Организация мини-музея в детском саду со сменными экспозициями

Автор Саханова Лилия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад комбинированного вида № 43 "Цветочный город"

 

 

 

 

 

 

 

«Организация мини-музея в детском саду со сменными экспозициями»

Консультация для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрга

2016

 

Составитель: Саханова Л.Ф.

Воспитатель группы №1 «Одуванчик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная консультация позволит педагогам распознать значимость создания мини-музея в группе. Что, безусловно, поможет нашим воспитанникам получить новые знания и впечатления, развить творческий потенциал, воспитать нравственные качества ребёнка. Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?
Для начала в нашей группе мы решили создать собственный «мини- музей». Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть предметно - развивающей среды нашей группы.
Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.

Задачи: формировать у детей представление о музее; расширить кругозор и представления детей об окружающем мире; развивать познавательную деятельность, творческое и логическое мышление.

Актуальность: реализация целевых образовательных стандартов.

– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Предполагаемый результат:

Я считаю, что создание  мини-музея позволит:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит  познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

-  поможет в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса  путём  подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов.

- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ.

Этапы создания мини-музея в детском саду:

1.1.Подготовительный этап

  В начале работы  определить тему и название мини-музея, разработать его модель, выбирать место для размещения.

Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

Мини-музеи могут быть разными и по оформлению, и по содержанию:

   - проведение консультаций;

  - проведение бесед о создании значении музея в группе;

  -  проведение занятий;

  - проведение родительского собрания («Мини музей в детском саду»);

  - проведение семинара практикума с родителями;

  - совместные вечера-развлечения;

  - совместные экскурсии в музей;

  - рассматривание экспонатов в музее.

 

 1.2.Практический этап (или этап реализации проекта)

Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.  

 - создание мини-музея в группе;

- сбор экспонатов для музея;

- разработка экскурсий.

Экспозиции в течение года могут изменяться.

 

1.3.Внедренческий

     - открытие мини-музея в группе;

   - экскурсия в мини-музей;

   - приглашение гостей (дети с других групп, родители)

   - разработка различных видов экскурсий для музея;

   - пополнения атрибутов для музея;

  - проведение образовательной деятельности в мини-музее. 

 

Так на протяжении учебного года, согласно тематики модуля, в нашей группе сменилось несколько музейных экспозиций, которые, безусловно, способствовали нашим воспитанникам наиболее широко изучить заданную тему.

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями и знаниями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины» 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  

Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ .-2005, №1

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x