Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Главная > Блог > Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
31.07.2023
2137
Время чтения: 18 минут

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Почему важно? Развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи и интеллекта. Доказано, что гимнастика и упражнения помогают ребенку развивать память, мышление, внимание и воображение, а значит, добиваться успехов в учебе.

Как происходит? Есть методики, способствующие развитию мелкой моторики. Их проводят в детском саду, но в то же время нужно закреплять результат и дома, поэтому важно консультировать родителей.

Суть и важность развития мелкой моторики

Термин «мелкая моторика» означает скоординированные с различными системами организма (нервной, костной, зрительной и мышечной) действия кистей и пальцев рук. Они выполняются в совокупности. Если говорить другими словами, это умение проводить манипуляции с небольшими предметами, используя при этом только мелкие мышцы организма.

Мелкая моторика имеет значимое воздействие на развитие ребенка.

Важно: ребенок, который не умеет управлять руками, не сможет овладеть навыками, нужными ему в повседневной жизни.

Развитие мелкой моторики способствует улучшению функционирования следующих высших психических функций:

  • внимания;
  • мышления;
  • зрительной памяти;
  • воображения;
  • ориентации в пространстве;
  • связной речи.

По степени развития у ребенка мелкой моторики можно судить, насколько он готов к учебе в школе.

Развитие мелкой моторики

Для развития мелкой моторики у детей используются пальчиковые игры и упражнения, которые несут большую пользу:

  • Позволяют развить речь путем улучшения произношения и обогащения лексики.
  • Подготавливают руку к письму. Это особенно важно для детей, которые готовятся к началу обучения в школе.
  • Способствуют предотвращению так называемого писчего спазма – распространенной проблемы старшеклассников.
  • Улучшают внимание и развивают терпение, за счет которого ребенок учится сдерживаться, когда это нужно.
  • Стимулируют фантазию, развивают творческие способности.
  • Способствуют усвоению геометрии в плоскости и пространстве.
  • Позволяют научиться управлять собственным телом, обрести чувство уверенности в системе «телесных координат», что позволяет свести к минимуму развитие неврозов.
  • Дети начинают ощущать радость взаимопонимания без слов, осознают возможности несловесного общения.
  • Дети-левши адаптируются в обществе правшей.

Развитие мелкой моторики у детей происходит посредством пальчиковой гимнастики, которое проводится на ежедневной основе. Кроме того, оно способствует улучшению речи, развитию главных психических процессов и умения общаться. Перед началом учебы в школе кисти рук ребенка приобретают достаточную подвижность и гибкость, благодаря чему ученику младших классов проще овладеть навыками письма.

Виды развития мелкой моторики ребенка

Психофизиологическое развитие дошкольника классифицируется на следующие типы:

  • Зрительно-моторная координация. Обеспечивает визуальное восприятие, а также производит соотнесение его с движением тела. Этот вид развития определяет движение руки во время рисования или написания, позволяет выделить оптимально подходящий способ решения графической задачи, а также гарантирует обеспечение тактильной чувствительности.
  • Графомоторное развитие. Способствует правильному удерживанию в руках ручки или карандаша, определению положения пишущей руки. Кроме того, развивает пространственную ориентацию (в том числе на бумажном листе) и чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие. В рамках этого вида вырабатываются как мелкая, так и крупная моторика. Последняя считается основной. Следовательно, если она развита недостаточно, ребенок не сможет в полной мере производить мелкие движения.

Система формирования мелкой моторики у детей дошкольного возраста организуется на базе ДОУ. В ней учитываются особенности всех видов развития подопечных. Каждый день ребята выполняют упражнения, которые направлены на решение этой задачи. К работе привлекаются и родители дошкольников, так как отрабатывать мелкие движения нужно на постоянной основе, в том числе и дома: когда ребенок играет, выполняет несложные поручения старших, надевает и снимает одежду.

Методы и средства развития мелкой моторики у детей

Различают следующие методы развития мелкой моторики рук у детей.

Традиционные

Это все продуктивные виды деятельности. В качестве примеров можно привести рисование, плетение, аппликацию, обводку рисунка по краям, изготовление бус, лепку, простейшие виды оригами, составление мозаики и пирамидок, конструктор, вкладыши, книги с наклейками, игры на пальцах и пр.

Деятельность дошкольников базируется на таких занятиях, как рисование, лепка, аппликация. Чаще всего ребятам нравится рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать. Таким образом обеспечивается развитие мелкой моторики у детей. Когда подопечные ДОУ рисуют красками или карандашами, они осваивают определенные технические навыки, а это способствует развитию движения руки, выработке большей координации и чувства ритма.

Развитие мелкой моторики

Нетрадиционные

В качестве примера можно привести известные каждому потешки, такие как «Ладушки», «Мальчик-пальчик», «Сорока-белобока» и пр. Все они передаются из поколения в поколение.

С целью развития мелкой моторики у детей педагоги используют пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр, пазлы. Они предлагают своим подопечным закручивать и раскручивать крышки банки, играть в пузырьки, завязывать и развязывать ленточки, шнуровки и узелки, собирать картинки из разрезанных частей, бусы, играть с пуговицами и прищепками, природными материалами, крупами и т. д.

Педагоги применяют такие методы, как массаж ладоней и пальчиков. Он может проводиться с использованием различных предметов и без них. Плюсы занятия заключаются в улучшении лимфо- и кровообращения, снижении мышечного напряжения, увеличении координации и амплитуды пальцев и кистей рук.

Все перечисленные методы эффективны для развития мелкой моторики у детей в раннем возрасте. Кроме того, во время занятий ребенок испытывает положительные эмоции, что играет важную роль в его психическом развитии. Массаж нужен в доречевом периоде и тем малышам, которые развиваются нормально.

В связи с этим можно сделать вывод, что создание условий для развития мелких мышц рук – это обязательно. Если работа проводится правильно, кисти рук будут иметь хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Су Джок терапия для развития мелкой моторики

Су Джок терапия – это метод, авторство которого принадлежит южнокорейскому ученому. Профессор Пак Чжэ By убежден, что воздействие на кисть и стопу способствует лечению организма, а также оно относится к методам оказания самостоятельной помощи себе.

Развитие мелкой моторики

Преимущества Су Джок терапии

  • Терапия высокоэффективна. Если применять ее правильно, нужного эффекта можно достичь уже через несколько минут, а в некоторых случаях даже секунд.
  • Техника абсолютно безопасна, она создана природой, а не человеком, который только лишь открыл ее. Именно этим объясняется эффективность и безопасность методики. В процессе стимулируются точки соответствия, что ведет к излечению. Самое главное – применять терапию правильно, но даже если будут допущены ошибки, никакого вреда не последует – просто не возникнет никакого полезного эффекта.
  • Метод универсален, он позволяет проводить лечение любой части тела, органа или сустава.
  • Терапия доступна для всех. Здесь не нужно что-либо запоминать или выучивать. Нужно лишь единожды понять ее суть, после чего можно пользоваться ею всю жизнь.
  • Метод легко применяется. Все, что от вас требуется, – пользоваться знаниями, рукой, а также подручными инструментами.

Для работы используются стимуляторы Су Джок – это массажеры в виде шариков. Они представляют собой две соединенные полусферы, внутри них – два специальных кольца из металлической проволоки, которые можно легко растянуть. Они свободно проходят по пальцам, при этом создается приятное покалывание.

Стоит отметить, что до появления метода Су Джок не существовало способа, который можно столь легко освоить и получить значительные результаты в короткие сроки.

Японская методика пальцевого массажа получила широкое распространение. Она применяется как с использованием разнообразных предметов, так и без них. К примеру, массаж рук можно выполнять, применяя граненые карандаши. Ребенок самостоятельно массирует кисти, запястья, ладони и области между пальцами.

Методика способствует стимулированию речевого развития, позволяет овладеть тонкими движениями пальцев, улучшить трофику тканей и наладить кровообращение. Если в процессе проговаривать короткие стихотворения, действие вызовет у детей больший интерес.

Приемы для развития мелкой моторики у детей разных возрастных групп

Группа Приемы
Первая младшая
  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Собирание предметов небольшого размера.
  • Лепка колбасок и лепешек.
  • Вылавливание предметов с использованием ложки или совочка.
  • Отжимание губки.
  • Проталкивание некрупных игрушек через отверстие.
  • Шнуровка.
  • Собирание башенки из кубиков
Вторая младшая
  • Игры на пальцах.
  • Нанизывание бусинок или пуговиц.
  • Применение пинцета, пипеток, прищепок.
  • Работа с иголкой.
  • Игры в матрешку или пирамидку.
  • Поиск предмета в посуде с крупой.
  • Завязывание бантиков, узлов.
  • Сматывание нитки в клубок.
  • Закрепление скрепок, резинок.
  • Работа с пластилином при помощи трафарета
Средняя
  • Игры на пальчиках, в том числе создание образов.
  • Собирание с использованием счетных палочек и строительных игрушек.
  • Игры в мозаику, собирание пазлов.
  • Изготовление аппликаций и фигур из бумаги.
  • Инсценировка стихов с помощью пальцев и кистей рук.
  • Рисование
Старшая
  • Упражнения, в которых применяются резиновые мячики с шипами для массажа.
  • Ванны с шариками.
  • «Гладильная доска».
  • Создание картин из нитей.
  • Изображение на картонной бумаге с отверстиями чисел при помощи разноцветных шнурков.
  • Создание аппликаций из семян, круп и макарон.
  • Создание образов из камушков и природных материалов.
  • Использование палочек для счета при решении логических задач.
  • Изготовление украшений из пуговиц, бусин
Подготовительная
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Самомассаж, в котором применяются горошины и карандаши.
  • Игры с использованием небольших предметов.
  • Собирание мелкой мозаики.
  • Изобразительное искусство.
  • Раскраски и оригами.
  • Плетение, аппликации и папье-маше.
  • Рисунки по клеткам и точкам.
  • Графический диктант.
  • Прописи.
  • Работа с ножницами.
  • Занятия, где нужно определить, какой предмет спрятан под салфеткой.
  • Ведение по лабиринту шарика с применением указки

Рекомендации по проведению игр на развитие мелкой моторики в детском саду

  • Перед тем как начинать игру, направленную на развитие мелкой моторики у детей младшего или старшего дошкольного возраста, необходимо обсудить ее содержание. В это же время отрабатываются необходимые жесты, движения и комбинации. Таким образом подопечный готовится к правильному выполнению упражнения, а также эмоционально настраивается на занятие.
  • Упражнения для развития мелкой моторики нужно выполнять вместе с детьми таким образом, чтобы подопечные чувствовали вовлеченность старшего в процесс.
  • Когда игры проводятся повторно, подопечные уже помнят некоторые части текста (особенно его начало и окончание). При дальнейшем повторении весь текст запоминается, а дети соотносят фразы и движения.
  • Упражнения для развития моторики рук у детей нужно периодически заменять новыми. Те из них, которые понравились ребятам более всего, можно оставить и возвращаться к ним, когда подопечные захотят этого.

Развитие мелкой моторики

  • Не стоит просить детей выполнять несколько сложных задач одновременно, таких как демонстрация движений и произношение текста. Подопечные ДОУ не могут концентрировать внимание сразу на нескольких условиях игры, поэтому если им кажется, что они не справляются, интерес быстро пропадает.
  • Особенность развития мелкой моторики рук у детей в том, что поначалу возникают трудности в выполнении упражнений. В связи с этим отрабатывать движения нужно постепенно и пассивно при помощи старших.
  • Не пытайтесь заставлять детей выполнять упражнения. Если они отказываются, проанализируйте причины и по возможности устраните их, к примеру, путем изменения отдельных заданий или всей игры.
  • Стимулируйте вовлеченность подопечных. Даже когда они что-либо делают не так, обязательно похвалите их за старания.

Часто задаваемые вопросы о развитии мелкой моторики у детей

Отвечаем на популярные вопросы.

Насколько важно развивать мелкую моторику у детей?

Развитие мелкой моторики определяет общее развитие ребенка. Если с ней возникают проблемы, могут появиться трудности в таких сферах, как:

  • Социальная. От развития моторики зависит, как будут складываться отношения с окружающими. Отстающий от ровесников ребенок часто избегает общения и не проявляет активности.
  • Физическая. Развитие костей, мышц и нервной системы может быть достаточным при условии регулярных тренировок у детей для развития мелкой моторики в возрасте двух, трех и более лет.
  • Когнитивная. Развитая мелкая моторика усиливает способность к обучению.
  • Эмоциональная, психологическая. Дети, у которых наблюдается двигательный дефицит, могут быть нестабильными с эмоциональной точки зрения и более тревожными, чем ребята с хорошо развитой моторикой.
  • Языковая. Выполнение должным образом речевых движений способствует тому, что ребенок учится говорить правильно. Стоит отметить, что хорошо подвижные дети более внимательны и восприимчивы.

Должны ли родители принимать участие в развитии мелкой моторики рук?

Очевидно, что в решении любой задачи, связанной с воспитанием и развитием детей, должны принимать участие родители или законные представители. Следовательно, в начале года необходимо организовать собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». В рамках мероприятия нужно объяснить необходимость развития мелкой моторики, а также предложить работу в трех направлениях:

  • Специальные игры. Родители делают вместе с детьми упражнения, которые развивают мелкие движения пальцев.
  • Обучение детей навыкам целенаправленного управления движениями в бытовых ситуациях и самообслуживания.
  • Формирование мелкой моторики с помощью игр, к примеру, настольных и пальчиковых.

Организаторы собрания должны объяснить родителям, какое значение имеют игры на развитие мелкой моторики. Задача родителей – заинтересовать детей и помочь им в овладении информацией, а также представить обучение в игровой форме, не сдаваться, если какие-то задачи тяжело выполнить, а также поощрять ребенка.

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики у детей должно начинаться в возрасте 2-3 лет. Чем раньше, тем лучше. Например, в Японии эти мероприятия начинают, когда ребенку исполняется два года. Ученые с этим согласны полностью, ведь именно в раннем возрасте мозг малыша готов к началу овладения речью и формирования высших психических функций.

Ученые провели ряд исследований в отношении детей, имеющих нарушения речи. Оказалось, что у подавляющего большинства из них имеются отклонения в моторном развитии. Несмотря на то, что у них отсутствовала неврологическая симптоматика, они отставали в части крупной и мелкой моторики. Отметим, что первая восстанавливается к началу обучения в школе, а вторая остается заметной и в более взрослом возрасте.

Развитие мелкой моторики

Важно понимать, что мелкая моторика – это далеко не единственный фактор, который определяет интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Однако его роль весьма высока. Занятия, направленные на ее развитие, принесут большую пользу в быту и обучении.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Минпросвещения РФ
  3. Портал учителя РФ
  4. Всероссийский педагогический портал
  5. Воспитатели России
  6. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw