Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Тесты для диагности готовности ребенка к школе для педагогов и родителей
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Альтернативная коммуникация
Главная > Блог > Альтернативная коммуникация: виды, этапы, миф
24.09.2023
786
Время чтения: 16 минут

Альтернативная коммуникация: виды, этапы, миф

О чем речь? Альтернативная коммуникация – дополнительные способы взаимодействия помимо речи. Она развивает у ребенка способность абстрактного мышления, выражения мыслей, а также улучшает навык общения.

Для кого важна? Альтернативная коммуникация особенно нужна детям с расстройством аутистического спектра, ведь некоторые из них не могут говорить, а лишь показывать или «рассказывать» руками.

Что такое альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация также называется дополнительной и включает в себя способы общения, при которых не используется устная и письменная речь. Например, применяются жесты, знаки, изображения, предметы и прочие инструменты неречевой передачи информации, которые обычно являются дополнением к словам. Подобная коммуникация является частью повседневной жизни практически любого человека. К ней относятся дорожные знаки, бирки на одежде и иные обозначения.

Альтернативная коммуникация

Без доступа к нормальной коммуникации человек испытывает следующие проблемы:

  • Сложности при управлении эмоциями, так как не может выразить свои чувства. Обычно данная проблема находит выражение в виде взрывного поведения, тревожности, фрустрации.
  • Склонность к депрессии, подверженности страхам, пассивности, выученной беспомощности. Нередко человек осознанно отказывается от любого взаимодействия с миром.
  • Проблемное поведение, которое чаще всего объясняется тем, что личность лишена возможности поделиться переживаниями, мыслями.

Отсутствие нормального общения с окружающими чревато задержкой развития в познавательной и социальной сфере.

Благодаря коммуникации, в том числе альтернативной, человек получает:

  • безопасность, поскольку может вовремя сообщить о чем-то;
  • возможность регулировать свое состояние, поведение;
  • чувство принадлежности к семье, социальной группе;
  • независимость, автономию даже в случае, когда индивид физически не способен позаботиться о себе и зависит от помощи близких;
  • возможность получить образование, развиваться в социальном плане;
  • более высокий уровень жизни.

Мифы об альтернативной коммуникации

  1. Изучение пары языков является более сложной задачей, чем одного языка. По этой причине ребенок не сможет сразу освоить устную или письменную речь, язык жестов или символов.
  2. Дети склонны к лени, поэтому всегда выбирают то, что проще. Решив использовать альтернативную коммуникацию, ребенок уже точно не заговорит, так как перестанет прикладывать усилия для развития речи.
  3. Альтернативная коммуникация для детей является последним шансом на общение, когда любые другие способы не работают, а ребенок уже достаточно вырос для применения этого метода.
  4. Задействовать данную разновидность коммуникации можно лишь при наличии определенного набора навыков. Так, детям предварительно нужно научиться соотносить предмет с картинкой, соблюдать очередь во время общения, освоить определенные движения.
  5. Альтернативная коммуникация может использоваться лишь по достижении определенного возраста. Не стоит осваивать ее слишком рано.

Ученые доказали, что все иначе, и дополнительная коммуникация положительным образом сказывается на развитии речи, языка. А именно, она помогает лучше понимать речь, усваивать родной язык. Данная разновидность коммуникации должна применяться, когда ребенок не знает, как передать свою мысль при помощи слов.

Специалисты рекомендуют начинать использовать соответствующие средства общения как можно раньше. Когда речь сформирована, альтернативные способы выражения идей уступают место словам, ведь говорить проще, чем показывать и изображать.

Практика показывает, что обучение коммуникации протекает эффективнее всего в сензитивный период, то есть когда мозг человека лучше всего воспринимает знания. Для развития речи данный период приходится на первые годы жизни, а именно 1,5 – 5 лет. Конечно, можно обучать коммуникации и позже, но результаты будут хуже.

Виды средств коммуникации

  • Низкотехнологичные средства. Не требуют использования батареек, представляют собой рисунки, жесты, графические символы, пиктограммы, таблицы, коммуникативные книги.
  • Среднетехнологичные средства. Это коммуникаторы, которые предполагают использование электричества. Такие средства могут быть простыми или сложными. У первых есть единственная кнопка, позволяющая воспроизвести записанную фразу. Вторые дают возможность записывать сразу ряд сообщений. Однако все среднетехнологические инструменты имеют ограниченный функционал.
  • Высокотехнологичные средства. Речь идет о планшетах, айтрекерах, способных двигать курсор на мониторе, учитывая движение глаз человека. Наиболее известным среди айтрекеров на данный момент является «Тоби».

Альтернативная коммуникация

Даже имея все перечисленные виды средств, альтернативную коммуникацию стоит начинать с использования инструментов из первой группы. Умея пользоваться коммуникативной книгой, ребенок легче учится общаться посредством планшета, коммуникатора или айтрекера. При обратном порядке освоения добиться аналогичного результата не удастся.

Этапы освоения альтернативной коммуникации

Рассмотрим основные этапы освоения альтернативной коммуникации.

Развитие общения через различную деятельность

Любой ребенок занимается множеством вещей в повседневной жизни, например, одевается, гуляет, умывается, рисует, играет, поет или слушает музыку. Перед тем как начинать использовать средства альтернативной коммуникации с детьми со СМА, нужно понять, какие они могут выполнять дела, являющиеся нормой для их ровесников.

Далее подготовьте картинки, которые позволят описать каждое дело и будут понятны малышу. Хорошо, если карточек будет несколько, тогда ребенок получит возможность выбора.

Выстраивайте общение по такой схеме: спрашивайте ребенка, что вы сейчас будете делать и предлагайте несколько картинок. Обязательно произносите, что изображено на каждой из них. Если предлагаете карточку с книгой, скажите: «будем читать».

Альтернативная коммуникация

Спустя некоторый отрезок времени, малыш сможет разными способами показывать вам, чего хочет. Например, будет использовать взгляд, жест или звук.

Освоение нового вида деятельности, предполагающее помощь с адаптацией

Ребенок заинтересуется чем-то новым, если взрослые обеспечат ему необходимые условия для адаптации. Важно, чтобы он мог играть в новую игру, несмотря на диагноз. Если, как многие дети с СМА, ребенок лежит или полусидит, сделать игру более комфортной помогут доски с магнитами или креплениями-липучками.

Для освоения ребенком альтернативной коммуникации подстройте окружающую среду таким образом, чтобы у него появилась возможность пользоваться ей. Так, лучше выбирать предметы с небольшим весом, поскольку перемещать тяжелые слишком сложно.

Ребятам, которые лишены возможности двигаться, важно помочь включиться в игру – они не будут участвовать физически, зато смогут управлять действиями помощника. Малыш может выбрать цвет для рисунка или место, которое займет определенный предмет.

Адаптация в новом виде деятельности для его полного освоения

Чтобы научиться альтернативной коммуникации, ребенку необходимо приобрести такие навыки:

  • концентрироваться на предмете, говорящем или что-то делающем человеке;
  • поддерживать зрительный контакт, а также слуховой или тактильный, если есть проблемы со зрением;
  • повторять, имитировать чужие звуки, действия при помощи движений, мимики;
  • предугадывать действия, что предполагает понимание причинно-следственных связей – ребенок может нервничать, собираясь мыться, так как ему не нравится эта процедура.

Отработка навыков через «игровые рутины»

Игровыми рутинами называют много раз повторяющиеся действия, на которые ребенок должен среагировать. Представим игру с мыльными пузырями: малыш не может сам выдувать пузыри, поэтому этим занимается взрослый. Далее он делает паузу и смотрит на реакцию.

Ребенок может мимикой, голосом дать понять, что хочет и дальше играть. Он точно проявит внимание к взрослому и будет ждать продолжения. Подобный момент подходит при обучении альтернативной коммуникации, чтобы смоделировать желаемое поведение. После того как удалось освоить данный навык, задача становится сложнее. Например, можно уточнить, какой пузырь хочется: большой или маленький?

Альтернативная коммуникация

Игра, в которую входят подобные циклы, является хорошим инструментом для развития коммуникативных навыков. В любом случае, задача взрослого – постоянно давать ребенку возможность выбирать. Спросите, чем бы он хотел заняться: играть с плюшевым медведем, рисовать, читать книжку или отдохнуть, потому что утомился. Важно всегда давать возможность отдать предпочтение последнему варианту.

Дополнительные помощники в освоении альтернативной коммуникации

Рассмотрим, что можно использовать в качестве дополнительных средств для освоения альтернативной коммуникации.

Чтение адаптивных книг

Детям с трудностями в общении необходимо читать. Чтение отличается от игр тем, что требует минимум фантазии от родителей, ведь нужно только выбрать книгу. Оно обеспечивает высокий уровень эмоционального вовлечения, поэтому гораздо полезнее просмотра мультфильмов.

Главное преимущество адаптивных книг – в них на иллюстрациях показано именно то, о чем говорится на соседних страницах. Это позволяет ребенку лучше понимать речь, запоминать символы, обогащать пассивный словарь.

Для чтения выбирают нормальный темп, а ключевую роль здесь играет правильное расположение адаптивной книги. Ребенку важно видеть страницы, а взрослому – замечать реакции чада. Прежде чем перелистнуть страницу, спросите разрешение при помощи фразы: «Дальше?». По возможности лучше листать книгу вместе.

Рисование

Эта деятельность будет полезна даже детям, которые не могут сами взять в руки карандаши и кисточки. Взрослый рисует за малыша, а тот выбирает цвет по специальной таблице. Такое простое действие становится прекрасной основой для коммуникации.

Дидактические игры с использованием коммуникативных книг

Книги этого типа позволяют объяснить, что такое «привет», «пока», «пожалуйста», «помоги», «здорово», «плохо», описать повседневные дела, эмоции и пр. Когда вы переодеваете ребенка, откройте книгу и покажите подходящие картинки, выполняйте действия в соответствии с рисунками: надевайте носки, меняйте памперс.

Часто задаваемые вопросы об альтернативной коммуникации

Отвечаем на популярные вопросы.

По какой рабочей программе осваивают альтернативную коммуникацию в 1 – 4 классе?

Рабочая программа называется «Речь и альтернативная коммуникация». Она создана на базе ФГОС для образования обучающихся с умственной отсталостью или интеллектуальными нарушениями.

Также программа для развития альтернативной коммуникации до 4 класса основана на примерной адаптированной основной общеобразовательной программе, предназначенной для ребят с умственной отсталостью или интеллектуальными нарушениями, и обозначается как «Речь и альтернативная коммуникация» (вариант 2).

Подходит ли один вид коммуникации детям с церебральным параличом и с аутизмом? Или им требуются разные виды альтернативной коммуникации? Как в таком случае подобрать оптимальную систему?

К любому ребенку требуется индивидуальный подход, даже если используется альтернативная коммуникация, 2 вариант. Все дети имеют свой набор навыков, опыт, полученный дома, а также уровень языка и когнитивные способности. Так, специалисты говорят, что невозможно составить представление об аутизме, опираясь на опыт общения лишь с одним ребенком.

Для каждого ребенка требуется особое коммуникационное решение. Даже если при разных нарушениях дети могут использовать одинаковое приложение для коммуникации, программы альтернативной коммуникации подбираются индивидуально.

Эксперты сходятся во мнении, что выбрать систему коммуникации можно лишь по результатам индивидуальной оценки. Например, ребенок может ходить, но имеет сильно ограниченные физические способности. Ему сложно контролировать свои движения, поэтому он очень неловкий, а значит, простой планшет не подойдет. Нужно крепкое коммуникационное устройство, которое выдержит эксплуатацию даже в экстремальных условиях.

Может ли ребенок, имеющий проблемы с коммуникацией, общаться при помощи гаджетов?

Это недопустимо. Есть риск, что планшет будет использоваться для самостимуляции, поэтому важно блокировать такое поведение. Рекомендуется поменять настройки гаджета, чтобы открывалось только коммуникативное приложение. Либо стоит ограничить доступ к другим приложениям – тогда ребенок не сможет играть для самостимуляции.

Задача взрослых состоит в том, чтобы при помощи данного устройства обеспечить малышу функциональную коммуникацию, улучшить качество жизни. Важно дать ему шанс полноценно участвовать в жизни семьи, общества, образовательного учреждения.

Есть родители, которые ошибочно боятся прибегать к альтернативной коммуникации при воспитании ребенка. Они уверены, что на фоне данного подхода развитие вокальной речи будет протекать медленнее, либо вовсе остановится. На самом деле, все иначе.

На данный момент можно смело сказать, опираясь на целый ряд научных исследований, что данные системы позволяют решать коммуникативные проблемы и оказывают положительное влияние на развитие функциональной речи.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещения РФ
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  5. Портал учителя РФ
  6. Воспитатели России
  7. ФГОС
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw