Автор: Шуракова Анна Петровна
Особенности осуществления образовательного процесса.
(выступление на публичном докладе из опыта работы 20.05.2016. старший воспитатель Шуракова Анна Петровна)
Мы живём во времена больших перемен: как сказано в одном из документов 2013-2018 годы станут « временем перемен». Третий год (с 01.01.2014г) дошкольное образование внедряет в систему ДО стандарт ФГОС ДО. Что же такое стандарт? Это совокупность требований:
1. К реализации программы ДО;
2. К созданию условий в ДОО;
3. К результатам освоения программы.
Введение новых форм педагогической деятельности стало знаком нашего времени неслучайно. Наряду с традиционными в образовательный процесс стали внедряться инновационные формы деятельности детей.
1.СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ: Деятельностный подход; ребёнок развивается только в деятельности через игру, в ней ребёнок познаёт мир. Чтобы осуществить деятельностный подход, необходимо создать условия: во что играть? чем играть? У каждого ребёнка должен быть в руках материал для достижения результата. Мы отошли от прямого обучения «обучения за партами», обучаем детей в зоне познавательного интереса. Образование дошкольника согласно Стандарту становится развивающим и активным (каждый действует) и исследует.
Исследовательская деятельность – деятельность открытия, предполагает активное экспериментирование, увидеть необычное в обычном (например: в тепле распускаются листочки) почему? Дети самостоятельно делают выводы; у дошкольника основной путь развития – эмпирическое общение, т.е. (основанное на собственном опыте, с помощью образных средств и наглядности).
Стандарты дошкольного образования ориентируют педагогов ещё на один путь обучения
- Проектную деятельность; именно, в проектной деятельности поставлен акцент на сотрудничестве детей, педагогов и родителей. Проектная деятельность позволяет дошкольнику приобщиться к обществу и общественным знаниям. Конечно, метод проектов в своём полном варианте ориентирован на школьника. Но, детский сад является первой ступенью образования, и это введение дошкольника в практическую творческую коллективную деятельность в активном взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
Одной из прогрессивных возможностей сочетания обучение и развития дошкольника являются
Мультимедиа технологии. Мультимедиа технологии позволяют моделировать ситуации, с которыми ребёнок не может столкнуться в непосредственном опыте, позволяют соответствовать современности; позволяют предъявить информацию в игровой форме в сочетании изображения, звука, динамики и таят в себе большие возможности.
Все перечисленные приёмы обучения и развития дошкольника находят место в арсенале педагогов нашего детского сада, любой родитель мог их наблюдать, участвовать вместе со своими детьми в совместной деятельности.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Идеология СТАНДАРТА – детоцентризм. ( Детоцентризм — это стиль воспитания ребенка, где интересы семьи и внимание обращены только на него.), благодаря которому ребёнок имеет возможность задавать вопросы, удивляться, сомневаться и открывать истину. Наша с вами задача, взрослых – дать ему возможность жить полной жизнью и радоваться самому неповторимому и уникальному периоду жизни – ДЕТСТВУ! Например, в представленном вашему вниманию, сегодняшнее представление отражает все образовательные области и результат деятельности детей разных возрастных ступеней, но в большей степени результат детей подготовительной группы, т.к. именно, они является портретом выпускника детского сада:
·речевое: чтение- драматизация; выразительное чтение, чистая речь
·художественно-эстетическое: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах;
·познавательное: знания о Родине, армии, Дне Победы и др.
· социально-коммуникативное: умение взаимодействовать друг с другом, общаться, играть;
·физическое развитие: спортивные упражнения,перестроения
Таким образом, дошкольный ФГОС – не только «стандарт развития» (как сказано в управленческом документе), это попытка задать саморазвитие «как норму жизни» детей и взрослых в детском саду, с учётом их индивидуальных особенностей и сохранения здоровья.
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2раза в год, в начале учебного года(сентябрь –октябрь) и в конце(май) мы проводим диагностику освоения детьми образовательной программы); результаты фиксируем в таблицах, делаем выводы, определяем направления работы. ИРО Кировской области разработал и предлагает КАРТУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА. (показ и рассказ)
«Воспитание — великое дело: им решается участь человека»