Консультация для родителей

Автор: Терентьева Ольга Фёдоровна

 

Консультация для родителей

 

 

 

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков речи, в домашних условиях.

 

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве -  одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие детского сада и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

 

Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и пр. – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.

 

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

 

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

 

Введение поставленных  звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах,  в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

 

Итак, Автоматизация звука в слогах.

 

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает  переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.

 

В домашних условиях  автоматизировать звук в слогах можно в таких играх:

 

«Пальчики шагают», «Нанизываем бусы», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

 

Пластилиновые дорожки

 

На пластилиновые дорожки приклеивается крупа и произносится звук, либо слог.

 

Нарежь овощи

 

ребенку предлагают нарезать овощ (огурец), произнося прямые и обратные слоги.

 

Ребенок пинцетом берет горох и кладет его в ячейку на коврике, проговаривая звук, слог.

 

Собери пирамидку

 

Нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит прямой и обратный слог.

 

Игра с горохом

 

Ребенок пинцетом берет горох и кладет его в ячейку на коврике для ванной на присосках, проговаривая звук, слог.

 

Из пустого в порожнее

 

Ребенку предлагают перелить воду из кастрюли в тарелку половником. Произносить автоматизируемый звук изолировано, в слогах.

 

Сухой бассейн

 

В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.

 

Красивые бусы

 

Ребенок нанизывает крупные бусины, макароны на шнурок, проговаривая речевой материал.

 

Развяжи узелок

 

Ребенок развязывает узелки на веревке, проговаривая речевой материал.

 

Забавные прищепки

 

Ребенок произносит звук, слог, в это время прикрепляет прищепки.

 

Назови ступеньку

 

Ребенок произносит  прямой слог, в это время игрушка поднимается по ступенькам. Ребенок произносит обратный слог – игрушка спускается по ступенькам.

 

Автоматизация звука в словах.

 

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и  выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)

 

Необычный ужин

 

Ребенку предлагают приготовить ужин – в названии блюд должен быть автоматизируемый звук.

 

Волшебные очки

 

Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.

 

Для автоматизации звука [Р]: договариваемся с ребенком, что стекла на очках красного цвета. Ребенок ходит по комнате и называет предметы, в которых есть заданный звук. Пример: «Я вижу красный  карандаш».

 

Слово-шаг

 

Взрослый произносит звуки, когда ребенок услышит автоматизируемый звук – делает шаг вперед. Также со слогами, словами. Можно читать стихотворение – когда ребенок услышит звук в слове, делает шаг.

 

Копилка слов

 

Ребенку предлагается придумать слова с автоматизируемым звуком и забросить монету в копилку.

 

Назови маленький предмет

 

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).

 

Назови ласково

 

Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

 

Доскажи словечко

 

«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.).

 

Я заметил

 

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный.  Будем называть предметы, мимо которых мы проходим (в которых есть автоматизируемый звук); а ещё обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая»

 

Ребёнок и взрослый может  называть увиденные предметы по очереди.

 

Слово – шаг, когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

 

Что вокруг, в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов ( крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др.

 

Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

 

При закреплении звука  важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова  (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

 

Автоматизация звука в предложениях.

 

   Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)»  Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

 

           Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим.

 

     Когда ребенок отгадает, о чем  или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.

 

Такие упражнения трудны для детей, т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.

 

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш.  Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков.

 

Помните! звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.) Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x