Аннотация. В статье рассматриваются психологические и педагогические основания использования настольных игр как инструмента развития когнитивных и эмоциональных способностей у подростков. На основе анализа современных исследований в области возрастной психологии, нейропсихологии и игровой педагогики, обосновывается эффективность настольных игр для формирования таких метакогнитивных умений, как внимание, память, мышление, а также для укрепления эмоционального интеллекта, саморегуляции и развития социально-коммуникативных навыков. Описываются типы игр и игровые механики, способные стимулировать когнитивную активность, эмоциональную включённость и личностный рост подростков в условиях образовательной и внеклассной деятельности.
Ключевые слова: настольные игры, подростковый возраст, эмоциональный интеллект, когнитивное развитие, игровая педагогика, психологическая коррекция, коммуникативные навыки.