированное обучение и его концепция основывается на другом подходе – целенаправленном развитии личности ребенка, предоставлении ему возможности самому планировать и конструировать свою деятельность, добывать знания.
Модели личностно-ориентированной педагогики
Личностно-ориентированное обучение на практике осуществляется посредством реализации трех моделей организации учебно-воспитательного процесса.
Социально-педагогическая модель
Эта педагогическая технология опирается на постановку идеальной цели и направлена на развитие гармоничной, всесторонне развитой личности с заранее определенными характеристиками, которые ориентированы на требования общества. Предварительно разработан типовой образовательный стандарт обучающегося, который предполагает ориентацию всех учебных программ на типовой образец личности, отражающий общественные ценности и культуру.
В процессе учебно-воспитательной работы все обучающиеся поставлены в одинаковые условия, где в приоритете интересы общества, а личные потребности второстепенны. В этом случае в начале обучения не учитывается актуальное личностное развитие и индивидуальные характеристики обучающегося, его субъектный опыт не используется. Учитель ориентируется на стандартный образец, а успешный результат возможен при правильной организации учебно-воспитательного процесса.
Предметно-дидактическая модель
Еще одна модель личностно-ориентированного обучения основывается на принципе дифференцированного подхода и четкого разделения учебных дисциплин.
Дифференциация позволяет создать такие специальные образовательные условия, при которых возможно определить интересы, склонности, предпочтения, стремления, потребности ребенка, максимально реализовать индивидуальный подход, мотивировать на углубленное освоение учебного материала, развить желание самореализации и самоопределения (в том числе и профессионального), попробовать себя в различных видах и направлениях деятельности.
При дифференциации предметных курсов учебные программы отличаются по своему объему и уровню сложности.
Психологическая модель
При ее реализации весь процесс обучения нацелен на личностное развитие и коррекцию познавательных способностей обучающихся. Необходимо учитывать психологические факторы личностного развития: различие в способностях обучающихся, в скорости усвоения идентичного учебного материала.
При этом разный уровень познавательных способностей детей рассматривается как показатель анатомического строения, генетического и физиологического развития, влияния условий окружающего социума и общественного развития в данный период. Все факторы взаимосвязаны и объединяются в сложную систему обоюдного влияния.
Качественный и высокоэффективный учебно-воспитательный процесс обучения способствует всестороннему развитию учащихся и достижению образовательных целей и задач.
Методологические основы организации личностно-ориентированного урока
В технологии личностно-ориентированного обучения урок отличается от традиционного. Прежде всего, изменяется тип взаимодействия учителя с учеником – вместо командного стиля взаимодействия педагог практикует сотрудничество, ориентируется не на анализ результатов, а на сам процесс деятельности обучающихся.
Позиции ученика тоже отличаются от традиционной системы – утрачивается прежнее значение роли прилежного исполнителя, ребенок становится активным творцом, у него формируется рефлексивное мышление, нацеленное на результат. Изменяются и отношения на уроке, главная задача учителя – не давать знания в готовом виде, а создавать благоприятные условия для развития ребенка.
Сравнение урока личностно-ориентированного обучения и традиционного:
Личностно-ориентированный урок | Традиционный урок |
1. Способствует накоплению каждым обучающимся индивидуального субъектного опыта | 1. Предполагает усвоение всеми учениками определенного объема знаний, умений и навыков |
2. Предоставляется возможность сделать выбор задания из нескольких разноуровневых, самостоятельно определить форму деятельности; стимулируется саморазвитие, формируется умение самостоятельно решать поставленные задачи | 2. Учитель сам определяет учебные задания, формы работы и способы выполнения, демонстрирует ученикам алгоритм правильного решения |
3. Выявляются реальные интересы и способности каждого ребенка, в соответствии с ними осуществляется подбор учебного материала и организация УВП | 3. Педагог старается пробудить интерес детей к учебному материалу, который предлагает сам |
4. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником | 4. Планируются дополнительные индивидуальные занятия с отстающими или наиболее способными (одаренными) детьми |
5. Поощряется самостоятельное планирование обучающимися собственной деятельности, учитель может выступать только в роли помощника | 5. Педагог полностью сам планирует и направляет деятельность учеников |
6. У детей появляется стимул самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, находить и исправлять допущенные ошибки | 6. Учитель оценивает результаты работы учащихся, указывает на ошибки и демонстрирует исправление |
7. Учит школьников самостоятельно вырабатывать правила поведения и осуществлять контроль над их соблюдением | 7. Правила поведения в классе определяются педагогом, без участия детей, он же контролирует их соблюдение |
8. Побуждает детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации – обсуждать, самостоятельно находить компромиссы и пути выхода | 8. Возникающие конфликты разрешаются при участии учителя, он определяет виновных, поощряет и наказывает |
Эффективным педагогическим инструментарием зарекомендовали себя на практике технологии личностно-ориентированного обучения. Суть моделей ЛОО заключается в том, что в центре обучения находится ученик. Активное применение современных методов и приемов способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышению профессионального мастерства педагогов, всестороннему гармоничному развитию детей, росту качества образования, успешному овладению ключевыми учебными компетенциями.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: