Отстающий ученик: как работать, профилактика проблемы
Сохранить статью:
Кто это? Отстающий ученик есть в каждом классе среднестатистической школы. Это дети, которые не усвоили знания, умения и навыки по одному или нескольким предметам в течение определенного промежутка времени.
Как помочь? Своевременное выявление отстающих детей, правильная диагностика причин неуспеваемости, разработка и реализация индивидуального плана работы позволяют помочь таким ученикам справиться со школьными трудностями.
Что значит отстающий ученик
Не следует обобщать такие понятия, как «неуспеваемость» и «трудности в школе». Неуспевающим учеником называют ребенка, который не способен показать тот же результат, что и его сверстники. Его уровень знаний и умений, скорость мыслительных процессов и решения задач значительно ниже, чем у одноклассников.
Отставание в учебном процессе характеризуется невыполнением данных педагогом заданий (одного или нескольких) на каждом из этапов определенного промежутка обучения, необходимого для определения уровня успеваемости.
Неуспеваемость является общим знаменателем между отставанием по отдельным дисциплинам. Незначительные недоработки, когда их оставляют без внимания, становятся заметнее, объемнее и объединяются между собой, образуя в итоге неуспеваемость.
Игнорирование возникающих в процессе обучения трудностей в результате может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка, особенно это проявляется в нервно-психической сфере. Школьник постоянно испытывает тревогу и находится в состоянии стресса, боится стать изгоем среди сверстников и быть наказанным педагогом или родителями.
Все школьные факторы риска оказывают на ученика непрерывное и систематическое воздействие в течение длительного времени. При этом, если он принимает такое влияние в качестве чего-либо неизбежного, неконтролируемого и неизменного, то сила этого воздействия возрастает, ведь самостоятельно справиться с проблемами в школе, минимизировать или вовсе избавиться от них ребенок не способен.
Отстающий ученик – это в некотором роде промежуточное звено между обычными школьниками, демонстрирующими базовые навыки и умения, и детьми с умственной неполноценностью. Такой ребенок не пренебрегает помощью взрослых, но ему требуются специальные программы обучения и большее количество времени на усвоение материала.
Если четко следовать нормам коррекционной работы с отстающими школьниками, через некоторое время их результаты практически сравниваются с уровнем знаний и навыков одноклассников.
Также причиной неуспеваемости может стать нарушение в функционировании основных органов чувств – зрения, слуха и речи. Даже в том случае, если психологически ребенок готов к обучению в школе, он начинает отставать от сверстников ввиду того, что ему не виден написанный на доске текст или плохо слышна речь педагога.
В подобных ситуациях таких детей просто пересаживают на первый ряд парт и уделяют им повышенное внимание, что положительно сказывается на процессе их обучения. Если нарушение функций органов чувств более серьезное, то их переводят в школы со специальными программами: для слабослышащих и глухих детей, слабовидящих и учащихся с нарушениями речевых функций. С 1-й по 4-й класс можно встретить учеников, которые не успевают ввиду недостаточной степени развития образного мышления.
Признаки неуспеваемости учеников
Во многих случаях причина появления существенных школьных трудностей кроется в особенностях личности учащегося. В частности, это повышенная тревожность и навязчивое желание привлечь к себе внимание различными поступками.
Поздняя неуспеваемость характерна для средних классов, когда школьная программа становится труднее. Ребенку приходится привыкать к нескольким педагогам вместо одного в начальных классах, подстраиваться под методы обучения и характер каждого из них. Некоторые ученики, которые показывали положительные результаты ранее, в такой ситуации начинают учиться хуже.
Причем это может случиться даже при высокой обучаемости и уровне подготовки к школе таких детей. Процесс обучения не вызывал у них никаких трудностей, они легко достигали хороших показателей, завоевали уважение и высокий статус перед учителем и одноклассниками, что неминуемо повлияло на самооценку. Но с ростом требований и отсутствием дальнейшего желания получать знания и навыки они теряют все то положение, к которому привыкли.
Регулярные ошибки и неудачи в учебе, а также необходимость заново обзаводиться авторитетом являются одной из основных причин снижения мотивации. Наступает переломный момент, меняется отношение к педагогу, в некоторых случаях возникает желание бросить школу.
Нежелание продолжать учебу становится причиной ухудшения успеваемости даже у бывших хорошистов. Окончание начальной школы совпадает с периодом вступления в пубертатный период, когда в корне меняются интересы, цели и способы их достижения. На первый план часто выходит не учеба, а внешкольные увлечения подростков.
Основные признаки, характеризующие отставание в обучении ребенка и плохое усвоение им школьного материала:
- недостаточный уровень развития умственных способностей;
- неполноценное формирование учебных навыков;
- нехватка внимания наряду с повышенной активностью;
- отсутствие мотивации к получению новых знаний;
- неспособность ученика выполнять действия произвольно, по инструкции и с приложением усилий;
- конфликты с одноклассниками и учителями;
- слабое желание познавать новое;
- недостаточная степень развития словесно-логической сферы мышления;
- пониженная работоспособность.
Классификация и категории отстающих учеников
Неуспевающие учащиеся условно подразделяются на 3 типа (по Н. И. Мурачковскому):
- «Хочет, но не может».
Сюда относятся дети с нарушениями в познавательном и мыслительном процессах, концентрации внимания, функции памяти и речи. Недостаточный уровень сформированности познавательных навыков с учетом положительного отношения к обучению и сохранению статуса ученика школы.
- «Может, но не хочет».
Ученики, у которых достаточно хорошо развиты мыслительные процессы, но при этом отношение к обучению резко негативное, а также полностью или частично утрачена позиция школьника.
- «Не хочет и не может».
Отстающие учащиеся, мыслительные процессы у которых развиты очень слабо. Негативное отношение к обучению, сопровождаемое полной потерей позиции школьника, что выражается в желании вовсе не продолжать обучение в школе.
Следующие категории учеников наиболее подвержены появлению трудностей с успеваемостью в школе:
Дети, у которых диагностирована задержка психического развития
Сюда входят ученики, развитие навыков у которых ниже уровня, требуемого для их возрастной группы. Выполнение задач дается им с большим трудом, и педагоги часто делают им замечания, вследствие чего страдает их самооценка. Такие школьники нередко становятся изгоями в коллективе, одноклассники не проявляют желания заводить с ними дружбу и даже садиться за одну парту.
Стремление обратить на себя внимание и быть услышанным приводит к регулярному плохому поведению на уроках и переменах: выкрикам с места, провокации одноклассников и учителя, беганью по школьным коридорам.
Недостаточно развитые для школы дети
Такие ученики составляют наибольший процент от общего количества отстающих – около 25 %. Как правило, это дети с нарушениями развития в раннем периоде (осложнения во время беременности и родов, получение травм при рождении, тяжелые болезни). Большую роль играет наличие хронических патологий здоровья и проживание в неблагополучных семьях.
Работа с отстающими учениками в школе, относящимися к данной категории, направлена на помощь в адаптации к учебному процессу, расписанию и нагрузке. С самого начала обучения в школе их объединяют в особую группу риска по отставанию. Позднее они чаще всего проявляют себя как сложные, постоянно неуспевающие подростки, регулярно нарушающие все порядки школы и создающие для нее множество проблем.
Дети с недостаточным уровнем развития функциональных способностей
От других групп таких детей отличает желание старательно учиться, выполнять все задания, данные педагогом. Однако уже после нескольких недель в школе их поведение и состояние здоровья ухудшаются. Появляется беспокойство, вялость, плаксивость, раздражительность. Дети начинают страдать головными болями, плохим аппетитом, апатией и трудностями со сном.
На данном этапе все эти проявления легко объяснить: так выражается привыкание ребенка к школе, к новому месту и условиям. Если по прошествии 1-2 месяцев ситуация не улучшается, то это говорит о незрелости некоторых функций организма, неготовности к процессу обучения в школе.
У некоторых наблюдается быстрая усталость (отсутствие школьной выносливости), у других невозможность сосредоточиться на уроках, у третьих уровень знаний и навыков оказывается далек от тех, что ребенок демонстрировал в момент сдачи вступительного теста, ожидания не совпадают с реальностью.
Так образуется категория отстающих, неуспевающих школьников, не способных освоить учебную программу. Они чаще других пропускают уроки, болеют, что негативно сказывается на успеваемости.
Дети со слабым здоровьем
Согласно статистике, всего 20-30 % первоклассников имеют хорошие показатели здоровья, у 30-35 % выявлены хронические заболевания ЛОР-органов, у 8-10 % проблемы со зрением, больше чем у 20 % высокий риск развития близорукости, а у 15-20 % определяются различные сбои в работе нервно-психической сферы, являющиеся результатом органического негативного воздействия на кору головного мозга в разных временных промежутках развития.
Таким детям особенно сложно адаптироваться к учебному процессу. Дома к ним было особо бережное отношение, их ограждали от любого перенапряжения, поэтому развитие шло значительно медленнее нормы. У них отмечается ограниченный объем знаний и умений, сложности с ориентацией в незнакомой обстановке и общении со сверстниками и педагогом, плохое поведение на уроках и слабый уровень стремления к учебе.
Существует и иная группа, в нее входят дети, дома которым было разрешено все. Они избалованы вниманием, гиперактивны и неуправляемы, быстро устают и не могут сосредоточиться на выполнении заданий в течение длительного времени. В среднестатистических классах доля таких учеников составляет от 30 до 40 %. Здесь необходимы особые методы работы с отстающими учениками, которые требуют от учителя больших усилий, профессиональных навыков и опыта.
Системно отстающие дети
У данной категории детей вероятно сильное ослабление здоровья и ухудшение самочувствия на фоне увеличенных эмоциональных, физических и умственных нагрузок, связанных с систематическим процессом обучения. Наиболее сильно они оказывают воздействие на организм ребенка в том случае, если в раннем детстве у него уже были выявлены различные патологии и отставание в развитии.
Сложности с усвоением школьной программы чаще всего возникают у учеников с нарушениями в развитии и дисциплине. Если рассматривать развитие каждой функции по отдельности, то оно кажется нормальным, но гармонии между ними нет. Такие дети и составляют категорию системно отстающих.
Даже малейшие сбои в работе функциональных систем могут стать причиной видимых нарушений, если объединятся между собой: недостатка сдержанности, гиперактивности, ажитации. Дети с подобными проявлениями не могут организовать свой рабочий процесс, сконцентрироваться на уроке, завести дружеские отношения с другими ребятами своего возраста, на отказы с их стороны реагируют резко и грубо. Им свойственно неумение контролировать свои эмоции и поведение, импульсивность, желание удовлетворить только свои потребности.
Нарушение дисциплины сопровождается трудностями в письме, чтении и математике. Практически весь первый год обучения в школе уходит на усвоение правильного написания букв, обучение красивому и аккуратному письму и ведению тетрадей. Ко второму классу программа первого остается неусвоенной. Регулярные стычки таких детей с одноклассниками и резкие реакции крайне негативно влияют на общую обстановку в классе.
Нестандартные дети
Сюда относятся как крайне одаренные, талантливые и умные дети, так и сильно отстающие в обучении и умственном развитии. В общем, все те, кто выбивается из нормальных рамок.
на наши новости
500 000 пользователей!
Медленные дети
Тугодумы необязательно имеют отклонения в развитии и различные заболевания. Это может быть одной из особенностей функционирования нервной системы, темперамента или характера. Такие дети часто наделены отличными умственными способностями и не имеют особых проблем со здоровьем. От сверстников их отличает лишь медлительность, им требуется больше времени для включения в рабочий процесс и смены видов деятельности.
Работать с классом в одном ритме они не могут. Начинают торопиться, переживать и все равно не могут догнать остальных. В результате страдает качество письма, становится больше ошибок и помарок, возникают трудности с усвоением школьной программы.
К категории нестандартных и исключительных можно отнести также слишком активных, перевозбужденных, вечно торопящихся учеников. Они тянут руку еще до того, как учитель полностью озвучил вопрос, выпрыгивают со своего места, не могут контролировать свое возбуждение, им хочется все сделать максимально быстро.
Индивидуальный план работы с таким отстающим учеником, как правило, включает в себя задания повышенной сложности, над которыми приходится работать дольше и кропотливее. А от педагога требуется много терпения и умение приструнить подобных детей.
Дети, подверженные депривации в семье и в школе
Чаще всего эти дети были лишены возможности в полной мере удовлетворять свои психофизиологические и социальные потребности ввиду проживания или длительного нахождения в неблагоприятных условиях. Сюда относятся такие проблемы, как пристрастие родителей к алкоголю, постоянные конфликты, ссоры и проявления агрессии по отношению к детям, телесные наказания или, наоборот, тотальная вседозволенность и избалованность.
Нередко школа вместо помощи таким детям создает еще большие жизненные трудности, резко определяя их к категории трудных учеников. И, помимо социальной запущенности, образуется педагогическая. У таких школьников наблюдается рассеянность, забывчивость, проблемы с успеваемостью. Уже после первого урока они ощущают усталость, перестают слушать и понимать слова учителя, сидят с пустым взглядом, могут даже уснуть во время занятия.
Длительность урока им кажется бесконечной, утомление характеризуется резким снижением работоспособности, медлительностью, заторможенностью. Они не успевают за одноклассниками в выполнении заданий. Во время занятия часто отвлекаются, реагируют на внешние раздражители, задания выполняют небрежно, могут непроизвольно заплакать или засмеяться без видимой причины. Во время чтения теряют смысл. Даже если домашнее задание было выполнено по всем правилам, все равно при ответе в классе ученик теряется и начинает ошибаться.
Неуспеваемость бывает следующих видов:
- безнадежное отставание по большинству дисциплин или всем сразу в течение долгого периода;
- устойчивая неуспеваемость по 1-3 самым сложным дисциплинам (чаще всего это русский язык, иностранный язык или математика);
- отставание регулярно проявляется то в одном, то в другом предмете. Чаще всего преодолеть ее не составляет труда.
Разделение учеников на категории по Р. Л. Гинзбургу:
- Отстающие школьники, не способные уловить мысль и следовать за ходом объяснения педагога. Имеют сложности с усвоением материала из учебного пособия.
- Отстающие ученики, которые могут самостоятельно справляться с некоторыми заданиями, связанными с анализом-синтезом. Например, в случае разбора конкретных предметов или явлений.
Объединяет их отсутствие желания вкладывать свои силы, заставлять мозг работать и воспринимать информацию, а также резко отрицательное отношение к способам и видам работы повышенной сложности.
Педагогическая помощь отстающим ученикам
Задача педагогики, направленная на улучшение успеваемости отстающих учеников, содержит в себе определенный набор эффективных действий:
- Изучение и усвоение учителями данной задачи и приведение общей информации к единому целому.
- Выбор наиболее оптимальных способов достижения наилучшего результата в данных условиях.
- Составление и приведение в действие алгоритма решения задачи с учетом выбранных критериев оптимальности и т. д.
Педагогика предлагает следующие методы улучшения успеваемости у отстающих школьников:
Предупреждение неуспеваемости
Деятельность педагога должна быть своевременной, чем раньше будет обнаружена проблема отставания, тем быстрее принятые меры приведут к положительному результату. Подбор действий для решения проблемы в литературе основан лишь на причинах неуспеваемости, но этого мало.
Такая нестыковка теоретической и практической частей связана с недостаточной полнотой определения понятия неуспеваемости и невыявления ее основных признаков. А это крайне важно для того, чтобы сделать правильный выбор из всех возможных мер преодоления отставания и неуспеваемости и для понимания причин этих проблем.
Педагогическая профилактика
Целью ее является поиск наиболее эффективной педагогической системы, а также применение на практике активных способов и видов обучения, информатизация работы педагога. В процессе разработки плана по улучшению учебно-воспитательной деятельности большое внимание уделяется созданию благоприятных условий для отстающих учеников.
Педагогическая диагностика
Регулярное наблюдение, контроль и анализ итогов обучения, своевременное определение слабых мест. Эффективным здесь является общение педагога с учениками, их родителями, уделение особого внимания сложным учащимся с занесением информации о результатах наблюдения в дневник педагога, проведение тестирований и анализ полученных данных. Все выявленные недочеты, ошибки и итоги фиксируются в дневнике в виде таблиц.
Педагогическая терапия
Комплекс мер, направленный на устранение проблемы неуспеваемости в школе. Отечественные образовательные организации предлагают их как дополнительные занятия. Данная мера, хотя и пользуется немалой популярностью, часто подвергается критике за свою нерациональность. Но благодаря ей появляется возможность дать школьнику дополнительное время для усвоения информации.
Для педагогов, которые не умеют грамотно распределять работу учеников на занятиях и давать каждому из них домашнее задание исходя из индивидуальных особенностей ребенка, данный метод оказывается единственным из возможных.
Воспитательное воздействие
Так как сложности в школе нередко являются последствием плохого воспитания, то занятия с отстающими учениками должны включать в себя не только индивидуальную воспитательную деятельность, но и взаимодействие с семьей ребенка. Эффективность усвоения школьной программы учениками напрямую зависит от степени их личностной воспитанности, моральных качеств и социализации.
Поэтому педагог обязан проводить обучение таким образом, чтобы оно оказывало максимальный эффект на воспитание каждого школьника, его способность жить по законам совести и чести, любовь к искусству и творчеству, социальную зрелость.
Результативность процесса обучения и отношение к нему у ученика тесно связаны с его жизнью в школе и взаимоотношениями в классе, степенью удовлетворенности этими сферами. Не менее важно и то, какие эмоции он испытывает ежедневно, какие чувства возникают у него при входе в школу и во время нахождения на занятиях.
Разрабатывается и обособленный комплекс мер, который распространяется на всех учащихся школы. Его цель состоит в улучшении условий обучения и воспитания учеников. В него включены рекомендации по систематизации учета и контроля, а также советы касательно стимуляции стремления учащихся к обучению, самостоятельной деятельности и творчеству.
Если опираться на некоторые педагогические и психологические труды, то становится очевидно, что наилучший результат перевоспитания отношения достигается путем предоставления учащемуся задачи такого уровня сложности, которую он в состоянии решить самостоятельно. Даже маленькая победа может стать большим шагом к изменению отношения к обучению в лучшую сторону.
Важно уделить внимание особым условиям проверки решения у отстающих учеников. Один из основных советов заключается в предоставлении большего количества времени для ответа у доски, помощи в изложении темы занятия с использованием специально разработанного плана, схематического рисунка или плаката.
Опрос отстающих учеников следует сочетать с самостоятельной деятельностью остального класса таким образом, чтобы была возможность уделить неуспевающему школьнику максимум внимания, побеседовать с ним наедине, поговорить о трудностях и проблемах, ответить на интересующие вопросы.
Рекомендуется данные слабоуспевающим ученикам задачи делить на несколько этапов и при необходимости подробно объяснять им ход решения и оказывать помощь.
Крайне важным является оптимистичный настрой педагога по отношению к каждому из своих учеников, независимо от его уровня подготовки, знаний и навыков. Учитель должен быть уверен в том, что любой школьник способен достичь успеха, указывать детям на их положительные качества и сильные стороны, постепенно борясь со слабыми.
Чтобы такие методы приносили положительные результаты, педагогу следует заняться поиском достоинств того или иного школьника со слабой успеваемостью и на основании них создавать индивидуальный образовательный маршрут для отстающего ученика.
План работы учителя с отстающим учеником
Этапы взаимодействия педагога с отстающим школьником и его родителями:
- Проведение в начале учебного года опроса, целью которого является определение уровня подготовки учащихся и выделение из них слабоуспевающих.
- Применение на уроках разнообразных видов проверки выполненных заданий и обратной связи (письменная или устная форма, индивидуальная работа и т. д.) для объективной оценки результатов.
- Регулярное проведение опросов учеников с выставлением оценок, чтобы незадолго до начала каникул ученик мог ознакомиться с ними и при необходимости постараться исправить итоговую оценку. За одно занятие нужно опрашивать не менее 5-7 человек.
- Объяснение причины выставления той или иной оценки с указанием ошибок ребенка, таким образом он сможет обратить на них внимание в дальнейшем и исправить.
- Устранение пробелов в усвоении материала, которые были выявлены в ходе написания контрольной работы. После этого контрольную работу следует провести повторно.
- Педагогу-предметнику необходимо рассчитать то количество времени, которое требуется неуспевающему ученику для усвоения новой темы занятия, и в случае возникновения сложностей помочь ему.
- Педагоги по каждой дисциплине должны оповещать классного руководителя или родителей школьника о его слабой успеваемости в том случае, если за свои работы он стабильно получает неудовлетворительные оценки.
- Педагогу запрещено наказывать ученика за плохое поведение на уроке снижением оценки, для этого существует несколько других доступных способов воздействия.
- Если все предыдущие пункты были выполнены, но положительной динамики не наблюдается, педагогу следует доложить руководящему составу школы о плохой успеваемости учащегося и обо всех используемых методах воздействия на него.
По результатам, полученным после анализа диагностики, составляется индивидуальный план обучения ребенка, согласовываются общие и личностно значимые для него цели обучения. Разработка производится только в случае тесного взаимодействия ученика или педагога, при этом второй играет роль наставника: оказывает помощь, дает советы и консультирует при возникновении трудностей с усвоением пройденного материала.
В процессе составления индивидуальной схемы обучения ученику предоставляется возможность ознакомиться с темами каждой из дисциплин, представляющими собой базовый курс и важные этапы освоения школьной программы. Выбор дидактических материалов осуществляется на основании выявленных пробелов в знаниях учащегося.
При составлении монопредметной индивидуальной схемы обучения школьник может выбрать тематические разделы, которые не были усвоены в должной мере на базовом уровне и нуждаются в дополнительном времени, методах и технологиях для восполнения пробелов в школьной программе.
Следующим этапом является выбор дополнительных занятий, которые помогут учащемуся лучше изучить дисциплину, не освоенную им на базовом уровне.
В ИОМ включены дополнительные программы для общего развития школьников, которые они выбирают самостоятельно исходя из личных предпочтений и увлечений. Учитель вправе дать совет касательно одной из программ, которая поможет ребенку восполнить недостаток обобщенных видов деятельности, освоенных на базе нескольких или всех сразу школьных предметов.
ИОМ может также включать в себя методы социализации учеников при помощи проведения различных мероприятий, которые направлены на развитие волевых качеств, навыков коммуникации и организации процессов, построения целей и плана их достижения. Деятельность проектно-исследовательского характера помогает приобщить ученика к эффективной работе в коллективе.
Выбор учителем цифровых материалов способствует самообразованию учащегося, что тоже является компонентом ИОМ.
Педагог-психолог предлагает несколько видов интерактивного обучения, которое может проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе, что способствует формированию психических процессов и стимуляции интереса к познанию, а также дает советы по налаживанию самостоятельной деятельности в сфере развития функций памяти, внимательности и скорости восприятия информации.
Рекомендации учителю по работе с отстающими детьми
- Не следует требовать от неуспевающего школьника мгновенного ответа на неожиданно заданный вопрос.
- Старайтесь проводить опрос в письменной форме.
- Построение техники опросов и поощрения учащихся должно быть направлено на формирование у них уверенности в своих силах и способностях.
- Не следует резко реагировать на ошибки и неудачи отстающих учеников, ведь они и сами принимают их близко к сердцу.
- Не стоит ждать сиюминутного включения в учебный процесс слабоуспевающих школьников. Помните, что их работоспособность нарастает постепенно.
- Выставлять оценки на основании результатов работы, а не личностных качеств.
- Давать школьнику задания по силам и возможностям.
- Особое внимание нужно уделять успехам ребенка и выделять его положительные качества.
- Стараться мотивировать ученика к проявлению своих знаний и навыков на уроках.
- Применять в работе различные дидактические материалы.
- Принимать во внимание состояние здоровья школьников.
Профилактика отставания у учащихся
Чтобы снизить вероятность возникновения проблемы с успеваемостью ребенка в школе, ему требуется оказать помощь в адаптации. Крайне важно, чтобы период привыкания проходил максимально комфортно для ребенка, без ослабления здоровья, потери настроения и ухудшения самооценки.
Для этого следует делать акцент на его интеллектуальных, личностных и физических данных для успешного усвоения программы и правильного темпа развития. Именно такие цели преследует использование разнообразных способов поддержки учащихся для успешного решения данных педагогами задач.
Одним из наиболее эффективных способов предупредить неуспеваемость является построение отношений с каждым учеником индивидуально, основываясь на его личностных качествах, характере и способностях, а также грамотная организация домашней работы ребенка.
Ведение систематической деятельности с целью предупреждения, профилактики и устранения проблем неуспеваемости учеников в школе крайне важно. Потому что только с помощью целостного взаимодействия учителей, родителей, психологов и других специалистов со школьником можно добиться хороших результатов.
Предупредить возникновение проблем с освоением школьной программы легче, чем решать их уже после появления. Поэтому тот уровень знаний, которого достигает ребенок в процессе обучения в школе, представляет собой его комплексную характеристику. Становится видно, насколько развиты психологические качества, крайне необходимые для легкой адаптации к новой социальной среде.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: