Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
обучение грамоте дошкольников.
Главная > Блог > Обучение грамоте дошкольников: принципы, процесс, формы и этапы
18.09.2023
1452
Время чтения: 15 минут

Обучение грамоте дошкольников: принципы, процесс, формы и этапы

В чем проблема? Обучение грамоте дошкольников – непростая задача для педагога. Важно подобрать универсальную методику, которая подойдет детям независимо от уровня подготовки. Одновременно нельзя забывать о личностном подходе к каждому ребенку.

Почему это важно? Обучение грамоте – это старт в изучении языка для дошкольников. С помощью него дети научатся грамотно выражать собственные мысли и чувства. Важно, чтобы сразу были подобраны эффективные методы.

Оглавление:
  1. Главные принципы подготовки к обучению грамоте
  2. Как строится процесс обучения грамоте
  3. Формы и методы обучения грамоте дошкольников
  4. Этапы обучения грамоте дошкольников
  5. Часто задаваемые вопросы об обучении грамоте дошкольников
Комплект "Логико-математическое развитие" для учителей и родителей Купить со скидкой 10%

Главные принципы подготовки к обучению грамоте

Перед тем, как ребенок идет в среднюю школу, обучение грамматике выстраивается следующим образом:

  1. Подготовительный этап обучения к чтению и письму (дошкольное образование).
  2. Готовность принятия обучения к чтению и письму (дошкольное образование).
  3. Непосредственно обучение к чтению и письму (начальная школа).
  4. Развитие письменных навыков и навыков техники чтения (начальная школа).

В процессе формирования готовности к обучению грамоте важным моментом является изучение звуков, их анализ и усовершенствование графических азов.

Обучение грамоте дошкольников

В обучении дошкольников грамоте необходимо пройти следующие этапы:

  • Определять наиболее часто встречающийся звук в словах.
  • Выделять фонематические признаки в словах.
  • Анализировать слова по звуковой составляющей из 3-5 звуков.
  • Сопоставлять произносимое слово с его звуковой схемой.
  • В форме игры менять состав звука слова, произносить слова с различными звуками и звуковой структурой.
  • Осуществлять подбор слов по схожему и противоположному значению.
  • Описывать предметы, выделяя его свойства и качества.
  • Составлять небольшие рассказы, на интересующие его темы и формировать небольшие истории по сюжетным картинкам.
  • Не должен бояться участвовать в коллективной работе и задавать вопросы.

В соответствии с ФГОС, обучение грамоте дошкольников выделено в отдельную образовательную сферу и требует выполнение следующих задач:

  • Малыш должен владеть речью как нормальным инструментом общения и восприятия культуры.
  • Словарный запас необходимо постоянно пополнять.
  • Речь должна быть связанной.
  • Необходимо брать во внимание речевое развитие с творческой стороны.
  • Ребенку важно развивать не только звуковую культуру речи, но и интонационную.
  • Обязательно знакомство с детской литературой, понимание жанров и восприятие текста на слух.
  • Важным этапом подготовки дошкольников к обучению грамоте является формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Как строится процесс обучения грамоте

Методика обучения грамоте дошкольников подразумевает под собой постепенное вовлечение ребенка в процесс. Лучше всего подходит игровая форма. Здесь можно обозначить следующие задачи:

  • Программа обучения грамоте дошкольников, в первую очередь, включает в себя знакомство детей с самим определением «слово» и «звук», а также развитие фонематического слуха.
  • Умение делить слово на слоги и верно ставить ударения в словах.
  • Умение анализировать звуковой состав, определять гласные, согласные, твердые и мягкие буквы.
  • Определение понятия «предложение» и из чего оно состоит.
  • Базовые навыки в чтении и письме.

Большинство нынешних методик обучения строятся на звуковом аналитическо-синтетическом методе обучения. Их автором стал К. Д. Ушинский более века назад. В своих пособиях по обучению дошкольников грамоте, Ушинский утверждает, что дети начинают понимать звуки, когда они выделяются в живой речи.

В первую очередь запоминаются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. После задания для обучения дошкольников грамоте усложняются, и звук уже определяется в односложных и многосложных словах. Далее усваиваются буквы я, ю, ё, и только после этого можно переходить к изучению согласных. По словам автора методики, главной задачей является обучение малыша способности определять согласные буквы в составе слова – это первооснова чтения.

Сами занятия по обучению дошкольников грамоте могут включать в себя различные способы. Это может быть и рассматривание картинок, составление по ним рассказам, рисование, пение, чтение стишков, подвижные игры и т.д. Рекомендовано уделять подобным занятиям минимум один «урок» в неделю. При повышенной дифференциации подготовки и уровня развития грамматики важно создать подгруппы или проводить с малышом индивидуальные занятия.

Формы и методы обучения грамоте дошкольников

Принято выделять 3 группы методов обучения дошкольников. Каждый основывается на соответствующей форме мышления малыша:

  • Наглядные методы – демонстрация различных предметов, изображений, картинок, различение изографов, разгадывание ребусов, шарад и головоломок, а также просмотр мультфильмов, постановка различных театральных представлений.
  • Практические методы включают в себя различное моделирование, конструирование, выполнение упражнений, заданий, подвижные игры и активная деятельность.
  • Словесные методы подразумевают под собой проведение бесед в различных формах. Это могут быть рассказы по картинкам, пересказы, рассказы о фантазиях ребенка.

Воспитатель с достаточным уровнем квалификации и опыта может комбинировать все методы, либо чередовать их, чтобы источники получения и обработки информации сменяли друг друга.

Обучение грамоте дошкольников

Во время изучения алфавита лучше прибегать к различным творческим методам, например, раскрасить букву, слепить ее из пластилина, вырезать из бумаги, украсить ее цветами или узорами, составить ее из бусинок и т. д. Это способствует ускоренному усвоению материала.

Этапы обучения грамоте дошкольников

Подготовку к обучению грамоте дошкольников лучше всего начинать с 3 лет. В каждой возрастной группе имеются свои задачи, которые необходимо решить. Разберем все по порядку.

Вторая младшая группа

Задачи на эту возрастную группу:

  • пополнение словарного запаса;
  • четкое и верное произношение слов;
  • понимание различия звуков;
  • определение понятий «слово» и «звук».

Основные формы работы: игровая форма, беседы, заучивание стихотворений, составление рассказов.

На практических занятиях педагог знакомит детей со звуками окружающего мира, старается научить различать их и узнавать, также дает малышам определение самого понятия «звук».

Лучше всего начинать занятие с демонстрации предметов, издающих абсолютно разные звуки, такие как звон колокольчика (погремушки) и шелеста бумаги.  Далее, когда урок усвоен, рассматриваются схожие звуки, например, лист бумаги и листва. Также дети должны постараться различить и другие естественные звуки, вроде скрипа дверей, пения птиц, лая собаки и т.д.

В таких играх можно использовать заранее записанные звуки, и спрашивать у малышей «А это что за звук?» или «Как делает кошка (корова, баран и т. д.)?»

Обучение грамоте дошкольников

Хорошим методом обучения дошкольников будет демонстрация различных предметов, состоящих из разных материалов. Например, сначала педагог показывает стеклянный стакан и стучит по нему, дети запоминают этот звук. Затем берется металлический стакан и проделывается то же самое и т.д. А после, уже спрятав предмет, воспитатель ударяет по нему, и малыши должны определить, из чего предмет сделан.

Неплохой вариант – театрализовать любимую детскую сказку. Возьмем, к примеру, «Колобка». Всем малышам раздаются игрушки с персонажами из сказки. Педагог начинает свой рассказ: «Убежал Колобок от бабушки и дедушки. Катится по дороге, а навстречу ему…» и дети уже заканчивают: «Заяц».

Ребенок, которому досталась игрушка зайца, выходит вперед. Воспитатель может уточнить у него, как называется животное, давайте дружно произнесем это слово и т.д. В итоге так можно сделать со всеми действующими лицами «Колобка» или любой другой сказки. Так происходит акцент на понятии «слово».

Средняя группа

Задачами этой группы являются:

  • Развитие и дальнейшее пополнение словарного запаса.
  • Научить ребенка воспринимать повествовательный текст и воспроизводить его по памяти.
  • Научить ребенка рассказывать стихи, пословицы и поговорки.
  • Понимание и закрепление терминов «слово», «звук», деление слова по слогам.
  • Выделение первого звука слова, умение определить длину слова.

Основные формы работы: здесь уже можно прибегать к творческим играм, чтению несложных текстов, заучиванию стихов, пересказам и т.д.

Старшая группа

Сюда можно отнести детей старшего возраста. Основные задачи по обучению грамоте для дошкольников 6 лет являются:

  • Развитие фонематики: дети должны не только узнавать гласные и согласные звуки, но и правильно их произносить.
  • Распознавание слов с определенным звучанием.
  • Верная расстановка ударений.
  • Верная характеристика звука и его определение (твердый, мягкий, шипящий, гласный, согласный и т. д.).
  • Умение делить предложение на слова, верно определяя интонацию самого предложения.

Важный момент в обучении дошкольника 5-6 лет грамоте – это верное определение гласных звуков в словах. Их правильное произношение является основой красивой речи. Как правило, эти звуки изучают по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

Обучение грамоте дошкольников

Далее идет изучение согласных звуков, которые являются основой чтения. Большинство высококвалифицированных педагогов рекомендуют начать изучение со звуков [м] и [н]. Они быстрее всего усваиваются.

Подготовительная группа

В обучении дошкольников 6-7 лет грамоте определяются следующие задачи:

Образовательные:

  • Необходимо сформировать у ребенка представление о том, что такое слова, как они формируются в целое предложение и каким образом строятся.
  • Первое знакомство со слоговыми частями и самим слогом. Важный этап – научить ребенка делить слова на слоги.
  • Формирование понимание смыслоразличительной функции звука.

Воспитательные:

  • Важно не только формирование лингвистической культуры, но и языковой интуиции, интереса к красоте и звучанию языка.
  • Понимание того, что к книгам и к тетрадям по обучению дошкольников грамоте, необходимо бережное отношение.
  • Прививание любви к литературе.

Развивающие:

  • Формирование культуры звука и речи.
  • Развитие фонематики.
  • Развитие моторики и графических навыков у ребенка.
  • Формирование понимание того, что такое звукобуквенный анализ и зачем он нужен.
  • Налаживание коммуникативных навыков.

После периода обучения дошкольников грамоте каждый ребенок уже должен:

  • Уметь выявлять различия между понятием «звук» и «буква».
  • Знать все буквы алфавита наизусть.
  • Понимать, где находится место звука в слове.
  • Определять количество слогов.
  • Уметь анализировать слово по звуковому составу.
  • Сознательно, без резкости читать слоги и простые слова.
  • Понимать, какие грамматические изменения несет форма слова.
  • Коммуницировать с детьми и взрослыми.

Часто задаваемые вопросы об обучении грамоте дошкольников

Отвечаем на популярные вопросы про обучение дошкольников грамоте.

Почему нужно обучать грамоте до школы?

По мнению ряда психологов, 4-5 лет именно тот возраст, когда ребенок имеет особую предрасположенность к овладению языком, которая с возрастом становится слабее. По этой причине крайне важно начинать занятие с ребенком дошкольного возраста, чтобы сформировать у него с детства интуитивное восприятие красоты и грамотности языка, научиться четко произносить звуки и повышать словарный запас.

Также подобные занятия очень хорошо развивают мыслительную деятельность, память, воображение и другие способы обработки и воспроизведения информации.

Какие особенности подготовки к грамоте детей с нарушениями речи?

Обучение дошкольников грамоте с различными речевыми нарушениями требует определенного подхода и специальной квалификации специалиста. Только особенные методы позволят таким детям развить восприятие фонематических звуков, производить анализ и синтез слогов и словообразующих конструкций.

Какими пособиями по обучению грамоте дошкольников можно воспользоваться?

  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков»;
  2. Узорова О.В.,Нефедова Е.А «Практическое пособие для обучения детей чтению»;
  3. Жукова Н.С. «Букварь»;
  4. Жуковская Н.В. «Учим буквы интересно и легко» (КОНФЕТКА);
  5. Колдина Д.Н. «Запоминаю буквы» (КОНФЕТКА).

Качественное дошкольное образование является одной из самых важных инвестиций в будущее ребенка, которую могут сделать родители. Нет такого человека, который не хотел, чтобы его малыш вырос успешной, образованной и грамотной личностью. На данный момент школьная программа выстроена таким образом, что ребенок, уже придя в учреждение, должен знать какие-то базовые знания и основы грамматики.

В противном случае школьное обучение будет проходить для него весьма трудно. Очень важно подобрать такого опытного педагога, который сможет не только дать азы грамотности ребенку, но и привить любовь к языку, его чистоте и научить законам построения и использования.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Портал учителя РФ
  3. Всероссийский педагогический портал
  4. Министерство науки и высшего образования РФ
  5. Институт развития стратегии образования
  6. Воспитатели России
  7. ФГОС
  8. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 3.67
( голосов 3 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw