Дислексия у детей: причины развития, симптомы и диагностика
Сохранить статью:
Что это такое? Дислексия у детей характеризуется нарушением чтения из-за недоразвитых когнитивных способностей. Обычно при этой патологии затронуты участки головного мозга, которые отвечают за восприятие прочитанного текста.
В чем суть? Проявляется дислексия у детей проблемами в распознавании и понимании письменной речи, чтении по буквам и неуспеваемости. У большинства одновременно диагностируют дисграфию. Минимизировать вред от этих патологий можно, распознав их на ранних стадиях. Вот для чего важно знать симптомы и способы диагностики.
- Что такое дислексия
- Причины развития дислексии у детей
- Классификация дислексии
- Признаки дислексии у детей дошкольного возраста
- Признаки дислексии у детей школьного возраста
- Диагностика дислексии у детей
- Помощь логопеда при дислексии у детей
- Помощь нейропсихолога при дислексии у детей
- Дислексия у детей с ЗПР
- Отличия дисграфии у детей от дислексии
- Коррекция дислексии и дисграфии у детей
- Часто задаваемые вопросы о дислексии у детей
Что такое дислексия
Дислексией, дисграфией, дискалькулией называются частичные нарушения способности к овладению навыками чтения, письма и счета, которые проявляются в повторяющихся характерных ошибках. Эти специфические расстройства обусловлены несформированностью высших психических функций и неполным развитием определенных когнитивных процессов.
Дисграфия, дискалькулия и дислексия у детей проявляются в особенностях восприятия информации, которые приводят к возникновению трудностей в обучении письму, математике, чтению. Согласно результатам исследований, такие специфические нарушения наблюдаются у каждого десятого ребенка, обучающегося в школе.
В процессе обучения все дети допускают ошибки, но если школьники, не имеющие нарушений, довольно быстро овладевают необходимыми навыками, то у учащихся с дислексией они имеют стойкий характер и сохраняются длительное время.
Следует понимать, что дислексия у детей школьного возраста не является болезнью или признаком лени и нежелания учиться. Это нейробиологическая особенность, при которой у ребенка отсутствуют интеллектуальные нарушения и сохраняется общая способность к обучению.
Однозначные факторы, которые приводят к возникновению дислексии и иных трудностей в обучении, пока не определены. Также отсутствует единая классификация подобных заболеваний.
Причины развития дислексии у детей
По мнению специалистов, расстройство чтения – это следствие нарушения функционирования центральной нервной системы. Неврологические и нейробиологические патологии лежат в основе дислексии у детей. Причины могут быть следующие:
- Гипоксия. Острое кислородное голодание плода во время беременности и в процессе родов.
- Внутриутробная интоксикация. Воздействие на плод медикаментов, алкоголя, никотина, наркотических веществ, вредных химических соединений.
- Инфекционные болезни. Заболевания (например, ветряная оспа, краснуха, корь), перенесенные в период внутриутробного развития или младенчества, приводят к патологиям ЦНС и головного мозга.
- Родовая травма. Механические повреждения головы новорожденного в результате осложнений во время родов, как правило, отражаются на состоянии головного мозга.
Существуют также другие причины расстройства речи и дислексии у детей:
- хронические заболевания, истощающие организм;
- нейроинфекции;
- черепно-мозговые травмы;
- бесконтрольный или нерациональный прием сильнодействующих лекарственных средств.
Некоторые специалисты не исключают наследственность как фактор, усиливающий риск дислексии. Если у близких родственников наблюдались проблемы, связанные с восприятием, распознаванием или воспроизведением письменной и разговорной речи, то у ребенка тоже могут проявиться подобные нарушения.
Нельзя не принимать во внимание и социальные обстоятельства, которые в той или иной степени влияют на формирование высших психических функций и способствуют появлению признаков дислексии у детей:
- синдром «госпитализма» – когда ребенок разлучен с близкими и находится в неблагоприятных условиях интерната;
- дефицит речевого общения;
- билингвизм (двуязычие) – ребенок общается с близким окружением на двух или более языках;
- педагогическая запущенность;
- эмоциональное неблагополучие, негативный психологический климат в семье;
- несвоевременное (слишком раннее или очень позднее) обучение основным навыкам чтения и письма;
- большая загруженность, несоответствующий возрасту объем ответственности и обязанностей, возложенных на ребенка (например, школьник посещает много кружков и секций, вынужден решать самостоятельно все бытовые проблемы и т. п.).
Основной предпосылкой для появления дислексии и ее симптомов у детей является фонетико-фонематическое (ФФН) и общее недоразвитие речи.
Классификация дислексии
В основе классификации лежат различные критерии определения дислексии у детей школьного возраста. По проявлению симптомов выделяют два вида – литеральную и вербальную. Литеральное расстройство проявляется в трудности усвоения букв – ребенок может не различать отдельные символы алфавита. При вербальных нарушениях малыши затрудняются воспринимать и читать слова или целые предложения.
В зависимости от нарушенных механизмов восприятия речи дислексия у детей младшего школьного возраста может быть:
- Фонематическая – нарушена способность распознавать, анализировать и дифференцировать отдельные звуки, буквы и слоги.
- Семантическая – неспособность объединять отдельные слоги в целые слова, нарушение понимания прочитанных слов. Этот вид дислексия у детей обусловлен скудным словарным запасом.
- Аграмматическая – трудности с пониманием структуры языка и правил составления словосочетаний и предложений.
- Мнестическая – нарушение речевой памяти и связи между зрительным восприятием буквы и произношением звука.
- Оптическая – недостаточное или аномальное формирование зрительно-пространственного восприятия, затруднения в усвоении и смешение графически сходных букв, их взаимная замена.
Отдельно выделена тактильная форма расстройства. Наблюдается такая дислексия у слепых и слабовидящих детей. В ее основе лежат проблемы, связанные с дифференциацией тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. Ребенок с трудом распознает сходные символы через тактильные ощущения.
Признаки дислексии у детей дошкольного возраста
В России дислексия, дисграфия и дискалькулия не диагностируются у детей дошкольного возраста. Такой подход связан с пониманием того, что в этом возрасте ребенок только начинает приобретать навыки чтения, письма и счета, и у специалистов недостаточно сведений, чтобы сделать заключение о наличии стойких нарушений. Но определить явную предрасположенность к заболеванию и другим специфическим затруднениям в обучении можно еще до поступления малыша в школу.
Рекомендуется обратить особое внимание на детей из семей, где хотя бы у одного из родителей наблюдаются особенности восприятия информации, возникают трудности с письмом и чтением, диагностирована дислексия и/или дисграфия.
Также в группу риска попадают малыши, если у матери были трудные роды, у новорожденного случилась родовая травма, у ребенка с раннего возраста диагностированы различные нарушения речи, слуха, зрения и др.
Предрасположенность детей к дислексии
Предрасположенность детей к дисграфии, дискалькулии, дислексии и другим возможным трудностям в обучении можно определить по следующим характерным признакам:
- малыш начал поздно ползать или сразу пошел, не ползая;
- до двух лет ребенок проявлял речевую активность, но позже развитие речи затормозилось;
- наблюдается задержка речевого развития, овладевает навыками речи медленнее, чем сверстники;
- не может правильно держать ложку, карандаш, кисточку для рисования и др.;
- возникают проблемы с развитием мелкой моторики (например, не получается завязывать шнурки на ботинках);
- дошкольник затрудняется играть с мячом: не может его поймать или бросает мимо цели;
- есть проблемы с удержанием баланса: не может стоять на одной ноге, не удается научиться ездить на самокате или велосипеде и т. п.;
- не способен правильно повторить ритм постукиваний с разными интервалами (например, карандашом по столу);
- ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми, часто замыкается в себе, избегает контактов;
- характерные особенности поведения: быстро утомляется, не может сосредоточиться и сконцентрировать внимание на задании, затрудняется выполнять действия в строгой последовательности, наблюдаются резкие перепады настроения, не способен адекватно выражать свои эмоции.
Также есть вероятность дислексии у детей, если при обучении чтению и письму возникают следующие проблемы:
- начинает говорить позже своих сверстников и с трудом запоминает новые слова;
- затрудняется распознавать буквы, плохо сопоставляет их со звуками;
- часто не различает звуки, неправильно их воспроизводит (например, парные согласные);
- не узнает слова, которые часто встречает в виде надписей (например, «вход», «выход»);
- с большим трудом запоминает буквы, слова, понятия, постоянно делает одни и те же ошибки в произношении и на письме;
- может не замечать стоящие слева знаки, буквы или даже целую страницу;
- при чтении меняет порядок букв;
- пропускает отдельные слова, словосочетания, фразы в тексте;
- читает или пишет слова задом наперед;
- навыки чтения и письма слабо развиты и не соответствуют возрасту ребенка.
Если у малыша наблюдается три и более проблемы перечисленных выше, то родителям (законным представителям) следует обратиться за консультацией к логопеду или нейропсихологу. Только специалист может выявить предрасположенность у детей к дислексии, а также другие возможные трудности в обучении.
Признаки дислексии у детей школьного возраста
Как уже было отмечено выше, в нашей стране диагностируют трудности в обучении и дислексию у детей 8 лет в начальной школе. У специалистов уже достаточно данных для постановки диагноза у учеников после окончания второго класса.
Рекомендуется обратить особое внимание на овладение навыками чтения, письма, счета и школьную успеваемость детей из семей, где у кого-то из родителей или близких родственников в течение длительного срока наблюдаются подобные трудности.
Признаки дислексии у детей школьного возраста и симптомы, которые нельзя игнорировать:
- искажает слова при чтении и на письме: пропускает, переставляет, не дописывает или, наоборот, добавляет лишние буквы и слоги;
- затрудняется правильно повторить несколько цифр в заданном порядке;
- плохо запоминает буквы, слова и понятия;
- отказывается читать вслух;
- неправильно произносит или называет буквы, слова, цифры, которые видит в тексте;
- очень часто «зеркалит» буквы;
- не способен определять границы слов и предложений;
- может не замечать находящиеся слева знаки, буквы и даже страницу;
- плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные согласные);
- не узнает слова, которые видит очень часто (например, «вход», «выход»);
- затрудняется распознавать буквы и сопоставлять их со звуками;
- читает или пишет слова наоборот;
- пропускает отдельные слова, словосочетания или фразы в тексте;
- при чтении и письме меняет порядок букв;
- в речевом развитии отстает от своих сверстников;
- навыки чтения и письма слабо развиты и не соответствуют возрасту ребенка.
Важно своевременно диагностировать дислексию у детей. Рекомендуется проконсультироваться у специалиста, если у ребенка часто возникают проблемы с концентрацией внимания, усидчивостью, самоорганизацией:
- часто теряет личные вещи и школьные принадлежности, забывает выполнить задания;
- не может организовать свою деятельность, соблюдать инструкции, совершать действия по алгоритму;
- не может сосредоточиться, одновременно слушать, запоминать и выполнять действия, часто отвлекается;
- нетерпелив, несдержан, на уроке может выкрикивать ответ, не дослушав вопроса учителя;
- не умеет слушать других людей, перебивает, раздражается, если нужно говорить в порядке очередности;
- домашнее задание выполняет очень долго, часто на это уходит несколько часов.
Зрительно-пространственные и моторные трудности тоже могут быть признаками дислексии при диагностике у детей школьного возраста:
- отставание в развитии мелкой моторики (например, не может самостоятельно завязывать шнурки на обуви);
- затрудняется правильно повторить ритм постукиваний с разными интервалами (к примеру, карандашом по столу);
- может игнорировать, не замечать стоящие слева знаки, буквы, цифры и даже страницу;
- избегает игр, в которых нужно совершать меткие броски в цель, не может ловить мяч, играть в бадминтон и т. п.;
- плохо удерживает баланс – не может стоять или прыгать на одной ноге, кататься на самокате или велосипеде.
на наши новости
500 000 пользователей!
Возникают проблемы с памятью, нарушена ориентация:
- долго учит наизусть стихи, плохо запоминает правила или таблицу умножения, воспроизводит с ошибками;
- не может назвать дни недели, путает времена года и периоды суток, не определяет время по часам, опаздывает;
- с трудом ориентируется в пространстве (например, по карте, плану местности или навигатору), насилу понимает и долго запоминает маршрут.
О дислексии у детей могут сигнализировать и некоторые поведенческие особенности:
- быстрая утомляемость;
- низкий уровень концентрации внимания, трудности с выполнением задач, требующих строгой последовательности действий;
- резкие перепады настроения;
- проблемы с самоконтролем и выражением эмоций.
Диагностика дислексии у детей
Что делать при выявлении у детей признаков расстройства чтения и подозрении на дислексию? Прежде всего, такой ребенок должен пройти полное логопедическое обследование:
- диагностику речевых и письменных навыков,
- оценку техники и правильности чтения,
- выявление уровня сформированности неречевых процессов (концентрации внимания, умения сосредоточиться на тексте и запоминать информацию и т. д.),
- проверку работы артикуляционного аппарата, четкость дикции,
- развитие речевой и ручной моторики.
Три направления диагностических мероприятий
- Определение особенностей развития устной речи. Для этого специалист оценивает звукопроизношение, объем словарного запаса, уровень фонетико-фонематического развития, умение правильно работать со структурой языка.
- Исследование уровня сформированности письменных навыков: самостоятельное произвольное написание слов и предложений, переписывание текста, письмо на слух.
- Комплексная нейропсихологическая оценка когнитивных функций и способностей, включающая анализ оптико-пространственных ориентировок, уровень сформированности зрительного распознавания и запоминания печатных объектов.
Чтобы определить сопутствующую болезнь при дислексии у детей, логопед может направить ребенка на обследование к другим специалистам, например, к неврологу и офтальмологу. Не менее важным диагностическим этапом является изучение условий жизни обследуемого, психологического климата в семье, особенностей его воспитания и социального окружения.
Помощь логопеда при дислексии у детей
Когда речь идет о нарушении речевых (устных и/или письменных), слуховых навыков, трудностях в обучении, то предполагается, что ребенку требуется помощь в освоении чтения и письма, развитии устной речи и коррекции нарушений звукопроизношения. Чем больше ошибок, сделанных малышом, выявит логопед, тем эффективнее будет построена система коррекционно-развивающей работы с ним.
А теперь рассмотрим подробнее, как логопед определяет особенности речевого развития при диагностике дислексии у детей школьного возраста:
- Звукопроизношение.
Существуют нормы произношения для каждого звука русского языка, специалист проверяет их соответствие.
- Фонематическое восприятие, анализ и синтез.
Среди звуков русского языка есть много похожих по акустическим (по звучанию, восприятию на слух) и артикуляционным (по расположению губ и языка во время произнесения) характеристикам. Освоение чтения, письма и грамматики зависит от того, может ли ребенок их различать, насколько хорошо у него развито фонематическое восприятие, сформированы навыки звукового анализа и синтеза.
- Слоговая структура слов.
Слоговой структурой называется взаиморасположение и связь слогов в слове.
Слова могут быть простыми и сложными, разными по количеству букв и слогов. В них встречаются звуки, которые трудно произносить друг за другом. Усвоение слоговой структуры слова неразрывно связано с произносительными навыками и ритмом речи. Искажение слогового состава заметно ухудшает внятность речи, делает ее неразборчивой. Все это в свою очередь отражается на способности овладения грамотой и письмом, возможности заучивать стихи наизусть.
- Словарный запас.
Вряд ли кто-то сомневается в важности понимания значения слов. Дислексия у детей усложняет процесс подбора необходимых слов, ребенок не может устанавливать лексические связи, ошибается при узнавании и составлении ряда однокоренных слов.
- Грамматический строй речи.
Как правильно выразить свою мысль? Для этого необходимо знать систему взаимодействия слов между собой и уметь составлять предложения из отдельных лексических единиц. В русском языке существуют нетипичные способы образования новых слов и их форм, очень важно не запутаться в выборе грамматических конструкций и усвоить все исключения.
- Связная речь.
Правильная речь, развернутое и логически последовательное изложение, образное описание какого-либо содержания помогает человеку достичь успеха во многих жизненных сферах.
- Чтение и письмо.
Дисграфия и дислексия у детей – причины школьной неуспеваемости. Вот почему довольно часто школьники называют русский язык и литературное чтение трудными и нелюбимыми предметами.
Помощь нейропсихолога при дислексии у детей
Человеку присущи высшие психические функции (ВПФ): мышление, внимание, память, речь, восприятие (зрительное, слуховое, пространственное).
Также не менее важными считаются управляющие функции – высшие, которые интегрируют базовые. Их еще называют функциями программирования и контроля, так как именно они обеспечивают регуляторный контроль поведения, планирование, сосредоточенность, так необходимые при выполнении любой деятельности.
Развитие психических функций зависит от согласованной работы всех мозговых структур. Расстройство функционирования тех или иных областей головного мозга, как правило, приводит к когнитивным нарушениям (например, к снижению памяти, внимания, умственной работоспособности), которые в свою очередь являются причиной проблем при обучении.
Нейропсихолог проводит диагностику уровня развития у ребенка высших психических функций, устанавливает причины, которые вызвали трудности в овладении навыками чтения, письма, счета. Комплексная нейропсихологическая оценка позволяет определить готовность малыша к школьному обучению, распознать у него дефицит внимания или задержку психического развития (ЗПР).
Слаженная совместная работа педагога, логопеда и нейропсихолога позволяет преодолеть ряд проблем, возникающих при обучении, в том числе дислексию и дисграфию у детей. Коррекция нарушений во многом зависит от своевременной и правильной диагностики.
Дислексия у детей с ЗПР
У большинства обучающихся с задержкой психического развития различного патогенеза наблюдается нарушение навыков чтения, что является достаточно серьезной проблемой.
Чтобы знать, как исправить у детей нарушения при дислексии, нужно понимать, что она неразрывно связана с расстройством темпа развития отдельных психических функций (мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы), несформированностью устной речи, функциональной слабостью центральной нервной системы, недостаточным развитием зрительно-моторной координации и моторики (общей, мелкой, артикуляционной) и другими отклонениями.
Дислексия у детей с ЗПР проявляется в виде трудностей овладения техникой чтения на протяжении длительного времени, недостаточного понимания смысла прочитанного текста, сложностей в восприятии и воспроизведении буквенных знаков, в формировании функций фонематического анализа и синтеза, соотношения звуковой структуры слова с ее буквенным обозначением.
Основной причиной всех этих нарушений является удлиненный период приема и переработки информации, ее прохождения по проводящим путям в центр, замедленное установление ассоциативных связей в коре головного мозга между задействованными в процессе чтения центрами: слуховым, зрительным, речедвигательным. Также формирование навыков чтения может осложнять высокая импульсивность ребенка.
Для дислексии характерны специфические ошибки: ребенок часто пытается избежать трудностей, связанных с чтением, и угадывает слова по первым слогам и сходству звучания, одно и то же слово при каждой попытке может читать по-разному, затруднено понимание смысла прочитанного текста. Дислексия у детей школьного возраста является причиной неуспеваемости по всем предметам даже при достаточно высоком уровне их интеллектуального развития.
Отличия дисграфии у детей от дислексии
Все дети, начиная обучаться грамоте, стараются аккуратно выводить каждую буковку, но у них не всегда получается так, как хотелось бы. Дошкольники, как правило, пишут неровно, часто пропускают буквы, а иногда и целые слоги. У школьников по мере овладения навыками письма и усвоения правил русского языка такие проблемы постепенно исчезают, но у некоторых обучающихся искажение слов становится стойким и повторяется каждый день.
В этом случае специалисты предполагают дисграфию – расстройство письменной речи, для которого свойственны постоянно повторяющиеся ошибки, обусловленные несформированностью высших психических функций.
Дисграфия проявляется на письме в виде систематических фонетических, грамматических и синтаксических ошибок, которые не зависят от уровня грамотности обучающегося, знаний правил русского языка и учебной мотивации.
Дислексия и дисграфия у детей требуют коррекции, так как негативно сказываются на процессе обучения, мешают осваивать новый учебный материал. Кроме того, это еще и большая психологическая проблема, так как ребенок с подобными нарушениями чувствуют себя неуверенно, часто имеет низкую самооценку и пребывает в состоянии тревожности, каждая контрольная работа по русскому языку превращается для него в настоящее испытание.
Педагогам и родителям следует знать, что сама по себе дисграфия не пройдет, она нередко протекает на фоне других речевых расстройств (алалии, дислексии, афазии), поэтому необходима слаженная целенаправленная и регулярная работа нескольких специалистов: педагога, логопеда, психолога.
Письмо – это сложный многоуровневый процесс, при котором задействованы сразу несколько взаимосвязанных систем: слуховая, зрительная, речевая, двигательная. Когда между системами нарушается координация, в их взаимодействии начинается разлад, возникают стойкие расстройства речи, не только устной, но письменной. При дисграфии, так же как и при дислексии, коррекция у детей начинается с выявления симптомов и определения факторов, повлекших нарушения.
Специалисты выделяют два вида причин дисграфии у обучающихся: органические и социально-психологические.
Органические факторы
К органическим относят:
- недоношенность;
- инфекции, перенесенные плодом в период внутриутробного развития;
- различные поражения головного мозга, возникшие в пренатальном периоде или в первые месяцы жизни;
- табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и других вредных веществ матерью во время беременности;
- необоснованный, бесконтрольный прием сильнодействующих лекарственных препаратов матерью, вынашивающей ребенка;
- родовые травмы, повлекшие за собой механическое повреждение головного мозга, асфиксию;
- перенесенные инфекционные заболевания, негативно влияющие на головной мозг и ЦНС (например, менингит, энцефалит);
- тяжелые, продолжительные соматические заболевания, вызывающие нервное и физическое истощение ребенка.
Немаловажное значение имеет наследственный фактор. Довольно распространенной причиной развития дисграфии у школьников являются болезни, связанные с поражением ЦНС, зрительной и слуховой систем. В группу риска также входят дети с неразвитой мелкой моторикой рук.
Социально-психологические факторы
Социально-психологические факторы, влияющие и на развитие дислексии у детей, в равной мере являются причинами возникновения дисграфии:
- дефицит речевого общения;
- билингвизм (двуязычие) – малыш общается с близким окружением на двух или более языках;
- педагогическая запущенность, когда дети предоставлены сами себе, родители и члены семьи не занимаются их физическим и умственным развитием, не обращают внимания на речевые ошибки;
- несвоевременное (слишком раннее или очень позднее) обучение основным навыкам чтения и письма;
- эмоциональное неблагополучие, негативный психологический климат в семье, к примеру, родители злоупотребляют алкоголем, происходят частые скандалы между членами семьи, проявляется физическое или психологическое насилие по отношению ребенка и др.
По мнению логопедов, неправильная речь взрослых, употребление при разговоре с ребенком уменьшительно-ласкательных вариантов слов, смягчение твердых звуков и постоянное «сюсюканье» тоже негативно влияют на речевое развитие детей.
Коррекция дисграфии у детей
Устранением нарушений письменной речи занимается логопед. Коррекционная работа охватывает исправление дефектов в звукопроизношении, усвоение ребенком фонематических процессов, расширение словарного запаса и грамматических знаний, развитие всех форм речи.
При коррекции дисграфии большое значение имеет развитие у ребенка навыков анализа и синтеза, пространственного и слухового восприятия, внимания, памяти и мышления. Приобретенные навыки устной речи следует обязательно закреплять с помощью письменных упражнений.
При дисграфии и дислексии лечение у детей нарушений включает вспомогательный терапевтический курс. При необходимости врач может назначить ребенку:
- витаминные комплексы;
- сеансы массажа;
- лечебную физкультуру;
- физиотерапевтические процедуры;
- стимуляторы ЦНС;
- антидепрессанты.
Длительность курса коррекционных мероприятий зависит от формы дисграфии.
Часто задаваемые вопросы о дислексии у детей
Отвечаем на популярные вопросы.
Существует ли лекарство от дислексии?
Дислексия простыми словами – это хроническое расстройство у детей, которое само по себе не корректируется и с возрастом не проходит. К тому же заболевание по-разному проявляется на всех этапах развития человека и негативно отражается на его психологическом состоянии – вызывает тревогу, снижает самооценку.
Если у ребенка наблюдаются трудности в обучении, очень важно своевременно диагностировать болезнь. Чем раньше специалисты выявят дислексию у детей, определят симптомы, тем лечение будет эффективнее, легче пройдет адаптация к обучающему процессу, ученик сможет использовать все свои умственные ресурсы и жить полноценной жизнью.
У слепых детей наблюдается какая дислексия?
Для слепых обучающихся характерна тактильная дислексия. Эта проблема очень актуальна, так как в современной тифлопедагогике еще недостаточно изучена. Главная задача педагогов младших классов в обучении таких детей – сформировать навыки чтения и письма по рельефно-точечной системе Л. Брайля.
Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы отмечается значительный рост количества слепых учащихся, испытывающих трудности в усвоении знаний. Для их преодоления необходимо понимать, какая дислексия у слепых детей и каковы причины ее возникновения. Как и у зрячих школьников, коррекция этого расстройства требует комплексного подхода.
Правда ли, что дислексия передается по наследству?
Да, действительно довольно высока вероятность рождения ребенка, у которого в будущем проявится дислексия, в тех семьях, где хотя бы у одного из родителей имелись подобные проблемы с обучением. Иногда бывает так, что у нескольких родственников наблюдается это расстройство.
Как на самом деле читают дислексики?
Иногда ошибочно считают, что у детей, страдающих дислексией, текст расплывается перед глазами, они видят «прыгающие буквы». Это ошибочное мнение, не соответствующее действительности, так как при подобных проявлениях расстройства люди-дислексики не смогли бы читать. Следует знать, что человек с самой тяжелой формой такого заболевания способен читать, даже если он это делает с трудом и очень медленно.
На самом деле у людей с дислексией прыгают не буквы, а взгляд. Они неспособны сконцентрироваться на тексте, не могут следить глазами по строчкам, не охватывают слово целиком. Это и является основной причиной возникновения трудностей при овладении навыками чтения и письма.
Если возникли вопросы о том, что такое дислексия, как лечить ее у детей, следует, прежде всего, понимать, что подобные нарушения не связаны с уровнем интеллектуального развития или воспитанием. Известны случаи, когда люди с таким диагнозом добивались больших успехов в науках, творчестве, спорте, искусстве, бизнесе.
Среди знаменитостей, у которых была диагностирована дислексия: Альберт Эйнштейн – лауреат Нобелевской премии по физике, Генри Форд – промышленник мирового уровня, Дженнифер Энистон – известная актриса, Пабло Пикассо – художник, график и скульптор, Стивен Спилбер – кинорежиссер, продюсер и сценарист.
Материал основан на следующих источниках:
Понравилась статья? Поделитесь: