Выступление на педагогическом совете 13.04.2015г. Серёгиной Татьяны Ивановны по теме: «Системный и деятельностный подход к воспитанию в начальной школе».

Автор: Серёгина Татьяна Ивановна

Выступление на педагогическом совете 13.04.2015г.

Серёгиной Татьяны Ивановны  по теме:

«Системный и деятельностный подход к воспитанию в начальной школе».

 

      «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» - сказал Антон Семёнович Макаренко.

 

          Говоря о системно - деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

         Цель моей воспитательной системы – поэтапное создание в классе условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни

Самопознание.   Самоопределение. Самореализация.   Саморегуляция.

Всю работу в классе я организую через систему проведения коллективно-творческих дел (КТД), что предполагает широкое участие каждого ученика и взрослого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел, придерживаясь следующих принципов:                                                                                                   

 -учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого «Каждый ребенок талантлив»;                                                                                                                          

- мажорность в общении и обучении;                                                                                                   

 - учет субъективности личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);                                                                                    

  - сочетание коллективного и индивидуального воспитания;                                                                      - приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т.д.);                                  

- превращение школы Знания в школу Воспитания.                                                       

 Но всем известно, что воспитание начинается с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы. Во всех своих делах я постоянно опираюсь на огромный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяю, использую в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условием положительного взаимодействия является доверительные отношения между мной и родителями. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной  дружной семьей: «школа = дети + родители + классный руководитель».                                                                                                      Расскажу немного о своей системе работы, отработанная годами. Одно из моих направлений воспитательной работы  «Я и моя семья», которое успешно реализуется каждые 4 года. Началом служит создание новой КЛАССной семьи 1 б класса , в которой уже царит уважение и внимание. Затем, праздник «Давайте познакомимся», на котором каждая семья творчески представила себя.

       Дальше пошли праздники нетрадиционные. Так, например, интеллектуально-познавательный праздник про кашу. «Ешьте кашу каждый день, силы набирайтесь! А чтоб было веселей, в 1б вы отправляйтесь»…на праздник «Нет пищи краше простой русской каши», на котором в главной роли – роли бабушки был сам учитель. Праздник познавательный, с играми, стихами и новой информацией о каше, где каждый ребенок показал себя не только в роли чтеца, информатора, артиста, но и в роли поедателя вкусных каш, которые приготовили к празднику любимые мамы и бабушки. В конце праздника каждому был вручен пакетик с быстрорастворимой кашей.

Следующий праздник «Я и имя мое». «Имя – стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия… Именем и словами создан и держится мир». И, на самом деле, Детей и родителей было не остановить с рассказами о своих именах. Они читали стихи, говорили об отличительных чертах своего имени, даже о тайне имени. Узнали много нового и необычного.

Запомнился детям и родителям познавательно-информационно- исследовательский проект «В гостях у тети Кошки». Принимали активное участие и дети и родители. Этому проекту предшествовала большая подготовка: конкурсы поделок, сочинений, фотографий про кошек. Каждый ребенок получил за активное участие орден Ученого Кота. А кульминационным моментом праздника было появление настоящего кролика – символа нового 2011года, которого принесли родители со своей дачи.

Кто из женщин не любит цветы? Был проведен «Бал цветов», который превзошел все мои ожидания! Я считаю его самым нежным, приятным и трогательным. Ведь, кто выращивает цветы- тот приносит радость и себе, и людям! Давайте дарить цветы друг другу, как это делали мы на празднике. Каждая мама, бабушка и гости получили цветок в подарок.

 

Еще об одном необычном празднике хочется сказать. Это полезно-развлекательный диспут «За чашкой чая – не скучаем!» Большая подготовка стоила того, праздник всем понравился, все ушли с массой впечатлений, да еще и с подарком: пачкой чая.

Я, когда напьюся чаю, про плохое забываю,                                                                                       Все обиды и тоску, все печали и хандру.                                                                                         А лишь хочется тогда танцевать мне до утра.                                                        Всех созвать своих друзей, чтоб жилось нам веселей. А живется нам и, правда, весело. Ведь работа в классе ведется по всем направлениям. Детям нравится, учитель радуется, родители довольны!

А потом мы по дорожке все отправились к Антошке.                                                     В огороде он мастак, знает, что сажать и как.                                                                 И попросили мы Антошку рассказать нам о картошке.

Для этого мы совершили заочное путешествие «Сегодня нам Антошка все расскажет о картошке», где главной героиней была сама госпожа Картошка. В ее честь состоялся праздник. Участниками праздника были и дети, и родители, и гости. Ученики показали свои артистические способности, полученные знания, а родители – кулинарные таланты. Выставка съедобных картофельных шедевров поразила всех присутствующих. В конце праздника госпожа Картошка пригласила гостей и участников отведать блюда, приготовленную из картофеля.

    Так что же такое системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию? Это когда:                                                                           1.Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.                                                   2.Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка.                                                                                 3.Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.                                                                                                             4. Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление классных и школьных традиций.

      Системный и деятельностный подход к воспитанию диктует необходимость выходить  за рамки школы, активно участвовать в городских мероприятиях. Что мы и стараемся делать.

В заключении хочется отметить, что активная творческая деятельность учащихся проявляется тогда, когда учитель сам является творческим человеком.

           «Учитель должен быть ни «над», ни впереди, а вместе с детьми. Он должен быть композитором ребячьей самодеятельности, но такой композитор, который сам нот не пишет, а вдохновляет свих воспитанников на сочинение музыки. Он дирижер ребячьей самодеятельности, но никто не должен видеть взмахов его палочки».                         Л.Н. Толстой

    Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеклассной работе позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность  найти себя ещё и  в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.    

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x