Детство без игры

Автор: Фольц Елена Константиновна

Фольц Елена Константиновна, воспитатель муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Белочка»

Детство без игры?

 Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 10 и 20 лет
назад. Нынешние дети растут
в совершенно другом, более насыщенном информационном поле и они так не похожи
на нас.

Дети перестали играть в уличные игры. Нет больше пряток и
салочек. Да и во дворе теперь мало кто гуляет, в основном те дети, которые любят много бегать,
прыгать, общаться с друзьями и узнавать что-то новое.

Современные дети играют в современные игры. А что такое современная игра? Это куклы, мишки,
войнушки, только в другой реальности. Наверно так и должно быть - у каждого
поколения свои новые герои.

В 2010 году появилась серия фэши-кукол Монстер Хай ("Школа
монстров")
американской компании Маттель. Разработчики компании
вдохновлялись классическими фильмами ужасов. В серии есть кукла Франкенштейна и
падчерицы Дракулы, шкатулка в виде гроба и прочие антуражные предметы. Многие
девочки заинтересовались этими куклами и родители охотно их покупают.

Конституция запрещает вмешательство в семейную жизнь, поэтому, только
родители решают, чем будет играть
их ребенок. Не нравятся монстры - не покупай! Только как растолковать
ребенку вред "страшных" игрушек, когда у его друзей имеется целая коллекция
модных вампиров и зомби?

Еще одна примета сегодняшнего дня - компьютерные стрелялки, ходилки, бродилки.
Планшеты, телефоны и компьютеры, особенно родительские,- любимые игрушки у
маленьких детей.

Родители не всегда знают, в какие
компьютерные игры играет их ребенок, и какую пользу и вред приносит
компьютер.

Конечно, существует ряд развивающих компьютерных игр, которые способствуют
развитию логики, внимания, интеллекта, памяти и других качеств дошкольника. 

Но, компьютер является самым опасным источником электромагнитного
излучения. Кроме того, игровая зависимость, вызванная компютерными бродилками,
сопровождается озлобленностью, агрессией. И немудрено, ведь часами отстреливая
людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрее.

Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время ребенка, не
должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и
озлобленность. Это должен быть один из вариантов отдыха, наряду с чтением книг,
просмотром мультфильмов, прогулками на свежем воздухе. Во всем должно быть
чувство меры. А игры для
детей необходимо правильно выбирать!

 Современный ребенок живет в мире гораздо более ярком и разнообразном,
чем его сверстник 10-20 лет назад. Но это только на первый взгляд. В
современных игрушках содержится идея обладания, а не радостного постижения
мира. Но и сейчас можно найти немало хороших игрушек. Например, персонажей
телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!» Они учат малышей добру и
справедливости, и все это – в понятной для детей форме. Поэтому присутствие в
детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и
нежности. 

Все больше и больше детей приобщаются к телевизионному экрану и компьютерному
дисплею буквально с младенчества. Родители умиляются, когда малыш, которому от
роду несколько месяцев, не мигая, всматривается в изображение на экране. 
Им невдомек, что в этот момент закладываются будущие интересы их ребенка. Если
бы родители были знакомы с одной психологической закономерностью, установленной
и подтвержденной учеными, наверное, по-другому знакомили своего малыша с
окружающим миром. Мне бы хотелось, чтобы все молодые родители знали о явлении
импринтинга или законе первого впечатления. 

Этим объясняется, например, тот факт, что пища, наиболее употребляемая нами
в детстве, на всю жизнь остается желанной, будь то бабушкины оладьи, новогодние
мандарины или просто вареная свекла.

Если первыми впечатлениями ребенка будут не нежная зелень листвы, не
искрящийся снег, не стремительный полет птиц, а их цифровое изображение, то
вполне возможно, что на всю жизнь телеэкран и дисплей станет для него
привлекательней живой природы.

Если первыми впечатлениями станут не прочитанные мамой и папой книжки, а мультики
и компьютерные игры, то вероятно, ребенка трудно будет увлечь чтением в
школьном детстве. Сейчас же множество молодых семей используют телевизор и
компьютер в качестве удобной няньки для своего малыша.

Дети раннего возраста воспринимают окружающий мир как продолжение самих
себя, в том числе – и любую технику. Вот компьютер и становится для ребенка
естественной и неотъемлемой частью мира, изучать которую ничуть не сложнее, чем
что-либо другое: язык, собственное тело, природу. Это совсем не означает, что
нужно выбросить новомодные гаджеты. Выход мне представляется в другом: информация,
адресованная малышам, должна учитывать их возрастные возможности; важно
соблюдать приоритеты в процессе  социализации детей: сначала маленький
ребёнок должен познать эмоциональные отношения с близкими людьми, с
растительным и животным окружающим его миром, с книгой, как основой мировой
культуры и только потом с техническими достижениями человечества; постараться как
можно раньше выработать правильное отношение к телевизору (компьютеру,
телефону), как к машине, инструменту для получения знаний, навыков, а не
средству получения эмоций. А еще лучше играть в реальном взаимодействии с
собственными детьми.

 

 

 

Литература:

1.    
Журнал
«Обруч» 2011 г.№6

        Статья «Детство без игы?» Славица
Башич,(профессор,доктор наук)

2.    
Журнал
«Обруч» 2015г.№6

Статья «Ребёнок
и безопасное пронстранство».

 

3.    
Журнал
«Обруч» 2016г.№2

Статья «Единое
пронстранство детства».

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x