Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный org.komitet@solncesvet.ru
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
Бесплатный вебинар "Ребенок не хочет учиться: как помочь"
Узнать подробнее
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64 Войти без регистрации
Профессиональная переподготовка Повышение квалификации
Создать диплом Проверка диплома
Участвовать в конкурсе Олимпиады и тестирование Опубликовать материал
Блог Вебинары Магазин ФОП Другое

Лицензированный образовательный портал (№9757-л, свидетельство №ЭЛ ФС 77-65391
×
Социальная педагогика в системе образования
Главная > Блог > Социальная педагогика в системе образования
01.03.2024
400
Время чтения: 18 минут

Социальная педагогика в системе образования

Что это? Социальная педагогика — это область, которая занимается изучением воздействия социального окружения на развитие молодежи. Она формулирует принципы, нацеленные на улучшение процессов образования и воспитания, применяя индивидуальные и коллективные подходы, а также учитывая особенности регионального контекста.

Зачем нужна? Основной целью социальной педагогики является формирование условий для того, чтобы дети могут развивать свои способности, навыки и потенциал. Она стремится создать атмосферу, в которой сверстники могут учиться друг у друга, обмениваться опытом и строить отношения с окружающими их людьми.

Понятие, цель и задачи социальной педагогики

Социальная педагогика – это наука, которая исследует, как влияют социальные факторы среды на интеграцию подрастающего поколения в социальную систему. Она разрабатывает и реализует комплекс мероприятий по совершенствованию воспитательного процесса на уровне личности, группы или территории, учитывая конкретные условия социальной среды.

Социальная педагогика как направление педагогической науки изучает закономерности воспитания и обучения детей в процессе их социализации. Объектом исследования социальной педагогики является ребенок, а предметом изучения выступают закономерности его социализации.

Цель социальной педагогики – это гармонизация и налаживание общения ребенка с другими членами общества. Такое взаимодействие может осуществляться по трем основным стратегиям: улучшение социальной среды в интересах человека – объекта исследования; оптимизация процесса взаимодействия социальной среды и ребенка, направленная на гармонизацию этого взаимодействия; социализация в широком смысле.

На практике среди задач социальной педагогики выделяют:

  • реабилитацию;
  • компенсацию;
  • адаптацию;
  • коррекцию;
  • профилактику;
  • социальную защиту;
  • социальное обеспечение;
  • социальную стабилизацию;
  • социальный контроль;
  • пропаганду.

Социально-педагогическое содержание реализуется во всех перечисленных процессах.

Процесс становления социальной педагогики как науки

Кратко рассмотрим историю становления социальной педагогики. Основы социальной педагогики были заложены в 1844 г. Термин и определение социальной педагогики ввел К. Магер. Чуть позже развитием этого научного направления занялся А. Дистервег.

Но ученые по-разному смотрели на понятие «социальная педагогика» и вкладывали в него различный смысл. Для Магера социальная педагогика представлялась как средство влияния на воспитание и социальное формирование. У Дистервега был иной взгляд. Он считал, что задача социальной педагогики – помогать в конкретных общественных процессах и ситуациях.

Социальная педагогика в системе образования

Некоторые ученые отводили совершенно иную роль науке. Например, считали, что она является подспорьем при воспитании и реабилитации детей с отклонениями, асоциальным поведением, нацелена на поддержку сирот и обездоленных. Словом, социальная педагогика занимается важными проблемами общества во имя роста уровня его культурного развития.

В России социальная педагогика появилась ближе к концу XIX века, а более широкое развитие получила только к середине XX столетия. Тогда это научное направление рассматривалось как изучающее взаимосвязь учебных учреждений с процессами жизнедеятельности и обществом.

В другом контексте социальная педагогика не развивалась ни у нас, ни в зарубежных странах вплоть до 70-х годов XX века. Тогда появилась необходимость трансформировать воспитательную систему, поскольку наступил кризис ее развития. Впервые стали публиковаться различные методички, которые рассказывали о том, как необходимо работать с социальными проблемами детей разных возрастов.

Более широко социальная педагогика стала восприниматься в конце XX века. И сейчас она сфокусирована на исследовании того, как дети воспитываются педагогами, родителями и другими людьми, и как это сказывается на становлении и развитии личности ребенка, начиная с рождения и до конца жизни.

Функции социальной педагогики

Задачи социальной педагогики решаются через реализацию ее функций. В современном мире выделают две большие группы функций: основные, или традиционные, и специфические. Основные функции связаны с тем, как социальная педагогика относится к педагогическим наукам. Специфические функции призваны решать конкретные социальные задачи.

Социальная педагогика в системе образования

В большой группе основных задач выделяют следующие функции:

  • Воспитательная. Она направлена в первую очередь на влияние социальных методов на поведение и деятельность человека. Суть в том, чтобы по максимуму использовать все имеющиеся средства, приемы и ресурсы социальной педагогики для воспитания ребенка, удовлетворения его потребностей и развития резервов.
  • Организационная. Эта функция влияет на организацию любой деятельности человека, будь то трудовая, учебная, досуговая, интеллектуальная и т. п. Смысл ее в том, что каждый род занятий имеет какую-то конкретную воспитательную цель, и ответственность за достижение ее возлагается не только на самого человека, но и на любую организацию, чем бы она ни занималась. Имеется в виду, что воспитательный процесс осуществляется не только учреждениями образования, но и иными заведениями.
  • Прогностическая. Она заключается в прогнозировании, проектировании и программировании процессов социального развития небольших социумов. Реализуется данная функция в том, что социальные институты так или иначе способствуют формированию и становлению личности.
  • Социально-терапевтическая и предупредительно-профилактическая. Смысл данной функции социальной педагогики в том, что специалисты помогают преодолевать негативные влияния неформальных общественных лидеров, событий, сомнительных идей в период, когда происходит профессиональное и социальное самоопределение личности, поддерживают позитивный настрой и целеустремленность.
  • Организационно-коммуникативная. Направлена на мягкую адаптацию человека к труду и общественному досугу в рамках определенной социальной группы, например, школьного класса, трудового коллектива, профсоюза, объединения жителей дома, микрорайона и т. д. В процессе такого взаимодействия между разными социальными группами и институтами устанавливаются личностные и деловые контакты.
  • Охранно-защитная. Призвана использовать весь имеющийся арсенал средств и методов защиты прав и свободы человека. Помогает личности гармонично формироваться и развиваться без посягательства на ее гражданские и личные права.
  • Диагностическая. Изучает особенности личности, формирующиеся в связи с национальностью, религией, местом проживания (мегаполис, город, село, деревня и т. д.) для понимания того, как они влияют на процесс воспитания и формирования личности.
  • Просветительская и образовательная. Направлена на повышение грамотности людей в вопросах, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности (воспитание детей, получение образования, ЗОЖ и т. д.).
  • Интегративная. Проявляется тогда, когда происходит объединение усилий социальных структур и учреждений, чтобы защитить и поддержать каждого человека, кто в этом нуждается.
  • Проектно-аналитическая. Заключается в анализе воспитательно-образовательных и социальных процессов в обществе, который проводится для того, чтобы определить оптимальные направления воспитания и становления личности.
В открытом доступе до 23 апреля
Скачайте бесплатно разработки наших методистов
  • Сценарий последнего звонка
  • День космонавтики: презентация и сценарий праздника
  • 9 мая: классный час на тему «Дети-герои»
Уже скачали 4372 человека

Реализуют ключевые функции социальной педагогики социальный работник или социальный педагог. Они выполняют роль посредника между государственными учреждениями социальной направленности и личностью. А в социальной помощи человек нуждается на всех этапах своего развития и роста.

Принципы социальной педагогики

Социальная педагогика – научное направление, изучающее процессы взаимодействия и воспитания в социальной среде. Она призвана помогать индивидам развиваться и хорошо адаптироваться в обществе. Для того чтобы социальный педагог мог эффективно взаимодействовать с людьми и достигать поставленных целей, ему необходимо соблюдать ряд условий.

Социальная педагогика в системе образования

Среди главных принципов социальной педагогики выделяют:

  • Принцип гуманизма. Подразумевает, что необходимо признавать и уважать достоинство любого человека. Работник социальной сферы должен с пониманием, толерантно и заботливо относиться к каждому индивиду. Его действия должны быть направлены на помощь людям в развитии способностей, росте потенциала и личных достижениях.
  • Принцип социальной справедливости. Социальная педагогика стремится к тому, чтобы для всех людей были созданы справедливые условия. Задача социального педагога – бороться с неравенством, притеснениями, дискриминацией. Важно помогать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и способствовать их интеграции в общество.
  • Принцип индивидуализации. Этот принцип означает, что важно учитывать индивидуальные особенности любого отдельно взятого человека и адаптировать методы работы под каждый индивидуальный случай. Здесь учитываются пол, возраст, религия, культурные устои и потребности личности.
  • Принцип партнерства. Подразумевает, что между клиентом и социальным педагогом формируются доверительные и равноправные деловые отношения. Социальный педагог должен принимать во внимание желания и мнения клиента, выносить важные решения совместно с ним и объединить усилия по достижению цели.
  • Принцип активности. Означает стимулирование подопечного к осознанной самостоятельной деятельности и инициативности. Социальный педагог помогает людям развивать в себе важные навыки и брать на себя ответственность за свою жизнь.
  • Принцип системности. Системность говорит о том, что важно изучать различные аспекты жизни человека не разрозненно, а в целом. Рассматривать личность социальный педагог должен в психологической, физической, социальной, и культурной среде, а также учитывать то, как эти факторы влияют на адаптацию человека к разным обстоятельствам и развитие его в тех или иных условиях.
  • Принцип непрерывности. Означает, что поддержку и сопровождение клиента нужно осуществлять на всем его жизненном пути. Социальный работник обязан помогать людям не только в кризисные моменты, но и в повседневной жизни, постоянно поддерживать их.
  • Принцип комплексности. Комплексность предполагает учёт всех аспектов жизни индивида и его окружения. Потребности и проблемы человека должны рассматриваться вместе, а не изолированно. Соответственно, и предложенное решение должно быть комплексным, учитывающим все обстоятельства.

Категории социальной педагогики

К ключевым категориям социальной педагогики относятся: социум, социальный педагог, социальный институт, социальная роль, социализация, факторы социализации, защита детства, опека и попечительство, социальная работа, социальная защита, социальная поддержка и т. д.

Социальная педагогика в системе образования

Расшифруем эти термины, ведь их необходимо знать и применять социальному работнику в его деятельности:

  • Социализация – развитие индивида на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой и обществом, а также саморазвитие и самореализация личности в социуме.
  • Факторы социализации – те условия, которые оказывают влияние на человека и способствуют его развитию.
  • Социум – окружение, взаимодействие с которым способствует формированию личности. К окружению относят различные учебные заведения, организации, учреждения, движения и т. д. Сюда же входят: среда, которая также оказывает влияние на человека в процессе его жизнедеятельности; пространство – культурное, духовное, предметное – где человек реализует свою активность.
  • Микросоциум – это те люди, которые находятся ближе всего к человеку: семья, компания друзей, одноклассники, школьный персонал и т. д. Можно также сказать, что это определенная зона, где индивид проводит большую часть времени и осуществляет ежедневную деятельность, общение и отношения.

Социальная педагогика в системе образования

  • Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей, сложившаяся исторически. Институтами считаются: семья, детский сад, школа, рабочий коллектив и т. д.
  • Институты десоциализации – это микросообщества алкоголиков, лиц без определенного места жительства, семьи аморального или асоциального типа, различные бандитские и преступные группировки, криминальные подростковые группы и т. д.
  • Социальная роль – модель поведения, та позиция, которую выбирает себе человек в системе общественных и межличностных отношений.
  • Социальная адаптация – процесс и результат того, как человек приспосабливается к изменяющимся и новым для него общественным условиям.
  • Социальная запущенность – состояние ребенка, когда у него вовремя не были сформированы социальные интересы, чувства, навыки и умения, имеется несоответствие половозрастным социальным ролям.
  • Педагогическая запущенность – состояние, когда в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками выявились множественные недостатки.
  • Защита детства – меры, которые должны обеспечивать охрану законных прав и интересов детей. Правовое положение несовершеннолетних определяется различными нормативными документами. Сюда, например, относится законодательное регулирование детского труда. Важную роль здесь играют системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без родителей, а также создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения реабилитации и коррекционной работы с теми детьми, которым нужна данная помощь.

Социальная педагогика в системе образования

  • Права ребенка – комплекс законодательных норм и правил, призванных защищать интересы детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.
  • Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически выделяют две формы опекунства: опека и попечительство:
    • опеку можно получить над детьми, которым еще нет 14 лет и которые остались без родителей по тем или иным причинам; также оформить опеку можно над лицом, признанным по суду недееспособным в силу психического расстройства; цель опеки – обеспечить надлежащие условия содержания, воспитания и образования ребенка;
    • попечительство можно оформить на подростков в возрасте 14–18 лет, оставшихся без родителей, а также над дееспособным совершеннолетним человеком, который не может сам защитить свои права и интересы из-за тяжелого состояния здоровья.
  • Сиротство – социальное явление, когда в обществе присутствуют дети, родители которых умерли, лишены родительских прав или не осуществляют какой-либо заботы (социальное сиротство), признаны недееспособными, без вести пропавшими и т. д.
  • Жестокое обращение с детьми – умышленное причинение физического, психологического или морального вреда ребенку. Сюда же можно отнести ненадлежащее выполнение родителями, воспитателями и другими лицами своих обязанностей в отношении детей, что приводит к нанесению вреда их психическому и физическому развитию.
  • Социальная работа – тип профессиональной деятельности, которая на целена на то, чтобы человеку, семье или группе лиц оказывалась государственная или негосударственная помощь в целях обеспечения культурного, материального и социального уровня жизни.
  • Области социальной работы. Данный термин появился в 1920 году и объединил медицинскую, психиатрическую социальную работу, школьную социальную работу, семейное благополучие, защиту детства и т. п. Позже рассматриваемые области значительно расширились, изменились, дополнились новыми, такими как сельская, судебная, промышленная, геронтологическая, профессиональная социальная работа.
  • Социальные работники, специалисты в области социальной работы – выпускники школ социальной работы, использующие полученные знания для социального обслуживания отдельно взятых личностей, семей, групп, организаций и социума в целом. Социальные работники помогают человеку гармонично взаимодействовать в социуме с окружающими и средой, преодолевать сложности и проблемы, повышать ответственность организации за человека. В целом все это оказывает влияние на социальную политику.
  • Призрение – помощь немощным, бедным, больным, забота о ком-либо, опека. Как социальный институт призрение относится к началу распространения христианства на Руси, когда стали появляться церковные здания и монастыри. По смыслу слово близко к благотворительности.
  • Социальная защита – система, позволяющая реализовать законодательно закрепленные социальные, экономические и правовые гарантии граждан, общественных институтов. Сюда же относится социальная служба, призванная обеспечить определенный уровень социальной защищенности и уровень жизни населения, соответствующий нынешним условиям общественного развития.
  • Социальная поддержка – специальные меры, направленные на поддержание самых незащищённых слоев населения, отдельных людей, семей, социальных групп, детей, нуждающихся в удовлетворении жизненных потребностей.

Социальная педагогика в системе образования

  • Социальная реабилитация – это, во-первых, программа и действия, направленные на адаптацию личности в обществе или системе культурных ценностей. Во-вторых, это комплекс определенных мер (педагогических, социально-правовых, медико-психологических), направленных на восстановление социальных функций личности, физического, нравственного и психического здоровья, а также социального статуса дезадаптированного ребенка.
  • Социальное консультирование представляет собой особую форму оказания социальной помощи посредством психологического воздействия на человека или небольшую группу с целью их социализации, оптимизации и восстановления их общественных функций, ориентиров и выработки социальных норм общения.
  • Семейное консультирование – определенное психологическое воздействие на семью с целью улучшения отношений между членами ячейки общества, создание благоприятных условий внутри семьи для того, чтобы гармонично развиваться в ней мог каждый.
  • Семейная терапия – определенная деятельность, призванная нормализовать семейные отношения, изменить дисфункциональные модели взаимодействия внутри семьи с целью восстановления психического и психологического здоровья членов семьи. В отличие от личной терапии, направленной на одного человека, семейная проводится для сформированной ячейки общества и помогает в решении проблем семьи в целом, а не отдельного ее члена.

Взаимодействие социальной педагогики с другими науками о человеке

Социальная педагогика активно применяет данные других наук для своих исследований и развития.

Философская методология не обошла стороной социальную педагогику. Она дает ответы на вопросы человеческого бытия, разрабатывает системы мировоззрения и определяет роль и место человека в них. Положения философии довольно часто выступают базой для социальной педагогики.

Социальная педагогика в системе образования

Социальная педагогика и социальная работа тесно связаны между собой и имеют много общих категорий. Объектом изучения здесь является регулирование и взаимодействие групп и личности в обществе.

Психология же, в свою очередь, балансирует на границе нескольких отраслей: инженерных, медицинских, экологических, педагогических, юридических. Социальная педагогика использует исследования человеческой психики, дополняя их изучением социальных условий и системы межличностных групповых отношений.

В социальной педагогике очень важны исследования возрастной психологии. А данные социальной психологии помогают выявить структуру социальных групп и процесс их развития.

Для любого участника социально-педагогического процесса важна психология общения. Социальному педагогу необходимо найти правильный подход к каждой личности, независимо от ее темперамента и характера.

Базой для изучения социальной педагогики становятся психология девиантного поведения и психология семьи.

Социальная педагогика в системе образования

Очень тесно социальная педагогика связана с социологией, которая изучает законы становления и развития общества. Важную роль здесь играют социология молодежи, досуга, преступности, религии и семьи.

Исследуя суть воспитания и его методы, социальная педагогика учитывает убеждения, выработанные этикой, относительно нравственных установок и представлений, моральной деятельности человека.

Этнография поможет понять специфику отдельных народов на культурном и бытовом уровне. Этнопсихология расскажет об особенностях психики, нравственных нормах отдельных народов и народностей, а также об их влиянии на конкретно взятую личность. При изучении социализации социальная педагогика учитывает положения обеих наук.

Вопросы рождаемости рассматривает демография, и ее данные также важны для изучения социальной педагогической отраслью.

Особенностями физиологии и психологии детей с нарушениями развития или здоровья занимается дефектология. Она содержит следующие разделы: логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика. Социальная педагогика активно пользуется исследованиями данных направлений.

Часто задаваемые вопросы о социальной педагогике

Какова необходимость социальной педагогики в образовании? Зачем нужен социальный педагог в современной школе?

Этот специалист оказывает социально-педагогическую поддержку и помощь всем участникам образовательных отношений. Больше всего он нужен детям, особенно в тот период, когда они переходят из младшей школы в среднее звено, и уклад жизни меняется.<>

Социальный работник в данном случае помогает ученикам успешно пройти процесс адаптации и социализации, учит, как вести себя в различных ситуациях, как разрешить конфликт, знакомит с правилами безопасного поведения и объясняет, как действовать в случае чрезвычайной ситуации, чтобы ребенок не испугался и чувствовал себя уверенно.

Какими знаниями должен обладать социальный педагог?

Социальный педагог обязан знать нормативно-правовые документы, регламентирующие его работу, а также должен хорошо ориентироваться в психологических и возрастных особенностях учащихся, с которыми он взаимодействует. При подготовке к каким-либо мероприятиям социальный работник изучает самые разнообразные темы: как вредные привычки влияют на человека, правила ЗОЖ, безопасное поведение на интернет-ресурсах, ловушки на дороге, правила пожарной безопасности и т. д.

Для того, чтобы с социальным педагогом было интересно общаться, он должен постоянно заниматься саморазвитием, совершенствовать свои навыки и знания, оттачивать мастерство и обмениваться опытом с другими специалистами, занятыми в этой сфере.

Какие есть трудности в работе социального педагога?

Эта деятельность сопряжена с разного рода трудностями. Не каждый способен справиться с данной работой. Здесь от специалиста требуются колоссальные физические и эмоциональные усилия для того, чтобы качественно выполнять свои функции и видеть результаты.

В большинстве случаев социальный педагог имеет дело с детьми из неблагополучных семей, у которых есть некоторые проблемы с поведением, здоровьем и адаптацией. Соответственно, человек, занимающий данную должность, должен быть терпеливым, общительным и с сильно развитым чувством эмпатии. Кроме того, он должен быть эмоционально стабильным, организованным, уметь быстро принимать решения, учитывая при этом индивидуальные особенности детей и их конкретные ситуации.

Профессию нельзя назвать легкой. Работа связана с большой психологической нагрузкой, поэтому социальному педагогу необходимо быть стрессоустойчивым. Очень часто люди, занятые в данной сфере, сталкиваются с угрозами как со стороны детей, так и от их родителей. Стоит учесть этот факт. Специалисту приходится буквально бороться за счастье своих воспитанников, при этом неся ответственность за их жизнь и здоровье.

Развитие детей младшего школьного возраста

Социальная педагогика давно стала важной частью образовательной системы, и нацелена она на поддержку наиболее незащищенных групп общества. Эта сфера играет значительную роль в гармоничном развитии личности и формировании благоприятных условий для ее самовыражения и самореализации. Благодаря социальной педагогике удается значительно повысить социальную интеграцию и качество жизни тех, кто столкнулся с проблемами или оказался в трудной жизненной ситуации.

Люди, занятые в этой сфере, – педагоги с большой буквы, которые обладают специальными знаниями и навыками, позволяющими эффективно работать с разнообразными группами. Сама социальная педагогика – это мощнейший мотиватор к изменению жизни людей в лучшую сторону и инструмент строительства более справедливого общества.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Всероссийский педагогический портал
  2. Министерство науки и высшего образования РФ
  3. Институт развития стратегии образования
  4. Воспитатели России
  5. Портал Российской образование
Оцените статью
Рейтинг: 5
( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

×
Ольга Забарова
Руководитель отдела продукта
Ольга Забарова печатает ...
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Скачать шаблоны
для логопедов
Выиграйте
сертификат магазина "Лабиринт"
Шаблоны для
логопедов
Название организации: ИП Гурина Д.Д. Сайт компании: Реквизиты компании: ИНН: 246313440675 ОГРНИП: 319246800040817 Р/с: 40802810723420001248 БИК: 045004774 Кор/сч: 30101810600000000774 ФИЛИАЛ "НОВОСИБИРСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" Телефон:8 800 350 54 64, Электронная почта: org.komitet@solncesvet.ru Соц. сеть ОК: https://ok.ru/solncesvet Канал сервиса YOUTUBE: https://www.youtube.com/channel/UCE8f-5cF0QW98KArRvAGhqw